1УДК 37.02+371 ББК 74.200
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е. В. Ковалевская, Т. С. Комиссарова
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки модели развития творческой личности на основе интеграции проблемного и экологического подходов в современном образовании на основе сопоставления этих подходов по следующих аспектам интеграции: понятийный, категориальный, модельный. Эта модель определяется как схема развития творческой личности и характеризуется как содержательная, процессуальная, функциональная. Модель включает три основания: основание цели современного образования, основание содержания современного образования, основание процесса проблематизации современного образования. Основание цели современного образования, базирующееся на интеграции проблемного и экологического подходов, содержит следующие компоненты: культура мышления, культура общения, культура поведения, культура ценностного отношения к миру. Основание содержания современного образования, основанное на экологическом подходе, включает следующие компоненты: система знаний, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностное отношение к миру и его проблемам. Основание процесса проблематизации современного образования, базирующееся на проблемном подходе, содержит следующие компоненты: возникновение/преодоление преграды, нарушение/восстановление структуры, наличие/решение альтернативы, исключение/нахождение информации. Модель способствует развитию ценностно-ориентированной творческой личности.
Ключевые слова: интеграция проблемного и экологического подходов, понятийный аспект интеграции подходов, категориальный аспект интеграции подходов, модельный аспект интеграции подходов, модель развития творческой личности, основание цели современного образования, основание содержания современного образования, основание процесса проблемати-зации содержания современного образования, модели проблемной ситуации, типы проблемных заданий.
CREATIVE PERSONALITY DEVELOPMENT MODEL BASED ON THE INTEGRATION OF PROBLEM-SOLVING AND ECOLOGICAL APPROACHES IN MODERN EDUCATION
E. V. Kovalevskaya, T. S. Komissarova
Abstract. The article considers the issues of developing a model of a creative personality based on the integration of problematic and ecological approaches in modern education by comparing these approaches to the following aspects of integration: content, categorical and model ones. This model is defined as a kind of creative personality forming road map and is characterized as meaningful, procedural and functional. The model incorporates three bases: the goal of modern education: the content of modern education; and problem-setting process in modern education. The basis of the goal of modern education, integrating the problem-solving and ecological approaches, incorporates the fol-
lowing components: thinking culture, communication culture, conduct culture, world values appreciation. The ecological approach basis of modern education comprises the following components: the system of knowledge, skills and abilities; the experience of creative activities; appreciation of world values and understanding its problems. The problem-setting model in modern education includes the following steps: rise/get over obstacles; breach/restore the structure; find/solve alternative; exclude/ select information. The above-mentioned model promotes the development of a values-oriented creative personality.
Keywords: integration of problem-solving and ecological approaches, content integration aspect, categorical integration aspect, model integration aspect, model of developing a creative personality the goal of modern education, the content of modern education, problem-setting process in modern education, models of problem-solving situations, types of problem-solving tasks.
Современное образование, как известно, нацелено на формирование и развитие творческой личности, способной решать проблемы в нестандартных ситуациях, возникающих в современном обществе, ориентированном на создание нового. Данные цели отмечаются в государственных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Все это связано с поиском аспектов интеграции подходов, гармонизации обновленных целей, содержания и процесса современного образования, что отражается в моделях формирования и развития творческой личности - личности XXI в.
Возникает несколько вопросов: 1. Что такое современное образование? 2. Что означает интеграция подходов и какими могут быть аспекты интеграции? 3. Как могут быть интегрированы проблемный и экологический подходы? 4. Как строится модель развития творческой личности на основе интеграции проблемного и экологического подходов? 5. Какие примеры реализации данной модели можно привести?
Что такое современное образование? Для ответа на этот вопрос необходимо, во-первых, дать определение понятия «образование», во-вторых, выявить особенности современного образования.
