УДК [004,9+347.78.032] ::[008+7]
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА И АРАНЖИРОВКА» В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
С.С.Лукашева
Самарская государственная академия культуры и искусств 443010,г. Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: [email protected]
Раскрываются актуальные вопросысодержания подготовкивысококвалифицированных профессионалов музыкальной сферы с использованием средств современных информационных технологий. Особое внимание уделяется построению моделей педагогического процесса и подготовки студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» в сфере профессионального музыкального образования. Раскрыто содержание компонентов модели подготовки бакалавра профиля «Компьютерная музыка и аранжировка».
Ключевые слова:информационные технологии, профессиональная подготовка, модель, модель педагогического процесса, модель профессиональной подготовки.
Современный период развития общества характеризуется глобальным социальным процессом информатизации, в котором доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства являются поиск, сбор, накопление, обработка и хранение информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов [1, с. 3].
Развитие творческого потенциала личности являетсяодной из основополагающих задач системы современного образования. Наиболее эффективно эту задачу позволяют решить информационные технологии. В системе высшего профессионального образования по ФГОС ВПО третьего поколенияинформационные технологии используются и при подготовке бакалавров направления 053000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профилей «Музыкальная педагогика», «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в средствах массовой информации» и «Компьютерная музыка и аранжировка».
Это определило содержание профессиональной подготовки студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» на основе средств информационных технологий, которое учитывает требования, предъявляемые работодателями к выпускнику вуза.
Объем и сложность информации, которой должен владеть современный выпускник вуза культуры и искусств, постоянно растут. Современная система профессионального становления студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» должна учитывать их конкурентоспособность на рынке труда, а уровень подготовки
Светлана Сергеевна Лукашева, соискатель по специальности «Теория и методика профессионального образования».
(полученные в вузе знания, умения, навыки и компетенции) должен позволять им адаптироваться к многообразию видов деятельности, выполняемых современными профессионалами музыкальной сферы.
Система профессиональной подготовки бакалавров профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» предполагает создание модели учебной деятельности на основе средств информационных технологий.
Системный подход в образовании рассматривается как единство компонентов, определяющих установленный порядок осуществления, который применяется для общей характеристики и оценки интегративно понимаемой учебно -воспитательной деятельности. Педагогическая система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие этого процесса [2, с.109]. Основываясь на этом положении, целесообразно построить модель учебного процесса бакалавров профиля «Компьютерная музыка и аранжировка», удовлетворяющую критериям целостности, функциональности, интегративности в единстве внутренних и внешних взаимосвязей ее компонентов.
Важным для разработки такой модели является понятие функциональной физиологической системы. Ведущими в построении функциональных систем выступают закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающие формирование функциональной системы и получение данного результата.
С учетом перечисленных критериев разработана модель педагогического процесса подготовки бакалавра профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» (рис. 1).
На основе проведенного исследования традиционной системы подготовки музыкантов-исполнителей выявлены ее основные компоненты: потребности и интересы общества, методическое обеспечение обучения, необходимое для подготовки высококвалифицированных профессионалов музыкальной сферы, уровень их профессиональной готовности, педагогическая ситуация и макроситуация (экономическая, политическая).
Анализ теоретических работ (В.П.Беспалько, В.М.Гордон, В.П. Зинченко, В.И. Кремянский, В.С.Лазарев, А.С.Мамзин, С.П. Никандров)и реальная практика педагогической деятельности позволяют выделить следующие основные компоненты педагогической системы: целеполагание; модели содержания и структуры технологической подготовки; средства, формы, условия; результаты; мониторинг функционирования системы [3, с.33].
К содержанию основы учебной деятельности глобального уровня отнесем: учебный план предметного блока ФГОС ВПО, перечень учебных дисциплин (в составе учебных предметов), представляющих целостные сквозные циклы предметно-методического содержания знаний, умений, навыков, компетенций; базовые комплексы измерителей фундаментального и профессионально-предметного уровня обученности, общеучебных учений и навыков, компетенций, материализации моти-вационной и эмоционально-волевой сфер, развития креативности и творческой активности личности будущего педагога; опорные знания, умения, навыки, компетенции вузовского предметного блока и их взаимосвязи [3, с.42].
