Научная статья на тему 'Модель профессиональной адаптации студентов педагогического вуза'

Модель профессиональной адаптации студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / MODEL / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурякова Ольга Львовна, Шибанова Елена Александровна, Шибанов Дмитрий Валерьевич, Чалых Наталья Анатольевна

Статья посвящена построению модели профессиональной адаптации студентов факультета иностранных языков. Анализируется проблема обеспечения ею студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурякова Ольга Львовна, Шибанова Елена Александровна, Шибанов Дмитрий Валерьевич, Чалых Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the simulating of the model of professional adaptation of the foreign languages faculty students. The problem of support of the students’ professional adaptation in a pedagogical institution of higher education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной адаптации студентов педагогического вуза»

УДК 378 Бурякова Ольга Львовна

доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]

Шибанова Елена Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]

Шибанов Дмитрий Валерьевич

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теоретических основ

физического воспитания

Пензенского государственного университета

[email protected]

Чалых Наталья Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Пензенского государственного университета [email protected]

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Buryakova Olga Lvovna

Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department,

Penza State University [email protected]

Shibanova Elena Aleksandrovna

PhD in Philology, Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department,

Penza State University [email protected]

Shibanov Dmitry Valeryevich

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Theoretic Fundamentals of the Physical Education Department, Penza State University [email protected]

Chalykh Natalia Anatolyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the English Language Department,

Penza State University [email protected]

MODEL OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация:

Статья посвящена построению модели профессиональной адаптации студентов факультета иностранных языков. Анализируется проблема обеспечения ею студентов педагогического вуза.

Ключевые слова:

модель, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация.

Summary:

The article deals with the simulating of the model of professional adaptation of the foreign languages faculty students. The problem of support of the students’ professional adaptation in a pedagogical institution of higher education is analyzed.

Keywords:

model, professional self-determination, professional adaptation.

Актуальность исследования определяется выдвигаемыми требованиями общества к социально-профессиональной адаптации будущего специалиста, сохранению и развитию его нравственности и профессионализма.

В современном психолого-педагогическом и методическом знании выделяют исследования, связанные с профессиональной педагогической подготовкой (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.В. Васильева, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Т.Н. Шамова и другие).

Согласно предположению К.К. Платонова, которое мы разделяем, профессиональная адаптация является решающим периодом ориентации, так как от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, будет зависеть, как сложится его трудовой путь.

Профессиональная ориентация сопровождает каждый этап самоопределения личности, который может включать в себя и профессиональную адаптацию.

Социологи выделяют ключевое определение «трудовая адаптация», то есть социальный процесс усвоения новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами [1].

Поскольку профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии

устойчивого положительного отношения работника к своей профессии [2], можно говорить о том, что она (во всяком случае, первый ее этап) приходится на время обучения в вузе, - при получении образования.

Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Один из видов социальной адаптации - приспособление к условиям рынка труда с конкуренцией и безработицей.

В связи с изменением мотивов поступления абитуриентов в педагогический вуз на начальном этапе обучения встает задача ориентации студентов-первокурсников на профессию учителя, которая может быть решена через создание определенных педагогических условий для профессионального самоопределения студентов [3; 4]. Поэтому перед нами встала задача моделирования их профессиональной адаптации в педвузе.

Метод моделирования, позволяющий глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета исследования, применяется в педагогической науке довольно активно.

Объектом нашего моделирования является обеспечение профессиональной адаптации студентов факультета иностранных языков высшего педагогического профессионального учреждения. В качестве средства познания мы используем структурно-функциональную модель, имитирующую внутреннюю организацию и структуру профессиональной адаптации в условиях педагогического вуза. В моделировании особое значение имеет правильная организация данного процесса. В.В. Краевский рассматривает его этапы через последовательность процедур всего педагогического исследования [5].

