Научная статья на тему 'Модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов'

Модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / МОДЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / КОМПОНЕНТЫ / PROCESS OF SOCIAL SELF-DETERMINATION / LEGAL PRINCIPLES / MODEL CLASSES / FUNCTIONS / METHODS / FORMS / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина Любовь Анатольевна

В статье рассматривается модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов. Определяются и характеризуются взаимосвязанные компоненты модели (концептуальный, целевой, содержательный, процессуальный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукушкина Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process model of social self-determination students specialized legal class

We describe the process model of social selfdetermination of pupils at specialized legal class. Identified and characterized by interrelated components of the model (concept, task, insightful, procedure).

Текст научной работы на тему «Модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов»

компании существенно упрощается. В сравнении с лучшими практиками в университете постепенно создастся собственная система постоянного совершенствования.

Библиографический список

1. Гуннар З., Штефан К. Бенчмаркинг. Руководство для практиков. - М.: КИА центр, 2006. -128 с.

2. Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях. - М.: Стандарты и качество, 2006. - 248 с.

3. Кэмп Р. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов. - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004. - 416 с.

4. Стариков В.В. Бенчмаркинг - путь к совершенству // Маркетинг в России и за рубежом. -2006. - №>4. - С. 11-14.

5. Dervitsiotis K.N. Benchmarking and business paradigm shifts // Total Quality Management. -

2000. - №> 11. - P. 41-46.

6. Jackson N. Benchmarking in UK HE: An overview // Quality Assurance in Education. -

2001. - Vol. 9. - №> 4. - P. 218-235.

7. Karjalainen A., Kuortti K. & Niinikoski S. Creative Benchmarking. University of Oulu & Finnish Higher Education Evaluation Council. -University Press of Oulu, 2002.

8. Pepper D., Webster. F. and Jenkins. A. Benchmarking in geography: some implications for assessing dissertation in the undergraduate curriculum // Journal of Geography in Higher Education. - 2001. - Vol. 25. - №> 1. - P. 23-35.

9. Price I. A Plain Person’s Guide to Benchmarking. Special Report of the Unit for Facilities Management Research. - Sheffield: Sheffield Hallam University, 1994.

УДК 371.3

Кукушкина Любовь Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А Некрасова

Lub-kuku@mail.ru

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССОВ

В статье рассматривается модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов. Определяются и характеризуются взаимосвязанные компоненты модели (концептуальный, целевой, содержательный, процессуальный).

Ключевые слова: процесс, социальное самоопределение, профильные юридические классы, модель, принципы, функции, методы, формы, компоненты.

Эффективность преобразований, происходящих в социально-экономической сфере общества, в значительной степени зависит от готовности учащихся старших классов делать взвешенный выбор будущей профессиональной деятельности. Требуются качественно новые подходы к деятельности всех государственных и негосударственных институтов занимающихся проблемами образования, педагогическим обеспечением социальной практики, социальной адаптации подростка к будущей профессиональной деятельности.

Моделирование как метод исследования в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях.

В настоящее время все чаще применяется модельное представление сложных объектов.

Например, А.Г. Асмолов рассматривает модель как универсальный способ познания, как язык науки будущего [1, с. 1-13].

Модель - это условный образ объекта. Она служит для выражения отношения между человеческими знаниями об объекте и самим объектом, является одной из форм разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой и должна отражать структуру и функционирование объекта. «Ценность моделирования не в его всеохватности, а в выделении существенного в изучаемом объекте» [4]. В модели воплощается передовая практика, одновременно модель служит средством изучения и совершенствования этой практики. Модель проверяется на опыте, в результате этой проверки она уточняется, и создаются предпосылки для построения модели более высокого порядка.

В педагогической науке существует мнение, что «содержание педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем» [2, с. 3-11].

Благодаря моделированию, педагогический процесс становится технологичным, четким и системным. Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса, действий и состояний его участников.

Под моделью процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов мы понимаем, описание рассматриваемого процесса с выделением отдельных структурных единиц и связей между ними как единой системы допрофессиональной подготовки старшеклассников по юридическому профилю.

Основываясь на нашем понимании социального самоопределения учащихся профильных юридических классов - как многоуровневого, противоречивого процесса, зависящего от объективных и субъективных факторов, от внешних и внутренних социальных ресурсов. Он предполагает осознание старшеклассником своей роли в единой общности социальных отношений. Включенность в эту систему происходит на основе сформированных интересов и потребностей человека. Это сложный процесс, который рассматривается как форма социализации и самоорганизации человека, с другой стороны он может выступать результатом педагогического воздействия и организации деятельности различных социальных институтов.

Предлагаемая нами модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: концептуального, целевого, содержательного, процессуального.

Назначение концептуального компонента модели состоит в том, что бы объяснить сущность системных изменений, конкретизировать общий замысел развития системы, выявить совокупность взглядов, подходов и принципов.

Принцип гуманизации. Формирует у учащегося общечеловеческие воззрения. Развивает в нем чувства гражданственности, социальной ответственности, предполагает ориентацию на профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализацию личностного потенциала, ини-

циативы и активности, самостоятельности в принятии решений, творческой самореализации.

Принцип интеграции. Суть данного принципа заключается в том, что благодаря идентификации (самоотождествления) и обособлению (выделению себя из общего) индивидуум, взаимодействия с другими людьми и социальными группами, в процессе разнообразной деятельности, избирательно, а главное - самостоятельно, формирует свою систему личностных смыслов. Данный принцип способствует включенности старшеклассников профильных юридических классов в правовую культуру.

Принцип системности. Суть его в том, что благодаря образованной цепочке тесно связанных между собой и взаимообусловленных актов обучения, воспитателя, процесс социального самоопределения протекает более гладко и обеспечивает лучшие результаты.

Принцип субъектности. Требует ориентации всей системы профессионального становления личности на создание условий для развития ее профессиональной компетентности и творческой самореализации.

Принцип преемственности. Может быть определен как последовательная, непрерывная связь между разными элементами педагогического влияния на личность на разных ступенях ее развития, а так же взаимосвязь отдельных этапов воспитания и обучения старшеклассников профильных юридических классов.

Принцип проблематизации. Изменение роли и функций взрослого и ребенка, учителя и учащегося в процессе воспитания и обучения. Взрослый не воспитывает, не преподает, но актуализирует исследовательскую активность самого ученика, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения старшеклассником, для самостоятельного обнаружения и постановки им общественно значимых проблем и задач.

Согласно современным представлениям, можно выделить следующие функции процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов: образовательную, социализирующую, развивающую, профориентационную.

Образовательная функция - реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей, опыта творческой деятельности.

Социализирующая функция - выражается в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социального приемлемого поведения.

Развивающая функция - представляют собой развитие свойств личности, логических приёмов, познавательной активности, интересов, способностей.

Профориентационная функция - направлена на формирование профессиональных навыков ученика, развитие его конкурентоспособности, информирование учащихся о востребованных профессиях, проведение целенаправленной работы по развитию интереса к ним.

Исходя из общих принципов, функций процесса социального самоопределения, направленных на создание условий для максимального раскрытия внутренних ресурсов, личностного потенциала каждого старшеклассника профильного юридического класса, их включенность в процесс допрофессиональной подготовки помогает приобрести социальный опыт, расширить индивидуальную и социальную компетентность, сформировать представления о выбранном профиле профессиональной деятельности.

Целевой компонент модели является системообразующим и ориентируется на понимание профессиональной подготовки юристов, как развитие глубоких личностных структур будущих специалистов в правовой сфере: его убеждений, ценностей, мотивов.

Целью данного компонента является социальное самоопределение учащихся профильных юридических классов, формирование у них осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи: формирование мотивационноличностного аспекта учащихся к поступлению в профильные профессиональные образовательные учреждения; актуализация понимания сущности юридической деятельности, ее роли и место в обществе, в жизни каждого человека; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, профессиональном, социальном развитии учащихся; определение содержания социального самоопределения учащихся профильных юридических классов; организация педагогического процесса в профильном юридическом классе по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов.

Содержательный компонент строится исходя из того, что во-первых социальное самоопределение учащихся - это специально организованный процесс. Направление данной деятельности связано с реализацией педагогических условий, исполнением конкретной комплексной программы по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов, оказание помощи старшеклассникам в осознании и решении собственных проблем, в формировании отношения к избираемой профессиональной деятельности; во-вторых, с моральной и социальной сторон, чтобы, как отмечает Е.А.Климов, осуществить выбор профессии надо хорошо знать, из чего следует выбирать, хорошо ориентироваться в мире всех обстоятельств, которые нужно учитывать, чтобы этот выбор приносил удовлетворение личности, иметь возможность сделать такой выбор сознательно, быть компетентным в мире профессий [3].

В процессе формирования содержательного компонента модели используется система методов, форм и средств.

