Научная статья на тему 'Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект'

Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Марина Вадимовна, Авилова Вилора Вадимовна

Рассмотрены теоретические и методологические предпосылки формирования региональной инновационной системы в условиях переходной экономики. Предложена структурно-функциональная схема инновационной системы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological preconditions of formation of regional innovative system in conditions transformational economy are considered. The structurally functional scheme of innovative system in region is offered.

Текст научной работы на тему «Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект»

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

Модель региональной инновационной системы:

теоретико-методологический аспект

М. В.Егорова,

к. э. н., доцент кафедры экономики Казанского государственного технологического университета им. С. М. Кирова

Рассмотрены теоретические и методологические предпосылки формирования региональной инновационной системы в условиях переходной экономики. Предложена структурно-функциональная схема инновационной системы в регионе.

В. В. Авилова,

д. э. н., профессор, зам. председателя правления Торговопромышленной палаты Республики Татарстан, зав. кафедрой экономики Казанского государственного технологического университета им. С. М. Кирова

Theoretical and methodological preconditions of formation of regional innovative system in conditions transformational economy are considered. The structurally functional scheme of innovative system in region is offered.

Построение экономики, ориентированной на инновационный тип развития, в современном понимании предполагает наличие развитой национальной инновационной системы.

В соответствии с мировой практикой организации инновационной деятельности институциональную основу национальной инновационной системы могут составлять два типа подсистем [1]: и научно-технологические территориально распределенные кластеры на базе национальных и транснациональных вертикально интегрированных корпораций в высокотехнологичных отраслях народного хозяйства (машиностроение, производство электронных компонентов и систем, связь и телекоммуникации, производство композиционных материалов нового поколения, биохимическая промышленность, фармацевтика, производство информационных технологий и пр.) и оборонно-промышленном комплексе; и региональные инновационные системы (РИС), характеризующиеся высокой степенью территориальной интеграции предприятий наукоемкого бизнеса в виде университетов, исследовательских комплексов, технополисов, технопарков, территорий инновационного развития.

Данные инновационные подсистемы, на наш взгляд, представляют собой две различные по содержанию организационные формы инновационных комплексов. При этом инновационные кластеры могут быть сформированы как в масштабах национальной экономики, так и в рамках отдельных регионов. В свою очередь, для РИС не обязательно должна быть свойственна высокая степень территориальной интеграции организаций научно-инновационного характера. Мы склонны РИС рассматривать как интегральную системную характеристику состояния, условий

и особенностей развития инновационной деятельности в том или ином регионе, его инновационного статуса, при этом сам регион с одинаковым успехом может выступать как в качестве донора, так и в качестве реципиента научных результатов и инноваций либо отличаться так называемой самодостаточностью. Таким образом, РИС предстает как совокупность организаций и предприятий, расположенных на данной территории и осуществляющих деятельность по созданию, коммерциализации и распространению инноваций, а также совокупность организаций инновационной инфраструктуры, органов государственного (регионального) управления и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития, отвечающих как особенностям, так и требованиям функционирования НИС.

Говоря в целом о состоянии научной и методологической проработанности вопросов формирования и функционирования инновационной системы России, в настоящее время можно выделить три основных подхода в изучении данной проблемы: и описание отдельных элементов инновационной системы и их взаимосвязей; и изучение международного опыта оценки инновационного потенциала, трансфера технологий, разработки инновационных стратегий с целью оказания стимулирующего воздействия на инновационное развитие России и ее регионов; и выработка подходов к оценке инновационности экономики России и ее повышению.

На этом фоне Е. А. Монастырный [2] предлагает использовать структурную модель инновационной системы в качестве рабочего инструмента для оценки текущего состояния инновационной системы страны или отдельных регионов, построения прогнозов ее развития, подготовки и принятия необходимых

управленческих решений. Региональная (или национальная) инновационная система представляется динамичной, развивающейся частью социально-экономической системы, в рамках которой формируются и развиваются новые элементы и взаимосвязи между ними. Поэтому к ее исследованию может быть применен инструментарий анализа социально-экономических систем. В общем виде модель инновационной системы рассматривается в виде следующей совокупности:

и элементы, отнесенные к трем уровням (основная деятельность, обеспечение основной деятельности, управление/ регулирование); и показатели инновационности каждого из элементов;

и характеристики внутренней структуры элементов инновационной системы; и взаимовлияния и взаимодействия между элементами при осуществлении инновационной деятельности;

и внешние связи инновационной системы.

