Научная статья на тему 'Модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку'

Модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / IMPLEMENTATION MODEL / MULTILEVEL FOREIGN LANGUAGE TRAINING / FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TEACHER TRAINING INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна, Пискунова Светлана Ивановна

В статье представлена модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку в педагогическом вузе. Главная цель предлагаемой модели создание педагогических условий для совершенствования личности студента, способной осознанно и мотивированно приобрести лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции для осуществления иноязычного, культурного и профессионального общения. Обосновывается вывод об эффективности выявленных педагогических условий, направленных на повышение уровня владения иностранным языком. Обсуждаются возможные методы и средства обучения и организационные формы учебного процесса. Отмечается, что в рамках спроектированной модели результатом работы по реализации разноуровневого обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогического вуза является повышение уровня владения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна, Пискунова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION MODEL OF MULTILEVEL FOREIGN LANGUAGE TRAINING

In the framework of the discourse, the article presents implementation model of multilevel foreign language training in pedagogical institution. The main objective of the proposed model is to create pedagogical conditions for the improvement of student's personality, which is consciously and with motivation capable to acquire linguistic, communicative and sociocultural competences for realization of foreign language, cultural and professional communication. It justifies the conclusion about the effectiveness of revealed pedagogical conditions, which are aimed at increasing the level offoreign language proficiency. Possible ways and means of training and organizational forms of the educational process are discussed. It is noted that in the framework of designed model the result of the implementation of multilevel foreign language training in pedagogical institution is the rise of the level of foreign language proficiency.

Текст научной работы на тему «Модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку»

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

БАБУШКИНА Лариса Евгеньевна - канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. E-mail: [email protected]

ПИСКУНОВА Светлана Ивановна - д-р филос. наук, проф., декан факультета иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. E-mail: [email protected]

Аннотация.. В статье представлена модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку в педагогическом вузе. Главная цель предлагаемой модели - создание педагогических условий для совершенствования личности студента, способной осознанно и мотивированно приобрести лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции для осуществления иноязычного, культурного и профессионального общения. Обосновывается вывод об эффективности выявленных педагогических условий, направленных на повышение уровня владения иностранным языком. Обсуждаются возможные методы и средства обучения и организационные формы учебного процесса. Отмечается, что в рамках спроектированной модели результатом работы по реализации разноуровневого обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогического вуза является повышение уровня владения иностранным языком.

Ключевые слова: модель обучения иностранным языкам, разноуровневое обучение иностранному языку, уровни владения иностранным языком, педагогические условия, педагогический вуз

Дляцитирования: Бабушкина Л.Е, Пискунова С.И. Модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку в педагогическом вузе // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 130-135.

Введение

Современное педагогическое образование сталкивается с новыми проблемами, которые требуют внедрения подходов, учитывающих развивающиеся инновационные процессы и направления в обучении. Специалист должен обладать всесторонней профессиональной компетентностью, неотъемлемыми составляющими которой являются лингвистическая, коммуникативная и социокультурная компетенции. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение иностранного языка, который позволяет успешно осуществлять личное и профессиональное общение с представителями других культур. С этой целью необходимо найти точки пересечения интересов будущей профессиональной деятельности

студентов, запросов общества и возможностей языка.

Преподаватели кафедры иностранных языков Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевье-ва нашли решение данной проблемы в реализации разноуровневого обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах педагогического вуза. Основой для разработки модели послужили исследования преподавателей факультета иностранных языков по таким направлениям, как профессиональная компетентность бакалавра педагогического вуза [1], организация самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов [2], формирование профессионально-ориентированной языковой компетенции студента педагогичес-

кого вуза [3], развитие лексических навыков при обучении иностранному языку [4] и др. В данной статье на страницах журнала «Высшее образование в России » кратко представлена модель реализации разноуровневого обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах педагогического вуза.