Методом обучения. Выделяют три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они классифицируются: - по источнику передачи и восприятия учебной деятельности (словесные, наглядные, практические); - по логике передачи и восприятия информации (индуктивные, дедуктивные); - по степени самостоятельности мышления (репродуктивные, проблемно-поисковые); - по степени управления учебной работой (под руководством преподавателя, самостоятельная работа учащихся); 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, имеют следующую классификацию: - методы стимулирования интереса к учению (познавательных игр, учебных дискуссий, создание эмоционально-нравственных ситуаций, организационно-деятельностные игры); - методы стимулирования ответственности и долга (убеждения в значимости учения, предъявления требований, поощрения и наказания); 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, классифицируются на: - методы устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты и экзамены); - методы письменного контроля и самоконтроля (письменные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены); - методы практичес-

кого контроля и самоконтроля (машинный контроль, контрольно-лабораторный контроль).

Использования метода обучения в процессе учебной и внеучебной деятельности по формированию социального самоопределения учащихся профильных юридических классов дает нам возможность помочь старшеклассникам накопить определенный опыт по профессиональноправовым знания, сформировать умения работать с нормативно-правовыми документами, приобрести навыки во взаимодействии в правовой системе

Метод воспитания. Общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение метода воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

Данный метод помогает сформировать у будущих специалистов в области юриспруденции дисциплинированность, высокий уровень ответственности, быть физически, психологически, социально готовым к выполнению профессионального и общественного долга.

Метод диагностики. Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для учащегося.

Данный метод стимулирует у старшеклассника осознания последствий своих решений, особенностей соотношения личностных ресурсов с общественными потребностями, сравнение профессиональных требований в области юриспруденции со своими возможностями.

Метод просвещения. Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знания-

ми, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования.

Мы выделяем следующие формы просветительской деятельности: работа со справочной литературой; работа с информационно-поисковыми системами; встречи учащихся с сотрудниками силовых структур, специалистами судебной системы, сотрудниками нотариальных и адвокатских коллегий (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии); познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; систематические профориентационные учебный занятия; учебные фильмы и видеофильмы.

Метод профориентации - сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их значении для страны, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Метод профориентации включает в себя: ознакомление старшеклассников и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Данный метод формирует у старшеклассников мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих возможностей; оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его способностям, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Метод профориентации для учащихся профильных юридических классов выступает важным этапом в их социальном и профессиональном самоопределении, а так же помогает в приобретении ими профессионально значимых качеств и свойств личности.

Метод социально-педагогического сопровождения. Данный метод допускает включение старшеклассника в ситуации, требующие воле-

вого усилия для преодоления противоречивого воздействия социума или изменения ранее сложившихся убеждений и стереотипов поведения.

Использование разнообразных методов обучения происходит в процессе применения разнообразных форм обучения в их преемственности и взаимосвязи.

В содержательном компоненте модели средства выступают, как элементы организации процесса социального самоопределения. Программное обеспечение учебной и внеаудиторной деятельности, основывается на разработке программ в соответствии с требованиями стандарта и учебным планом направления; кадровое обеспечение - формируется из высоко квалифицированных специалистов в области гуманитарных, естественно-научных и профессиональных дисциплин, специалистов практиков; административные условия; экономические и технические составляющие, учебный процесс построен с соблюдением требований Госта и не нарушает обще принятых принципов построения данного процесса, занятия проводятся на базе юридического факультета и использованием наглядных и интерактивных средств обучения.

Процессуальный компонент исследуемой модели предусматривает последовательность трех этапов процесса социального самоопределения - актуализации профильного социального самоопределения учащихся, информирование

учащихся о выбранном ими юридическом профиле, готовность учащихся к выполнению определенных социальных, профессиональных задач.

Таким образом, созданная модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов включает основные свойства системы: она является целостной, т.к., предполагает единство и взаимосвязь всех компонентов системы (концептуального, целевого, содержательного и процессуального), что обеспечивает ей устойчивое функционирование. Завершив характеристику модели процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, мы делаем вывод о том, что успешная реализация модели связана с созданием на практике ряда педагогических условий.

Библиографический список

1. АсмоловА.Г. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 1-13.

2. АтутовП.Р. Концепция формирования технологии культуры молодежи в общеобразовательной культуро-сообразной школе России // Школа и производство. - 1993. - № 1. - С. 3-11.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996. - 256 с.

4. Симоненко В.Д. Педагогические основы профессиональной ориентации учащихся школ-интернатов. - Брянск, 1997. - 97 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.