И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова
модель психологической безопасности подростка в образовательной среде
публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00553
В работе представлены результаты теоретического анализа, цель которого состояла в определении оснований для создания модели психологической безопасности подростков в образовательной среде. Обобщены подходы к изучению психологических проблем безопасности в образовании. Проанализированы исследования, посвященные средовым и личностным факторам, которые могут быть как факторами риска нарушения состояния психологической безопасности подростка, так и ресурсами совладания в различных жизненных ситуациях. В качестве факторов риска рассматриваются некоторые компоненты образовательной среды, в качестве ресурсов — особенности личности подростка и его социальные умения.
ключевые слова: образовательная среда, модель психологической безопасности, подростки, ресурсы, факторы риска.
I. Baeva, E. Laktionova, L. Gayazova, I. Kondakova
ensuring psychological safety of adolescents in the learning environment
The paper presents the results of a theoretical analysis conducted to lay the foundation for creating a model of the learning environment that ensures adolescents' psychological safety. The authors summarise various approaches to the investigation ofpsychological problems in the educational environment, and analyse the studies on environmental and personal factors, including risk factors that jeopardise adolescents' psychological safety, and positive factors that enable them to cope with challenging situations. The authors identify certain elements of the learning environment as riskfactors, while adolescents' personal qualities and social skills are viewed as resources that ensure their psychological safety.
Keywords: learning environment, a psychological safety model, adolescents, resources, risk factors.
современные условия предъявляют все больше требований к молодежи: подросткам важно стать не только профессионалами в выбранной сфере, но и высокоразвитыми личностями, интересующимися широким кругом проблем: экологическими, экономическими, политическими, социальными, проблемами здравоохранения и т. д. детей и подростков предлагают просвещать на разнообразные темы, давая им широкие возможности для поиска и обретения себя. с одной стороны, такие возможности — благо для подростков, они могут благополучно пройти кризис поиска идентичности и обрести себя,
с другой стороны, это возлагает на подростков огромную ответственность за собственный выбор и дальнейшую жизнь. при этом они еще не обладают всеми необходимыми личностными и социальными ресурсами, чтобы сделать этот выбор. в итоге такое противоречие приводит к повышению психической напряженности в подростковом возрасте, когда разрыв между образами, между желаемым самим подростком, требуемым обществом и действительным, становится все больше, что может приводить к различным нарушениям как в личностном, так и в поведенческом плане. за последнее время сильно возросло
количество запросов на психологическую помощь, связанных с депрессивными состояниями, самоповреждающим поведением и суицидальными попытками. Поэтому важной задачей является создание для подростков поддерживающей и принимающей среды, где они смогут самоопределиться, развиться и реализоваться как в соответствии с собственными личностными особенностями, так и с социально одобряемыми стандартами.
Достаточно большую часть времени своей жизни подростки проводят в образовательной среде. Остальные среды, в которых происходит жизнедеятельность подростков, по сравнению с образовательной, являются менее контролируемыми и менее управляемыми для выстраивания эффективного взаимодействия между подростками и другими людьми. В образовательной среде можно получить опыт взаимодействия со многими важными социальными группами: с учащимися всех возрастов, их педагогами, родителями, различными специалистами — психологами, социальными педагогами и т. д. Все вышеперечисленные факторы делают образовательную среду наиболее эффективной сферой создания и поддержки состояния психологической безопасности ее субъектов как условия позитивного становления и развития.
Безопасность образовательной среды в зарубежной и отечественной научной литературе рассматривается как комплексная категория, в которой может быть выделен экономический, информационный, психологический, санитарно-гигиенический и другие аспекты. Для оценки каждого из них разработаны инструменты диагностики и обеспечения безопасности [25, 33]. Роль психологической характеристики безопасности образовательной среды трудно переоценить, так как именно она выступает основным фактором, способствующим субъективному благополучию человека, обеспечивает психическое и психологическое здоровье личности [1, 42].
Проблема создания модели психологической безопасности образовательной среды не
теряет своей актуальности. В исследованиях представлены факторы, являющиеся основными при проектировании и создании образовательной среды, так как безопасная образовательная среда рассматривается как основа гуманизации современного образования [3, 14, 32]. Рассмотрены факторы, обеспечивающие психологическую безопасность в образовательной среде у младшего школьника [5], у младших подростков на этапе перехода их из начальной в среднюю школу [12], у студентов вуза [36]; предложены различные условия, лежащие в основе создания психологической безопасности образовательной среды, например отношение к здоровью как к ценности [3], деятельность школьных служб примирения [7], эмоциональная культура [15] и другие. Все исследования говорят о важной роли психологической безопасности в формировании личности учащегося на разных этапах образовательного процесса, а образовательная среда рассматривается как предметно-пространственный конструкт, в котором происходит становление, развитие и самореализация обучающегося. Проанализированные исследования, посвященные диагностике уровня психологической безопасности образовательной среды [2, 8, 31], говорят о важности психологической безопасности образовательной среды и рисках ее нарушения в различных образовательных средах.