Основной деятельностью в виде производства инновационной продукции занимаются крупные и средние промышленные предприятия, инновационные фирмы, прикладная наука и инновационный сектор научно-образовательного комплекса, составляющие производящую часть инновационной системы. В свою очередь, основную деятельность обеспечивают организации следующего уровня — инфраструктура, оказывающая услуги инновационного характера; учреждения (организации) образования, готовящие кадры для инновационной деятельности; научные центры и университеты, где происходит генерация большинства бизнес-идей, то есть результатов научных исследований, имеющих коммерческую ценность и (или) перспективу коммерциализации. Органы власти и управления (высший уровень инновационной системы) осуществляют управление (госсектор) и регулирование (частный сектор) инновационной деятельности, формируют программы развития и поддержки, проводят мониторинг состояния инновационной системы и осуществляют контроль выполнения проектов и программ. При этом особо отмечается роль науки в инновационной системе, которая является одновременно производящим и обеспечивающим элементом системы.

Данная модель представляет собой идеализированную структуру, построенную по принципу необходимости и достаточности. В действительности реальные инновационные системы в регионах России могут значительно отличаться от предложенного обобщения: одни элементы в них могут быть развиты в значительной степени, другие — вообще отсутствовать. Поэтому при построении модели инновационной системы на основе предложенной структуры это учитывается путем введения понятий потенциала элемента и коэффициента инновационности элемента.

Достоинством модели является демонстрация основной укрупненной структуры инновационной системы, одновременно являющейся универсальной для любого территориального образования. Но в ней

не нашли своего отражения взаимосвязи между элементами и уровнями, управление которыми, как известно, является решающим фактором эффективности функционирования любой системы.

Формирование в России федеративных отношений сопровождается ориентацией на экономическую самостоятельность и самодостаточность регионов. Это предполагает создание в каждом субъекте федерации своей собственной инновационной системы, учитывающей экономические особенности региона. При этом специалисты делают акцент на том, что понятие «инновационная система региона» должна рассматриваться не в виде технологических цепочек вертикально интегрированных имущественных комплексов, ведущих от НИОКР к инновациям, а как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций [3]. В рамках какого бы сценария ни формировалась региональная инновационная система следует помнить, что понимание процессов, происходящих внутри этой системы, позволяет выявить те сферы, стимулирование и развитие которых наиболее действенно будет способствовать конкурентоспособности продукции системы. Благодаря такому подходу становится возможным обнаружить нестыковки внутри системы, которые препятствуют технологическому развитию и внедрению инноваций. В данном случае наиболее ценной станет поддержка со стороны региональной власти, которая сможет улучшить взаимодействие между различными участниками инновационной деятельности и повысить активность предприятий, направленную на внедрение новых технологий. В этой связи специалисты предлагают придерживаться определенной схемы поддержки инновационного предпринимательства.

Тем не менее, в рамках РИС присутствует, во-первых, значительное число субъектов инновационной деятельности, в том числе относящихся не только к сфере предпринимательства; во-вторых, они не просто отличаются друг от друга структурными, функциональными и прочими характеристиками, но выполняют различные задачи; и в-третьих, между ними существуют (и/или целенаправленно формируются новые) вполне определенные взаимоотношения.

Нами предлагается следующая структурная схема функционирования РИС, отражающая ее основные элементы и их взаимосвязи (рис.).

Ядро РИС прежде всего составляют крупные промышленные предприятия, малые и средние предприятия и фирмы, финансово-промышленные группы (ФПГ), особые экономические зоны (в качестве примера такой зоной в Республике Татарстан является промышленно-производственная ОЭЗ в Елабуге со специализацией в области производства автокомпонентов и высокотехнологичной продукции нефтехимического направления), территории инновационного развития (ТИР). Также к ядру относятся научные организации, включающие научные организации академического и отраслевого профиля, проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведе-

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

Структурно-функциональная схема региональной инновационной системы

ния, имеющие научно-исследовательские подразделения, сюда же относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские (НИОКР) подразделения промышленных предприятий и другие виды организаций, выполняющих научно-технические работы. Образовательные организации, представленные высшими и средними специальными учебными заведениями (вузами и ссузами, соответственно), помимо выполнения НИОКР, обеспечивают квалификационноинтеллектуальную базу инновационных процессов.

Инфраструктура РИС представляется широким спектром организаций, выполняющих поддерживающие функции в обеспечении инновационных процессов. В первую очередь сюда относятся технопарки, научно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, обеспечивающие реализацию различных стадий инновационных процессов. Потребности в консалтинговых (менеджмент, маркетинг и пр.), инжиниринговых (инженерно-техническое обслуживание), лизинговых (финансовая аренда машин, оборудования и т.п.) и страховых услугах удовлетворяет ряд компаний соответствующего профиля. Значительная роль в инфраструктуре РИС отводится различным инновационным и венчурным фондам, обеспечивающим финансовую поддержку инновационных проектов. Важным элементом является организация трансфера технологий, например, через соответствующие центры. Данный компонент РИС наряду с центрами научно-технической и аналитической информации является, на наш взгляд, наименее развитым в настоящее время. Необходимыми также являются патентные службы, службы лицензирования и аккредитации, сертифи-

кации и стандартизации, экспертизы нововведений, а также различные центры поддержки и содействия инновационной и деловой активности, кадровые и учебные центры, общественные организации и союзы.