Образование, по словарному определению, трактуется как «обучение, просвещение», «процесс и результат усвоения суммы знаний и умений», «совокупность знаний, полученных в результате обучения» [1, с. 436]. Вместе с тем специфика современного образования состоит в том, что, с одной стороны, нарастающий объем информации в обществе приводит к увеличе-
нию объема усваиваемых знаний, что вызывает необходимость овладения не столько самими знаниями, сколько способами их получения; с другой стороны, нарастающая проблематиза-ция в обществе и в образовании стимулируют разрешение этой ситуации на основе интеграции подходов в современном образовании.
Что означает интеграция подходов и какими могут быть аспекты интеграции? Здесь имеет смысл, во-первых, дать определение интеграции подходов, во-вторых, выявить аспекты интеграции подходов.
По словарному определению, интеграция трактуется как «процесс или действие, имеющие своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства» [2, с. 181]. По мнению И. А. Зимней, - как категория, подход, шире понятия «стратегия обучения», поскольку он ее в себя включает, тем самым определяя методы, а также формы обучения [3, с. 75]. Исходя из сказанного, интеграция подходов может трактоваться как процесс объединения стратегий образования в целом и обучения, в частности, на основе выявления аспектов их интеграции.
Аспектами интеграции подходов, как нами ранее отмечалось, могут быть, во-первых, понятийный аспект, который выявляет базовые понятия подходов и их взаимосвязь; во-вторых, категориальный аспект, который определяет соотношение этих подходов с основными общепедагогическими категориями; в-третьих, модельный аспект, который иллюстрирует в моделях возможность интеграции подходов, в качестве которых нами были избраны проблемный и экологический подходы.
Как могут быть интегрированы проблемный и экологический подходы? Исходя из того,
что ранее нами были выявлены три аспекта интеграции подходов, следует, во-первых, сопоставить эти подходы в контексте понятийного аспекта; во-вторых, сравнить данные подходы в плане категориального аспекта; в-третьих, рассмотреть их в свете модельного аспекта интеграции подходов.
Итак, анализ понятийного аспекта дает сопоставление понятийного аппарата, то есть базовых понятий проблемного и экологического подходов. Как нами ранее отмечалось, проблемный подход, нацеленный на развитие творческой личности, раскрывается на основе систематизации его базовых понятий в форме «понятийной цепи»: проблемность - основное условие реализации цели развития мира и человека; проблемная ситуация - способ создания проблемности; проблемная задача - средство создания проблемной ситуации; проблема - единица содержания проблемного образования; проблематизация как механизм вскрытия проблемы в объекте субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной сферах.
Возникает вопрос, можно ли перенести эту понятийную цепь в пространство экологического подхода? Как нам кажется, современное образование предполагает включение, то есть «вписывание» образа человека в образ современного проблемного мира, где: с одной стороны, человек должен видеть и решать постоянно возникающие «проблемы», быть творческой личностью (творчество здесь понимается как процесс создания «нового» для себя и для других, для окружающего мира), что в образовательном процессе осуществляется на основе проблемного подхода; с другой стороны, человек должен видеть и решать постоянно возникающие «экологические проблемы» (человек, среда, отношения человека и среды), что в образовательном процессе реализуется на основе экологического подхода [4, с. 19-22].
Таким образом, экологический подход, также направленный на развитие творческой личности через постановку и решение экологических проблем может быть основан на «понятийной цепи»: «экологичность» как основное условие развития экологически ориентированной личности в мире; экологическая ситуация
как способ создания «экологичности»; экологическая задача как средство создания экологической ситуации; «экологема» или экологическая проблема как единица содержания экологического образования; «экологизация» как механизм вскрытия экологической проблемы в объекте субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной деятельности. Таким образом, проблемный и экологический подходы могут быть интегрированы в контексте понятийного аспекта.
Рассмотрим теперь возможность интеграции проблемного и экологического подходов на основе категориального аспекта, определяющего соотношение этих подходов с такими общепедагогическими категориями, как цель, содержание, методы.
Так, целью проблемного подхода как образовательной стратегии является воспитание культуры мышления через развитие творческого мышления, культуры общения через развитие творческих межличностных отношений, культуры поведения через развитие творческой деятельности, культуры ценностного отношения к миру, через развитие самой творческой личности при постановке и решении проблем субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности. Возникает вопрос, можно ли интегрировать проблемный и экологический подходы по категории цели? Если да, то как это можно сделать?
