Научная статья на тему 'Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности'

Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5119
935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздкова Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздкова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

УДК 373.2 Т.С. ГВОЗДКОВА

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

Ключевые слова. Проектная деятельность, творческие способности дошкольника, моделирование воспитательно-образовательного процесса.

В современных условиях становления демократического общества проблема развития творческих способностей стоит особенно остро. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как одна из важных задач, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного. Целесообразность изучения проблемы развития творческих способностей дошкольников обусловлена реализацией Федеральной целевой программы «Дети России».

На современном этапе в отечественной (Н.Ю.-Пахомова [6], Н.В.Матяш [5]) и зарубежной (Дж.Дьюи [2]) научной практике распространена точка зрения о тенденции смены традиционного образования продуктивным обучением, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует метод проектов как одна из современных технологий образовательного процесса. Использование проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды.

В данной статье мы рассматриваем реализацию структурно-функциональной модели развития творческих способностей дошкольников в проектной деятельности дошкольного учреждения N° 32 «Рябинка» г. Серпухова.

МДОУ детский сад комбинированного вида № 32 «Рябинка» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательнообразовательного процесса. Внедрение в прак-

тику дошкольного учреждения проектного метода обусловлено прежде всего тем, что он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает умственные, творческие способности - необходимые качества развитого интеллекта.

В нашем случае мы взяли за основу положения Н.В.Кузьминой [3], теоретическая модель педагогической системы которой состоит из совокупности следующих компонентов: целевой, содержательный, организационно-практический, оценочно-критериальный.

При разработке теоретической модели развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности мы руководствовались следующими принципами: принцип культурологичности, принцип диалогичности, принцип эмоционального насыщения, принцип креативности, принцип вариативности.

Для реализации целей и обозначенных принципов необходимо осуществить следующие задачи:

- создать единое образовательное пространство с целью развития и формирования опыта, практических умений и навыков в проектной деятельности;

- обеспечить условия для формирования личностных качеств дошкольников, необходимых для выполнения работы и достижения желаемого результата;

- организовать работу по совершенствованию опыта творческой деятельности.

Теоретическая модель развития творческих способностей дошкольников в проектной деятельности включает содержательный компонент:

функции (диагностическая, организаторская, обучающая, развивающая, воспитывающая, оце-ночно-корректирующая), основные направления и содержание деятельности.

Содержание педагогической деятельности направлено на развитие творческих способностей дошкольников. При этом особое внимание уделяется проектной деятельности, которая является одним из условий создания атмосферы творчества, поскольку только в творчестве происходит преобразование деятельности, определяющей саморазвитие всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Педагогическое обеспечение процесса развития творческих способностей дошкольников показано в деятельности, составляющей организационно-практический компонент / этапы, формы, методы, условия/.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется на следующих этапах:

Начальный этап - создание благоприятных условий для развития творческих способностей в проектной деятельности. На данном этапе осуществляется диагностика степени развития компонентов творческих способностей дошкольников и устанавливается исходный уровень их сфор-мированности. Конструируется и создается гибкое и открытое пространство дошкольного учреждения, осуществляется выработка общих целей, формируется мотивация к совместной проектной деятельности, выбираются варианты работы.

Процессуальный этап - организация деятельности всех субъектов образовательной среды дошкольного учреждения для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

В ходе процессуального этапа работа дошкольного учреждения, ориентированная на развитие творческих способностей дошкольников в проектной деятельности, осуществляется в следующих направлениях, согласно этапам работы над проектом: целеполагание, планирование процесса, реализация процесса, рефлексия работы, коррекция.

На данном этапе осуществляется поэтапное развитие творческих способностей дошкольников с учетом уровней их сформированности.

Результативный этап - оценка результатов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность

включает мониторинг развития дошкольников, оценку уровней и показателей сформированно-сти творческих способностей. В процессе педагогической деятельности последовательно осуществляется поэтапное развитие творческих способностей, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной работы.

Важным элементом организационно-практического компонента являются формы и методы педагогической деятельности, применяемые комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. При этом они группируются по основным целям деятельности:

- организационные /экскурсии, совместные объединения, встречи/;

- дидактические / познавательные беседы, рассказы, чтение художественной литературы, организация сюжетно-ролевых игр, анализ видеоматериалов, в том числе слайдов, видеозаписи/;

- развивающие /упражнения на релаксацию, создание проблемных ситуаций/;

- воспитательные /праздники, конкурсы, викторины, презентации/.

Основополагающим элементом теоретической модели являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности, в качестве которых представлены следующие:

- обеспечение гуманистической направленности деятельности педагогов в рамках развивающего обучения;

- ориентация педагогов и детей на развитие творческих;

- использование нетрадиционных форм и методов обучения, способствующих развитию детского творчества.

