Научная статья на тему 'Модель расчёта экономической базы в ЖКХ региона'

Модель расчёта экономической базы в ЖКХ региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖКХ / МОДЕЛЬ РАСЧЁТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЖКХ РЕГИОНА / МОДЕЛЬ РАСЧЁТА ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА ГОРОДА / "ТЕРПЕЛИВЫЕ ДЕНЬГИ" / "PATIENT MONEY" / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / THE MODEL FOR CALCULATING THE ECONOMIC BASE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE REGION / THE MODEL CALCULATION OF VENTURE CAPITAL CITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Милана Викторовна, Фролов Дмитрий Викторович

Предложена модель расчёта экономической базы ЖКХ региона, включая: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальную энергетику; ритуальное обслуживание; уличное и дворовое освещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко Милана Викторовна, Фролов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model for calculating the economic base of the housing and communal services of the region

A model of calculation of Housing and communal services in the region's economic base, including: housing and repair-operational production; water and sanitation; communal energy; ritual service; street and yard illumination.

Текст научной работы на тему «Модель расчёта экономической базы в ЖКХ региона»

шенные, особенно в части урегулирования взаимоотношений между участниками. Они подвержены большим колебаниям и, к сожалению, поражаются болезненными кризисами. Попытки государственного вмешательства в регулирование экономических процессов носят как позитивный, так и негативный характер. Наши исследования в достаточности и доступности ресурсного обеспечения территории продолжатся и в настоящее время проводится апробация результатов интегрального показателя от уровня муниципального образования до краевого и окружного, в целях определения уникальности методики подхода к решению проблемы обеспеченности региона.

Необходимо отметить, что и на первоначальном этапе исследования приходим к выводу, что социально-экономическое положение, в анализе достаточности и доступности, только в сравнении с другими регионами (территориями) не может быть достаточным критерием в оценке развития.

Примечания:

1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".

3. Паспорт федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".

4. Правительство Ставропольского края постановление от 25.06.2012 г. № 212-п 0 внесении изменений в краевую целевую программу "Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010 -2013 годы", утвержденная постановлением правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года № 319-П.

5. Распоряжение от 23.11.2011. г. №500-рп 0 ходе реализации краевой целевой программы ""Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010-2013 годы", утвержденное постановлением правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года № 319-П.

6. Воробьев H.H. Инвестиционная привлекательность и развитие региона: монография / H.H. Воробьев.- Ставрополь: Аг-рус, 2008.- 280 с. +3 цв. вкл.

7. Решиев, С.С. Теоретико-методологические подходы к совершенствованию региональной политики и стратегического управления социально-экономическим развитием макрорегиона.: автореф. дис.... д-ра эконом. наук.: 08.00.05/С. С. Решиев, Грозный, 2012.-48 с.

8. Шутьков, A.A. Риски и угрозы продовольственной безопасности /A.A. Шутьков // Экономика сельского хозяйства России. -2011 - №4.- С. 30-41.

9. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ppt.ru/ newstext.phtml?id=69157

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://bs-life.ru/ rabota/zarplata/srednyaya-zarplata2013.html

11. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

12. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://stavstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/employment

и

t

8

■ ОИ

IE

21

THE MODEL FOR CALCULATING THE ECONOMIC BASE OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE REGION Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Management of Transport Systems, Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: milana@msx.ru

Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Specialist in Chief, Management Department the Food Markets and Services, Administration of Sochi city, Sochi E-mail: dima@msx.ru

A model ofcalculation of Housing and communal services in the region's economic base, including: housing and repair-operational production; water and sanitation; communal energy; ritual service; street and yard illumination.

Keywords: housing and communal services, the model for calculating the economic base of housing and communal services of the region, the model calculation of venture capital city, "patient money".

МОДЕЛЬ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ЖКХ РЕГИОНА

Предложена модель расчёта экономической базы ЖКХ региона, включая: жилищное хозяйство иремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водо-отведение; коммунальную энергетику;ритуальное обслуживание; уличное и дворовое освещение.

Ключевые слова: ЖКХ; модель расчёта экономической базы ЖКХ региона; модель расчёта венчурного капитала города; "терпеливые деньги".

УДК 330.3

© Шевченко М.В., 2014 © Фролов Д.В., 2014

В исследованиях по региональному планированию и в анализе развития небольших территорий ведущее положение перешло к эко-

у

X

I-

о

X

г

о

;

ШЕВЧЕНКО Милана

О_ Викторовна, кандидат

22 экономических наук, доцент, кафедраЛогистики иуправления транспортными системами, Ростовский государст в енный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону milana@msx.ru

ФРОЛОВ Дмитрий Викторович, кандидат экономическихнаук, главный специалист, Управление потребительского рынка и услуг, Администрация города Сочи, Сочи dima@msx.ru

номистам. Первые достижения экономистов сводились преимущественно к разработке экономико-математических моделей. Были разработаны прогнозы для таких социально-экономических переменных, как занятость, доходы, численность населения, на периоды вплоть до 25 лет. Эти прогнозы часто представляли собой простые экстраполяции прошлых тенденций, но без учёта достижений научно-технического прогресса, стратегической активности бизнеса и тендерных операций.