Анализируя цели экологического образования, основанного на экологическом подходе, в контексте формирования системы ценностных ориентаций обучающихся, М. В. Аргунова, Г. А. Ягодин, Т. А. Плюснина отмечают «познание как ценность, "я" как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, социально значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность» [5, с. 80-83]. Если сопоставить цели проблемного и экологического подходов к образованию, то можно увидеть направления их интеграции. Во-первых, «познание как ценность» реализуется на основе творческого мышления (культура мышления); во-вторых, «другие люди как ценность» соотносится с развитием творческих межличностных
отношений (культура общения); в-третьих, «социально значимая деятельность как ценность» связана с творческой деятельностью (культура поведения); в-четвертых, «я как ценность» и «природа как ценность» соотносятся с самой творческой личностью (культура ценностного отношения к миру)».
Исходя из сказанного, на основании интеграции проблемного и экологического подходов по категории цели можно представить «зеркальное» определение экологического подхода. Экологический подход - это образовательная стратегия, нацеленная на формирование культуры экологического мышления, культуры экологического общения, культуры экологического поведения, культуры экологического ценностного отношения к миру в ходе постановки и решения экологических проблем субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности.
Что качается уровней проблемности, то в теории проблемного обучения они были описаны В. А. Крутецким и Т. В. Кудрявцевым [6; 7]. На основе интеграции этих уровней проблемности нами были выявлены четыре основных уровня проблемности в зависимости от степени активности педагога и обучающегося в постановке и решении проблем: проблемное изложение педагогом учебного содержания, постановка педагогом проблемы и ее решение вместе с обучающимся, постановка педагогом проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся, самостоятельная постановка и решение обучающимся проблемы.
Эти уровни проблемности могут быть перенесены и в сферу экологического подхода: проблемное изложение педагогом экологического содержания, постановка педагогом экологической проблемы и ее решение вместе с обучающимся, постановка педагогом экологической проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся, самостоятельная постановка и решение обучающимся экологической проблемы. После доказательства возможности интеграции проблемного и экологического подходов в категориальном аспекте по категории цели перейдем к вопросам интеграции этих подходов по категории содержания образования.
Итак, рассмотрим возможность интеграции проблемного и экологического подходов в плане категории содержания современного образования, для которого характерным является его видение в контексте культуры. При этом не только образование может рассматриваться в контексте культуры, но и культура может раскрываться в контексте образования. Так, культура в обобщенном виде определяется теоретиком проблемного обучения И. Я. Лернером «как социальный опыт, накопленный человечеством и включающий знания, способы репродуктивной и творческой деятельности, систему эмоционально-ценностных отношений к миру, окружающей действительности» [8, с. 27].
Здесь же И. Я. Лернер пишет, что на всех ступенях обучения необходимо содержание образования, «включающее систему взаимосвязанных и постоянно усложняющихся знаний, в том числе глобальных проблем человечества; способы применения знаний на широко понимаемой, то есть теоретической и прикладной (технологической) практике; структура творческой деятельности на основе приобретенных знаний и умений; эмоционально-ценностное отношение как к процессу усвоения содержания образования, так и к объектам усвоения, к познаваемому миру и его проблемам» [8, с. 43]. Также в содержание образования наряду с «готовыми» знаниями и опытом деятельности «по образцу» В. В. Краевский включает как опыт творческой деятельности, так и эмоционально-ценностные отношения [9].
И именно поэтому культура как социальный опыт творческой деятельности поколений может быть присвоена личностью через освоение содержания образования в совокупности вышеперечисленных компонентов в контексте проблемного подхода: система знаний, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и его проблемам. В контексте экологического подхода мы можем рассмотреть «зеркальные» компоненты содержания экологического образования: система экологических знаний, умения и навыки применения экологических знаний, опыт творческой экологической деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и экологическим проблемам.