Цель, педагогические условия и результаты реализации разноуровневого обучения

Вопросами разработки модели обучения иностранным языкам занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи (Х.А. Акаева [5], Б. Бакланов [6], А.Н. Богомолов [7], Ю.И. Семенова [8], З.А. Айель [9] и др.).

Из всего многообразия предлагаемых подходов модель разноуровневого обучения кажется нам наиболее подходящей для решения заявленной проблемы. В основе модели лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, работать в группах, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивать автономность. Достоинства разработанной модели заключаются в целостности, взаимодополняемости, взаимообусловленности ее компонентов: цели, задач, субъекта учения (студент), субъекта научения (преподаватель), содержания учебного процесса (методы и средства обучения, организационные формы учебного процесса - аудиторная и внеаудиторная работа), уровней владения иностранным языком и результата. Цель - создание условий для совершенствования личности студента, способной осознанно и мотивированно приобрести лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции для осуществления иноязычного, культурного и профессионального общения.

В ходе проектирования модели были сформулированы следующие задачи: 1) проведение входного мониторинга для

выявления исходного уровня владения иностранным языком устудентов 1-го курса; 2) создание педагогических условий, направленных на эффективное овладение иностранным языком студентами на основе инновационной образовательной среды педагогического института; 3) оптимизация учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык», использование интенсивных методов развития навыков говорения, чтения, письма, аудирования на иностранном языке; 4) разработка системы мониторинговых мероприятий.

Важным компонентом разработанной нами модели является содержание учебного процесса: методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов и др.); средства обучения (компьютерный класс, Интернет-ресурсы, телекоммуникационные средства, видеозаписи, электронные учебники, проекты-презентации, программное обеспечение, проекторы, мультимедийное оборудование и др.); организационные формы учебного процесса (аудиторная работа: в группах, в парах, лекция, семинар, семинар-диспут, деловая игра, тренинг и др.; внеаудиторная

работа: выполнение проекта, круглый стол, конференция, СНО, внеаудиторные мероприятия и др.).

Спроектированная модель включает в свой состав анализ и коррекцию реализации выявленных педагогических условий, к которым относятся следующие: 1) формирование инновационной образовательной среды института и создание соответствующего научно-методического обеспечения процесса изучения иностранных языков; 2) организация занятий по учебным программам дополнительного образования;

3) активизация олимпиадного движения студентов неязыковых факультетов;

4) привлечение студентов к работе студенческих научных кружков, к участию в научных и культурных мероприятиях [10].

Важным элементом нашей модели являются уровни (базовый, средний, высокий). Проведенное нами исследование показало, что между отдельными студентами внутри каждого уровня существуют различия в степени владения иностранным языком и что каждый из предложенных уровней взаимодействует друг с другом.

Результатом работы по реализации разноуровневого обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогического вуза является значимое повышение уровня владения иностранным языком.

О ходе проведения эксперимента

Под разноуровневым обучением мы понимаем разный уровень усвоения учебного материала, когда темы, предписанные программой, остаются едиными для всех уровней обучения, а глубина и сложность одного и того же учебного материала в группах варьируются. Мы предположили, что группа обучающихся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимающихся вместе, будет чувствовать себя более комфортно, а использование предложенных в модели методов, средств, организационных форм учебного процесса и выявленных педагоги-

ческих условий позволит преподавателю увеличить время индивидуальной работы с каждым. Это может решить проблему дифференциации и индивидуализации обучения, так же как и проблему недостаточной активности обучаемых в ходе аудиторных занятий, так как появятся благоприятные условия для повышения уровня владения иностранным языком каждым студентом в соответствии с его способностями и возможностями. Кроме того, студенты смогут взять на себя больше ответственности за самостоятельный выбор уровня усвоения и сложности учебного материала, в зависимости от их профессиональной ориентации, интересов и наклонностей.