Р и с. 1. Педагогический процесс подготовки бакалавра профиля КМиА
Основное содержание учебной деятельности модульного уровня таково: опорные базы проектируемых и усвоенных знаний, умений, навыков, компетенций; аннотированные учебные программы; интегративные экзаменационные программы знаний, умений, навыков, компетенций; деятельностный модуль обучаемого (самостоятельные и контрольные работы, в том числе домашние), творческие задания, педагогические программные продукты (в том числе контролирующие), коллоквиумы и т.п. [3, с.43].
В содержание основы учебной деятельности локального уровня входят: структурный анализ опорных знаний, умений, навыков, компетенций, являющихся ближайшим видовым проявлением учебных элементов; образцы учебных действий, алгоритмов и процедур учебной деятельности; актуализированные базы усвоенных знаний, умений, навыков.
Процесс принятия личностью обучаемого целей профессиональной подготовки кроме объективных характеристик обеспечивает ряд субъективных условий, определяющих содержание основы учебной деятельности. В динамической структуре личности к этим условиям относится опыт личности (направленность, ценностные ориентации, коммуникативность, когнитивные, трудовые, эстетические и физические качества, знания, умения, навыки). При этом существенны способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и организация понятийных структур [4, с. 174].
Нормативный результат деятельности, представленный в основе учебной деятельности, отражает в том числе общественные потребности (социальный заказ). В ходе принятия нормативного результата деятельности обучаемым внешнее формирующее воздействие преломляется через внутренние условия - мотивы и способности субъекта, осваивающего учебную деятельность, и в результате представление о нормативном результате деятельности трансформируется в субъективную цель деятельности [3, с.43].
Существенным аспектом такого целеобразования является установление количественной характеристики уровня достижений в учебной деятельности (по каждому определенному параметру). Дело в том, что оценка уровня достижений зависит от прошлого опыта человека в конкретной предметной области. Приступая к освоению учебной деятельности, обучаемый не в полной мере может составить четкое представление о своих возможностях [3, с.44].
Цель-уровень достижений изменяется в зависимости от достигнутого результата и от усилий, которые обучаемый при этом затрачивает. В экспериментальных исследованиях [5] доказано значительное влияние уровня реальных достижений и уровня притязаний обучаемого на процесс целеобразования.
Необходимо отметить, что эффективность функционирования любой системы во многом определяется наличием в ней специальных контрольно-коррекционных механизмов, поскольку именно через них реализуется один из фундаментальных принципов организации и динамики систем - принцип обратной связи [6]. Он имеет три основных и тесно взаимосвязанных аспекта: функциональный, когда обратная связь рассматривается как объективное средство, позволяющее системам функционировать как средство их процессуальной динамики; адаптационный, когда обратная связь реализует функции адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям системы; генетический, когда информация трактуется как необходимая база и условие для разработки инновационных процедур, содействующих совершенствованию, развитию систем. Принцип обратной связи значим для функционирования такой сверхсложной системы, как дидактическая [3, с. 45].
Необходимо рассмотреть некоторые подходы к проектированию модели профессиональной подготовки музыканта-исполнителя.
Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала [7, с.323].
Модели бывают различных рангов и классов: модели-подобия, модели-аналогии, структурные и функциональные, дедуктивные и индуктивные, формальные, логические [3, с.153].
В настоящее время моделирование является распространенным методом научного исследования, проектирующим и прогнозирующим развитие личности. На основе моделирования базируется любое научное исследование на теоретическом и практическом уровнях, которое отражает современное понимание образовательного процесса.
Моделирование - это система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе [7, с.322].
В общепринятой трактовке моделирование является процессом исследования объектов познания на их моделях; построения моделей реально существующих предметов и явлений (общественных систем, процессов профессиональной деятельности и т.д.) [8, с.89].
