Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ'

МОДЕЛЬ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программно-педагогические средства / управление учебной деятельностью / программированное обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекулаева Мария Евгеньевна, Фролова Евгения Сергеевна

в статье предложена модель программно-педагогического средства (ППС) по физике для слабовидящих учащихся. ППС реализует подход к обучению, построено по принципу программированного обучения и с учетом ограниченных возможностей здоровья учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекулаева Мария Евгеньевна, Фролова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ»

МОДЕЛЬ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ СЛАБОВИДЯЩИМИ

УЧАЩИМИСЯ

1 2 Чекулаева М.Е.\ Фролова Е.С.2

1Чекулаева Мария Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Фролова Евгения Сергеевна - студент, кафедра методик математического и технологического образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск

Аннотация: в статье предложена модель программно-педагогического средства (ППС) по физике для слабовидящих учащихся. ППС реализует подход к обучению, построено по принципу программированного обучения и с учетом ограниченных возможностей здоровья учащихся.

Ключевые слова: программно-педагогические средства, управление учебной деятельностью, программированное обучение.

Физика - наука о наиболее общих законах природы, является основополагающей для естественных и технических наук. Школьный курс физики знакомит учащегося с методами научного познания, дает представление о современной научной картине мира. Знания, полученные на уроках физики, помогают учащимся освоить такие учебные дисциплины как химия, биология, география, ОБЖ. Помимо уроков, учебный предмет включает и домашнюю работу. Однако, как показывает анализ работ по исследованию процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушением зрения, проблема домашней работы остается недостаточно решенной. Это связано с самостоятельной работой учащегося, которая требует достаточного напряжения сил и воли. В то же время ученик не всостоянии сам регулировать дозы учебного материала, время непрерывной работы, сравнительно быстро устает от напряженного учебного труда, и это влечет недостаточную домашнюю подготовку. Учащихся с нарушением зрения при этом необходимо обеспечить таким пособием, которое не только регулирует время непрерывной работы, но и предъявляет учебный материал в соответствующей наглядной форме. На данном этапе развития методики обучения проблема домашнего задания остается важной.

Одним из направлений в решении данной проблемы является использование определенным способом разработанных программно-педагогических средств. Последние позволяют управлять самостоятельной работой учащегося при выполнении домашней работы как по объему и содержанию предъявляемых ученику доз учебного материала, так и в управлении по формированию знаний и умений.

Цель работы: разработать модель программного педагогического средства, для выполнения учащимися с нарушением зрения домашних заданий по физике.

Методологической основой данного исследования являются работы по теории управления учебной деятельностью учащихся (Талызина Н.Ф., Анофрикова С.В.), основам программированного обучения (Беспалько Н.Д.), использованию информационных технологий в обучении, (Попова Т.М. и др.), специфике обучения детей с ограниченными возможности здоровья (Григорьева Л.П.).

Управление учебной деятельностью - это такое воздействие на ученика, которое направлена на побуждение к выполнению учебных заданий, активизацию познавательной деятельности, усилению мотивации учения. Управление можетбыть прямым и косвенным. [11] Прямое управление - конкретное указание на выполнение действий. Косвенное управление - использование ориентировочных основ действий. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий [4], выделены этапы. В соответствии с этапами определены виды ориентировочных основ действий [11]. Домашние задания для учащихся с ограниченными возможностями здоровья направлены на усвоение знаний и выработку учебных умений. При разработке содержания домашних задания для слабовидящих учащихся должны учитываться основные методические особенности обучения [6; 8], соответствие заданий теории поэтапного формирования умственных действий и основные типы ориентировки.

Программно-педагогические средства (ППС) - являются разновидностью дидактических средств, позволяющих частично автоматизировать процесс обучения [2; 7; 12].

Содержание ППС отражает предметную область образования, структура реализует процесс управления учебной деятельностью учащихся. Программное педагогическое средство разрабатывается, как на языке программирования, так и на базе различных приложений. С позиции программной реализации к числу программных педагогических средств могут быть отнесены компьютерные обучающие программы. Они, в свою очередь, могут быть подразделены на информационные, контролирующие, моделирующие, демонстрационные, тренажерные, комбинированные и другие, экспертные системы учебного назначения, компьютерные игры и другие [7; 12].

Программное педагогическое средство в определенной степени реализует программированное обучение [9], которое предполагает изучение учебного материала определенными дозами, доступными для целостного восприятия учащимися и которые предъявляются в логической последовательности. Как и программированное обучение, ППС может иметь линейную или разветвленную структуру.

