Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОТДЕЛА ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ'

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОТДЕЛА ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОТДЕЛА ОХРАНЫ / МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МОДЕЛЬ / EMPLOYEES OF THE SECURITY DEPARTMENT / MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторова Татьяна Владимировна

Высокие требования, предъявляемые к сотруднику отдела охраны ФСИН России, указывают на необходимость принятия мер для целенаправленного, систематического развития морально-психологической устойчивости сотрудников с целью качественного выполнения своих служебных обязанностей. В связи с этим формирование морально-психологической устойчивости к различного рода сложным и опасным ситуациям профессиональной деятельности, какими являются применение огнестрельного оружия в своей деятельности, способствовали созданию модели формирования моральнопсихологической устойчивости к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны ФСИН России. Модель разработана в соответствие с основами моделирования в педагогике и психологии и способствует повышению уровня морально-психологической устойчивости, в том числе к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны. Результатом усвоения модели является достаточно высокий уровень сформированности морально-психологической устойчивости сотрудника отдела охраны ФСИН России, как одного из основных требований, предъявляемых к деятельности сотрудника отдела охраны ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викторова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PROCESS OF FORMING MORAL AND PSYCHOLOGICAL RESISTANCE TO THE USE OF FIREARMS BY EMPLOYEES OF THE SECURITY DEPARTMENT OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The high demands placed on an employee of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia indicate the need to take measures for the purposeful, systematic development of moral and psychological stability of employees in order to perform their official duties efficiently. In this regard, the formation of moral and psychological resistance to various kinds of complex and dangerous situations of professional activity, such as the use of firearms in their activities, contributed to the creation of a model for the formation of moral and psychological resistance to the use of firearms by employees of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia. The model is developed in accordance with the basics of modeling in pedagogy and psychology and helps to increase the level of moral and psychological stability, including the use of firearms by employees of the security Department. The result of mastering the model is a fairly high level of formation of moral and psychological stability of an employee of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia, as one of the main requirements for the activities of an employee of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОТДЕЛА ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ»

Модель процесса формирования морально-психологической устойчивости к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны ФСИН России

Викторова Татьяна Владимировна,

соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, ФКУ «Научно-исследовательский институт ФСИН России» E-mail: viktoria_psi@mail.ru

Высокие требования, предъявляемые к сотруднику отдела охраны ФСИН России, указывают на необходимость принятия мер для целенаправленного, систематического развития морально-психологической устойчивости сотрудников с целью качественного выполнения своих служебных обязанностей. В связи с этим формирование морально-психологической устойчивости к различного рода сложным и опасным ситуациям профессиональной деятельности, какими являются применение огнестрельного оружия в своей деятельности, способствовали созданию модели формирования морально-психологической устойчивости к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны ФСИН России. Модель разработана в соответствие с основами моделирования в педагогике и психологии и способствует повышению уровня морально-психологической устойчивости, в том числе к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны. Результатом усвоения модели является достаточно высокий уровень сформированности морально-психологической устойчивости сотрудника отдела охраны ФСИН России, как одного из основных требований, предъявляемых к деятельности сотрудника отдела охраны ФСИН России.

Ключевые слова: сотрудники отдела охраны, морально-психологическая устойчивость, модель.

Модель в педагогике, по определению В.В. Кра-евского, значится как «абстрактный прообраз педагогической деятельности, которую необходимо осуществить в будущем. Она содержит общее представление о том, что необходимо сделать для достижения наилучших результатов» [1, С. 34]. Метод исследования объекта на его модели - аналоге определённого фрагмента социальной реальности в педагогическом энциклопедическом значится как «моделирование» [2,. С. 146]. Метод моделирования описан в трудах В.В. Давыдова, А.Н. Дахина, Е.С. Заир-Бек, Е.А. Лодатко и др.

Разработанная нами структурно-функциональная модель формирования морально-психологической устойчивости (МПУ) к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны ФСИН России позволяет увидеть и вычленить все составляющие МПУ в их взаимосвязи и взаимодействии, увидеть какое влияние оказывает МПУ на профессиональную деятельность сотрудника отдела охраны, проработать (прожить) варианты поведения сотрудника в предполагаемых ситуациях с применением огнестрельного оружия, в предусмотренных законом случаях, в том числе на поражение.