В педагогической теории и практике используются различные методы построения моделей подготовки специалиста [3, с.152], которыеприменимы и к бакалаврам профиля «Компьютерная музыка и аранжировка»:
- модель деятельности специалиста, описывающая виды профессиональной деятельности, ее сферы и структуры, ситуации профессиональной деятельности и способы их решения, в том числе типовые профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;
- модель личности специалиста, включающая необходимые личностные качества, а также описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, в том числе способность к самообучению и саморазвитию.
Наиболее важными требованиями к качеству подготовки современного профессионала, по мнению В.Д. Шадрикова, являются следующие: современный специалист должен уметь трансформировать приобретаемые знания в инновационные технологии; знать, как получить доступ к глобальным источникам знаний, владеть современными информационными технологиями; иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, т. е. уметь учиться; владеть методологией и аналитическими навыками; обладать коммуникативными способностями, уметь работать в команде, адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности; разделять ценности, необходимые для того, чтобы жить в условиях современного общества, быть его ответственным гражданином.
Вышеперечисленные универсальные качества личности специалиста могут быть сформированы при соответствующем подборе дидактических материалов, технологий, методов, средств и форм обучения. Специалист должен не только быть готов решать некоторые типовые задачи, но и обладать реальной способностью решать поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.
Модель профессиональной подготовки бакалавра профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» с использованием средств информационных технологий состоит из целевого, содержательного, технологического, организационного, результативного компонентов.
Требования к профессиональной подготовке бакалавра профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» определяет социальный заказ. Основой модели подготовки по профилю «Компьютерная музыка и аранжировка» является определение компонентов. В нашем случае выявлены следующие компоненты: когнитивный, деятель-ностный, мотивационно-ценностный, рефлексивный (рис. 2).
В модель включены целевой, содержательный, технологический аспекты. Содержание целевого компонента модели - формирование музыкально-творческих способностей у студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка». В содержательный аспект входит личностная характеристика бакалавра профиля «Компьютерная музыкаи аранжировка».
Поиск оптимальных условий формирования музыкально-творческих способностей у студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» обозначил необходимость рассмотрения основных положений культурологического, акмеологиче-ского, контекстного обучения, личностно-деятельного, полисубъектного, индивидуально-творческого и поискового подходов и соответствующих им содержательных и процессуальных принципов. Группа содержательных принципов отражает зависимости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения. Процессуальные принципы относятся к организации и методике обучения [9, с. 14].
Реализация поставленной цели с учетом выдвинутых требований подразумевает наличие содержательного компонента модели процесса формирования музыкально-творческих способностей у студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка». Он отражает интегративные связи дисциплин педагогического («Музыкальная педагогика и психология», «Теория и практика современного образования» и т.д.) и профессионального («Создание музыкальных композиций с использованием MIDI-технологий», «Нотография в компьютерных технологиях», «Электронные клавишные инструменты», «Музыкальное программирование» и др.) циклов, изучаемых бакалаврами профиля «Компьютерная музыка и аранжировка».
Осуществление содержательной основы компонента модели возможно при оптимальной технологизации учебного процесса, подборе эффективных методов, средств и форм обучения.
В проектировании модели профессиональной подготовки бакалавра профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» рассматриваются методы обучения, которые имеют эффективную направленность на реализацию учебно-профессиональных возможностей личности будущего музыканта-исполнителя и развитие у него в процессе обучения субъектных свойств в ведущих видах будущей профессиональной деятельности.
Методическую основу формирования профессиональной подготовки бакалавра профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» составляют: музыкально-творческие технологии, музыкально-компьютерные технологии, технология музыкально-творческой деятельности; методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический; средства: источники информации, средства для усвоения информации и закрепления умений - учебно-технические средства, лабораторное оборудование, средства контроля; формы: лекции, практические занятия, индивидуальная и групповая, исследовательская и проектная деятельность ин-тегративного характера, консультации, зачеты, экзамены.