При разработке содержания ППС для выполнения учащимися домашнего задания учитываются особенности детей имеющие ограниченные возможности здоровья [10]. Это приводит к необходимости определенного структурирования учебного материаламалыми дозами, предъявления заданий небольших по объему и однотипных, пока ученик не освоит определенное действие и не усвоит элемент знания. Переход к изучению нового материала в том случае, если усвоен предыдущий. Важным является включение в ППС фрагменты с поощрениями за успех.

Содержание ППС используемое в процессе выполнения учащимися домашнего задания по физике, включает теоретический материал в виде кратких доз, практические задания, набор дополнительной информации по теме, указания или «подсказки» к выполнению заданий. Последовательность заданий подчиняется порядку: простые задания (на воспроизведение), средней сложности (на использование алгоритма или действий по образцу); усложненные. Система заданий в ППС строится с постепенным увеличением сложности.

Структура ППС выбрана таким образом, чтобы учитывались медицинские рекомендации для обучения детей с нарушением зрения: непрерывная зрительная работа не более 5-10 минут (в зависимости от уровня зрения), в течение этого времени ученик может рассматривать рисунок в цветном изображении и читать текст, выполненный укрупненным шрифтом. Эта непродолжительная работа сменяется другой деятельностью, что создает отдых для глаз [4; 5; 6; 8]. Такая структура ППС соответствует медицинским рекомендациям и дает возможность овладеть основными знаниями и умениями по физике. В соответствии с основами программированного обучение, модель ППС состоит их комплекса программных средств. Первый вид ориентирован на усвоение теоретического материала. Структура в этом случае в основном линейная. Второй вид ППС - на формирование умения решать задачи. В этом случае структура ППС более приближена к разветвленной. Особенностью предложенногокомплекса ППС является ориентация на деятельности подход [1]. Усвоение новых знаний происходит в результате активной познавательной деятельности, анализа физической ситуации, рассмотрение нескольких схожих примеров, формулировка обобщенного признака.

Приведем пример содержания ППС по теме «Равноускоренное движение». Длительность непрерывной работы каждого фрагмента ограничивается временем.

Фрагмент 1. На экране (рис. 1) изображение объекта (автомобиль) стрелкой указана его скорость (изображение укрупненное, контрастными указателями, крупным шрифтом)

м м

73 = 6 = 4 с У4 = 8 — ; £4 = 6с

с 4 с

Рис 1. Пример содержания ППС по теме «Равноускоренное движение»

Вопрос: чему равно изменение скорости автомобиля за первые 2 сек? За вторые две секунды, за третьи две секунды? Как можно определить такое движение? / Временной перерыв на обдумывание без работы с экраном (свой ответ (изменение скорости) ученик записывает в тетради.)/ Фрагмент 2. Аналогичная ситуация, но объект - самолет (рис. 2)

Вопрос: На какую величину изменилась скорость самолета за первые, вторые, третьи одинаковые промежутки времени? (перерыв и запись в тетради)

V, = 100-^=0 с 7, = 103-С,=2с £ с

м V-, = 106-^ = 4с М У4 = 108 — ^ = 6с с

Рис. 2. Пример содержания ППС по теме «Равноускоренное движение»

Фрагмент 3. Сравнение вычислений изменения скорости. Формулировка понятия равноускоренного движения.

Весь этот этап усвоения нового знания длится не более 5-7 минут, так как числовые значения достаточно легко вычисляются, причем работа с экраном имеет временной перерыв (каждый фрагмент включается по действию ученика, нагрузка на зрение минимальная). Выполняя это задание, ученик «самостоятельно» выделяет признак равноускоренного движения. Чтобы проверить правильность своего вывода, он использует переход на ответ, проверяет правильность своего вывода.

Тема «Ускорение». Фрагмент 4. Ученику предлагается для каждого случая вычислить, как быстро меняется скорость, т.е. найти отношение изменения скорости ко времени (рис. 1, 2). После соответствующего вычисления ученик переходит на проверку своего вычисления, сравнивая с эталоном.

Фрагмент 5. Ученику предлагается самостоятельно сформулировать определение физической величины (ускорения). Переход по ссылке на ответ - проверить правильность своей формулировки физической величины с эталоном.