Для построения полноценной РИС и дальнейшего эффективного управления необходим координационный центр, например, Центр развития РИС. Он может иметь любой статус, но должен признаваться легитимным со стороны региональной администрации, государственных властных структур, министерств и ведомств, мотивация деятельности которых во многом определяет весь характер и приоритеты развития региона. Центр также должен иметь определенную степень автономии и полномочий.

В эффективности функционирования РИС задействован ряд механизмов. Прежде всего это административный механизм, представленный правительством региона и главами местных (муниципальных) администраций, определяющих «миссию» РИС. Регулирующий механизм представлен государственными управляющими структурами (министерства, ведомства и пр.), выполняющими роль проводников принятых решений и реализующими их на практике.

Немаловажное значение для развития РИС имеет активный характер инвестиционных процессов в регионе (инвестиционный механизм), представленных как внутренними (региональными) организациями, так и разнообразием внешних источников (в том числе зарубежных).

И, наконец, неотъемлемой частью успешности функционирования РИС является целенаправленное формирование инновационной институциональной среды в регионе, проявляющееся в действии инсти-

н

туционального механизма, основу которого составляют институты формального (законодательные и регулирующие нормы и учреждения) и неформального (традиции, менталитет, инновационная культура) типов.

В качестве конкретных стратегических механизмов и средств обеспечения функционирования РИС можно выделить:

и формирование долгосрочных и среднесрочных приоритеты инновационного развития экономики и социальной сферы с концентрацией на них соответствующих ресурсов, поддержкой результатов, а не отдельных коллективов; и стимулирующее законодательство; и разработку и реализацию концепции партнерства государства и бизнеса в достижении стратегических целей на базе формирования комплексных интеграционных программ и проектов на территории; формирование внутреннего рынка потребления результатов инновационной деятельности; территориальную и продуктово-технологическую кластеризацию инновационной деятельности в виде территорий инновационного развития и промышленно-технологических кластеров малого, среднего (технопарки, технополисы и пр.) и крупного (исследовательские центры и корпоративные университеты) бизнеса;

развитие фондового рынка и рынка венчурного капитала;

создание и развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории [1]. Одним из первых примеров формирования РИС в России по европейским методикам является разработки РИС в Томской области. Соответствующий проект был запущен в 2001-2002 гг. при совместном сотрудничестве местных, национальных и европейских консультантов (причем сотрудничество с командой европейских экспертов продолжалось и в рамках проекта ЕС 2005 г.). Разработанная в 2002 г. регио-

н

н

н

н

н

н

нальная инновационная стратегия стала частью стратегии развития региона. В качестве приоритетных были выделены следующие направления: и стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций; стимулирование создания малых инновационных предприятий;

привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу); создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций;

повышение уровня инновационной культуры в регионе.

Также среди основных была названа и задача создания центра знаний и инноваций на базе Томского научнообразовательного и инновационного комплексов.

В целом в России задача поддержки инновационного развития хотя и признана национальным приоритетом, но на современном этапе разработка региональных инновационных стратегий и программ сталкивается с различными проблемами методологического характера, поскольку в отличие от западных стран экономика страны находится в состоянии переходного периода, серьезных структурных и культурных трансформаций, формирования новой институциональной среды. Поэтому проблемы формирования РИС должны найти свое отражение в целом ряде теоретических и прикладных исследований. В этом процессе полезным опытом может стать разработка и построение РИС в нескольких пилотных регионах с целью выработки методологии формирования РИС, отвечающей специфике российских условий с дальнейшей ее апробацией в регионах.

Литература

С. И. Кортов. Процессный подход к управлению инновационной деятельностью на территории//Инновации, № 5, 2004.

Е. А. Монастырный. Структурная модель инновационной системы //Инновации, № 8, 2005.

В. А. Коноплев, В. Г. Водопьянов, С. М. Никитенко. Императивы формирования инновационной системы Кемеровской об-ласти//Инновации, № 9, 2003.

1.

2.

3.

предлагает:

ОАО «Трансфер»

Консультационные услуги по коммерциализации и передаче технологий. Управление инновационными проектами.

Подбор технологических решений по запросам промышленных предприятий, подготовку обзоров по рынкам и технологиям.

Информационную поддержку новых разработок, включая подготовку публикаций в журнале «Инновации».

Редакционно-издательские услуги по изданию книг, брошюр, каталогов, рекламно-информационных материалов и другой печатной продукции.

Обращаться в редакцию журнала «Инновации»

Тел./факс: (812) 234-0918; тел. (812) 234-6658. Е-таіІ: transfer@eltech.ru

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.