Все это позволяет определить современное образование в целом и экологическое образо-
вание в частности как «процесс и результат овладения системой знаний, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, эмоционально-ценностным отношением к миру и его проблемам на основе овладения способами их добывания в контексте культуры личности и общества» [10, с. 24-29]. Итак, была показана возможность интеграции проблемного и экологического подходов в контексте их сопоставления по категории содержания образования.
Перейдем к интеграции проблемного и экологического подходов в контексте категории метода. Как известно, в качестве главного механизма, способа, метода (в зависимости от плана рассмотрения) проблемного образования выступает проблематизация как метод, раскрывающий процесс вскрытия педагогом и обучающимся в учебном содержании проблем, на основе которых формулируются проблемные задачи, стимулирующие различные модели проблемной ситуации.
На основе концепции А. М. Матюшкина о существовании четырех моделей проблемной ситуации удалось предположить, что если существует не одна, а четыре модели проблемной ситуации, то должны существовать не один, а четыре типа проблемных заданий, каждое их которых как средство создания проблемной ситуации (при условии его соответствия коммуникативно-познавательным потребностями и возможностям обучающихся)
может стимулировать «определенную модель проблемной ситуации» [11, с. 55-58].
Таким образом, четыре модели проблемной ситуации, которые были систематизированы А. М. Матюшкиным, могут быть соотнесены с четырьмя типами проблемных заданий, которые стимулируют определенную модель проблемной ситуации (таблица).
Вышеназванные четыре типа проблемных заданий являются средством создания четырех моделей проблемной ситуации, которые могут переходить одна в другую. Поэтому на материале обучения экологии был зафиксирован пятый тип проблемных заданий пространственно-графического типа [13, с. 205]. Таким образом, метод проблематизации содержания современного образования в целом и экологического образования в частности реализуется как проблематизация на основе включения, то есть возникновения преграды (преодоления преграды) в содержании образования; пробле-матизация на основе нарушения структуры (восстановления структуры) содержания образования; проблематизация на основе включения, то есть наличия альтернативы (решения альтернативы) в содержании образования; проблематизация на основе исключения информации (нахождения информации) в содержании образования.
Итак, нам удалось показать, что проблемный и экологический подходы могут быть интегри-
Таблица
Соотношение моделей проблемной ситуации и типов проблемных заданий
№ Модели проблемной ситуации. Главное условие, вызывающее проблему. Способ решения (по А. М. Матюшкину) [11] Типы проблемных заданий для обучения
иностранному языку (по Е. В. Ковалевской) [12] Экологии (по Т. С. Комиссаровой) [13]
1 Поведенческая модель. Препятствие на пути к цели. Преодоление препятствия, обходной путь Задание содержит преграду на пути к цели, которую нужно преодолеть Задания на преодоление преграды на пути к цели, при отсутствии возможности прямого преодоления — поиск обходного пути
2 Гештальтмодель. Деструктурированность условий и предмета мышления. Создание хорошей структуры понимания Задание указывает на нарушение структуры объекта и необходимость восстановления правильной структуры Задания на создание и осознание структуры решения
3 Вероятностная модель. «Препятствие», выраженное в альтернативе. Выбор адекватного действия В задании указывается на «преграду», выраженную в альтернативе, которую нужно преодолеть, сделав выбор Задания на выбор оптимального действия для преодоления преграды, выраженной в альтернативе
4 Информационная модель. Несоответствие наличных и требуемых знаний. Достижение новых знаний, необходимой информации В задании указывается на недостаток информации, которую нужно найти Задания на поиск новых знаний, получение новой информации
рованы и в контексте категории метода, в качестве которого выступает проблематизация содержания. Доказав возможность интеграции проблемного и экологического подходов на основе их сопоставления по категориальному аспекту, перейдем к рассмотрению интеграции этих подходов в контексте модельного аспекта.
Как строится модель развития творческой личности на основе интеграции проблемного и экологического подходов? Отвечая на этот вопрос, целесообразно, во-первых, дать определение понятия «модель»; во-вторых, показать значение проблемного и экологического подходов в построении этой модели; в-третьих, описать модель и привести примеры ее реализации.
