Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОФЕССИИ БУХГАЛТЕРА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ'

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИИ БУХГАЛТЕРА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕР / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смоленская Ольга Викторовна

Передовые информационные и цифровые технологии трансформируют роль и актуальность бухгалтеров. Поскольку технологический прогресс устраняет или вытесняет многие задачи начального уровня, бухгалтеры имеют возможность сосредоточиться на более высокоуровневых, более стратегических задачах. Это означает, что они нуждаются в более развитых и прогрессивных навыках, которые соответствуют задачам, поставленным перед ними. В данном контексте статья посвящена рассмотрению направлений преобразования профессии бухгалтера в эпоху цифровых трансформаций, отдельное внимание уделено ключевым направлениям развития компетентностей. В процессе исследования формализована взаимосвязь между информационными технологиями и бухгалтерским учетом. Также обозначена структура компетенций бухгалтера, соответствующая вызовам цифровой экономики. Основываясь на полученных данных, формализована модель профессии бухгалтера, сформированная под влиянием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE ACCOUNTING PROFESSION IN THE ERA OF DIGITAL TRANSFORMATION: KEY COMPETENCIES

Advanced information and digital technologies are transforming the role and relevance of accountants. As technological advances eliminate or displace many entry-level tasks, accountants are able to focus on higher-level, more strategic tasks. This means that they need more advanced and progressive skills that are aligned with the tasks at hand. In this context, the article examines the directions of transformation of the accounting profession in the era of digital transformation, with a separate focus on key competency areas. In the course of the research the interrelation between information technologies and accounting was formalized. The structure of accountant’s competences, which corresponds to the challenges of digital economy, was also outlined. Based on the received data the model of accountant profession formed under the influence of digital technologies has been formalized.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОФЕССИИ БУХГАЛТЕРА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»

Модель профессии бухгалтера в эпоху цифровых трансформаций: ключевые направления компетентностей

Смоленская Ольга Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Финансы и бухгалтерский учет», Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: chypeevaov@mail.ru

Передовые информационные и цифровые технологии трансформируют роль и актуальность бухгалтеров. Поскольку технологический прогресс устраняет или вытесняет многие задачи начального уровня, бухгалтеры имеют возможность сосредоточиться на более высокоуровневых, более стратегических задачах. Это означает, что они нуждаются в более развитых и прогрессивных навыках, которые соответствуют задачам, поставленным перед ними. В данном контексте статья посвящена рассмотрению направлений преобразования профессии бухгалтера в эпоху цифровых трансформаций, отдельное внимание уделено ключевым направлениям развития компетент-ностей. В процессе исследования формализована взаимосвязь между информационными технологиями и бухгалтерским учетом. Также обозначена структура компетенций бухгалтера, соответствующая вызовам цифровой экономики. Основываясь на полученных данных, формализована модель профессии бухгалтера, сформированная под влиянием цифровых технологий.

Ключевые слова: бухгалтер, навыки, компетенция, цифровая экономика.

Большая зависимость от технологий и цифровых платформ является обычным явлением во многих сферах деятельности современных предприятий. По оценкам IBM, каждый день создается 2,3 триллиона гигабайт данных. Ожидается, что к 2025 году 40% компаний из списка Fortune 500 обанкротятся из-за таких мега-тенденций как циф-ровизация [1]. В свете этой перспективы компаниям и профессиям приходится адаптироваться и развиваться в соответствии с требованиями цифровой эпохи. Профессия бухгалтера - одна из тех профессий, где эта ситуация ощущается наиболее остро. Сегодня для бухгалтеров крайне важно приобретать новые навыки в области информационных технологий, соответствующие современным тенденциям развития экономических процессов.

Технологии позволяют собирать и обрабатывать информацию быстрее и зачастую точнее, чем люди, но первые, в свою очередь, не могут воспроизвести человеческий интеллект и качественное принятие управленческих решений, поэтому дипломированные бухгалтеры играют ключевую роль в аналитике данных, проверяя источник данных, анализируя и интерпретируя результаты.

Выводы, содержащиеся в докладе «Цифровой бухгалтер: цифровые навыки в трансформирующемся мире», основаны на интервью и круглых столах, проведенных с членами АССА и другими заинтересованными сторонами, а также на результатах опроса 4 264 профессионалов в области бухгалтерского учета и финансов по всему миру, включая членов ассоциации, аффилированных лиц и студентов. Из числа опрошенных респондентов 89% заявили, что цифровые навыки необходимы или очень необходимы в их отрасли (рис. 1).