Для построения модели психологической безопасности подростка в образовательной среде важно уточнить понимание самого феномена «психологическая безопасность». Данная категория широко обсуждается в психологических исследованиях (И. А. Баева, Л. А. Гаязова, В. В. Ковров, Л. В. Коломий-ченко, Е. Б. Лактионова, А. А. Наумов и др.), однако не получила однозначной трактовки. Мы используем понятие «психологическая безопасность образовательной среды», сформулированное в концепции И. А. Баевой, где оно определяется как состояние защищенности от угроз, источниками которых являются психологическое насилие во взаимодействии, неудовлетворенность потребности в лично-
стно-доверительном общении, отсутствие референтной значимости среды, а также способность противостоять этим угрозам и сохранять устойчивость в неблагоприятной среде [26]. В соответствии с обозначенным подходом психологическая безопасность подростка будет определяться двумя основными, взаимодействующими между собой аспектами — психологической безопасностью личности как психическим состоянием человека и психологической безопасностью среды, — которые будут рассматриваться нами как основные переменные в искомой модели.
Среди важных средовых переменных можно выделить три основных составляющих: среду проживания, информационную и образовательную среды. Влияние среды проживания на развитие личности подростка было рассмотрено в работах 3. В. Масаевой [23], О. В. Петрушиной [27], В. А. Пичуговой [29], Якиманской И. С. [39], Bejarano [43], Chang [45], Firmin [46] и др. Было выявлено, что разные по своим характеристикам среды проживания приводят к формированию разной оценки рисков в природной среде, что оказывает влияние на оценку остальных сред воздействия и в конечном итоге на становление личностных ресурсов подростков. Поэтому можно считать, что среда проживания будет внешней по отношению к информационной и образовательной средам.
В современных условиях информационная среда является одной из самых притягательных, но при этом и опасных сред для подростков. Она несет в себе новые вызовы устойчивости развития и психологическим ресурсам человека, на которые представители профессий, связанных с охраной детства, не всегда готовы ответить или предложить меры профилактики. В определенной мере информационная среда взаимосвязана с местом проживания подростка, так как именно здесь он будет получать наибольшее количество информации и формировать определенный взгляд на события, которые происходят вокруг. Поэтому в рамках построения модели психологической безопасности мы рассмат-
риваем информационную среду как включенную в среду проживания человека. В силу своей возрастной позиции подросток не всегда может сделать собственные выводы о поступающей информации и, следовательно, будет испытывать воздействие и ориентироваться на тот взгляд, который присутствует в его социальном окружении. Как правило, это окружение ограничено местом проживания самого подростка, поэтому в предлагаемой модели информационная среда включена в его среду проживания.
Одним из аспектов информационной среды является ее безопасность. Проанализировав опыт российских и зарубежных исследователей, можно прийти к выводу, что основную опасность для подростков в информационной среде сегодня несет именно виртуальное пространство, особенно социальные сети. На сегодняшний день описаны разные формы ки-бербуллинга [34, 37, 48], при этом часто, как и в ситуации травли, подросток сталкивается сразу с несколькими проявлениями. Часто жертвами травли в виртуальной среде становятся те, кто сталкивается с травлей в реальном мире [50]. Так, в исследовании было выявлено, что школьники, по сравнению с более старшими возрастными категориями, чаще сталкиваются с ситуациями нарушения их безопасности при взаимодействии в виртуальной среде, они имеют меньше возможностей для противостояния негативным воздействиям, что приводит к большей травматизации [21]. при этом основным способом защиты и противостояния опасностям в интернет-среде считается повышение роли живого общения в жизни подростка [13]. Исследователи и психологи системы образования подчеркивают важность психологического сопровождения информационной безопасности школьников в образовательной среде. Образовательная среда может рассматриваться как определенная модель общества, и, научив школьников эффективно взаимодействовать в рамках данной среды, сохраняя при этом состояние психологической безопасности, мы можем предполагать, что и в других средах подростки
смогут применить полученные социальные навыки. Описаны различные формы и методы деятельности педагогов и психологов при работе со школьниками с целью обеспечения их психологической безопасности [30], разработаны тренинги, направленные на обучение практическому применению полученных знаний в повседневной и профессиональной деятельности, в общении с различными группами людей [11].
Другой опасностью в рамках информационной среды можно считать воздействие на подростка различных манипулятивных техник, когда сообщается заведомо ложная или ограниченная в объеме информация для воздействия с целью формирования определенного мнения, отношения или поведения. Это может быть реклама всевозможных товаров и услуг, политическая информация, различные способы вовлечения молодежи в преступную, экстремистскую или террористическую деятельность, пропаганда национализма и ксенофобии. Поэтому важно уметь определять различные угрозы, возникающие в информационной среде, уметь работать с информацией, применяя техники критического мышления, отделяя истинную информацию от той, которая вызывает сомнения. Развитие данных навыков возможно и должно быть осуществлено в рамках образовательной организации.
Таким образом, информационно-психологическая безопасность школьника, которая понимается как состояние защищенности личности, проявляющееся в умениях распознавать угрозы негативного информационного воздействия и эффективно действовать для минимизации вероятности причинения вреда, тесно взаимосвязана с информационной безопасностью образовательной организации. Соответственно, обеспечивая информационную безопасность в образовательной среде школы, мы можем влиять и на психологические аспекты безопасности подростка как состояния его защищенности от негативной информации [6, 21, 41].