Так как для учащихсяснарушением зрения работа ограничена во времени, то, как видно из приведенного примера, усвоение нового элемента знания происходит при активной умственной работе ученика, т.е. при осуществлении деятельностного подхода [1]. Каждый фрагмент имеет некоторое завершение, определенное законченное действие.

Формирование умения решать задачи. Сюжеты первых задач по теме должны повторять те, которые им предъявлялись при усвоении нового знания. Объясняется тем, что у учащихся сформировался определенный зрительный образ, соответствующий данному понятию и зрительное восприятие нового образа связано с усилением зрительного напряжения.

Фрагмент 6. Вычислить ускорение автомобиля.

Так как сюжет ученику знаком, он концентрирует внимание уже на значении физических величин -скорости, времени, в тетради записывает формулу, подставляет значения величин, вычисляет и по ссылке

проверяет правильность своего решения, в случае неверного решения - сравнивает свое решение с эталоном. Время, затраченное на решение такой элементарной задачи, - 2-4 мин, что не напрягает зрение.

Решение задач сложных, которые используют несколько элементов знаний, предусматривается разбивка задачи на подзадачи. Каждая подзадача имеет определенный ответ, завершение. Между подзадачами предполагается также временной перерыв.

Фрагмент 7. Найти время разгона автомобиля (с), если начальная скорость 1^=0 конечная скорость 7к= 36 км/ч, ускорение a=0,5 м/с2 (Рис. 1)

Подзадача 1. Чему равна скорость 7к = 3 6 ™ в ?

Ответ 1) 36 км/с = 3 6 1 0 0 0м =10м/с

' 3600с

Подзадача 2. Найти время разгона , если конечная скорость 1^=10 м/с.

_ _ —-О

Ответ 2)а==к~ У" время разгона 1=4 к~ У" = -с—- = 25с

' Ь г г а 0,5м/с2

Такое ППС является обучающим. Решающая роль принадлежит ученику, его самостоятельности и ответственности. Оно помогает усвоить новые знания и выработать определенные умственные действия без особого зрительного напряжения по сравнению с чтением учебника.

Модель ППС усвоения нового элемента знания показана на рис. 3.

Рис. 3. Модель ППС усвоения нового элемента знания

Анализ выполнения домашних заданий учащимися и последующие контрольные работы показали целесообразность применения разработанных программно-педагогических средств. Таким образом, построение структуры и отбор содержания программно-педагогических средств базируются на теории поэтапного формирования умственных действий с использованием ориентировочной основы действий, основ программированного обучения, особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Список литературы

1. Анофрикова С.В. Практическая методика преподавания физики / С.В. Анофрикова, Г.П. Стефанова; Астрах. гос. пед. ин-т им. С.М. Кирова. Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 1995. 231 с.

2. Беспалько Н.Д. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: «Книжный дом «Университете», 2000. 336 с.

4. Григорьева Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [текст] / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. М.: Просвещение, 1990. 304 с.

5. Замашнюк Е.В., Никатина А.В. Адаптация содержания обучения математике слабовидящих первоклассников в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-soderzhaniya-obucheniya-matematike-slabovidyaschih-pervoklassnikov-v-svete-realizatsii-fgos-noo-obuchayuschihsya-s-ovz/ (дата обращения: 17.08.2022).

6. Особенности преподавания физики для слабовидящих обучающихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizika/planirovanie/osobiennosti-priepodavaniia-iiziki-slabovidiashchim-obuchaiushchimsia-doc/ (дата обращения: 17.08.2022).

7. Попова Е.Э. Информационные технологии в обучении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hist.bsu.by/uchebnyj-protsess/uchebnye-materialy-dnevnaya-forma/dokumentovedenie-po-napravleniyam/1-kurs/2206-informatsionnye-tekhnologii-popova-e-e.html/ (дата обращения: 17.08.2022).

8. Преподавание физики в школе-интернат для детей с нарушением зрения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizika/prochee/prepodavanie_fiziki_v_shkole_internat_dlia_detei_s_narusheniiami_z reniia/ (дата обращения: 17.08.2022).

9. Программированное обучение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/46752/pedagogika/programmirovannoe_obuchenie/ (дата обращения: 17.08.2022).

10. Способы управления самостоятельной работой учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/6-14558.html/ (дата обращения: 17.08.2022).

11. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психол. основа) / Н.Ф. Талызина. 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.

12. Юрин А.М. Экспертные системы // А.М. Юрин. Казань: Казан. ун-т, 2015. 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.