Большинство моделей, используемых при исследовании, ограничиваются экономическими отношениями внутри региона. Моделям зачастую недостает пространственного содержания, поскольку субъект в них рассматривается как единственная точка в пространстве. Характерные для региональных моделей попытки вскрыть пространственные связи, сменяются анализом и прогнозированием процесса регионального роста, которые можно использовать для прогнозирования экономической активности. Прогнозы региональной активности в стратегическом планировании используются как предсказания будущего для того, чтобы согласовать сегодняшние решения со стратегическими планами окружения, в первую очередь, с глобальной государственной стратегией развития различных отраслей, задевающих регион. Прогнозы могут помочь плановику в предвидении общественных потребностей, в своевременном и эффективном удовлетворении этих потребностей, оценить приоритеты потребностей и характер возможных влияний на окружающую среду. Весьма существенной в этих исследованиях явилась попытка выявления секторов, стимулирующих рост местной экономики, а также анализ тех процессов, посредством которых изменения, происходящие в этих секторах, передаются в другие отрасли экономики, в том числе и в ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство рассматривается как многоотраслевое, включающее следующие подотрасли:

- жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;

- водоснабжение и водоотведение;

- коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

- городской транспорт 1;

- информационное хозяйство (кабельные сети, телевидение, электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения) 2;

- дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство 3;

- санитарная очистка территорий (уличная, домовая, утилизация бытовых и пищевых отходов);

- зеленое и гостиничное хозяйство;

- бытовое обслуживание (бани, сауны, ритуальное обслуживание);

- уличное и дворовое освещение4.

Специально созданное агентство "НАРТ" (национальное агентство развития территорий) совместно со специалистами ОАО "Академии коммунального хозяйства имени К.Д. Панфилова" разрабатывают "Технологии устойчивого функционирования и развития

1 Городской транспорт и транспортные услуги населения необходимо вывести из ЖКХ. Транспортом в ЖКХ следует считать трубопроводы и линии электропередач.

2 Исключить из ЖКХ и придать самостоятельность.

3 Содержать на средства ВДОАМ.

4Оплачивать из средств ВРП, не содержать на счёте собственников жилья в многоквартирных

домах.

системы жизнеобеспечения муниципальных образований", а также ими начата реализация модельного инвестиционного проекта "Создание производственных кластеров жизнеобеспечения муниципальных образований по мультипликативному принципу". Начато исследование влияния на ЖКХ разных отраслей народного хозяйства. Например, какое влияние на ЖКХ оказывает строительство стадиона "Левбердон-Арена", кафе, ресторанов, гостиниц , пляжей, парковок, стоянок и "Акватория" в окрестности этого спортивного сооружения? Это строительство повлекло за собой необходимость прокладки 12 км новых водопроводов и около 10 км водоотводов, подключение к изношенным на 48% и уже отработавшим свой гарантийный срок старым коллекторам, ЛЭП и газопроводам. Строительство водопроводов за счёт государственного бюджета усложнит процедуру обслуживания средствами ЖКХ. Прежде всего, сеть трубопроводов должна стать муниципальной собственностью, чтобы собственники жилья, как это уже принято, могли её арендовать и за свой счёт обслуживать.

Одной из первых статистических моделей, использованных в таких исследованиях, была модель экономической базы. Исследования экономической базы используются в нескольких направлениях. Во-первых, данные, собранные для изучения экономической базы, сами по себе несут полезную информацию, показывают роль и место в экономике региона. Во-вторых, модели экономической базы очень часто используются как средство прогнозирования активности региона.

Экономическая база является также одним из объектов теории регионального дохода. Для /-го региона модель экономической базы ЖКХ содержит сведения о том:

- на какую сумму (руб.) У. остались неиспользованными переходящие остатки материальных ценностей в начале текущего года, приобретенные для нормального функционирования ЖКХ в прошлом году в заданном регионе;

- стоимость коммунальных ресурсов X1 (руб.), необходимых для текущего обслуживания населения региона в текущем временном периоде в /-ом регионе, в зависимости от цены и инфляции;

- собственные расходы ЖКХ Я} (включая потребление, инвестиции и расходы на зарплату работников управляющих компаний, осуществляющих местное управление, налоги от доходов) в /-ом регионе;

- затраты на текущий и планово-предупредительный ремонт Я2 оборудования, котель-

ных, принадлежащих многоквартирным жилым домам;

