Научная статья на тему 'Модель развития иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов'

Модель развития иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
399
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / STRUCTURAL MODEL / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергеева Наталья Николаевна, Бушманова Юлия Александровна

Рассмотрена структурная модель развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов-программистов, выявлены её компоненты и раскрыто содержание каждого компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сергеева Наталья Николаевна, Бушманова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE PROGRAMMISTS

The author considers the structural model of development of foreign language communicative competence of the students majoring in programming, reveals its components and exposes the content of each component.

Текст научной работы на тему «Модель развития иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов»

УДК 811.1 ББКШ12р

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.08

Сергеева Наталья Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 481; e-mail: snatalia2010@mail.ru

Бушманова Юлия Александровна,

аспирант кафедры профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 481; e-mail: bushmanova.julia@yandex.ru.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: структурная модель; иноязычная коммуникативная компетенция.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрена структурная модель развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов-программистов, выявлены её компоненты и раскрыто содержание каждого компонента.

Sergeyeva Natalia Nikolayevna,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Professionally Oriented Language Education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.

Bushmanova Julia Alexandrovna,

Postgraduate Student of the Chair of Professionally Oriented Language Education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.

MODEL OF DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE PROGRAMMISTS

KEY WORDS: structural model; foreign language communicative competence.

ABSTRACT. The author considers the structural model of development of foreign language communicative competence of the students majoring in programming, reveals its components and exposes the content of each component.

В

настоящих условиях иностранный язык играет существенную роль в профессиональном становлении будущего программиста. Ведущей целью обучения английскому языку в неязыковом вузе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности. Практика показывает, что сегодня востребованы высококвалифицированные инженеры-программисты, владеющие английским языком.

Современная ситуация в России, условия сближения культур, выход на международную арену в будущей профессиональной деятельности студентов предполагают многочисленные контакты с носителями других языков. Именно поэтому развитие коммуникативной компетенции приобретает особую актуальность и значимость в образовательном пространстве технического вуза (6). Коммуникативная компетенция относится к числу базисных категорий современной теории и практики преподавания иностранного языка и, в частности, английского языка (2). В рамках нашего исследования, учитывая специфику преподавания английского языка в техническом вузе и солидаризируясь с мнением В. В. Сафоновой, мы рассматриваем иноязычную коммуни-

кативную компетенцию как «определенный уровень владения языковыми, речевыми, социокультурными знаниями, умениями и навыками, позволяющий коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от психологических факторов одноязычного или двуязычного общения» (4). Иноязычная коммуникативная компетенция будущего программиста - способность и готовность студентов-программистов осуществлять иноязычное общение с помощью технического английского языка, обеспечивающие его коммуникацию в сообществе профессиональных разработчиков программного обеспечения (5).

Профессиональная подготовка в вузе является целостной педагогической системой. Целостность означает уровень развития, внутреннюю связь ее компонентов, их гармоническое взаимодействие и развитие. Профессиональная подготовка инженеров-программистов является динамичной системой с относительной автономией структурных элементов. Иноязычная подготовка как компонент этой системы представляет собой педагогический процесс, направленный на развитие у студентов иноязычной коммуникативной компетенции. Для раз-

© Сергеева Н. Н., Бушманова Ю. А., 2013

работки взаимосвязанных мер по совершенствованию развития иноязычной коммуникативной компетенции у будущих программистов необходима соответствующая педагогическая модель, отражающая современный уровень научного знания, в которой с помощью дидактических форм, методов и средств моделировалось бы предметное и социальное содержание развития иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров-программистов, развивались креативные способности личности, а усвоение необходимых знаний проходило бы в процессе контекстного обучения. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов представлено структурной моделью, которая предполагает формирование способности и готовности осуществлять профессиональную деятельность на иностранном языке. Основными структурными компонентами развития иноязычной коммуникативной компетенции, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, организационный, содержательный, процессуальнотехнологический и результативный.

Целевой компонент развития у студен-тов-программистов иноязычной коммуникативной компетенции представлен единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение. В теории систем цель определяется как результаты деятельности системы. Для развития иноязычной коммуникативной компетенции характерно выделение четырех целей: практической, образовательной,

воспитательной и развивающей. Их выделение условно, поскольку грани между обучением, воспитанием и развитием личности студента в подготовке специалиста относительны (1). Определим основную практическую цель развития иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов как способность и готовность сту-дентов-программистов осуществлять иноязычное общение с помощью технического английского языка, обеспечивающие его коммуникацию в сообществе профессиональных разработчиков программного обеспечения.

Образовательную функцию выполняют стандарты языков программирования с англоязычным синтаксисом, иноязычные среды разработки программ и справочные системы по программированию. Реализация образовательной цели предполагает развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов, а также умение осуществлять самообразование и саморазвитие, удовлетворять с помощью иностранного языка личные и профес-

сиональные потребности в информации. Воспитательный потенциал развития иноязычной коммуникативной компетенции будущего программиста реализуется при формировании уважительного отношения к духовным ценностям других стран и народов, гражданской и профессиональной ответственности специалиста, включенного в социально-экономические отношения, навыков и умений интеллектуального труда; формировании культуры деловой речи в профессиональной среде программистов, интереса к иноязычной культуре; развитии умения самоконтроля. Достижение развивающей цели означает, что обучение иностранному языку оказало положительное влияние на интеллект обучаемого, деятельность механизмов памяти, внимания, внутренней речи/внутреннего проговаривания, антиципации (предугадывания); совершенствуется умение логически мыслить, обобщать, делать выводы, умение автономной деятельности (самостоятельно планировать свою работу, составлять письменные планы, подбирать необходимые материалы для этой работы, распределять их использование во времени и т. д.).