Итак, информационная среда и умение подростка взаимодействовать с другими внут-
ри нее могут влиять на его состояние психологической безопасности в рамках образовательной организации как положительно, так и отрицательно. При этом, находясь в рамках образовательной среды, учащийся может развить необходимые ему навыки для эффективного взаимодействия с информационной средой. следовательно, информационная среда будет являться еще одним «контуром», окружающим образовательную среду и оказывающим на нее воздействие.
Образовательная среда является тем окружением для включенных в нее субъектов, в котором факторы риска и защитные факторы, влияющие на их психологическую безопасность, могут формироваться, контролироваться и управляться. Особенно значимо это для учащихся, так как целью образовательной организации является обучение, воспитание и создание условий для их развития. Выявлено, что подростки, посещающие среднюю школу с лучшей социально-образовательной средой, имеют меньший риск развития депрессивных симптомов, что говорит о важности изучения образовательной среды и ее протекционного потенциала [44].
Обобщение исследований по структуре образовательной среды позволяет утверждать, что основными компонентами являются организационно-управленческий, пространственно-предметный, психодидактический, социально-психологический и субъектный
[19].
Организационно-управленческий компонент позволяет говорить о важности организационной культуры для поддержания состояния психологической безопасности ее участников. Доказано, что воспитательная деятельность в школе может влиять на представление подростков о насилии, его допустимости и на его фактическое применение во взаимодействии, что, в свою очередь, влияет на состояние психологической безопасности учащихся [16]. Кроме того, важна и реакция взрослых в отношении сообщения новостей, содержащих данные о насилии. наблюдая за взрослыми, подростки учатся
реагировать на данные новости, успокаиваться, принимать разумные меры обеспечения безопасности или пугаться самим и пугать других в трудных ситуациях в качестве средства достижения безопасности [49].
Пространственно-предметный компонент обеспечивает физический комфорт образовательной среды. Пространство внутри образовательной организации играет значимую роль в формировании личности учащегося. Даже мелочи могут оказать существенное влияние. Доказано, что такой фактор, как раннее время начала занятий, может негативно сказываться на психологическом благополучии подростков [57].
Психодидактический компонент включает в себя содержание образовательного процесса. В качестве факторов риска здесь могут выступать часто меняющиеся стандарты обучения, требования и методы обучения в различных образовательных организациях и др.
Социально-психологический компонент включает такие показатели психологической безопасности образовательного пространства, как отношение к образовательной среде, удовлетворенность ее основными характеристиками и защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Удовлетворенность основными характеристиками образовательной среды, в частности учебным и межличностным взаимодействием педагога и учащегося, рассматривается как один из важнейших факторов создания психологически безопасной образовательной среды [26, 40]. Было выявлено, что на проявления психологического насилия в образовательной среде со стороны учителя влияют его стаж деятельности, уровень ингибиции, уровень агрессивности педагога, уровень его самоотношения, самопринятия, установки учителя и его умения безопасно выражать различные эмоции, особенно отрицательные, и др. [4, 28, 35, 47]. Психологическое насилие со стороны одноклассников часто рассматривают в рамках изучения феномена буллинга [38, 51, 52]. Было выявлено, что нарушения в
каждом из показателей социально-психологического компонента приводят к снижению уровня самоотношения, страхам, тревожности и фрустрации у подростков, а также к отрицательному эмоциональному отношению к учению и нарушению личностной адаптации [20].
Субъектный компонент говорит о важности состояния благополучия у ученика и педагога. Было выявлено, что субъективное благополучие учащихся зависит от психологической безопасности пространства [22]. Таким образом, нарушение благополучия учителя может приводить к ощущению психологической опасности у учащихся, что подтверждают исследования, говорящие о необходимости чувства психологического благополучия у учителя для создания и поддержания психологической безопасности учащихся [7, 10]. Эмоциональное выгорание рассматривается как один из факторов нарушения психологической безопасности педагога [18], при этом причин, приводящих к данному состоянию, много, часто они связаны и с организационно-управленческим (взаимодействия внутри системы «администрация — учитель»), и с психодидактическим (постоянные реформы стандартов образования, необходимость постоянного изменения, усовершенствования программ), и пространственно-предметным (отсутствие необходимого оборудования, переполненность классов) компонентами образовательной среды.
Таким образом, факторы риска нарушения психологической безопасности подростка в образовательной среде могут быть внутри всех пяти компонентов образовательной среды, основными из которых являются субъектный и социально-психологический.
Кроме факторов риска, для определения психологической безопасности подростка следует учитывать также и защитные, или протекционные факторы. Именно от соотношения факторов риска и защитных факторов в конкретной ситуации зависит состояние психологической безопасности личности подростка. На данный момент наиболее рас-
пространенным подходом к рассмотрению механизмов и особенностей защищенности человека является ресурсный подход. Под ресурсами понимаются качества, которыми обладает человек в конкретной ситуации и которые может применить для решения возникающих трудностей. Основными группами ресурсов являются личностные (внутренние) и средовые (внешние).
