10. Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и юве-нальной политики: история становления, проблемы и перспективы. - СПб., 2000.
11. Тесленко А.Н. Введение в ювенологию: очерки о социализации молодежи. - Астана: ЦНТИ, 2001.
12. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель. - Саратов-Астана: Изд-во НЦНИИ, 2007.
13. Фуко. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.
14. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. - М.: Росспэн, 1996.
15. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб. : Знание; ИВЭСЭП, 2004.
16. Hall Stanly G. Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. - N.Y.: D. Appleton and Company, 1904. - Vol. 1.
УДК 37
Аванесова Елена Борисовна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
В настоящей статье описана модель процесса воспитания общественной активности молодежи в условиях социальной среды.
Ключевые слова: воспитание, социальная среда, общественная активность, социализированность, молодежь, модель.
В философском понимании «модель» (от лат. modulus - мера, образец) - представляется как объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала.
В педагогике создание модели осуществляется в процессе моделирования, который понимается как специфический способ познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводит другую (модель) [1].
Интересным, на наш взгляд, является понимание модели, разработанное группой исследователей (Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин), которые указывали, что модель с одной стороны, являясь объектом, находящимся в отношении соответствия (сходства) с оригиналом, с другой - выступает необходимым условием для получения новых данных об оригинале. А в основании процесса моделирования, по их мнению, лежит процедура установления отношения соответствия (сходства) между исследуемым объектом и некоторым другим объектом [2].
В.В. Давыдов утверждал, что «моделировать» означает изготовлять модель чего-либо, исследовать физические явления и процессы на моделях, чтобы по результатам опытов судить о процессах, протекающих в натуральных условиях. В свою очередь «модель» - это образец для изготовления чего-либо, воспроизведение или схема чего-либо.
Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, то есть сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций [3].
Базисную основу любой модели составляют представления о познаваемом объекте или явлении. В ее структуру входят также концептуальная идея, цель, задачи, принципы, содержание и описание процесса, условия реализации.
На наш взгляд, принципы воспитания общественной активности молодежи в условиях социальной среды есть определенная система исходных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность в достижении целей, определяет общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых форм, методов и средств реализации выдвинутых нами условий.
Нами предложены следующие принципы воспитания общественной активности молодежи в условиях социальной среды.
1. Принцип целенаправленности - управление развитием личности как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, формирование важнейших компонентов духовной культуры. Целью проводимой работы становиться активизация имеющихся у личности потенциалов, способствующих с одной стороны личностному росту, с другой стороны, влияющих на развитие окружающего социума.
2. Принцип диалогичности - воспитательная деятельность в образовательных организациях, детских и молодежных общественных организациях и объединениях, осуществляемая с учетом возрастных и социально-психологических особенностей молодежи, носит взаимосвязанный (диалогичный) характер, который обеспечивает комплексное развитие качеств личности.
3. Принцип приоритетности. В процессе воспитания общественной активности молодежи, воспитательная деятельность осуществляется в соот-
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Аванесова Е.Б., 2014
ветствии с интересами общества и государства. В этом случае у молодого человека формируется позитивное отношение к социальным установкам, нормам и идеалам, а также появляется устремление к саморазвитию в принятых им условиях жизни общества, что, в конечном счете,влияет на уровень его общественной активности.
4. Принцип непрерывности развития предполагает то, что индивид, находясь в специально созданных условиях, повышает уровень общественной активности и, впоследствии, сможет самостоятельно влиять на формирование таких условий, являясь представителем общественной либо государственной структуры, которые определяют приоритеты развития страны в будущем.
Завершая характеристику вышеуказанных принципов, следует отметить, что они являются основными требованиями к организуемому нами процессу, основными правилами деятельности.
Мы предлагаем к рассмотрению разработанную нами модель изучаемого процесса, включающую в себя целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты.
Целевой компонент модели определяет цель и ее декомпозицию относительно процесса воспитания общественной активности в условиях социальной среды.