Данная модель включает также оценочно-критериальный компонент - показатели, уровни и критерии развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Поскольку творческие способности понимаются как интегративная, качественная характеристика личности, мы считаем, что их структура должна быть представлена следующими компонентами:

- мотивационный компонент, включающий осознанное понимание того, насколько ребенок стремится к творческому изготовлению проекта, к новизне, каковы его внутренние мотивы к это-

му;

- креативный компонент характеризуется способностью к обнаружению и постановке проблем, способностью продуцировать разнообразные идеи, способностью к анализу и синтезу; к основным параметрам креативности относится легкость, быстрота выполнения заданий, гибкость, оригинальность;

- волевой компонент характеризуется развитыми волевыми установками личности, устойчивым положительным эмоциональным отношением к проблеме, целеустремленностью, самостоятельностью дошкольника.

Представленные компоненты структуры развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в единстве образуют составляющие данного процесса, которые в совокупности характеризуют отношение ребенка к проектной деятельности, к достижению результата. Практика показывает, что процесс развития творческих способностей осуществляется по-разному, в зависимости от их уровня сформирован-ности. Поэтому необходимо определить критерии, позволяющие оценить степень развитости рассматриваемого процесса.

В качестве основных критериев при определении уровня сформированности творческих способностей дошкольников нами выбраны творческая мотивация, творческое мышление, интеллектуальная активность, эмоционально-волевая активность. Данные критерии определяют уровни сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогических работ по проблеме исследования (Д.Б.Богоявленская [1], А.М.Ма-тюшкин [4]), и результаты нашей опытно-экспериментальной работы позволили выделить три уровня сформированности творческих способностей: воспроизводящий, творчески-воспроиз-водящий и собственно творческий.

Рассмотрим основные характеристики каждого из них.

Показатели первого уровня сформированно-сти творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

(воспроизводящий (низкий) уровень)

Мотивационный компонент:

- личностная значимость проблемной ситуации /ребенок не концентрирует внимание на проблеме, не находит связи в работе по осмыслению идей/;

- познавательная потребность /низкий интерес к познанию окружающего мира ;

- внутренняя мотивация /отсутствие осознанных мотивов к проектной творческой деятельности/.

Креативный компонент:

- общий интеллект /замедленные мыслительные процессы, не способен к планированию/

- творческое воображение /наличие воссоздающего воображения, отличается подражательностью, при дорисовывании использует мало деталей/;

- образная память / преобладает кратковременная память, хранение слов, понятий не более 20 секунд/;

- беглость мышления / тестовые задания выполняются медленно, не высказывает многообразные идеи/;

- гибкость мышления /мышление инертное, испытывает сложность при переключении от одного объекта к другому/;

- оригинальность мышления / решения задач стандартные, неоригинальные, не способен к анализу и синтезу, мышление не отличается гибкостью/.

Волевой компонент:

- целеустремленность;

- самостоятельность /несамостоятелен, не имеет своей точки зрения/;

- эмоциональность /преобладают отрицательные эмоции/.

Показатели второго уровня сформированно-сти творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

(творчески-воспроизводящий (средний) уровень)

Мотивационный компонент:

- личностная значимость проблемной ситуации / дошкольник способен концентрировать внимание на деятельности/;

- познавательная потребность /проявляет самостоятельность в познании, старается совершенствовать свои знания/;

- внутренняя мотивация / иногда возникает осознанная мотивация к творчеству, но носит ситуативный характер/.

Креативный компонент:

- общий интеллект / в определенных ситуациях ребенок способен решать мыслительные задачи, может планировать свои действия, пред-

видеть их результат/;

- творческое воображение / иногда проявляет активность воображения, самостоятельность/;

- образная память / характеризуется хорошей памятью/;

- беглость мышления / при побуждении взрослого способен выполнять тестовые задания, высказывать различные идеи/;

- гибкость мышления /с помощью взрослого может выявлять свойства предметов, видеть в них новые признаки/;

- оригинальность мышления / способен проявлять гибкость мышления, анализируя проблему, ребенок выбирает один вариант решения/

Волевой компонент:

- целеустремленность / при побуждении со стороны взрослого может поставить перед собой определенные цели и стремится к ним/;

- самостоятельность / самостоятельность проявляет редко, способен проявлять желание к творческой деятельности/;

- эмоциональность / чаще неудовлетворен собой, испытывает адекватные эмоции по отношению к себе, стремится к самоанализу/.