□ Цифровые технологии (ЦТ) важны для работы постоянно

□ ЦТ используются очень часто

□ ЦТ используются редко

□ Затрудняюсь с ответом

Рис. 1. Как часто вы используете цифровые технологии в своей работе? [2]

С помощью цифровых технологий и используя передовые вычислительные решения, профессиональные бухгалтеры уже взяли на себя функции аналитиков данных, которые тратят меньше времени на запись, классификацию и обобщение, а больше внимания уделяют интерпретации информации. Очевидно, что в XXI веке цифровые преобразования в бухгалтерской профессии являются неотвратимыми. Таким образом, и набор навыков бухгал-

сз о

со £

m Р

сг

СТ1 А

теров должен отчасти измениться, чтобы была возможность приспособиться к новой роли технологий и аналитических процедур, реализуемых в профессии. Поскольку традиционные функции бухгалтерского учета, модифицируются в современных экономических условиях, то и профессия бухгалтера должна быть перепроектирована с использованием инженерных основ и аналитического мышления, кроме того, она должна быть способна интегрировать традиционную и меняющуюся структуру в технологические разработки под названием «Бухгалтерский инжиниринг».

С учетом вышеизложенного, исследование влияния инновационных информационных технологий на практику учета и компетентности будущих бухгалтеров является актуальной научно-практической задачей, которая и предопределяет выбор темы данной статьи.

Особенности внедрения информационных инструментов и технологий в бухгалтерский учет рассматриваются в трудах таких авторов как Ад-жахо О.А., Булыга Р.П., Земляковой С.Н., Коржо-вой О.В., Марковой Л.М., Сайпулаева К.Р., Сазон-чик В.А., Сидоровой М.И., Andrew Hunter, Barac Karin, Kato Plant, Rolien Kunz, Marina Kirstein и др.

Методы и способы преодоления «разрыва в цифровых навыках» работников бухгалтерии разрабатываются Морозовой Н.Г., Корзоватых Ж.М., Одинцовой Т.М., Рура О.В., Корнеевой О.Д., Wah-yuni Т., Frey C.B., Osborne M.A. и др.

Эволюционные сдвиги в бухгалтерской профессии с развитием цифровизации, а также навыки и компетенции, которые необходимы для успешного выполнения бухгалтером своих функций, нашли свое отражение в работах Приображенской В.В., Лищук Е.Н., Костюковой Е.И., Ульяновой О.Д., Коське М.С., Caron Marie-Andrée, Fortin Anne и др.

Однако несмотря на значительное количество публикаций по вопросам компетентностей бухгал-

тера в условиях цифровых трансформаций, многие аспекты этой проблемы все еще остаются открытыми. В частности, более пристального внимания заслуживают проблемы формирования цифровых навыков бухгалтеров, которые позволят им пользоваться облачными технологиями управления данными, методами автоматизации процессов и расширенной аналитикой. Также достаточно фрагментарными остаются исследования, в которых рассматриваются задачи нахождения оптимальной модели сочетания принципов бухгалтерского учета и профессиональной этики, деловой хватки и цифровых навыков.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в формализации модели профессии бухгалтера в эпоху цифровых трансформаций, а также в обозначении направлений развития ключевых компетентностей.

На сегодняшний день очевидным является тот факт, что бухгалтерский учет не остался в стороне от процессов цифровизации экономики [3]:

1) появились новые концепции обработки и передачи информации, такие как XBRL (расширенный язык отчетности бизнеса), RTA (учет в режиме реального времени), EDI (обмен электронными данными), «облачные» технологии и т.п.;

2) произошла интеграция бухгалтерских программ в такие системы управления предприятием как CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) и SRM (управление взаимоотношениями с поставщиками) и др.;

3) в ближайшие годы бухгалтерскую сферу ожидают изменения, ключевыми катализаторами которых станут блокчейн и искусственный интеллект.

Для того чтобы формализовать модель профессии бухгалтера в эпоху цифровых трансформаций целесообразно обозначить ключевые взаимосвязи между информационными технологиями и бухгалтерским учетом (рис. 2).

Ое

Рис. 2. Взаимосвязь между информационными технологиями и бухгалтерским учетом

С учетом вышеизложенного можно выделить следующую структуру компетенций бухгалтера, которая позволит ему эффективно использовать достижения цифровой экономики и обеспечивать более точные и достоверные результаты в процессе обработки аналитических данных. Эта структура определяет области основных навыков, которые необходимы специалистам по учету, чтобы оставаться конкурентоспособными в эпоху цифровых технологий.