К средовым ресурсам относится любая помощь и поддержка со стороны окружающих или социальных организаций. К окружающим могут относиться как близкие и дальние родственники, друзья и одноклассники, учителя и тренеры, психологи, так и малознакомые люди, которым подростки готовы довериться и обратиться в трудной ситуации. Под социальными организациями понимаются как государственные учреждения, например центры помощи семье и детям, так и другие организации, занимающиеся психологической помощью подросткам, попавшим в трудную или травмирующую жизненную ситуацию. Это могут быть и телефоны доверия, и группы поддержки, и онлайн / оффлайн психологическая помощь. Кроме того, к социальным ресурсам относятся социальные навыки человека, его умение строить взаимоотношения с различными людьми, обращаться за помощью и поддержкой и получать ее, понимать собственные чувства и переживания других людей, а также такие феномены, как власть и деньги. В качестве ресурсов психологической безопасности подростка в образовательной среде можно рассмотреть его взаимоотношения с педагогами. Педагог зачастую именно тот специалист, который видит ребенка практически каждый день значительное количество времени. Он может заметить особенности подростка, свидетельствующие о наличии у обучающегося трудностей, и прийти к нему на помощь. Именно поэтому учителя играют особую роль в системе экстренной психологической помощи, так как не в каждом образовательном учреждении на данный момент есть штатный психолог [24]. Социальная поддержка в рамках образова-
тельной организации, участие подростков во внешкольных программах и мероприятиях помогают расширить круг лиц, к которым можно обратиться в трудных жизненных ситуациях и тем самым справиться с травмирующей ситуацией [51, 56]. Родители, близкие и другие значимые взрослые также являются важными ресурсами совладания в случае проявления насилия и других проблемных ситуациях [54, 55, 58]. Таким образом, в качестве основных социальных ресурсов можно рассматривать широкие социальные связи и средовые факторы.
Под личностными ресурсами понимаются все навыки, знания и умения человека, все реальные и потенциальные способности, которыми он может воспользоваться для поиска и решения создавшейся ситуации. Личностные ресурсы мы подразделяем на три основных блока: когнитивные, эмоциональные и поведенческие [2, 17]. В качестве ресурсов эмоционального блока рассматриваются оптимизм, эмоциональная устойчивость и удовлетворенность жизнью, принятие себя, благодарность, поведенческого — умения и навыки преодолевающего поведения, активность и лидерство, умение отстаивать собственную точку зрения, волевая регуляция, когнитивного — высокий уровень самооценки и благополучия, жизнестойкость, целостное восприятие мира, смысложизненные и ценностные ориентации, открытость и независимость, стремление к личностному росту и самоэффективности [9, 52, 53, 58].
Таким образом, основаниями модели психологической безопасности подростка являются соотношение среды проживания, информационной среды и образовательной среды в аспекте их психологического воздействия. В структуре образовательной среды психологической экспертизе на безопасность должны быть подвергнуты все пять выделенных компонентов: организационно-управленческий, пространственно-предметный, психодидактический, социально-психологический и субъектный. Наибольшим вкладом в обеспечение/нарушение психоло-
гической безопасности подростка обладают социально-психологический и субъектный компоненты. В образовательной среде должны определяться как факторы риска, так и
социальные и личностные ресурсы подростка, способствующие снижению воздействия риска и поддержки состояния психологической безопасности.
список литературы
1. БаеваИ. А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие профилактики психического здоровья ее субъектов // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России (Махачкала, 27-28 ноября 2014): материалы Всероссийской научно-практической конф. Махачкала: АЛЕФ, 2014. С. 507-516.
2. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках современных подростков // Научное мнение. 2018. № 1. С. 57-62.
3. Бакланова Н. К., Иванова Т. С., Колот В. В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13-24.
4. Барцевич В. Н. Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 185 с.
5. Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2014. 238 с.
6. БогатыреваЮ. И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 14-26.
7. Ветрова Я. А., Щеголенкова Е. С. Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С. 169-178.
8. Гурьева Д. Х., Руднева Е. Н. Особенность создания психологической безопасности образовательной среды учебного заведения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1(25). С. 56-63.
9. Дуганова Ю. К. Личностные особенности молодых людей с разным представлением о психологической безопасности: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2014. 183 с.
10. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28-31.
11. Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2011. 524 с.
12. Исаакян О. В. Психологические особенности формирования безопасной дизайн-среды общеобразовательной школы: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2009. 194 с.
13. Каберник В. В., Тимофеева О. А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России // Вестник МГИМО. 2015. № 4(43). С. 119-129.
14. Казанская В. Г. Психологические основы проектирования и создания образовательной среды в школе // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 5. № 4. С. 62-74.
15. Казанцева Г. Н., Маджуга А. Г., Загитов А. Р. Эмоциональная культура как основа психологической безопасности образовательной среды // Здоровье и образование в XXI веке. 2013. № 1-4. С. 287-291.
16. Ковров В. В. Воспитательная работа в школе как фактор профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 167. С. 70-81.
17. Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых, переживших насилие в детстве: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 25 с.
18. Коротько Г. К., Снимщикова О. А., Басов Е. Н., Ниживенко В. Н., Романов Д. А. Диагностика безопасности образовательной среды на основе современных математических методов // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 2(144). С. 106-110.
19. Лактионова Е. Б. Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 148. С. 67-76.
20. Леонова О. И. Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 181 с.
21. Литвинова А. В., Блинова А. С. Оценка информационной безопасности образовательной среды школьниками и студентами // Власть. 2014. № 10. С. 83-87
22. Люсова О. В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. 2015. № 2. С. 132-140.
23. Масаева З. В. Психолого-педагогические особенности безопасности образовательного пространства в условиях постконфликтного региона: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2010. 220 с.
24. Миллер Л. В. Психологическая компетентность специалистов образовательных учреждений как опорный ресурс психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 84-93.
25. Мухаметзянова Ф. Ш., ШибанковаЛ. А. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5 (124). С. 8-16.
26. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.
27. Петрушина О. В. Образовательное пространство интернатного учреждения и психологическая безопасность его воспитанников: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2011. 214 с.
28. Печеркина А. А. Психологические детерминанты психологического насилия в образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 122-125
29. Пичугова В. А. Психологическое сопровождение социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями: дис. канд. психол. наук. СПб., 2010. 159 с.
30. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников // Вестник ТГПУ. 2014. № 2(143). С. 102-108.
31. Рерке В. И., Бубнова И. С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 150-155.
32. Романов Д. А., Терюха Р. В., Гусева Д. Н., Доронин А. М. Модели безопасной образовательной среды // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 2(108). С. 144-148.
33. Сидорова Е. З. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности образовательной среды // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 4. С. 317-324.
34. Солдатова Г. У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
35. Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2011. № 2. С. 41-47.
36. Тырсикова А. Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 199 с.
37. Хохлова Н. И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы // Пространство и время. 2012. № 1. С. 87-92.
38. Школа без насилия. Методическое пособие / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «ЦНПРО», 2015. 150 с.
39. Якиманская И. С. Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях школьников городских и сельских школ Оренбургской области // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. № 1. С. 23-33.
40. Яценко Т. Е. Учебное и межличностное педагогическое взаимодействие как основа формирования психологически безопасной образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 1. С. 84-87.
41. Ahn J. The effect of social network sites on adolescents' social and academic development: Current theories and controversies // Journal of the American society for information science and technology. 2011. № 62. P. 1435-1445. D0I:10.1002/asi.21540
42. Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8(1). P. 86-99.
43. Bejarano C. M., Cushing C. C., Crick C. J. Does context predict psychological states and activity? An ecological momentary assessment pilot study of adolescents // Psychology of Sport and Exercise. 2018. № 41. P. 146-152. D0I:10.1016/j.psychsport.2018.05.008
44. Briere F. N., PascalS., Dupere V., JanoszM. School Environment and Adolescent Depressive Symptoms: A Multilevel Longitudinal Study // Pediatrics. 2013. № 131(3). P. 702-708. D0I:10.1542/peds.2012-2172
45. Chang L., Lu H. J., Lansford J. E., Skinner A. T., Bornstein M. H., Steinberg L., Dodge K. A., Chen B. B., Tian Q., Bacchini D., Deater-DeckardK., Pastorelli C., Alampay L. P., Sorbring E., Al-Hassan S. M., Oburu P., Malone P. S., Di Giunta L., Tirado L. M. U., Tapanya S. Environmental harshness and unpredictability, life history, and social and academic behavior of adolescents in nine countries // Developmental Psychology. 2019. № 55(4). P. 890-903. DOI: 10.1037/dev0000655
46. Firmin C. Relocation, relocation, relocation: home and school-moves for children affected extra-familial risks during adolescence // Children's Geographies. 2019. DOI: 10.1080/14733285.2019.1598545
47. Jiang J., Vauras M., Volet S., Salo A. Teacher Beliefs and Emotion Expression in Light of Support for Student Psychological Needs: A Qualitative Study // Education Sciences. 2019. № 9(2), 68. DOI: 10.3390/educ-sci9020068
48. Livingstone S. Online risk, harm and vulnerability: Reflections on the evidence base for child Internet safety policy / S. Livingstone // ZER: Journal of Communication Studies. 2013. № 35. P. 13-28.
49.McQuarrie S. J. C., CaporinoN. E. Measuring caregiver impact on children's violent news media exposure: Development and initial validation of the Caregiver Responses to Youth Media Exposure (CRYME) // Psychology of Violence. 2018. № 8(5). P. 527-536. DOI: 10.1037/vio0000150
50. MitchellK. J., Finkelhor D., Wolak J., YbarraM. L., Turner H. Youth Internet victimization in a broader victimization context // Journal of Adolescent Health. 2011. № 48(2). P. 128-134. DOI: 10.1016/j. jadohealth.2010.06.009.