Принимая во внимание тот факт, что самостоятельность студентов в планировании своего времени для подготовки домаш-нихзаданий при ежедневном опросе и контроле явно ограничена, мы предположили также, что балльно-рейтинговая система контроля за усвоением материала, эффективно применяемая в МГПИ, раскрепостит обучающихся на занятии, позволит им научиться высказывать свою точку зрения, повысит их активность на занятии, что, в свою очередь, повлияет на оперативность обратной связи и позволит студентам взять

на себя ответственность за качество собственного образования. Одним из важнейших условий повышения уровня владения студентами иностранным языком является использование инновационной образовательной среды института и создание соответствующего научно-методического обеспечения процесса изучения иностранных языков, что дает возможность учесть интересы студентов в каждом конкретном случае. Такой личностно-ориентированный подход к обучению усиливает мотивацион-ную сторону изучения языка и способствует повышению уровня владения иностранным языком. Отправным моментом, определившим решение организовать разноуровневое обучение, является входное тестирование студентов, по результатам которого формируются несколько групп с ориентацией на разный уровень владения иностранным языком.

В уровневых группах (базовый, средний и высокий уровни владения иностранным языком) создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей студентов. Разработка четких требований к знаниям, умениям и навыкам зависит от конечных целей обучения. Кроме того, разрабатываются требования содержательного характера по каждому из вышеперечисленных аспектов языка и видов речевой деятельности, а также способы контроля за их выполнением. Преподаватели используют различные технологии и стратегии обучения, чтобы студенты каждого уровня чувствовали себя комфортно и уверенно.

Заключение

При реализации модели появляется свобода действий как преподавателей, так и студентов в вопросах выбора и проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Поэтому следует ожидать многообразия предложений, диверсификации образовательных программ и развития

педагогических технологий для её применения в учебном процессе. Представленная модель дает новые возможности для повышения качества подготовки педагогических работников,конкурентоспособности выпускников педагогического вуза на рынке интеллектуального труда.

Литература

1. Кирьякова О.В. К вопросу о сущности и

структуре когнитивного компонента профессиональной компетентности бакалавра педагогического вуза // Иностранные языки в школе и вузе (Международный семинар-практикум «Иностранные языки в школе и вузе» в рамках XI Международной научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения»); Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016.

2. Абанина Т.С. Дополнительное домашнее

чтение в системе организации самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов по иностранным языкам // Евсевьевские чтения. Серия: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход: сб. материалов Международной научно-практической конференции. Саранск, 2015. С. 7-14.

3. Еремкина Н.И. Мотивация как необходи-

мое организационно-педагогическое условие формирования профессионально-ориентированной языковой компетенции студента педагогического вуза // Профессионально-ориентированная языковая подготовка студентов неязыковых факультетов педагогического вуза; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. С. 40-59.

4. Lazutova L.A, Falileev A.E. Using of Google

resources for formation students' lexical skills teaching foreign languages at language faculties // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 96-99.

5. Акаева Х.А. Многоуровневая модель про-

фессионально ориентированного обучения иностранным языкам в системе «лицей - технический вуз» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 115. С. 210-214.

6. Бакланов Б. Диалогическая модель обуче-

ния иностранному языку // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 169-171.

7. Богомолов А. Модели виртуальной среды

обучения иностранному языку // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 57-61.

8. Семенова Ю.И. Многоуровневое обучение

как эффективная модель организации обучения иностранному языку // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 77-80.

9. Ayele Z.A. A Study on English Language Majoring Students' Use of English Language Learning Strategies: Hawassa University Students in Focus // International Journal of English and Education. ISSN: 2278-4012. Vol. 5, Iss. 3, July 2016. P. 475-487.

10. Бабушкина Л.Е, Пискунова С.И. Разноуровневое обучение иностранному языку студентов неязыковых факультетов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 7-12.

Статья поступила в редакцию 23.08.16.

