Научная статья на тему 'Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров'

Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров»

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Е. Ф. Орехов, Т. В. Михайленко

Проблема развития предпринимательского мышления в сфере предпринимательского менеджмента (ПМ) является весьма актуальной. Это связано с повышением роли субъективного фактора, ростом значимости принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики. Необходимо, чтобы подготовка специалистов в области менеджмента была свободна от сиюминутных конъюнктурных или идеологических соображений и помогала хозяйственной практике объективно оценивать и выбирать оптимальные пути развития.

В экономике существует понятие: «функция полезности управляющего». Эта функция во многом определяется экономическим образом мышления лица, принимающего управленческие решения.

Экономическое мышление - это форма активного отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения людьми экономических знаний и их претворения в сознательной экономической деятельности.

Предпринимательское мышление является особым типом экономического мышления, к основным категориям которого, кроме выбора, внимания и ожидания, мы относим также понимание, представление, предположение, предвидение.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить оптимальные подходы к проектированию педагогической технологии развития предпринимательского мышления в сфере ПМ.

По мнению опрошенных педагогов и студентов одного из вузов спортивной направленности, данный личностно-развивающий подход к обучению способствует наиболее полной реализации принципов: всестороннего развития личности; учета особенностей развития учащихся; связи обучения с жизнью. Сущность данного подхода состоит в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации субъектов образовательного процесса.

Представленная на рис. 1 модель развития предпринимательского мышления построена в результате обобщения опыта работы Камского государственного института физической культуры и Набережно-Челнинского института экономики, управления и права в области подготовки менеджеров и экономистов.

В личностно-развивающем подходе особую роль играет общение студента с преподавателем. Преподаватель при этом занимается не только обучением, но также воспитанием и развлечением. Мастерство преподавателя, по мнению профессора А.Н.Попова, заключается в умении дозировать развлечение, воспитание и обучение. Благодаря этому и происходит развитие личности (развитие отдельных сущностных качеств и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация социально значимых форм поведения) [4].

Данный вывод подтверждается результатами педагогического эксперимента, который проходил в 2001-2003 гг. (в течение двух учебных лет). В состав контрольной и экспериментальной групп вошли студенты специальности «Менеджмент организации». Это были последние два года обучения в Набе-

режно-Челнинском институте экономики, управления и права, специализирующемся на подготовке специалистов по данному направлению в рамках социальной сферы национальной экономики.

Рис. 1. Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров

Состав групп по количеству был равным. В состав экспериментальной и контрольной групп входило по 60 студентов. В начале эксперимента было проведено «персональное тестирование менеджера» по методике, разработанной А.Ф.Поповой [5].

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Расчеты по данным анкетирования___________________

А В С D

Вопрос Число Вопрос Число Вопрос Число Вопрос Число

1 5 3 3 4 1 2 5

5 1 7 5 8 5 6 3

9 3 13 3 14 3 11 5

10 5 20 1 15 5 12 3

17 1 22 1 19 3 16 5

23 3 24 3 21 5 18 5

Всего А:18 Всего В: 16 Всего С: 22 Всего D: 26

(А+В)/2= 17 (В+С)/2= 19 (С+D)/2= 24,0 (А+D)/2 =22

Р - Производитель Е - Инициатор И - Интегратор А - Администратор

Результаты тестирования студентов были примерно одинаковыми в обеих группах. Они определяют исходные величины (в баллах) четырех параметров личности.

По всем четырем параметрам на начало эксперимента студенты «имели»

Р - производитель, Е - инициатор, И - интегратор, А - администратор,

1 - практики, 2 - студенты На рисунке 2 представлены данные опроса менеджеров-практиков и студентов - будущих менеджеров. Заштрихованная область свидетельствует о резервах роста студентов в качестве специалистов в области менеджмента.

В процессе эксперимента использовались две методики преподавания: традиционная и предлагаемая автором данной работы. По первой осуществлялось обучение контрольной группы, по второй - экспериментальной.

В конце эксперимента через два года ситуация изменилась. Особенно это касается студентов экспериментальной группы. На каждого из них приходилось уже 96,4 балла. Это на 9,1 балла выше, чем у студентов контрольной группы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию

у студентов навыков в сфере предпринимательского менеджмента

Период эксперимента Набранные баллы

Экспериментальная группа Контрольная группа

Менедже р - производитель

1. Начало эксперимента 19,7 20,0

2. Конец эксперимента 24,4 24,7

Менеджер - инициатор

1. Начало эксперимента 18,2 17,9

2. Конец эксперимента 23,1 19,3

Менеджер - интегратор

1. Начало эксперимента 20,6 21,2

2. Конец эксперимента 23,4 23,0

Менедже р - администратор

1. Начало эксперимента 16,8 16,4

2. Конец эксперимента 25,5 20,3

Менеджер в сфере ПМ (общий итог)

1. Начало эксперимента 75,3 75,5

2. Конец эксперимента 96,4 87,3

Такие сравнительно большие изменения в уровне названных выше параметров связаны с личностно-развивающим подходом к осуществлению педагогического процесса в вузе. Особую значимость при этом имеет реализация на практике такого его принципа, как признание индивидуальности обучаемого. Говоря иначе, личностно-развивающее обучение не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляков, Б.Н. Подготовка предпринимательской личности в вузе / Б.Н. Беляков, А.И. Зикрань // Личность в системе экономических отношений : сб. материалов / Институт коммерции МГУК. - Копенгаген, Челябинск, 1998. - С. 41-43.

2. Галочкин, И. Мотивы экономического поведения / И. Галочкин // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 123-129.

3. Денисов, В.Т. Необходимость и основные направления совершенствования подготовки менеджеров / В.Т. Денисов, Ю.Б. Порошин, Н.А. Назарьева // Развитие системы высшего образования - цивилизованный путь прогресса и реформ в российском обществе : сб. материалов конф. / УрГЭУ. - Екатеринбург, 1997. - С. 124-126.

4. Попов, А.Н. Развлечение как важная сторона педагогического общения (в порядке постановки вопроса) / А Н.Попов // Новое в преподавании экономических дисциплин. - М. : УРАО, 1998. - С. 35-38.

5. Попова, А.Ф. Алгоритм и стиль экономического образа мышления / А.Ф. Попова // Формирование экономического образа мышления : тр. науч.-практич. конф. / Урал ГАФК. - Нью-Йорк, Челябинск, 2003. - С. 78-81.

6. Попова, А.Ф. Методология и методика подготовки специалистов в школе «Менеджер» / А.Ф. Попова. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. унта, 1993. - 154 с.

7. Формирование экономического образа мышления : тр. выездной на-уч.-практич. конф. Нью-Йорк, 14-17 июля 2003 года. - Челябинск : Изд-во Урал ГАФК, 2003. - 117 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Д. П. Отев

Введение. Происходящие в обществе социально-политические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах его жизнедеятельности. Современный этап развития нашего общества выдвигает на первый план человека с его потребностями, интересами, способностями, индивиду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.