Мы считаем необходимым, рассматривать изучаемый процесс профессиональной адаптации как систему, поскольку у него есть наличие следующих признаков, обязательных для целостных образований:

- наличие интегральных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

- наличие составных элементов, из которых состоит система;

- наличие связей и отношений между элементами;

- наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

- наличие взаимодействия системы со средой и с другими - более низкого и высокого порядка;

- связь прошлого, настоящего и будущего в ее компонентах.

С этой точки зрения в модели обеспечения адаптации студентов-первокурсников педагогического вуза должно быть учтено:

- наличие мотивационного, содержательного и операционного компонентов адаптации студентов-первокурсников;

- взаимодействие системы учебно-воспитательного процесса и системы развития личности студента (компоненты учебно-воспитательного процесса - факторы развития личности);

- иерархичность целей, содержания, форм, методов и средств организации учебновоспитательного процесса, обеспечивающая эффективную профессиональную адаптацию сту-дентов-первокурсников;

- разные этапы профессиональной адаптации студентов представляют собой аналогичные, но содержательно разные процессы;

- возникновение противоречий на стыке этапов;

- многофункциональность адаптации (образовательная, воспитательная, развивающая, интегрирующая, координирующая и контрольная функции).

В ориентации студента на профессию учителя иностранного языка, а именно такую квалификацию получает выпускник факультета, и, следовательно, в профессиональной адаптации значительное место занимают общепрофессиональные дисциплины, которые, в свою очередь, входят как в состав федерального, так и регионального компонентов образования, а также включаются в курсы по выбору студента.

Под профессиональной адаптацией студента-первокурсника мы будем понимать двусторонний процесс: с одной стороны, это создание условий для профессионального самоопределения, а с другой - это подготовка студента к дальнейшей трудовой адаптации, к созданию собственной трудовой и профессиональной карьеры.

Мы считаем, что реализация цели и задач модели может быть осуществлена на основе принципов интеграции и координации разделов учебного плана, структурной и функциональной целостности учебно-воспитательного процесса.

Принцип координации предполагает ясность цели обеспечения профессиональной адаптации студентов, логичность и последовательность шагов при движении к цели. Роль координации заключается в поиске рационального взаимодействия участников процесса адаптации, в первую очередь студентов и преподавателей.

Принцип интеграции нацеливает на целостность развития личности, в ходе учебно-воспитательного процесса, на взаимодействие учебного и внеаудиторного воздействия на студента.

Принцип структурно-функциональной целостности предусматривает формирование профессиональной адаптации студента как некой системы, которая, в свою очередь, ведет к изменению ее целевого компонента самоопределения студента.

Как показывают специальные исследования и собственный педагогический опыт, в высшей школе основное внимание уделяется именно предметным знаниям, а не формированию и развитию профессионально значимых качеств личности будущего педагога.

Как мы уже говорили выше, все предметы учебного плана педагогического вуза имеют воспитательную направленность. Однако центральное место в нем занимают общие профессиональные дисциплины, которые формируют собственно педагогические знания студентов и позволяют им эффективнее адаптироваться к профессии.

Эффективность как научное понятие является обобщенной философской категорией, показывающей степень близости к действительности, к наиболее необходимому результату, поэтому она может рассматриваться как мера деятельности и как качество системного объекта.

Использование этого понятия позволяет определить, как качественно и количественно реализована некоторая теоретическая возможность достижения цели по отношению к ней. Под эффективностью профессиональной адаптации студентов-первокурсников мы понимаем высокий уровень и темп усвоения профессиональных знаний и способов деятельности и формирование профессионально значимых качеств личности в целостном педагогическом процессе высшей педагогической школы.

Следовательно, сравнение уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков и профессионально значимых качеств личности с теоретическим усвоением указанных возможностей и их исходным уровнем позволяют сделать вывод об эффективности или неэффективности данной адаптации студентов-первокурсников.

Ссылки:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. 480 с.

2. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогическая психология. 2-е изд., стереотип. М., 2003.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М., 1996. 584 с.

5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: учеб. пособие для курсов ПК НПК. Самара, 1994. 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.