IMPLEMENTATION MODEL OF MULTILEVEL FOREIGN LANGUAGE TRAINING

BABUSHKINA Larisa E. - Cand. Sci. (Pedagogy), Head of Department of Foreign Languages, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia. E-mail: [email protected]

PISKUNOVA Svetlana I. - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Dean of Faculty of Foreign Languages, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. In the framework of the discourse, the article presents implementation model of multilevel foreign language training in pedagogical institution. The main objective of the proposed model is to create pedagogical conditions for the improvement of student's personality, which is consciously and with motivation capable to acquire linguistic, communicative and sociocultural competences for realization of foreign language, cultural and professional communication. It justifies the conclusion about the effectiveness of revealed pedagogical conditions, which are aimed at increasing the level offoreign language proficiency. Possible ways and means of training and organizational forms of the educational process are discussed. It is noted that in the framework of designed model the result of the implementation of multilevel foreign language training in pedagogical institution is the rise of the level of foreign language proficiency.

Keywords: implementation model, multilevel foreign language training, foreign language proficiency, pedagogical conditions, teacher training institute

Cite as: Babushkina, L.E., Piskunova, S.I. (2016). [Implementation Model of Multilevel Foreign Language Training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 130-135. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Kiryakova, O.V. (2016). [To the Question About the Definition and Structure of a Cognitive Component of a Professional Competence of a Pedagogical Institution Bachelor]. «Inostrannye yazyki v shkole i vuze », Mezhdunarodnyi seminar-praktikum v ramkakh XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Osovskiepedagogicheskie chteniya » [ «Foreign Languages at Secondary and Higher Education», International Workshop in the Framework of the XI Int. Sci. and Practical Conf. «Osovsky Pedagogical Readings »]. Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Abanina, T.S. (2016). [Additional Home Reading in the Organization of Independent Work of

Students of Nonlinguistic Faculties of Foreign Languages]. Evsev' evskie chteniya. Seriya: lingvistika i metodika: mezhdistsiplinarnyipodkhod. [Evseviev Readings, Series: «Linguistics

and Methodology: a Multidisciplinary Approach»]. Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, pp. 7-14. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Eremkina, N.I. (2016). [Motivation as a Necessary Organizational and Pedagogical Condition of

Professionally-Oriented Language Competence Formation of Student of Pedagogical Higher Educational Institution]. Professional'no-orientirovannaya yazykovaya podgotovka studentov neyazykovykh fakul'tetov pedagogicheskogo vuza: monografiya [Professionally-Oriented Language Training of Students of Nonlinguistic Faculties of Pedagogical Institution]. Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, pp. 40-59. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Lazutova, L.A., Falileev, A.E. (2016). [Using of Google Resources for Formation Students' Lexical

Skills Teaching Foreign Languages at Language Faculties]. GumanitarnyeNauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 2 (26), pp. 96-99. (In Eng.)

5. Akayeva, Kh.A. (2009). [Multilevel Model of Vocation-Oriented Foreign Language Teaching in

the «Lyceum - Technical Higher Education Establishment» System]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. No. 115, pp. 210-214. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Baklanov, B. (2007). [Dialogic Model of Foreign Language Teaching]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 169-171. (In Russ.)

7. Bogomolov, A. (2008). [Models of Virtual Foreign Language Teaching Environment]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 57-61. (In Russ.)

8. Semyonova, Yu.I. (2008). [Multilevel Classes as an Effective Model of Foreign Language Teaching].

Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Theory ofLanguage and Intercultural Communication]. No. 3, pp. 77-80. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Ayele, Z.A. (2016). [A Study on English Language Majoring Students' Use of English Language

Learning Strategies: Hawassa University Students in Focus]. International Journal of English and Education. ISSN: 2278-4012. Vol. 5, Iss. 3, pp. 475-487.

10. Babushkina, L.E., Piskunova, S.I. (2016). [Multilevel Foreign Language Teaching Students of Nonlinguistic Faculties of Pedagogical Institution]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 2 (26), pp. 7-12. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 23.08.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.