На наш взгляд, данный компонент включает в себя: изучение и учет исходного уровня общественной активности молодежи; выявление и анализ интересов молодежи; выявление отношения к различным видам общественной деятельности, организуемой в социальной среде; выявление конкретных противоречий и проблем, возникающих в процессе воспитания общественной активности; определение содержания, форм, методов и способов педагогического обеспечения процесса воспитания общественной активности молодежи в условиях социальной среды.
В этой связи, мы приходим к пониманию того, что процесс воспитания общественной активности будет включать ряд организационных условий, влияющих на социализированность личности.
А.В. Мудрик считает, что «социализация человека происходит в результате его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов». Взаимодействие с ними, влияние их на детей, подростков, юношей не только дополняют друг друга, но в той или иной мере противоречат друг другу От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом - его социализированность.
Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность человека, не существу-
ет. Трактовки социализированное™ в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они рассматриваются.
В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Социализированность определяется как «результативная конформность индивида к социальным «предписаниям».
Представители субъект-субъектного подхода считают, что социализированный человек не только адаптирован в обществе, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.
В рамках концепции социализации социализи-рованность - это достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществе [4].
Для наиболее эффективного обеспечения процесса воспитания общественной активности перед нами возникла задача построить этот процесс таким образом, чтобы позволить молодым людям накопить социальный опыт, сформировать социально-значимые качества.
Именно поэтому нами были определены следующие компоненты модели, позволяющие наиболее полно представить характеристику изучаемого явления.
Содержательный компонент включает в себя совокупность направлений деятельности молодежи и педагогов, участвующих в процессе воспитания общественной активности.
К таким направлениям мы относим: образовательное, основанное на реализации специализированных образовательных программ, целью которых является организация приобретения и усвоения новых знаний, умений и навыков молодежью, обмен опытом в различных видах деятельности для создания и последующей реализации социально значимых проектов, программ);
научно-исследовательское, которое предполагает организацию процесса разработки и написания проектов, участие в конкурсных мероприятиях, конференциях различного уровня, направленных на продвижение молодежных проектных инициатив. В рамках данного направления молодой человек дорабатывает и совершенствует свой проект, с учетом замечаний экспертов;
практическое - предполагает реализацию разработанных проектов, в ходе которой организатор проекта будет достигать поставленных целей, решая социально-значимые проблемы в области образования, труда, досуга, социальной защиты населения и прочее, но и оказывать влияние на окружающий социум, побуждая к участию в предлагаемой деятельности и, формируя положительную оценку к занятию общественно-полезной работой.
Образовательное направление сочетает в себе образовательную деятельность и преподавание как основу теоретической и практической подготовки. Она строится на основе учебных программ, методических комплексов, систем мастер-классов, целью которых является постоянное обогащение опытом познавательной деятельности, формирование профессионального интереса и социального опыта, устойчивых и глубоких убеждений и принципов, знаний и практических навыков, профессионально значимых качеств, подготовку к практической деятельности.
Для реализации образовательного направления мы рассматривали площадку Молодежного образовательного форума «Патриот», организуемого на территории Костромской области с 2009 года. Образовательная программа форума включает:
1) проведение лекционных занятий, предполагающих знакомство и последующее обсуждение молодежью актуальных тем современной действительности, которые комментируют эксперты (выступающие в роли преподавателей) той или иной отрасли, которой посвящена обсуждаемая тема. Таким образом, у участников занятий не только повышается уровень дополнительных знаний, но и формируется личная оценка и понимание изученной проблемы;
2) работу в малых группах, предполагающей организацию жизнедеятельности, осуществление комплекса упражнений по развитию социальных компетенций и лидерских качеств, организацию анализа;
3) организационно-мыслительную работу, представляющую собой общий процесс организации мыследеятельности в малых и больших группах под управлением модераторов, проведение общих пленарных заседаний;
4) проектно-практическую деятельность, предполагающую представление различных проектов, осуществление личной пробы по участию, освоение алгоритма проектирования через позицию организатора проекта, разработку собственного проекта либо участия в мастер-классах;
5) работу региональных площадок: представление региональных проектов как примеров проектов, способствующих развитию региона, отражающих ценности государственности и гражданского служения;
6) участие в активных тренингах, творческой деятельности: данные формы работы включают участников в практическую деятельность, дают примеры успешной деятельности.