Уверенное использование информационных технологий и прогрессивных цифровых инноваций. По мере развития больших данных бухгалтерам потребуются знания инструментов извлечения информации для поиска структурированных и неструктурированных данных. Они должны уметь применять инструменты анализа данных, которые помогают аккумулировать, управлять, оценивать и интерпретировать эти данные, а также использовать их для визуализации и представления. Облачные приложения для систем управления финансами (FMS), искусственный интеллект/машинное обучение (AI/ML), а также другие цифровые технологии, могут расширить возможности бухгалтерии и обеспечить большую ценность при меньших усилиях. Эти инновации изменят то, как выполняются учетные функции на предприятии, поэтому бухгалтер должен быть достаточно осведомлен и квалифицирован для того, чтобы использовать возможности передовых технологий и автоматизации для устранения трудоемких ручных задач, которые препятствуют деятельности, создающей добавленную стоимость [4].

Управление бизнес-процессами. По прогнозам Gartner, до 2024 года только 40% внедрений облачных решений в системе учета предприятий достигнут своих целей [5]. Проблема заключается в несовершенстве процессов управления изменениями и неполноте реализации возможностей цифровых данных, поэтому бухгалтеры должны понимать нюансы управления облачными приложениями, в частности, такими как управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), управление взаимоотношениями с поставщиками (SRM), соглашения об уровне обслуживания (SLA), администрирование безопасности на основе ролей и принимать оперативные решения, которые ранее относились исключительно к сфере информационных технологий.

Оптимизация отчетности и контроль. Поскольку роботизированная автоматизация процессов (RPA) все чаще используется для фиксации учетных операций, бухгалтерам потребуется умение оценивать эффективность и результативность процессов учета и интерпретировать аккумулированную информацию. Также актуальным является умение внедрять сложные методы и процедуры расчета затрат для обеспечения безопасности данных, защиты активов и выполнения требований действующего законодательства в области учета и отчетности.

Профессиональная этика и ценности. Развитие технологий и цифровой аналитики ставит но-

вые этические дилеммы, которые должны решать специалисты в области бухгалтерского учета и финансов. Поскольку бухгалтеры все больше вовлекаются в процесс стратегического планирования, возникает необходимость в профессиональном скептицизме в отношении исходных и прогнозных данных учетно-аналитического процесса.

Гоамотность в работе с данными. Сегодня перед работниками бухгалтерской службы стоит задача фиксировать и передавать данные в контексте - с пониманием источников и структуры данных, применяемых аналитических методов и техник, а также способностью описывать использование определенного подхода в конкретном случае и полученную в результате ценность для бизнеса. Связано такое требование с тем, что топ-менеджерам компании необходимы финансовые выводы, основанные на данных, с целью помочь организации в целом выявить скрытые возможности роста и управления повышенными рисками. Исследование Gartner показывает, что при рассмотрении всех решений, принимаемых в организации, отсутствие навыков в области грамотного использования данных может стоить компании до 1% дохода [6], поэтому успешные бухгалтеры должны устранить этот «дорогостоящий пробел» в навыках.

Активное применение продвинутой аналитики. Продвинутая аналитика - это полуавтономное или автономное изучение данных или контента с использованием сложных методов и инструментов (обычно выходящих за рамки традиционной аналитики и бизнес-аналитики) для выявления более глубинных знаний, составления прогнозов или выработки рекомендаций. В экспертном отчете Ernst & Young отмечено, что более 80% предприятий из разных отраслей промышленности прогнозируют расширение использования продвинутой аналитики к 2024 году и этот навык будет иметь решающее значение для качественного ведения бухгалтерского учета [7].

Развитие бизнес-партнерства и расширение сотрудничества. Исторически сложилось так, что бухгалтерская функция была несколько изолирована от других операционных отделов, что приводило к таким последствиям как перерасход средств или неэффективное распределение ресурсов. В условиях все более изменчивой цифровой среды отсутствие «прямой видимости» в рамках взаимодействия между отделами может привести к неблагоприятным экономическим последствиям, поэтому по мере того как технологии позволяют автоматизировать и брать на себя все больше транзак-ционных рабочих процессов, бухгалтеры должны превратиться в стратегических консультантов и деловых партнеров для остальных представителей бизнеса.

Принимая во внимание обозначенные выше компетенции и профессиональные сферы, на рис. 3 представлена модель профессии бухгалтера, сформированная под влиянием цифровых технологий.