51. Mulvey K. L., Hoffman A. J.,Gonülta§ S., Hope E. C., Cooper S. M. Understanding experiences with bullying and bias-based bullying: What matters and for whom? // Psychology of Violence. 2018. № 8(6). P. 702-711. DOI: 10.1037/vio0000206
52. Rey L., Quintana-Orts C., Mérida-Lypez S., Extremera N. Being bullied at school: Gratitude as potential protective factor for suicide risk in adolescents // Frontiers in Psychology. 2019. № 10, article 662. DOI: 10.3389/ fpsyg.2019.00662
53. Sanjuán P., Guillén D, Pérez-García A. M. Rasgos de personalidad y recursos psicolygicos como pre-dictores del bienestar emocional en adolescentes con y sin formaciyn en escuelas de tauromaquia [Personality traits and psychological resources as predictors of emotional well-being in adolescents with and without training in bullfighting schools] // Revista de PsicopatologHa y PsicologHa Clmica. 2018. № 23(1). P. 1-12. DOI: 10.5944/ rppc.vol.23.num.1.2018.18494
54. Sianko N., Hedge J. M., McDonell J. R. Differential Adjustment Among Rural Adolescents Exposed to Family Violence // Journal of Interpersonal Violence. 2019. № 34(4). P. 712-740. DOI: 10.1177/0886260516645574
55. Teitelman A., McDonald C. C., Wiebe D. J., Thomas N., Guerra T., Kassam-Adams N., Richmond T. S. Youth's strategies for staying safe and coping with the stress of living in violent communities // Journal of community psychology. 2010. № 38(7). P. 874-885. DOI: 10.1002/jcop.20402
56. Tiffany J. S., Exner-Cortens D., Eckenrode J. A new measure for assessing youth program participation // Journal of community psychology. 2012. № 40(3). P. 277-291. DOI: 10.1002/jcop.20508
57. Trevorrow T., Zhou E. S., Dietch J. R., Gonzalez B. D. Position statement: start middle and high schools at 8:30 AM or later to promote student health and learning // Translational Behavioral Medicine. 2019. № 9 (1). P. 167-169. DOI: 10.1093/tbm/iby020
58. Wang Y., Liu J., Zhu Y. Humble leadership, psychological safety, knowledge sharing, and follower creativity: A cross-level investigation // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. Article 1727. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.01727
59. Williams J. F., Burton R. S., Warzinski S. S. The role of the parent in adolescent substance use // Pediatric Annals. 2014. № 43(10). P. 237-241. DOI: 10.3928/00904481-20140924-07.
references
1. Baeva I. A. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy kak uslovie profilaktiki psihicheskogo zdorov'ya ee sub"ektov // Ideologicheskie i psihologicheskie osnovy profilaktiki i preduprezhdeniya ekstremizma i terrorizma v sovremennoy Rossii (Mahachkala, 27-28 noyabrya 2014): materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konf. Mahachkala: ALEF, 2014. S. 507-516.
2. Baeva I. A., Gayazova L. A. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy v otsenkah sovremennyh podrostkov // Nauchnoe mnenie. 2018. № 1. C. 57-62.
3. BaklanovaN. K., Ivanova T. S., Kolot V. V. K probleme sozdaniya psihologicheski bezopasnoy obrazovatel'noy sredy: tselostnyj podhod // Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. 2018. № 3. S. 13-24.
4. Bartsevich V. N. Vliyanie lichnostnyh harakteristik uchitelya na psihologicheskuyu bezopasnost' ucha-shchihsya: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2012. 185 s.
5. Belyaeva P. I. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti mladshego shkol'nika v obrazovatel'noy srede shkoly: dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2014. 238 s.
6. Bogatyreva Yu. I. Model' obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti shkol'nikov pri sozdanii info-bezopasnoy sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2013. № 3-2. S. 14-26.
7. Vetrova Ya. A., Shchegolenkova E. S. Problema psihologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy munitsipal'noy sistemy obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. T. 2, № 2(49). S. 169-178.
8. Gur'eva D. H., Rudneva E. N. Osobennost' sozdaniya psihologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy uchebnogo zavedeniya // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015. № 1(25). S. 56-63.
9. Duganova Yu. K. Lichnostnye osobennosti molodyh lyudey s raznym predstavleniem o psihologicheskoy bezopasnosti: dis. ... kand. psihol. nauk. Rostov-n/D, 2014. 183 s.
10. Zausenko I. V. Psihologicheskoe blagopoluchie pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 2. S. 28-31.
11. Zotova O. Yu. Sotsial'no-psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti: dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2011. 524 s.
12. Isaakyan O. V. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya bezopasnoy dizayn-sredy obshcheobrazova-tel'noy shkoly: dis. ... kand. psihol. nauk. Rostov-n/D, 2009. 194 s.
13. Kabernik V. V., Timofeeva O. A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noy sredy na primerah SShA, stran Evropy i Rossii // Vestnik MGIMO. 2015. № 4(43). S. 119-129.
14. Kazanskaya V. G. Psihologicheskie osnovy proektirovaniya i sozdaniya obrazovatel'noy sredy v shkole // Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. 2012. T. 5. № 4. S. 62-74.