Научно-исследовательское направление в рамках содержательного компонента, предполагает организацию конкурсных мероприятий, направленных на поддержку молодежных проектов, выявление талантливой молодежи, и, в целом, поддержку молодежных инициатив.
К числу таких мероприятий мы относим:облас-тной конкурс молодежных программ и проектов, областной конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века», региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства», областной конкурс «Доброволец года», областной конкурс для обучающихся профессиональных образовательных организаций Костромской области «Арт-Профи Форум», областной конкурс «Смотр молодежного самоуправления».
Необходимо подчеркнуть, что, во-первых, указанные конкурсные мероприятия имеют этапность, то есть их организация включает в себя проведение отборочных этапов на базе образовательных организаций, затем на уровне муниципальных образований, далее победители направляются для участия в региональном (областном) конкурсе. По итогам регионального этапа победители рекомендуются к участию в окружном (межрегиональном) либо всероссийском уровнях. Указанное обстоятельство обеспечивает участникам получение колоссального социального и в целом жизненного опыта, повышает уровень знаний, умений и навыков, позволят самосовершенствоваться.
Во-вторых, отбор участников на протяжении всех конкурсных этапов осуществляется квалифицированными специалистами, в соответствии со спецификой конкурсного мероприятия. Координацию работы с экспертами осуществляют специалисты отдела молодежной политики департамента образования и науки Костромской области. Таким образом, с одной стороны, все эксперты владеют стандартизированными, идентичными методическими рекомендациями по отбору участников, с другой стороны, в ходе «обратной связи» совершенствуются механизмы организации данных конкурсных мероприятий на всех уровнях с учетом изменяющихся условий в системе образования, новыми тенденциями в сфере государственной молодежной политики.
Практическое направление включает в себя непосредственную реализацию разработанных и прошедших экспертную оценку социально-значимых проектов, с одной стороны, а с другой - координацию проводимой автором и руководителем проекта работы. Такая деятельность осуществляется с целью оказания информационно-методической помощи в реализации мероприятий проекта. Это выражается в освещении указанных мероприятий в средствах массовой информации, в сети Интернет на основных ресурсах сферы молодежной политики, содействии в организации помощи профильными экспертами участия в мероприятиях по реализуемому проекту, оформление рекомендаций, рецензий по итогам реализации проекта, сопровождение проектов, участвующих в подобных
конкурсных мероприятиях за пределами Костромской области на межрегиональном и всероссийских уровнях, тиражирование опыта реализации молодежных проектов, как на уровне муниципальных образований нашего региона, так и за его пределами.
Технологический компонент модели включает организацию целенаправленных педагогических воздействий, опирается на возможности образовательного процесса, задает направленность и логику усилий для успешного социального становления личности, а также включает комплекс заданных условий, обеспечивающих процесс воспитания общественной активности. Педагогическое воздействие ? особый вид деятельности педагога, цель которого достижение позитивных изменений характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).
Осуществление на практике процесса воспитания общественной активности молодежи в условиях социальной среды можно представить в следующей логике.
На первой стадии осуществляется организационная работа, проводимая по двум направлениям. Первое направление - работа с педагогическими сотрудниками образовательных организаций (заместителями директоров по социальной и воспитательной работе профессиональных образовательных организаций и проректорами по социальной и воспитательной работе образовательных организаций высшего образования) и руководящим составом детских и молодежных общественных организаций и объединений, которая включает определение ориентиров и установок для достижения целей организуемой деятельности, проведение консультаций, мастер-классов, бесед, разработку методических рекомендаций по реализации мероприятий, обеспечивающих процесс воспитания общественной активности молодежи. В рамках данного направления осуществляется определение ресурсных возможностей образовательных и общественных организаций и объединений для осуществления процесса воспитания общественной активности (время проведения и наличие площадок для проведения мероприятий).
Второе направление - работа с молодежью. Целью проводимой работы является создание условий для информирования молодежи о реализуемых мероприятиях, с целью выявления и активизации их потенциалов. В рамках направления осуществляется формирование мотивации, способствующей развитию у них познавательного интереса и потребностей в получении социального опыта, формирование положительного отношения к деятельности, включение молодежи в различные виды общественной деятельности, организуемые на базе образовательных и общественных организаций и в целом в сфере молодежной политики.