В соответствии со словарным определением, модель «в широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж... и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинал» данной модели в качестве его «представителя») [14, с. 822]. Таким образом, модель может трактоваться как схема или образец объектов, процессов и явлений, а также характеризоваться как функциональная, фиксирующая нацеленность модели; содержательная, раскрывающая ее содержание; процессуальная, демонстрирующая процесс ее реализации.
При построении нашей модели проблемный и экологический подходы будут соотноситься с ее основаниями: основание цели современного образования базируется на интеграции проблемного и экологического подходов, основание содержания современного образования - на экологическом подходе, основание процесса современного образования -на методе проблематизации содержания современного образования.
Итак, перейдем к рассмотрению модели развития творческой личности на основе интеграции проблемного и экологического подходов в современном образовании (рис.).
Данная модель:
• основана на интеграции проблемного и экологического подходов;
• определяется как схема (образец) развития творческой личности и характеризуется как функциональная, процессуальная и содержательная модель;
• включает 3 основания - основание цели современного (экологического) образования, соотносимое с интеграцией проблемного и экологического подходов, которое включает следующие компоненты: культура мышления, культура общения, культура поведения, культура ценностного отношения к миру; основание содержания современного образования, соотносимое с экологическом подходом, которое включает следующие компоненты: система знаний (экологических); умения и навыки (применения экологических знаний); опыт творческой (экологической) деятельности; ценностное отношение к миру и его проблемам (экологическим); основание процесса проблематиза-ции содержания современного (экологического) образования, которое включает следующие компоненты: возникновение/преодоление преграды; нарушение/восстановление структуры; наличие/решение альтернативы; исключение/нахождение информации.
• отличается вариативностью, иллюстрируя до 64 вариантов ее рассмотрения, что может быть подтверждено примерами применения этой модели.
Какие примеры реализации данной модели можно привести? Ограничиваясь рамками одной статьи, обратимся к одному из оснований модели - основанию проблематизации содержания современного образования. Важно, что
Рис. Модель развития творческой личности на основе интеграции проблемного и экологического подходов в современном образовании
использование разработанной нами модели позволяет проблематизировать уже существующие учебники, учебные тексты, учебные задания, учебные вопросы. Рассмотрим проблема-тизацию учебных заданий из учебника по экологии для вузов В. И. Коробкина и Л. В. Пере-дельского [15], который используется при подготовке учителей экологии. В качестве учебных заданий в данном учебнике выступают вопросы к тексту в конце каждой главы.
1. Проблемные задания, стимулирующие поведенческую модель проблемной ситуации.
Непроблемное задание: «Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время».
Проблемное задание: «Найдите противоречие. Как решить проблему? Как остановить вымирание животных из-за уменьшения их численности и сокращения биологического разнообразия? Как быть? Ваши действия?»
2. Проблемные задания, стимулирующие гештальтмодель проблемной ситуации и вероятностную модель проблемной ситуации.
Непроблемное задание: «Дайте определение загрязнения окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы».
Проблемное задание: «Восстановите информацию в правильной последовательности и выберите правильный вариант. Можете ли вы сравнить последствия единовременного извержения вулкана, работы угольной котельной в течение года, и 3000 автомобилей за три месяца? В чем сходства и отличия этих видов загрязнения окружающей среды? Как можно определить загрязнение окружающей среды? Каковы его виды, объекты и масштабы?»
3. Проблемные задания, стимулирующие вероятностную модель проблемной ситуации.
Непроблемное задание: «Назовите главные загрязнители атмосферного воздуха».
Проблемное задание: «Выберите из предложенных лучшее определение загрязнения, загрязняющих компонентов (предлагается несколько определений). Какие загрязняющие компоненты более опасны? Каков состав воздуха без их учета? Какие загрязняющие компоненты попадают в атмосферу антропогенным путем, а какие - естественным? Возможно ли полное прекращение антропогенного загряз-
нения воздуха? Какие изменения произойдут при этом? Можете ли вы проанализировать последствия попадания загрязнителей в воздух? Будет ли отличаться структура очищенного воздуха от его структуры до загрязнения?»