15. Kazantseva G. N., Madzhuga A. G., ZagitovA. R. Emotsional'naya kul'tura kak osnova psihologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2013. № 1-4. S. 287-291.
16. Kovrov V. V. Vospitatel'naya rabota v shkole kak faktor profilaktiki nasiliya i obespecheniya psihologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2014. № 167. S. 70-81.
17. Kondakova I. V. Lichnostnye resursy psihologicheskoy zashchishchennosti vzroslyh, perezhivshih nasilie v detstve: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2012. 25 s.
18. Korot'ko G. K., Snimshchikova O. A., Basov E. N., Nizhivenko V. N., Romanov D. A. Diagnostika bezopasnosti obrazovatel'noy sredy na osnove sovremennyh matematicheskih metodov // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2017. № 2(144). S. 106-110.
19. LaktionovaE. B. Strukturno-funktsional'naya model' obrazovatel'noy sredy kak ob"ekta psihologicheskoy ekspertizy // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2012. № 148. S. 67-76.
20. Leonova O. I. Vliyanie psihologicheskih riskov obrazovatel'noy sredy na emotsional'no-lichnostnuyu sferu podrostkov: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2011. 181 s.
21. Litvinova A. V., Blinova A. S. Otsenka informatsionnoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy shkol'nikami i studentami // Vlast'. 2014. № 10. S. 83-87
22. Lyusova O. V. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy i sub"ektivnoe blagopoluchie obuchayushchihsya // Vestnik VolGU. Seriya 11. Estestvennye nauki. 2015. № 2. S. 132-140.
23. Masaeva Z. V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti bezopasnosti obrazovatel'nogo prostranstva v usloviyah postkonfliktnogo regiona: dis. ... kand. psihol. nauk. Rostov-n/D, 2010. 220 s.
24. Miller L. V. Psihologicheskaya kompetentnost' spetsialistov obrazovatel'nyh uchrezhdeniy kak opornyj resurs psihologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2013. № 155. S. 84-93.
25.MuhametzyanovaF. Sh., ShibankovaL. A. Nauchno-metodicheskoe obespechenie kompleksnoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2017. № 5 (124). S. 8-16.
26. Obespechenie psihologicheskoy bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. I. A. Baevoy. SPb.: Rech', 2006. 288 s.
27. Petrushina O. V. Obrazovatel'noe prostranstvo internatnogo uchrezhdeniya i psihologicheskaya bezopasnost' ego vospitannikov: dis. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2011. 214 s.
28. Pecherkina A. A. Psihologicheskie determinanty psihologicheskogo nasiliya v obrazovatel'noy srede // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 5. S. 122-125
29. Pichugova V. A. Psihologicheskoe soprovozhdenie sotsial'noy adaptatsii podrostkov, prozhivayushchih na territoriyah s osobymi usloviyami: dis... kand. psihol. nauk. SPb., 2010. 159 s.
30. Privalov A. N., Bogatyreva Yu. I. K voprosu psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obespech-eniya informatsionnoy bezopasnosti shkol'nikov // Vestnik TGPU. 2014. № 2(143). S. 102-108.
31. Rerke V. I., Bubnova I. S. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy shkoly: izuchenie i prognoz // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2016. № 3 (116). S. 150-155.
32. RomanovD. A., TeryuhaR. V., GusevaD. N., Doronin A. M. Modeli bezopasnoy obrazovatel'noy sredy // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2014. № 2(108). S. 144-148.
33. Sidorova E. Z. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt obespecheniya bezopasnosti obrazovatel'noy sredy // Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. 2018. № 4. S. 317-324.
34. Soldatova G. U. Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditeley. Rezul'taty vserossiyskogo issledo-vaniya. M.: Fond Razvitiya Internet, 2013. 144 s.
35. Tarasova L. E. Agressiya pedagoga kak faktor psihologicheskogo riska v obrazovatel'noy srede // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2011. № 2. S. 41-47.
36. Tyrsikova A. D. Formirovanie strategiy psihologicheskoy bezopasnosti studentov vuza: dis. ... kand. psihol. nauk. Pyatigorsk, 2012. 199 s.
37. Hohlova N. I. Obespechenie detskoy bezopasnosti v Internete: rossiyskiy opyt i zarubezhnye initsiativy // Prostranstvo i vremya. 2012. № 1. S. 87-92.
3 8. Shkola bez nasiliya. Metodicheskoe posobie / pod red. N. Yu. Sinyaginoy, T. Yu. Rayfshnayder. M.: ANO «TsNPRO», 2015. 150 s.
39. YakimanskayaI. S. Otsenka bezopasnosti obrazovatel'noy sredy, asotsial'nogo povedeniya, sistemy pomosh-chi i podderzhki vo mneniyah shkol'nikov gorodskih i sel'skih shkol Orenburgskoy oblasti // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2012. № 1. S. 23-33.
40. Yatsenko T. E. Uchebnoe i mezhlichnostnoe pedagogicheskoe vzaimodeystvie kak osnova formirovaniya psihologicheski bezopasnoy obrazovatel'noy sredy // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2013. № 1. S. 84-87.