В качестве методов формирования мотивации и положительного отношения к деятельности используются консультирование, метод беседы, дискуссии с целью изучения имеющихся знаний, умений, навыков, мотивов. Кроме того, необходимо использовать ресурсы средств массовой информации, социальных сетей, где наглядно представлен опыт прошлых достижений их сверстников, ранее участвующих в мероприятиях, размещены высказывания публичных авторитетных личностей региона и государства, поддерживающие участие молодежи в подобных мероприятиях.
Итогом реализации первой стадии становится диагностика интересов, определение уровня общественной активности молодежи, прогнозирование форм проявления общественной активности молодыми людьми.
На второй стадии осуществляется включение молодежи в различные виды деятельности, направленные на процесс воспитания общественной ак-тивности,вместе с этим происходит самостоятельный и осознанный выбор молодыми людьми форм и степени участия в предлагаемых видах деятельности.
Процесс воспитания общественной активности обеспечивается за счет организации участия молодежи в различных видах деятельности.
Образно мы представляем этот процесс в виде преодоления следующих ступеней: 1) участие в конкурсных и иных мероприятиях сферы государственной молодежной политики. Результатом такого участия становится приобретение социального опыта, презентация личных достижений в окружающем социуме; 2) участие в реализации определенных программ и проектов детских и молодежных общественных организаций и объединений; 3) определение сферы деятельности, по которой ведется разработка и реализация собственного проекта. На этой ступени также предполагается участие молодежи в различных конференциях, конкурсных мероприятиях и иных, позволяющих доработать, усовершенствовать свой проект и приступить к его реализации; 4) представление опыта реализации молодежных проектов на площадке молодежного образовательного форума «Патриот», в рамках которого происходит обмен опытом, получение новых знаний, формирование новых проектных инициатив, которые по завершении форума преобразуются в практическую деятельность; 5) участие в деятельности молодежных совещательных структур регионального уровня: Молодежное правительство Костромской области, Совет молодых ученых и специалистов Костромской области, Общественная молодежная палата при Костромской областной Думе. Участие в деятельности общественных совещательных структур при исполнительных органах государственной власти (коллегиях), губернаторе Костромской области (Координационный ко-
митет по молодежной политике при губернаторе Костромской области).
Поскольку педагогический процесс имеет цикличный характер, то реализация охарактеризованных стадий тоже носит характер циклов. При переходе от участия во внеаудиторной деятельности образовательной организации, к участию в реализации проектов и программ общественных организаций, с одной стороны, и, с другой стороны, переход от участия в конкурсных и иных мероприятиях к реализации собственных проектов.
На заключительном этапе проводится система анализа, включающая определение результатов деятельности участников данного процесса: молодежи, педагогов, экспертов. На данном этапе проводится повторная диагностика, выявляются изменения, обобщаются полученные в ходе работы результаты.
В контрольно-оценочный компонент входит комплекс диагностических методик, критериев и показателей эффективности процесса воспитания общественной активности в условиях социальной среды. Нами разработаны следующие критерии: когнитивный (определяет уровень знаний о нормах и правилах социального взаимодействия, сформи-рованность представления о собственных личностных качествах и степени соответствия требованиям выполняемой социальной роли, готовности к за-
нятию общественной деятельностью); мотивацион-ный (определяет сформированность и содержание ценностных ориентаций); деятельностный (диагностирует уровень развития социального опыта, степень включенности в общественную деятельность).
Таким образом, воспитание общественной активности молодежи в условиях социальной среды представляется достаточно длительным, многоступенчатым процессом, проходящим под влиянием объективных и субъективных факторов. Успешность его протекания во многом зависит от умения определить, в какой момент необходимо изменить данный процесс. Именно это и позволяет осуществить процесс моделирования.
Библиографический список
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность познания и управления. - М., 1981. - 432 с.
2. Моделирование как метод научного исследования / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. - М., 1965. - 242 с.
3. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2009. - 412 с.
4. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.