сз о

со £

m Р

сг

от А

Рис. 3. Модель профессии бухгалтера, сформированная под влиянием цифровых технологий

Ое

Для того чтобы ликвидировать пробелы в цифровых навыках бухгалтеров, руководители не должны пытаться предугадывать какие навыки потребуются в более отдаленном будущем. Напротив, им следует улучшить свою способность оперативно реагировать на непосредственные потребности в навыках в режиме реального времени. Для этого целесообразно использовать два подхода определения навыков: постоянно отслеживать новые навыки, необходимые в производственно-экономическом процессе, которые позволят бухгалтерам выполнять свою работу более эффективно и результативно; оценивать приоритетность развития навыков, при этом приоритет следует отдавать новым «обнаруженным» навыкам, если они больше отвечают насущным потребностям бухгалтерской функции и сотрудники могут развить их в нужный момент.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что цифровые технологии и прогрессивные инновационные решения очень полезны, когда они облегчают жизнь людей, и бухгалтерия - одна из тех областей бизнеса, в которой технологии оказывают огромное влияние. Чтобы иметь возможности использовать все преимущества и потенциал цифровых технологий бухгалтер должен на системной основе обновлять как технологические навыки и умения, так и способности межличностного общения.

Литература

1. Будаева, Ю.Ж. Влияние инноваций в управлении на финансовый менеджмент на примере бухгалтерской службы / Ю.Ж. Будаева, Т.В. Шубина // Финансовый менеджмент. -2022. - № 3. - С. 32-40.

2. Kokina, Julia Accountant as Digital Innovator: Roles and Competencies in the Age of Automation / Julia Kokina // Accounting horizons. - 2021. -№ 1. - рр. 153-184.

3. Сазончик В.А. Цифровизация бухгалтерского учета и необходимые навыки бухгалтера /

В.А. Сазончик // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 43. - С. 501-506.

4. Попова Ю.А. Понятие справедливой стоимости основных средств в практике бухгалтерского учёта // Дискуссия. - 2022. - № 3(112). - С. 8692.

5. Damasiotis, Vyron IT Competences for Professional Accountants. A Review / Damasiotis Vyron, Panagiotis Trivellas, Ilias Santouridis, Sotiris Nikol-opoulos, Evdokia Tsifora / Procedia-social and behavioral sciences. 2015. - Volume 175. - рр. 537545.

6. Barac, Karin Generic skill profiles of future accountants and auditors - moving beyond attributes / Barac Karin, Kato Plant, Rolien Kunz, Marina Kirstein // Higher education, skills and work-based learning. 2020. - Volume 11. - Issue 4. -рр. 908-928.

7. Caron Accountants' construction of CSR competencies and commitment / Caron Marie-Andrée, Fortin Anne // Sustainability accounting, management and policy journal. - 2022. - Issue 2. - рр. 172-196.

THE MODEL OF THE ACCOUNTING PROFESSION IN THE ERA OF DIGITAL TRANSFORMATION: KEY COMPETENCIES

Smolenskaya O.V.

Far Eastern State University of Railways

Advanced information and digital technologies are transforming the role and relevance of accountants. As technological advances eliminate or displace many entry-level tasks, accountants are able to focus on higher-level, more strategic tasks. This means that they need more advanced and progressive skills that are aligned with the tasks at hand. In this context, the article examines the directions of transformation of the accounting profession in the era of digital transformation, with a separate focus on key competency areas. In the course of the research the interrelation between information technologies and accounting was formalized. The structure of accountant's competences, which corresponds to the challenges of digital economy, was also outlined. Based on the received data the model of accountant profession formed under the influence of digital technologies has been formalized.

Keywords: accountant, skills, competence, digital economy.

References

1. Budaeva, Yu. Zh. Influence of innovations in management on financial management by the example of accounting service / Yu. Zh. Budaeva, T.V. Shubina // Financial management. -2022. - No. 3. - pp. 32-40.

2. Kokina, Yulia Accountant as a digital innovator: roles and competencies in the era of automation / Yulia Kokina // Horizons of accounting. - 2021. - No. 1. - pp. 153-184.

3. Sazonchik V.A. Digitalization of accounting and the necessary skills of an accountant / V.A. Sazonchik // Innovations. The science. Education. - 2021. - No. 43. - pp. 501-506.

4. Popova Yu.A. The concept of the fair value of fixed assets in accounting practice // Discussion. - 2022. - № 3(112). - Pp. 8692.

5. Damasiotis, Viron IT competencies for professional accountants. Review / Damasiotis Viron, Panagiotis Trivellas, Ilias San-turidis, Sotiris Nikolopoulos, Evdokia Tsifora / Procedia-social and Behavioral Sciences. 2015. - Volume 175. - pp. 537-545.

6. Barak, Karin General skill profiles of future accountants and auditors - going beyond attributes / Barak Karin, Kato Plant, Rolien Kunz, Marina Kirstein // Higher education, skills and on-the-job training. 2020. - Volume 11. - Issue 4. - pp. 908-928.

7. Building competencies and commitment to CSR by accountants Karon / Karon Marie-Andre, Fortin Ann // Journal of Accounting, Management and policy in the field of sustainable development. - 2022. - Issue 2. - pp. 172-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.