УДК 371
ЧИЛИНГАРЯН Марина Валентиновна,
преподаватель кафедры германской филологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, аспирант Карельской государственной педагогической академии. Автор 9 публикаций
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Основной задачей данной статьи является описание модели профессиональной подготовки будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики и этапов ее формирования. Данная модель представляет собой нововведения в образовательный процесс высшего профессионального образования, связанные с изменением целей, содержания, образовательных технологий в организацию учебного процесса.
Региональная языковая образовательная политика, профессиональная подготовка, моделирование
Необходимость обращения к политике в образовании возникает в результате появления противоречий и проблем в условиях трансформации системы образования и поиска ответа на вызовы времени. Языковая политика на всех уровнях, и особенно на региональном, становится стратегически важной, способствует не только росту компетентности обучающегося, но и несет огромный потенциал для развития личности. Успешная реализация региональной языковой образовательной политики (РЯОП) в процессе обучения иностранному языку в полной мере зависит от уровня подготовки преподавателя иностранного языка, обеспечивающего научно-теоретическую и научнометодическую разработку региональных проблем в образовании1.
Остановимся на вопросе организации процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей к практической
деятельности по внедрению регионального компонента в языковое образование. Исходная гипотеза автора состоит в том, что профессиональная подготовка учителя иностранного языка к реализации РЯОП будет эффективной, если ее осуществлять в рамках специальной модели, создающей педагогические условия к профессиональной деятельности в области языкового образования в условиях его регионализации. Данная модель будет способствовать: 1) повышению качества коммуникативных умений, обеспечивающих использование иностранного языка в ситуациях иноязычного общения, связанных с региональной культурой; 2) формированию у студентов умения проектировать и организовывать учебный процесс с учетом особенностей конкретного региона.
Вопросам моделирования посвящены работы В.И. Загвязинского, В.А. Штофа2,
Социальный заказ региона
>
Региональная языковая образовательная политика (РЯОП)
> /
Методологические Принципы подходы формирования Цели Содержание и задачи
>
Профессиональная подготовка студентов к реализации РЯОП
>
Теоретические основы
Документы законодательного и инструктивного характера Требования государственного образовательного стандарта Психолого-педагогические и методические закономерности
>
Методическое обеспечение
Учебные программы
практических курсов спецкурсов практик на региональной основе
>
Организация образовательного процесса
Интеграция обучающих дисциплин, включающих в содержание региональный материал Использование современных технологий обучения, в т.ч. мультимедийных Использование учебных пособий инновационного характера, включающих региональную тематику и ориентированых на культуру региона
>
Результат профессионально-педагогической готовности
Мотивационная готовность студентов к реализации РЯОП Когнитивная готовность -осознание и понимание РЯОП Способность к деятельности по реализации РЯОП (методический и коммуникативный компоненты)
Модель профессиональной подготовки будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики
Н.С. Андреева, В.П. Беспалько, М.К. Буслова, Б.А. Глинского, В.В. Краевского, В.С. Лазарева, Т.И. Шамова и других исследователей.
Моделирование помогает раскрыть множество причин, условий, факторов и закономерностей педагогических явлений и процессов. Под моделированием мы понимаем создание обобщенного абстрактного аналога (модели) существующих объектов или процессов, который адекватно отражает их существенные свойства и удобен для дальнейшего изучения в соответствии с поставленными целями.
Результатом этой работы выступает модель, способная отражать и воспроизводить оригинал, его свойства, закономерности и структуру. В педагогике модель считается высшей, достаточно специфической формой наглядности.
Для максимально полного представления структуры формирования готовности будущих учителей к реализации РЯОП, рассмотрения взаимосвязи всех ее элементов нами предлагается следующая схема (см. рисунок).
При построении данной модели мы опирались на социальный заказ региона, который сегодня, как и всего общества в целом, выражается не просто в практическом знании иностранного языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации. Качество языкового образования на региональном уровне напрямую зависит от образовательной политики в регионе. Именно на региональном уровне должны разрабатываться образовательные стратегии, адекватные социокультурному контексту развития конкретного региона, создаваться региональные программы по иностранному языку, учебники и учебные пособия, технологии обучения предмету, в полной мере учитывающие особенности региона / национального образования, его потребности и возможности. Все это свидетельствует о необходимости разработки языковой образовательной политики на региональном уровне.