Модель формирования МПУ базируется на основе системного, компетентностного, деятель-ностного, системно-ситуативного и личностно-ориентированного подходов. Системный подход, проявляется наличием следующих признаков: 1. Структурные компоненты модели (объект познания - МПУ, субъекты - психолог и сотрудники, способы и средства достижения высокого уровня МПУ, результат). 2. Целенаправленное взаимодействие всех участников психолого-педагогического процесса 3. Процесс организации формирования МПУ осуществляется с помощью специально подобранных методов и форм; 4. Принципы, характеризующие структурно функциональное единство модели: МПУ: личной уверенности, социальной ориентированности и правовой убежденности; активного преодоления; развития профессиональной толерантности к негативным факторам воздействия профессиональной среды; активизации психологической стабильности; саморефлексии, коллективизма.

Модель как целостная система, состоит из организационно-целевого, диагностического, содержательного, рефлексивно-итогового блоков, взаимосвязанных между собой и раскрывающих структуру процесса формирования МПУ к применению огнестрельного оружия сотрудниками отде-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

сэ см о см

ла охраны ФСИН России. Каждый из блоков имеет характеристику, наполненную определенным содержанием, выполняет свою функцию, содержит определенную информацию о процессе формирования МПУ и обуславливает его результат. Так организационно-целевой блок модели, в первую очередь, предусматривает постановку цели и определение задач формирования МПУ, раскрытие специфики процесса формирования МПУ, определение критериев и показателей формирования МПУ, усвоение модели формирования МПУ к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны фСин России.

Цель компетентностного подхода в реализации набора ключевых компетентностей, одной из которых являются специальные профессиональные качества, необходимые для уверенного поведения в ситуациях применения огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны в своей профессиональной деятельности. «Эффективная организация внешних и внутренних ресурсов для достижения целей деятельности», по мнению Г.К. Селевко, и есть компетенция. При этом внутренние ресурсы - это знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические качества, а внешние - качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта [3, С. 138-144].

Одним из основных методологических ориентиров в построении представленной модели является деятельностный подход, постулирующий о развитии психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин). «Сущность деятельностного подхода, по мнению Т.В. Габай, состоит в том, что психика рассматривается в прямой связи с жизнью... Учение рассматривается не только как процесс, но и, прежде всего как деятельность» [4, С. 10]. По мнению основоположников деятельностного подхода, важнейшим условием реализации деятельностного подхода выступает мотивация обучения (пробуждение положительного эмоционального отношения к обучению, создание ситуации успеха, поощрение и др.)

Системно-ситуативный подход является технологией изучения конкретных видов деятельности на основе выделения их единицы - ситуации (Б.Я. Шведин, И.Н. Носс и др.). Системно-ситуативный подход предполагает системность его целей и результатов, непрерывность реализации, а также использование ситуации как наименьшей, неделимой единицы анализа [5, С. 30-33]. «В соответствии с системно-ситуативным подходом, - единицей анализа деятельности выступает ситуация в единстве задачи, условий ее выполнения и субъекта. В центре внимания системно-ситуативного подхода - ситуация. Вследствие чего подчеркивает значимость «ситуационного мышления», т.е. как можно лучше понять, какие приемы будут лучше способствовать достижению целей в конкретной ситуации.

Личностно-ориентированный подход создает условия для самоизменения личности, осознание

ею собственной самоценности (Ш.А. Амонашви-ли, Л.Г. Вяткин, К. Роджерс, В.В. Сериков, В.А. Су-хомлинский, И.С. Якиманская и др.). Личностно-ориентированная педагогическая ситуация - понимается им как педагогический механизм, который ставит обучаемого в условия, сильно изменяющие его жизнедеятельности и «востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации». Личностно-утверждающая ситуация, подчеркивает в своей работе В.В. Сериков, содержит в своей основе составляющие: нравственный выбор; самостоятельно поставленные цели; реализацию роли автора учебного процесса; препятствия, требующие проявления воли; ощущение собственной значимости; самоанализ и самооценка; отказ от прежних воззрений и принятие новых ценностей; осознание своей ответственности» [6, С. 89].

Базой для построения диагностического блока модели явилась специально созданная батарея психологических методик исследования: многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16 PF P); методика экспертной оценки подготовленности сотрудников к действиям в опасной ситуации», разработанная ГУФСИН России по Челябинской области, ЛФР-25 Т.В. Корниловой, шкала локус-контроля Дж. Роттера, методика STAI-I, II Спилбергера - Ханина (оценка уровня тревожности).