- стоимость потребленных коммунальных ресурсов в течение кредитуемого периода X.2 в /-ом регионе;

- оплата М1 жилищно-коммунальных ресурсов собственниками жилья в многоквартирных домах в течение кредитуемого периода в /-ом регионе, зависящая от: 1) изменения тарифов на каждый коммунальный ресурс и 2) предельной склонности к расходам жилищно-коммунальных ресурсов внутри региона;

Экономическая база ЖКХ, как отрасли народного хозяйства, выполняющей функцию коммунального обслуживания жилых многоквартирных домов за текущий период (год), по предложению авторов, может быть определена по формулам (1) и (2):

Я

■е

8

= в; ■ У1 - (р1 ■ Я + р2 ■ Я2) - ■ (X1 + X2) ■

+ т / ■ М +Vk

т.! ■ М >> [у ■ (X1 + X2) + (р1 ■ Я + р2 ■ Я2)]; >> 0; " >>" - значительно превосходит.

Если ВРП области за 2013 год составил 142 млрд руб., то 4% от ВРП, т. е. 5,68 млрд руб. из них составляет доход от ЖКХ.

Экономические показатели У, Я 1, Я2 ,Х1, X2,

/' 1 ' 1 ' 1 ' 1 '

М,, являясь функциями времени, варьируют из периода в период, поэтому умножаем их значения на коэффициенты, считая, что те по-разному влияют на суммарный доход региона. В разных странах коэффициентам типа е, р1, р2, ц , m¡ придают конкретные значения. По алгоритму Д. Фролова, эти коэффициенты можно точно определить при условии наличия достоверных исходных данных поведения этих экономических показателей в предыдущих периодах [2]. В России ЖКХ потребляется 20% энергоресурсов, износ фондов составляет 60% 5.

Переменная М1 является в данной модели экзогенной. Это вызвано такими внешними причинами, как часто изменяющимися тарифами на каждый коммунальный ресурс в отдельности (воду, водоотвод, газ, тепло, электроэнергию) и увеличением потребления ресурсов по той причине, что вводятся в эксплуатацию новые многоквартирные жилые и дачные дома, разного рода учреждения, аква-парки, торговые центры, участки железных дорог.

■ Ои

¡Е

Е^

23

5 Комплексеая программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы.

Исходя из расчёта по формуле (2) минимальные сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов (рисковый или венчурный) капитал собственников жилья области составляют более 6 млрд руб. в год.

V = К ■ Б ■ Т 12

(2)

где Ук - размер рискового (венчурного) капитала в рублях;

К - количество многоквартирных домов в области (мегаполисе) (в расчёте принято 18800);

5 - общая площадь жилого помещения одного многоквартирного дома (в расчёте принято всего лишь 4000 м2);

Т- тариф взносов собственников жилья на капитальный ремонт с одного квадратного метра общей площади квартиры (в расчёте принято 6,2 руб.).

Использование рискового капитала станет проблемным из-за его раздробленности и разнесения по банковским счетам в трёх направлениях: 1) на многочисленные не контролируемые счета ТСЖ многоквартирных домов; 2) на многочисленные бесконтрольные счета управляющих компаний; 3) на счета региональных операторов, не подконтрольных ни собственникам жилья, ни управляющим компаниям. Это акцентируется потому, что собрать общую сумму венчурного капитала в конце года никто не сможет. Это означает отсутствие надёжности и достоверности формирования капитала на ремонт недвижимого жилищного имущества, но главное, точность практического использования без мошеннических процедур. Упомянутые три центра бесконтроллингового формирования венчурного капитала собственниками жилья на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, отсутствие единого центра управления им - это чёрная касса с несводимой суммой, но не принадлежащая самому ЖКХ. Предположительно это незаконное, неучтённое и необъявленное в налоговых органах хранение и использование денежных средств, существующих в виде незарегистрированных и неоформленных бухгалтерией ЖКХ наличных денег, легко доступных для расходования нецентрализованным образом в протекционистских интересах для теневых сделок, подарков, взяток. Три формы накопления венчурного капитала в ЖКХ на неограниченном и не регулированном множестве банков (отечественных и зарубежных) и банковских счётов с неограниченным и нефиксированным списком владельцев и неопределённым списком возможных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользователей, с вероятностным методом выбираемых получателей, ничто иное, как класс "Терпеливые деньги". Этот реквизит, всегда существующий, но ранее не проявляющийся в экономике России, может принести больше вреда, чем пользы собственникам жилья в ЖКХ, из-за того, что срок окончания накопления и текущего использования венчурного капитала не узаконенный, как и ссудный процент.