4. Проблемные задания, стимулирующие информационную модель проблемной ситуации.
Непроблемное задание: «Назовите основные виды вмешательства человека в экологические процессы».
Проблемное задание: «Найдите информацию. Догадайтесь, что понимается под экологическим процессом? Какие виды экологических процессов вы знаете, а какие вам не известны? Какую роль играет человек в экологических процессах? Какие виды вмешательства человека в экологические процессы наиболее опасны, и почему?»
5. Проблемные задания пространственно-графического типа.
Непроблемное задание: «Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человеческой популяции и природных биотических сообществ?»
Проблемное задание: «Представьте информацию графически в пространстве. Какую схему поступления загрязняющих веществ в окружающую среду вашего населенного пункта вы можете графически представить? Какие могут быть способы решения проблем загрязнения вашего населенного пункта? По итогам исследования подготовьте презентацию и сделайте доклад. Предложите и обоснуйте наиболее интересные, на ваш взгляд, темы занятий для экологического кружка в вашей школе. Приведите план одного из занятий».
Подводя итог сказанному, отметим, что разработанная нами модель способствует развитию творческой личности: во-первых, нацеленной на воспитание культуры мышления, культуры общения, культуры поведения, культуры ценностного отношения к миру и его проблемам; во-вторых, владеющей системой знаний, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, ценностным отношением к миру и его проблемам; в-третьих, умеющей ставить и решать проблемы на основе преодоления преграды, восстановления структуры, решения альтернативы, нахождения информации.
Проведенное нами исследование будет представлено в форме доклада на XIX Москов-
ской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» по теме «Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации», которая состоится в Москве в марте 2019 г.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд. доп. - М.: Азбуковник, 2001. - 944 с.
2. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутчен-ко. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд. доп., испр. и пер. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
4. Ковалевская Е. В. Аспекты интеграции проблемного, экологического и проектного подходов в современном образовании // Проблемный и экологический подходы в современном образовании: материалы IX Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» (19-20 марта 2009 г.): сб. ст. / отв. ред. Е. В. Ковалевская. -М.: Спутник+, 2009. - С. 19-22.
5. АргуноваМ. В., Ягодин Г. А., Плюснина Т. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в условиях модернизации российского образования // Проблемный и экологический подходы в современном образовании: материалы IX Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» (19-20 марта 2009 г.): сб. ст. / отв. ред. Е. В. Ковалевская. - М.: Спутник+, 2009. -С. 80-83.
6. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
7. Кудрявцев В. А. Психология технического мышления (процесс и способы решения задач). - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
8. Лернер И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия. - М.: РОУ, 1995. - 128 с.
9. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
10. Ковалевская Е. В. Проблемный и ноосфер-ный подходы в реализации средств современного образования (лингво-педагогиче-ская модель) // Проблемный и ноосферный подходы к реализации средств современного образования в условиях устойчивого развития цивилизации: материалы XVI Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» (17 марта 2016 г.): сб. ст. / отв. ред. Е. В. Ковалевская. - М.: Спутник+, 2017. - С. 24-29.
11. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.
12. Ковалевская Е. В. Модели проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку // Проблемность и профильность в образовании - условия устойчивого развития цивилизации: материалы VI Московской международной конференции «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых». -М.: Спутник+, 2006. - С. 55-58.
13. Ковалевская Е. В., Комиссарова Т. С. Построение модели формирования творческой личности на основе проблемного подхода. Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 5. - Ч. 2. - 201-208.
14. Большой энциклопедический словарь. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 822 с.
15. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология: учебник для вузов. - 12-е изд., доп. и пер. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 602 с.
REFERENCES
1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy. Moscow: Azbukovnik, 2001. 944 p.
2. Gubskiy E. F., Korableva G. V., Lutchenko V.
A. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow: INFRA-M, 1999. 576p.
3. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologi-ya: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Logos, 1999. 384 p.
4. Kovalevskaya E. V. Aspekty integratsii prob-lemnogo. ekologicheskogo i proyektnogo podk-hodov v sovremennom obrazovanii. In: Prob-lemnyy i ekologicheskiy podkhody v sovremennom obrazovanii. In: Proceedings of the
IX Moscow International conference "Obra-zovaniye v XXIveke glazami detey i vzroslykh" (19-20 Mar. 2009). Moscow: Sputnik +, 2009. Pp. 19-22.
5. Argunova M. V., Yagodin G. A., Plyusnina T. A. Ekologicheskoye obrazovaniye v interesakh us-toychivogo razvitiya v usloviyakh modernizat-sii rossiyskogo obrazovaniya. In: Problemnyy i ekologicheskiy podkhody v sovremennom ob-razovanii. Proceedings of the IXMoscow International conference "Obrazovaniye v XXI veke glazami detey i vzroslykh" (19-20 Mar 2009). Moscow: Sputnik +, 2009. Pp. 80-83.
6. Krutetskiy V. A. Osnovy pedagogicheskoy psik-hologii. Moscow: Prosveshcheniye, 1972. 255 p.
7. Kudryavtsev V. A. Psikhologiya tekhnicheskogo myshleniya (protsess i sposoby resheniya za-dach). Moscow: Pedagogika, 1975. 304 p.
8. Lerner I. Ya. Filosofiya didaktiki i didaktika kak filosofiya. Moscow: ROU, 1995. 128 p.
9. Krayevskiy V. V. Obshchiye osnovy pedagogiki: Uchebnik dlya studentov vysshikh peda-gogicheskikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2008. 256 p..
10. Kovalevskaya E. V. Problemnyy i noosfernyy podkhody v realizatsii sredstv sovremennogo obrazovaniya (lingvo-pedagogicheskaya model). In: Problemnyy i noosfernyy podkhody k
realizatsii sredstv sovremennogo obrazovaniya v usloviyakh ustoychivogo razvitiya tsivilizat-sii. Proceedings of the XVI Moscow international conference "Obrazovaniye v XXI veke glazami detey i vzroslykh" (17 Mar. 2016). Moscow: Sputnik +, 2017. Pp. 24-29.
11. Matyushkin A. M. Myshleniye, obucheniye, tvorchestvo. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut; Voronezh: NPO "MODEK", 2003. 720 p.
12. Kovalevskaya E. V. Modeli problemnykh situ-atsiy v protsesse obucheniya inostrannomu ya-zyku. In: Problemnost i profilnost v obrazovanii - usloviya ustoychivogo razvitiya tsivilizatsii.
Proceedings of the VI Moscow international conference "Obrazovaniye v XXI veke - glazami detey i vzroslykh". Moscow: Sputnik+, 2006. Pp. 55-58.
13. Kovalevskaya E. V., Komissarova T. S. Postroy-eniye modeli formirovaniya tvorcheskoy li-chnosti na osnove problemnogo podkhoda. Is-toricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl. 2017, Vol. 9, No. 5, part 2, pp 201-208.
14. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar. Vol. 1. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1991. 822 p.
15. Korobkin V. I., Peredelskiy L. V. Ekologiya: Uchebnik dlya vuzov. Rostov-on-Don: Feniks, 2007. 602 p.
Ковалевская Елена Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией лингвопедагогики и проблемного обучения Нижневартовкого государственного университета; директор Центра изучения иностранных языков «Лингвастарт» e-mail: [email protected]
Kovalevskaya Elena V., ScD in Education, Professor, Head of Lingua-pedagogical and Problem-Solving Educational Laboratory, Nizhnevartovsk State University; Head of Foreign Languages Learning Center "Lingua-start" e-mail: [email protected]
Комиссарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института географии, экологии и природопользования Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Komissarova Tatiana S., ScD in Education, Head of Geographic, Ecological and Natural Resources Institute, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg e-mail: [email protected]