Содержательный блок обусловлен общей целью построения модели, задачами, решение которых необходимо для формирования представляемой модели, функционально отражает логику и этапы формирования МПУ. Структурными элементами содержательной части являются концептуальные положения личностно-ориентированного подхода (Ш.А. Амонашвили, Л.Г. Вяткин, К. Роджерс, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская); концептуальные положения о системно-ситуативном подходе (Б.Я. Шведин, И.Н. Носс); положения компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской); теория личностно-ориентированного подхода, в том числе в воинской деятельности (В.П. Галиц-кий, A.A. Напримеров, Н.Ф. Феденко); психологии экстремальных ситуаций в деятельности сотрудников УИС ФСИН России (Л.И. Беляева, А.М. Киселев, И.О. Котенев, А.И. Папкин, В.Н. Смирнов, А.М. Столяренко).

Рефлексивно-итоговый блок модели определяет динамику сформированности уровня МПУ по выделенным критериям и их показателям. В качестве критериев, оценивающих МПУ, нами избраны: эмоционально-волевой, операционально-рефлексивный, когнитивно-деятельностный критерии. С учетом комплекса выявленных критериев с целью дифференциации сотрудников по степени сформированности МПУ выделены три уровня, включающие оптимальный (высокий), допустимый (средний), недопустимый (низкий) уровни сформи-рованности МПУ.

Формирование МПУ сотрудника отдела охраны ФСИН России возможно в специально созданных педагогических условиях. В.И. Андреев отмечает, что «педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных целей» [7]. Первое условие - создание развивающей обучающей среды, реализуемой с учетом психолого-педагогических принципов, обеспечение психологически комфортной атмосферы на занятиях по формированию МПУ, формирование рефлексивных умений и навыков. Второе - целенаправленная организация позитивного опыта проявления МПУ через ситуации служебной деятельности, создающих в моделируемых ситуациях. Обеспечение вариативности и преемственности приемов, форм и методов в организации процесса формирования МПУ сотрудников отдела охраны является третьим психолого-педагогическим условием.

Таким образом, реализация модели происходит за счет сформированности: знаний о психологических процессах и закономерностях функционирования психических процессов, особенно в условиях характеризующихся экстремальностью и неопределенностью; умений и навыков эффективного преодоления стрессогенных факторов, негативно влияющих на психическое состояние сотрудника отдела охраны ФСИН России.

Модель формирования МПУ к применению огнестрельного оружия сотрудниками отдела охраны ФСИН России создает условия, когда через тренировку конкретных смоделированных ситуаций служебной деятельности приобретается опыт проявления МПУ сотрудника отдела охраны к различным условиям служебной деятельности, связанными с применением огнестрельного оружия, в том числе на поражение.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - С. 34

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 146

3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. -№ 4. - С. 138-144.

4. Андрагогика: практ. пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 10

5. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учеб. пособие. - М., 1989.С.30-33

6. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - С. 89.

7. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

MODEL OF THE PROCESS OF FORMING MORAL AND PSYCHOLOGICAL RESISTANCE TO THE USE OF FIREARMS BY EMPLOYEES OF THE SECURITY DEPARTMENT OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Viktorova T.V.

Federal state institution Research Institute of the Federal penitentiary system of the Russian Federation

The high demands placed on an employee of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia indicate the need to take measures for the purposeful, systematic development of moral and psychological stability of employees in order to perform their official duties efficiently. In this regard, the formation of moral and psychological resistance to various kinds of complex and dangerous situations of professional activity, such as the use of firearms in their activities, contributed to the creation of a model for the formation of moral and psychological resistance to the use of firearms by employees of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia.

The model is developed in accordance with the basics of modeling in pedagogy and psychology and helps to increase the level of moral and psychological stability, including the use of firearms by employees of the security Department. The result of mastering the model is a fairly high level of formation of moral and psychological stability of an employee of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia, as one of the main requirements for the activities of an employee of the security Department of the Federal penitentiary service of Russia.

Keywords: employees of the security Department, moral and psychological stability, model.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. - Rostov n/A: publishing house «Phoenix», 1997. - P. 34

2. Bim - Bad B.M. Pedagogical encyclopedic dictionary. - Moscow, 2002. - P. 146/

3. Selevko G. K. Competence and their classification // National education. - 2004. - no. 4. - P. 138-144.

4. Andragogy: prakt. manual for universities. - 2nd ed., corr. and additional. - Moscow: yurayt Publishing house, 2018. - P. 10

5. Shvedin B. Ya. Human factor in the management of troops: problems and searches. Textbook, - Moscow, 1989, -P.p. 30-33

6. Serikov V.V. Personality - oriented approach in education: concepts and technologies: Monograph. - Volgograd: Peremena, 1994. - P. 89.

7. Andreev V.I. Pedagogy: a Training course for creative self-development. - Kazan: center for innovative technologies, 2000. -608 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.