Организационный модуль представлен информационным, регулятивным, конвенциональным компонентами иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компоненты отобраны в соответствии с механизмами регуляции учебно-познавательной деятельности (Е. Ю. Усик): сообщение и запрос информации, выражение запроса, соблюдение норм написания программ.

Содержательный компонент описывает научно обоснованный отбор содержания развития иноязычной коммуникативной компетенции, который является одним из основных условий продуктивности поисков ее оптимизации. Содержательный компонент представлен в модели содержанием иноязычной подготовки и представляет собой относительно самостоятельную область содержания профессионального образования инженеров-программистов, усвоение которой создает условия для овладения личностью иноязычной коммуникативной компетенцией. Содержательный компонент описывает основные средства развития иноязычной коммуникативной компетенции. Содержательный модуль представлен в модели комплексом учебных заданий-предложений, направленных на развитие искомой компетенции, решение которых требует от будущих программистов применения активного лексического словаря «структурированного языка запросов», «минимального» грамматического навыка: сообщение новых сведений; задания в форме пропуска словосочетаний, слов, букв; по-

становка задания написать запрос; правильный ответ для самопроверки или ответы для выбора. Типы учебных заданий-предложений (имитационные, аналитикосинтетические, проектно-конструкторские, операционно-практические) выделены в соответствии со средствами разработки программ (языки программирования с англоязычным синтаксисом, объектно ориентированное программирование, иноязычные среды разработки, иноязычные справочные системы).

Процессуально-технологический компонент предусматривает совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на развитие данной компетенции, а также формы, методы и средства обучения, критерии и уровни иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Процессуальный компонент раскрывает процесс организации учебно-познавательной деятельности студентов с помощью решения учебных заданий-предложений. Данный модуль представляет этапы развития иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов: формирование теоретической базы; выполнение студентом индивидуальных действий по созданию программного продукта; самостоятельное использование знаний и сформированных умений при решении учебных заданий-предложений. С их помощью достигается промежуточный результат - формирование и развитие лингвистической, коммуникативной и прагматической субкомпетенций.

Результативный компонент представляет взаимосвязанные аспекты развития иноязычной коммуникативной компетенции студента-программиста: уровни (ког-

нитивный, практико-ориентированный, личностно-профессиональный) и компоненты (информационный, регулятивный, конвенциональный) иноязычной коммуникативной компетенции будущего программиста; структура (иноязычная коммуникативная компетенция состоит из следующих видов компетенций: лингвистической, языковой, социокультурной, социальной, компенсаторной, дискурсивной, предметной, профессиональной компетенции). Результативный компонент предусматривает изменение уровня иноязычной коммуникативной компетенции будущих программистов: от когнитивного, практико-ориенти-рованного, до личностно-профессионального. Цель учебных заданий-предложений - развитие уровня коммуникативной компетенции студентов-программистов.

Эти компоненты модели реализуются параллельно с учетом индивидуальных психологических и лингвистических способностей обучающихся, они зависят также от задач и программ обучения на каждой образовательной ступени, от потребностей (личностных и профессиональных) студентов, обстоятельств и ситуаций.

В настоящих условиях произошла трансформация образовательной дисциплины «иностранный язык» в инструмент целостного развития личности, средство достижения ее профессиональной реализации (з). Молодым инженерам-программис-там необходима иноязычная коммуникативная подготовка в области международного профессионального сотрудничества, расширение международного делового и профессионального взаимодействия в сфере техники, информационных технологий, программного обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. : Просвещение, 1990.

2. Зимняя И. А Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования. URL: ^^р:/,^ркаП:. Rggu/ru/artide

3. Иванова Л. А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы // Педагогическая теория, эксперимент, практика. Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ. образования, 2008.

4. Сафонова В. В., Максимова Л. И., Мещанова Н. Ф. Основные методические категории и понятия. Методы исследования в языковой педагогике. М. : Еврошкола, 2008.

5. Сергеева Н. Н., Бушманова Ю. А. Профессионально ориентированная иноязычная коммуникативная компетентность студента технического вуза // Казанская наука. №8. Казань: Казанский Издательский дом, 2011.

6. Тимкина Ю. Ю. Информационные технологии в самостоятельной работе как средство формиро-

вания иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза : дис.... канд. пед. наук : 14.12.12 / Тимкина Юлия Юрьевна. Нижний Новгород, 2012. То же: URL:

http://www.dissercat.com/content/informatsionnye-tekhnologii-v-samostoyatelnoi-rabote-kak-sredstvo-formirovaniya-inoyazychnoi#ixzz2gdQJwUCf.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.