41. Ahn J. The effect of social network sites on adolescents' social and academic development: Current theories and controversies // Journal of the American society for information science and technology. 2011. № 62. P. 1435-1445. D0I:10.1002/asi.21540
42. BaevaI. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8(1). P. 86-99.
43. Bejarano C. M., Cushing C. C., Crick C. J. Does context predict psychological states and activity? An ecological momentary assessment pilot study of adolescents // Psychology of Sport and Exercise. 2018. № 41. P. 146-152. D0I:10.1016/j.psychsport.2018.05.008
44. Briere F. N., PascalS., Dupere V., JanoszM. School Environment and Adolescent Depressive Symptoms: A Multilevel Longitudinal Study // Pediatrics. 2013. № 131(3). P. 702-708. D0I:10.1542/peds.2012-2172
45. Chang L., Lu H. J., Lansford J. E., Skinner A. T., Bornstein M. H., Steinberg L., Dodge K. A., Chen B. B., Tian Q., Bacchini D., Deater-DeckardK., Pastorelli C., Alampay L. P., Sorbring E., Al-Hassan S. M., Oburu P., Malone P. S., Di Giunta L., Tirado L. M. U., Tapanya S. Environmental harshness and unpredictability, life history, and social and academic behavior of adolescents in nine countries // Developmental Psychology. 2019. № 55(4). P. 890-903. DOI: 10.1037/dev0000655
46. Firmin C. Relocation, relocation, relocation: home and school-moves for children affected extra-familial risks during adolescence // Children's Geographies. 2019. DOI: 10.1080/14733285.2019.1598545
47. Jiang J., Vauras M., Volet S., Salo A. Teacher Beliefs and Emotion Expression in Light of Support for Student Psychological Needs: A Qualitative Study // Education Sciences. 2019. № 9(2), 68. DOI: 10.3390/educ-sci9020068
48. Livingstone S. Online risk, harm and vulnerability: Reflections on the evidence base for child Internet safety policy / S. Livingstone // ZER: Journal of Communication Studies. 2013. № 35. P. 13-28.
49.McQuarrie S. J. C., CaporinoN. E. Measuring caregiver impact on children's violent news media exposure: Development and initial validation of the Caregiver Responses to Youth Media Exposure (CRYME) // Psychology of Violence. 2018. № 8(5). P. 527-536. DOI: 10.1037/vio0000150
50. MitchellK. J., Finkelhor D., Wolak J., YbarraM. L., Turner H. Youth Internet victimization in a broader victimization context // Journal of Adolescent Health. 2011. № 48(2). P. 128-134. DOI: 10.1016/j. jadohealth.2010.06.009.
51. Mulvey K. L., Hoffman A. J.,Gônulta§ S., Hope E. C., Cooper S. M. Understanding experiences with bullying and bias-based bullying: What matters and for whom? // Psychology of Violence. 2018. № 8(6). P. 702-711. DOI: 10.1037/vio0000206
52. Rey L., Quintana-Orts C., Mérida-Lypez S., Extremera N. Being bullied at school: Gratitude as potential protective factor for suicide risk in adolescents // Frontiers in Psychology. 2019. № 10, article 662. DOI: 10.3389/ fpsyg.2019.00662
53. Sanjuan P., Guillén D, Pérez-Garcia A. M. Rasgos de personalidad y recursos psicolygicos como pre-dictores del bienestar emocional en adolescentes con y sin formaciyn en escuelas de tauromaquia [Personality traits and psychological resources as predictors of emotional well-being in adolescents with and without training in bullfighting schools] // Revista de PsicopatologHa y PsicologHa Clmica. 2018. № 23(1). P. 1-12. DOI: 10.5944/ rppc.vol.23.num.1.2018.18494
54. Sianko N., Hedge J. M., McDonell J. R. Differential Adjustment Among Rural Adolescents Exposed to Family Violence // Journal of Interpersonal Violence. 2019. № 34(4). P. 712-740. DOI: 10.1177/0886260516645574
55. Teitelman A., McDonald C. C., Wiebe D. J., Thomas N., Guerra T., Kassam-Adams N., Richmond T. S. Youth's strategies for staying safe and coping with the stress of living in violent communities // Journal of community psychology. 2010. № 38(7). P. 874-885. DOI: 10.1002/jcop.20402
56. Tiffany J. S., Exner-Cortens D., Eckenrode J. A new measure for assessing youth program participation // Journal of community psychology. 2012. № 40(3). P. 277-291. DOI: 10.1002/jcop.20508
57. Trevorrow T., Zhou E. S., Dietch J. R., Gonzalez B. D. Position statement: start middle and high schools at 8:30 AM or later to promote student health and learning // Translational Behavioral Medicine. 2019. № 9 (1). P. 167-169. DOI: 10.1093/tbm/iby020
58. Wang Y., Liu J., Zhu Y. Humble leadership, psychological safety, knowledge sharing, and follower creativity: A cross-level investigation // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. Article 1727. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01727
59. Williams J. F., Burton R. S., Warzinski S. S. The role of the parent in adolescent substance use // Pediatric Annals. 2014. № 43(10). P. 237-241. DOI: 10.3928/00904481-20140924-07.