Показатели третьего уровня сформированно-сти творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

(собственно творческий (высокий) уровень)

Мотивационный компонент:

- личностная значимость проблемной ситуации / способен непрерывно концентрировать внимание, легко находит связи между явлениями/;

- познавательная потребность /дошкольник проявляет устойчивый интерес к познанию/;

- внутренняя мотивация / ведущий мотив -потребность в творческом задании, высокая личная заинтересованность/.

Креативный компонент:

- общий интеллект / характеризуется понимание, адекватностью действий, быстротой оценки сложившейся ситуации, деятельность отличается продуктивностью, обладает способностью к прогнозированию/;

- творческое воображение / воображение активное, отмечается высокий уровень продуцирования нового, освобождения от подражания/;

- образная память / характеризуется долго-

временной памятью/;

- беглость мышления / отмечается быстрота, легкость выполнения заданий, высказывание большого количества идей/;

- гибкость мышления /характеризуется умением выявлять различные свойства объекта, в ходе ответа переключаться с одного класса объектов на другой/;

- оригинальность мышления / ребенок с легкостью находит оригинальные, нестандартные решения, способен проводить многосторонний анализ, продуцировать большое количество идей/

Волевой компонент:

- целеустремленность / деятельность целенаправленная, дошкольник стремится достичь ожидаемого результата/;

- самостоятельность / ребенок самостоятелен, творчески активен, в деятельности показывает исследовательскую направленность/;

- эмоциональность / эмоционально отзывчив, чаще испытывает положительные эмоции, уравновешен, дисциплинирован/.

Выявленные критерии, показатели и уровни сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволят отслеживать динамику формирования процесса развития творческих способностей в проектной деятельности и целенаправленно ими управлять.

В результате проведенного исследования определена теоретическая модель развития творческих способностей старших дошкольников, включающая целевой, содержательный, организационно-практический, оценочно-критериальный компоненты.

Таким образом, разработанная теоретическая модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности представляет собой комплекс элементов педагогического обеспечения рассматриваемого процесса: цели, принципы, задачи /целевой компонент/, функции, содержание и основные направления деятельности / содержательный компонент/, этапы, формы, методы, условия /организационно-практический компонент/, критерии, уровни и показатели /оценочно-критериальный компонент/, а также системообразующие связи / личностный подход, положительная мотивация/, ориентированные на развития творческих способностей дошкольников в проектной деятельности.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследований творческих способностей // Психологический журнал - 1995. - С.16-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ДьюиДж. Школа и ребенок. - М., 1924. - С. 256.

3. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста: Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. - 1995. - N° 1. - С.41.

4. Матюшкин А.М., СнекД.А. Одаренные и

талантливые дети // Вопросы психологии. - 1982.

- № 4. - С. 88.

5. Матяш Н.В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся // Предпринимательство и занятость юных. - 2000. - № 3. - С. 19-22.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2005. - С. 39.

УДК 372 С.Ф. БАГАУТДИНОВА, Н.В. ДОРОГИНА, Г.Ш. РУБИН, А.Н. СТАРКОВ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗЫ СРАВНЕНИЯ ДЛЯ РАСЧЕТА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье раскрывается ход исследования, направленного на определение базы сравнения для расчета оценок показателей качества. Исследование было проведено в рамках разработки технологии комплексной оценки качества деятельности дошкольного учреждения. Результатом исследования является получение набора реперных точек, используемых для расчета оценок единичных показателей качества. Апробация реперных точек позволила подтвердить верность идеологии построения номенклатуры показателей качества деятельности дошкольного учреждения, определения статуса и весовых коэффициентов показателей, а также расчетных формул комплексной оценки качества.

Ключевые слова: комплексная оценка, база сравнения, реперные точки, показатели качества, качество деятельности дошкольного учреждения.

В 2005 году на базе Южно-Уральского центра мониторинга системы образования при Магнитогорском государственном университете Челябинской области было инициировано исследование, направленное на разработку технологии комплексной оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Технология комплексной оценки качества деятельности ДОУ включает в себя два основных этапа: сбор данных и собственно оценка качества деятельности дошкольного учреждения. Одной из задач второго этапа является определение базы сравнения, которая будет положена в основу расчета оценки качества.

В рамках проведенного исследования была определена структура и номенклатура показате-

лей качества. Разработанная номенклатура показателей качества представляет собой перечень групп показателей качества в иерархической последовательности и перечень конкретных показателей в группе. Каждый групповой показатель выражен определенным набором единичных показателей.

Все показатели не равнозначны между собой, что предполагает более тонкий учет вклада каждого показателя в общей комплексной оценке. Показатель качества характеризуется одним из двух статусов: доминирующий или компенсируемый. Доминирующий - наиболее важный, значимый показатель. При этом низкая количественная оценка доминирующего показателя не может перекрываться сколь угодно высокой коли-

А.Н. Старков, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.