Создание Контроллингового общества с дополнительной ответственностью и ковенан-том 6- КОДОК в каждом многоквартирном доме позволит:

- открыть банковский счёт для накопления венчурного капитала;

- определить хозяина банковского счёта;

- узаконить пользователя капитала;

- осуществлять общий контроль жильцов дома за неплательщиками;

- устранить очередь на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, поскольку дата и вид ремонта определятся размером венчурного капитала именно этого многоквартирного дома;

- устранить протекционизм, мошенничество и коррупцию в ЖКХ, связанную с восстановлением жилищного фонда;

- создать процедуру займа венчурного капитала на ремонт одним домом другому на выгодных для обоих условиях;

- использовать венчурный капитал, например, на покупку новой котельной или неотложный ремонт старой в критических ситуациях.

Например, если общая жилая площадь дома составляет 4000 м2, то собственникам жилья этого дома, требующиеся на капремонт денежные средства, например 2 млн руб. при накоплении 4000 ■ 6,2 ■ 12 = 297 600 руб. в год, будут суммироваться семь лет. Если собирать капитал в течение 11 лет, то венчурный капитал составит уже 3,274 млн руб. Главное заключается в том, что: во-первых, накопление происходит под руководством собственников жилья именно этого дома, значит, задолжников не будет; во-вторых, венчурный капитал дома может стать ссудным для жителей того же дома

6Ковенант - требование, предусматривающее сохранение всего, чем многоквартирный дом обладал до создания контроллингового общества с дополнительной ответственностью, в том числе и установление объёмов капиталовложений и сохранение денежных потоков. Без условия ковенанта, КОДОК не был бы гарантом качества управления. КОДОК лишен права продаж и предоставления в залог общего и личного имущества собственников жилья.

в различных ситуациях, в том числе при покупке собственниками жилья квартир для детей при расселении, а также в качестве ритуальных услуг.

Очевидно, многоквартирному дому нужны собственные деньги для проведения объединяющих коллективных праздничных мероприятий типа вечеров для взрослого населения, поздравлений ветеранов с материальным поощрением, проводов рекрутов в армию и встреч выполнивших долг перед Отечеством, проводов в школу первоклассников и поощрения отличников-выпускников школ и вузов - мероприятий воспитывающих патриотизм.

В заключение, сделаем некоторые выводы и предложения:

1. С целью накопления венчурного капитала, необходимого для восстановления транспортных средств (водопроводов, водоотводов, газопроводов, теплопроводов, линий электропередач) по доставке коммунальных ресурсов в квартиры собственников жилья из структуры ЖКХ необходимо исключить расходные по причине их множественной коммерциолиза-ции, а именно:

- городской транспорт;

- информационное хозяйство, включающее кабельные сети, телевидение, электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;

- дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

- бытовое обслуживание (бани, сауны, прачечные, ритуальное обслуживание);

- гостиничное и зеленое хозяйство.

Предоставить право упомянутым подо -

траслям самостоятельно формировать свой венчурный капитал и платить по статьям расходов. Это следует из того, что эти подотрасли в настоящее время преимущественно коммерческие и их капитал распределяется по зако-

нодательно-правовым актам, отличающимся от принятых в жилищно-коммунальном хозяйстве. Доходы этих подотраслей в балансе ЖКХ не отражаются.

2. Доход ЖКХ следует расходовать на:

- ремонтно-эксплуатационное производство;

- совершенствование технологий жилищно-коммунального обслуживания населения (типа установки общедомовых приборов учёта потребления коммунальных ресурсов, водяных насосов, освещения общедомовых площадок и придомовых территорий);

- планово-предупредительные ремонты жилого фонда и оборудования, принадлежащего многоквартирным домам, но не на городской транспорт, не на дорожно-транспортное строительство, не на бани и прачечные, не на гостиничное хозяйство, не на кабельные сети, электронные каналы связи, устройство антенн.

3. Следует определить и узаконить плательщика общедомовых расходов вместо тех жильцов, которые проживают в квартирах по муниципальному найму многоэтажных домов, но не являются собственниками общедомового имущества.

4. При оперативном контроллинговом учёте постоянных и переменных доходов и расходов финансов в жилищно-коммунальном хозяйстве экономическая база ЖКХ составит в год более 11,68 млрд руб. (Расчёт проведен на исходных данных Ростовской области и мегаполиса Ростов-на-Дону).

Литература:

1. Фролов Д.В., Шевченко М.В. Контроллинг деятельности управляющих компаний как форм аутсорсинга в жилищно-коммунальном управлении // KANT.- 2012.- № 3(6).- С. 105-108.

2. Фролов Д.В. Совершенствование управления издержками производства в сельскохозяйственных предприятиях: методические основы и инструментарий: автореф. дис. - ЮФУ, КМЦ. 2010.- 30 с.

и

t

8

■ Ом

IE

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.