Таким образом, результат профессионального образования можно представить в виде модели подготовки средствами информационных технологий бакалавра профиля «Компьютерная музыка и аранжировка», обладающего определенными музыкально-творческими способностями, знаниями, умениями, навыками, компетенциями в области информационно-компьютерной технологии, способного творчески и критически мыслить, готового к поиску новых решений музыкальных задач.
Профессиональная подготовка бакалавров профиля КМиА
Цель: формирование музыкально-творческих способностей у студентов _профиля «Компьютерная музыка и аранжировка»_
Компоненты:
когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный,рефлексивный
Принципы:
Подходы:
• культурологический
• акмеологический
• контекстное обуче-
ние
• личностно-
деятельный
• полисубъектный
• индивидуально-
творческий
• поисковый
Персональный блок
Процессуальные -*-
Содержательные
Тактический блок
1. Рефлексия (осознанность получаемых знаний, оценка действий, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию)
2. Личные качества (интеллигентность,активност ь)
Готовность к
профессиональной
деятельности
(профессиональная
музыкальная
культура: творческое
мышление,
творческие
способности) -*-
Содержание обучения: Гуманитарные дисциплины Профессиональные дисциплины
-?-1-
Реализация профессиональной музыкальной подготовки средствами информационных технологий
Технологии: -музыкально -творческие - музыкально-компьютерные - технология музыкально -творческой деятельности Методы: - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный - частично -поисковый - исследовательский - практический (упражнения) Средства: - источники информации (электронные учебники, справочные пособия, интернет-ресурсы и т.д.) - средства для усвоения информации и закрепления умений - учебно-технические средства (музыкальные компьютерные программы), лабораторное оборудование (компьютер, синтезатор, учебные средства на печатных и электронных носителях и т. д.), средства контроля(компьютерное тестирование и т.д.) Формы: - лекция - практические занятия индивидуальна я и групповая, исследовательск ая и проектная деятельность интегративного характера - консультации -зачет, экзамен и т.д.
1 . 1 г
-► Бакалавр профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» <-
Рис.2. Модель подготовки бакалавров профиля «Компьютерная музыка и аранжировка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова С.П. Подготовка студентов - будущих экономистов к профессиональной деятельности средствами электронного обучения: автореф. дис.... канд. пед. наук. -Самара, 2012. - С. 3.
2. Подласый И.П.Педагогика: Учебник. - М.: Юрайт-Издат,2009. - С.109.
3. Курина В.А. Непрерывная многоуровневая система подготовки будущих учителей технологии: дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2003. - С. 33 - 152.
4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы и исследования. - М.: Барс, 1997.
5. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие/Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2002. - 382 с.
6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Логос, 1996. - 320 с.
7. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Соврем. слово, 2005.- С. 322 - 323.
8. Горбунова Е.Е. Подготовка будущих специалистов сферы культуры к профессионально -творческой самореализации: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - С.89.
9. Плескачева О.Ю. Интегративный подход к формированию технологической компетентности будущих инженеров в вузе: автореф.дис.... канд. пед. наук. - Брянск, 2012. - С.14.
Поступила в редакцию 25.10.2013; в окончательном варианте 25.10.2013
UDC [004,9+347.78.032] ::[008+7]
THE MODEL OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF SAMARASTATEACADEMY OF CULTURE AND ARTS MAJORING IN COMPUTER MUSIC AND ARRANGEMENT S.S. Lukasheva
SamaraStateAcademy of Culture and Arts 167,Frunze st., Samara, 443010 E-mail: [email protected]
The topical issues concerning the content of the training of highly-qualified professionals in the musical sphere with the usage of modern technologies are revealed in the article. Particular attention is paid to the construction of the models of the teaching process and training of students majoring in computer music and arrangement in the sphere ofprofessional musical education. The content of the components of the training model of bachelors majoring in computer music and arrangement is also revealed.
Key words:information technologies, professional training, the model, the model of the teaching process, the model of professional training.
Original article submitted 25.10.2013; revision submitted 25.10.2013
Svetlana S. Lukasheva, postgraduate student in theory and methods of professional education.