Научная статья на тему 'Модель процесса управления несоответствиями в системах менеджмента качества предприятий строительной отрасли'

Модель процесса управления несоответствиями в системах менеджмента качества предприятий строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НЕСООТВЕТСТВИЕ / ПРИЧИНА НЕСООТВЕТСТВИЯ / REASON OF DISCREPANCY / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / FUNCTION MODELING / ЦИКЛ ШУХАРТА-ДЕМИНГА / КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ / CORRECTIVE ACTION / INCONSISTENCIES / "SHEWHART-DEMING CYCLE"/PDCA (PLAN-DO-CHECK-ACT)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Николай Александрович

В статье рассматривается модель процесса управления несоответствиями в СМК предприятий строительной отрасли, описывается состав работ основных этапов процесса управления несоответствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROCESS OF DISCREPANSY MANAGEMENT IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS OF THE ENTERPRISES OF BUILDING BRANCH

The paper discussed model of process of discrepancy management in QMS of enterprises of building branch, the structure of works of the basic stages of process of discrepancy management is described.

Текст научной работы на тему «Модель процесса управления несоответствиями в системах менеджмента качества предприятий строительной отрасли»

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВИЯМИ В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

MODEL OF PROCESS OF DISCREPANSY MANAGEMENT IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS OF THE ENTERPRISES

OF BUILDING BRANCH

H.A. Иванов

N.A. Ivanov

ГОУ ВПО МГСУ

В статье рассматривается модель процесса управления несоответствиями в СМК предприятий строительной отрасли, описывается состав работ основных этапов процесса управления несоответствиями.

The paper discussed model ofprocess of discrepancy management in QMS of enterprises of building branch, the structure of works of the basic stages of process of discrepancy management is described.

Цель деятельности по управлению несоответствиями заключается в предотвращении непреднамеренного использования и поставки потребителю продукции, которая не соответствует требованиям.

Практические действия по устранению несоответствий представляют собой ряд последовательных работ, направленных:

— на выявление несоответствия;

— анализ несоответствия и поиск его первопричины;

— формирование набора возможных корректирующих действий , направленных на устранение выявленной первопричины;

— выбор оптимального варианта устранения выявленной причины и планирование его реализации;

— реализацию выбранного решения;

— проверку исполнения запланированных действий;

— анализ и оценку проведенной работы.

Указанная последовательность действий хорошо согласуется с циклом Шухарта-Деминга PDCA (Plan-Do-Check-Act), т.е. «Планируй - Делай - Проверяй - Действуй», являющегося фундаментом принципа постоянного улучшения (рис. 1).

Модель принятия решения при управлении несоответствиями в СМК, разработанная с использованием методологии функционального моделирования процессов IDEF0 представлена на рис. 2-5. Модель состоит из обобщенной схемы управления

5/2011

ВЕСТНИК _МГСУ

несоответствиями (рис. 2) и ряда структурированных схем, детально описывающих отдельные этапы процесса принятия решений при управлении несоответствиями.

Рис. 1. Цикл Шухарта-Деминга при управлении несоответствиями

Рис. 2. Общая схема процесса управления несоответствиями в СМК

Процесс управления несоответствиями предлагается рассматривать в виде последовательности основных этапов (рис. 3):

— выявление несоответствия;

— определение первопричины возникновения несоответствия;

— выбор корректирующего действия;

— организация реализации корректирующего действия.

Этап 1. Выявление несоответствия. Работы этого этапа представлены на рис. 4. В соответствии с седьмым принципом TQM, предписывающим принимать решения, основанные на фактах, необходимо в обязательном порядке осуществлять сбор и систематизацию данных о качестве. Строительные организации, независимо от их размеров и специфики деятельности, на определенных этапах работы нуждаются в сохранении информации о том, что происходит с материально-техническими ресурсами, строительными процессами, строительной продукцией. Средством реализации этой задачи являются записи о качестве, представляющие собой зарегистрированные данные, связанные с качеством. Для оценки степени соответствия текущего уровня качества планам и целям в области качества необходимо анализировать данные о качестве. Анализ данных дает возможность выявить факты отклонения от плановых значений, то есть установить факт наличия несоответствия. Информация обо всех выявленных несоответствиях в обязательном порядке подлежит занесению в журналы записей о качестве.

Этап 2. Определение первопричины возникновения несоответствия. При выявлении причины, приведшей к несоответствию, важно не останавливаться на первой вы-

5/2011 ВЕСТНИК

_МГСУ

явленной причине. Необходимо проанализировать, не является ли выявленная причина следствием какой-либо более глубокой причины. В ходе последовательного углубленного рассмотрения каждой установленной причины, как несоответствия, возникшего по какой-либо другой причине, строится цепочка несоответствий. Длина этой цепочки, или глубина анализа, определяется ЛПР с учетом значимости выявленного несоответствия и причин, с ним связанных.

Рис. 4. Схема процесса выявления несоответствия

Этап 3. Выбор корректирующего действия. Данный этап реализуется в соответствии со схемой, представленной на рис. 5. После нахождения первопричины несоответствия следует рассмотреть возможные варианты устранения выявленной причины, для того чтобы исключить возможность повторного появления несоответствия и избежать всех связанных с ним потерь. Из всех возможных вариантов устранения причины несоответствия выбирается наиболее оптимальный, по мнению ЛПР, вариант, требующий наименьших трудовых, временных, финансовых затрат. Для выбранного корректирующего действия выполняется планирование его реализации.

Этап 4. Организация реализации корректирующего действия. На этом этапе осуществляется выполнение всех запланированных действий. При этом необходимо обеспечить своевременную передачу всей информации о ходе и выполнении работ должностному лицу, ответственному за реализацию выбранного корректирующего действия.

Анализ рассмотренной обобщенной модели процесса управления несоответствиями в СМК позволяет выделить два ключевых элемента моделируемого процесса: выявление первопричины несоответствия и поиск оптимального решения. От эффективности этих этапов зависит результативность всего процесса.

Рис. 5. Схема процесса выбора корректирующего действия

Литература:

1. Ю.П.Адлер, Е.И.Хунузиди, В.Л.Шпер Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга. // Методы менеджмента качества - 2005 - № 3

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2008. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.

4. Р 50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.-50 с.

The literature:

1. J.P.Adler, E.I.Hunusidi, V.L.Shper Methods of constant perfection through a prism of PDCA.// Methods of Quality Management - 2005 - № 3

2. GOST R ISO 9004-2008. Quality management systems -- Guidelines for performance improvements.

3. GOSTR ISO 9001:2008. Quality management systems — Requirements

4. R 50.1.028-2001. Informational Technologies of Product Support Lifecycle. Methodology offunctional modeling. -M.: IPKPublishing house of standarts, 2001.-50p.

Ключевые слова: несоответствие, причина несоответствия, система менеджмента качества, функциональное моделирование, цикл Шухарта-Деминга, корректирующее действие.

Keywords: inconsistencies, reason of discrepancy, quality management system, Function Modeling, "Shewhart-Deming cycle"/PDCA (plan-do-check-act), corrective action.

Автор: Иванов Николай Александрович, доцент кафедры Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве (ИСТАС) ФГБОУВПО МГСУ; 129337, Россия, г.

Москва, Ярославское шоссе, д.26; тел. +7 (495) 183-49-06; e-mail: nik-istus@km.ru

Рецензент: ЧулковВ.О., д.т.н., проф., ГОУ ВПО МГАКХиС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.