Проектирование языкового образования в регионе основано на методологических подходах (общенаучных - системный, синергетический, педагогических - акмеологический, личностно-ориентированный, региональный,
ситуационный; методических - деятельностный, социокультурный, коммуникативнокогнитивный и др.) и принципах (адекватность государственным документам по образованию, соблюдение логики формирования региональной языковой образовательной политики, опора на особенности общего и особенного в культурах и языках в профессиональной подготовке специалиста, инновативность, практическая регионализация и самоидентификация личности и др.), которые используются в процессе разработки языковой политики в единстве и взаимосвязи. Реализация данных принципов и подходов находит свое выражение прежде всего в постановке целей и задач языкового образования региона, а также в разработке национально-регионального компонента содержания образования по предмету «Иностранный язык», соотнесенного с общегосударственными требованиями к уровню языковой подготовки обучающихся. В целом, РЯОП ориентирована на профессиональную подготовку специалиста - учителя иностранного языка в школе.
Разработка модели профессиональной подготовки будущих учителей к реализации РЯОП включала четыре этапа.
Первым шагом на пути к построению данной модели явилось изучение теоретических основ подготовки специалиста, направленных на развитие профессиональных качеств учителя в специфических условиях региона, в соответствии с документами законодательного и инструктивного характера («Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и требованиями государственного образовательного стандарта, регламентирующего систему профессиональных знаний и умений.
На втором этапе велась разработка комплекта методического обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка с учетом региональной направленности, который представляет собой совокупность учебных программ данного на-
правления: учебные программы теоретических курсов («Педагогика», «Теория и методика обучения иностранному языку», «Теория и практика перевода»), практических курсов («Практический курс иностранного языка»), педагогических практик. В Северодвинском филиале Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова в программу подготовки будущих учителей по разделу общепедагогических дисциплин введен спецкурс «Учет регионального компонента в методике преподавания английского языка в школе», цель которого - способствовать освоению методики преподавания английского языка через региональный компонент в содержании образования.
Следующий этап представляет собой нововведения в организацию образовательного процесса высшего профессионального образования, связанные с внесением изменения целей, содержания, образовательных технологий учебного процесса и осуществляется в следующих направлениях:
• интеграция обучающих дисциплин, включающих в содержание учебно-воспитального процесса региональные политические, социально-экономические, культурологические данные в качестве иллюстративного, наглядного, дидактического материала;
• внедрение в учебный процесс образовательных технологий, которые позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи в ходе сотворчества, содеятельности учителя и учащихся, а также овладеть стратегиями самостоятельной познавательной деятельности и умениями взаимодействовать с окружающим миром;
• использование учебных пособий инновационного характера, включающих региональную тематику и ориентирующих на культуру региона.
В качестве результата профессиональной подготовки будущих учителей к реализации
РЯОП выступает готовность студентов к профессиональной деятельности, которую целесообразно представить как единство следующих взаимосвязанных компонентов:
1. Мотивационный компонент готовности обеспечивает положительное отношение к профессионально-педагогической деятельности в условиях реализации региональной языковой образовательной политики на основе преодоления внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем становления педагога, способного осуществлять данный вид деятельности.
2. Когнитивный компонент готовности представлен совокупностью знаний (региональных, методических, психологопедагогических), необходимых будущему педагогу для эффективного решения задач, возникающих в процессе преподавания регио-новедения средствами английского языка.
3. Практический компонент готовности, заключающийся в способности будущего учителя к деятельности по реализации региональной языковой образовательной политики и представляющий собой совокупность методических и коммуникативных умений, которые дают возможность осуществлять практическую деятельность по внедрению регионального компонента в языковое образование.
Построенная нами модель профессиональной подготовки будущих учителей к реализации РЯОП позволяет сформировать у студентов коммуникативные умения, обеспечивающие использование иностранного языка в ситуациях иноязычного общения, связанных с региональной культурой, и умения проектировать и организовывать учебный процесс с учетом особенностей конкретного региона, тем самым создавая педагогические условия к профессиональной деятельности в области языкового образования в условиях его региональной направленности.
Примечания
1 Дружинина М.В. Региональная языковая политика в едином образовательном пространстве // Вестн. Помор. ун-та. 2002. № 3. С. 67-73.
2 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.,1982; Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1966.
Chilingaryan Marina
MODEL OF PROFESSIONAL TEACHER TRAINING FOR REALIZATION OF THE REGIONAL LANGUAGE EDUCATIONAL POLICY
The main task of the given article is to describe the model of professional teacher training to realization of the regional language educational politics and stages of its forming. This model represents innovations introduced into the higher education process connected with the modification of aims, contents and educational technologies in the training process organization.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Дружинина М.В, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова