Научная статья на тему 'Модель проблемноориентированной подготовки кадров для Новой Индустриализации'

Модель проблемноориентированной подготовки кадров для Новой Индустриализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ / "РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ" УНИВЕРСИТЕТ / АДАПТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / PROBLEM ORIENTED HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT / CONCEPT OF NEW INDUSTRIALIZATION / EDUCATIONAL CONSORTIUM / DECENTRALIZED UNIVERSITY / ADAPTIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорин Андрей Викторович

Представлена модель проблемноориентированной подготовки кадров для реализации концепции Новой Индустриализации. В основе модели – образовательный консорциум с организационной структурой децентрализованного «рассредоточенного» университета, объединяющий вузы различной направленности для комплексно-целевой подготовки выпускников в интересах решения проблемных задач в различных научно-технических направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of problem oriented human resources development for New Industrialization

Current paper reflects the model of problem oriented human resources development for New Industrialization. The model is based on an educational consortium with the organizational structure of decentralized university, which unites universities of different directions aimed to achieve complex graduates’ development reaching problem solution in different science and technical directions.

Текст научной работы на тему «Модель проблемноориентированной подготовки кадров для Новой Индустриализации»

Сидорин Андрей Викторович

Sidorin Andrey Victorovich Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, МГТУ МИРЭА Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation, MSTU MIREA Доцент / Assistant professor 05.02.22 Организация производства E-Mail: [email protected]

Модель проблемноориентированной подготовки кадров для Новой Индустриализации

Model of problem oriented human resources development for New Industrialization

Аннотация: Представлена модель проблемноориентированной подготовки кадров для реализации концепции Новой Индустриализации. В основе модели - образовательный консорциум с организационной структурой децентрализованного «рассредоточенного» университета, объединяющий вузы различной направленности для комплексно-целевой подготовки выпускников в интересах решения проблемных задач в различных научно-технических направлениях.

The Abstract: Current paper reflects the model of problem oriented human resources development for New Industrialization. The model is based on an educational consortium with the organizational structure of decentralized university, which unites universities of different directions aimed to achieve complex graduates’ development reaching problem solution in different science and technical directions.

Ключевые слова: Проблемноориентированная подготовка инженеров, концепция Новой Индустриализации, образовательный консорциум, децентрализованный, «рассредоточенный» университет, адаптивная стратегия.

Keywords: problem oriented human resources development, concept of New Industrialization, educational consortium, decentralized university, adaptive strategy.

Введение

Развитие системы образования в России предполагает появление университетов нового типа - «проблемноориентированных» или «инновационных» университетов для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени» [1]. В сочетании с концепциями непрерывного образования и Новой Индустриализации, а также Программой экономического развития России до 2020 года такие университеты призваны решить с большей эффективностью, в частности, подготовку профессиональных кадров нового типа для экономики страны. Переориентация учебно-воспитательного процесса на проблемноориентированный подход отвечает современным тенденциям в развитии высшего профессионального, инженерного, в частности, образования и заключается в следующем.

Проблемноориентированный, нацеленный на комплексно-целевую подготовку команды специалистов для комплексного решения сложных задач, подход - оптимальный метод

формирования у выпускников вузов совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, требуемых для работы в команде по решению сложных комплексных проблем, при этом соответствующих не только Федеральным образовательным стандартам (ФГОС) по направлениям подготовки, но и требованиям к выпускникам вузов работодателей - предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, объединяемых в холдинги, консорциумы для совместной с вузами реализации решений этих проблем. Альтернативный проблемноориентированному т.н. предметный подход представляет собой «технологию» подготовки выпускников вузов, который современных проблем в подготовке инженеров нового типа решить не может. В его основе традиционные методы обучения отдельным профессиям, обладатели которых - выпускники вузов - объединяются в команду руководителем проекта по критерию готовности к выполнению стоящих в проекте задач. При этом предприятия - исполнители не участвуют в подготовке кадров для решения своих задач, принимая готовую «продукцию» вузов - выпускников, в полной мере не соответствующую требованиям к компетенциям и требующую дополнительной подготовки. Команда профессионалов для комплексного решения проблем при таком подходе формируется «мозаичным» способом, складываясь усилиями руководителя проекта на каждом из предприятий-участников выполнения комплекса задач, из специалистов различных профессий, в процессе своей подготовки ориентированных на общие подходы, а не на целенаправленное решение сложной проблемы в составе команды (рис.1).

Рис. 1. Традиционный подход к формированию кадрового потенциала для решения сложных

комплексно-целевых проектов

Проблемноориентированный подход в отличие от предметного нацелен на формирование в сотрудничестве с предприятиями, реализующими тот или иной проект, команды специалистов для комплексного его решения. Такая команда выпускников различных профессий формируется с первых лет обучения в соответствующим образом подобранных вузов, объединенных в холдинг, представляя вместе с предприятиями-партнерами рассредоточенный, или децентрализованный университет (рис.2).

Рис. 2. Проблемноориентированный подход к формированию кадрового потенциала для решения сложных комплексно-целевых проектов на основе образовательного

холдинга, консорциума вузов

Предпосылки организации и развития «распределенного» университета как модели технического образования в современных экономических и социально-политических условиях

Объективными предпосылками изменения подходов к формированию кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей экономики являются Основные направления экономического развития до 2020 года и концепция Новой Индустриализации (рис.3).

Предпосылки создания « рассредоточен ного» ун иверситета

Основные направления развития до 2020 г (Программа 2020)

Государственная политика в области образования

Стратегия ойраэовательного учреждения

Рис. 3. Факторы, определяющие содержание концепции «рассредоточенного» университета

В области образования стратегическая цель государственной политики - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина требует решения таких задач, как:

- обеспечение инновационного характера базового образования на основе компетент-ностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

развитие вариативности образовательных программ, включая создание системы прикладного бакалавриата;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей,

- создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

- создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

- разработку прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

- разработка и внедрение механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования [3].

Новых подходов к образовательной деятельности требует также необходимость «...перехода от системы массового образования, характерного для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики не-

прерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности».

Для самореализации граждан в течение всей жизни необходимо формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ, которые позволят наиболее эффективно использовать человеческий потенциал в развитии экономики и страны в целом.

Интегрированные инновационные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности требуют и принципиальных изменений в структуре профессионального образования, в т. ч. привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ.

Внедрение системы мониторинга должно стать основой системы прогнозирования ситуации на рынке труда для объективного и достоверного определения спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

Одна из приоритетных задач государственной политики в области образования - формирование системы непрерывного образования для максимально эффективного использования человеческого потенциала на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Система подготовки и воспроизводства кадровых ресурсов - одно из основополагающих условий обеспечения успешности деятельности предприятий в высокотехнологичных отраслях промышленности. Подготовка инженеров, удовлетворяющих этим требованиям и способных к творческой и практической деятельности, требует не только тесного взаимодействия предприятий с вузом, но и совместного выполнения учебно-научнообразовательного процесса с целью формирования компетенций выпускников, удовлетворяющих всех участников и заинтересованные стороны этого процесса. Для этого формирование и становление выпускника технического вуза как инженера должно осуществляться на всех этапах учебно-воспитательного процесса и профессиональной деятельности, включая довузовскую подготовку и учебно-методическое сопровождение его профессиональной карьеры на производстве [4,5].

Критериями успешности такого учебно-научно-образовательного процесса становится соответствие выпускников требованиям работодателей, их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда, удовлетворенность выпускников и работодателей полученным образованием, укрепление престижа образовательного учреждения, удовлетворяющего качеством образования все заинтересованные стороны - государство, выпускников, работодателей.

Достижение стратегической цели государственной политики в области образования -повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина требует решения комплекса задач, в числе которых - обеспечение инновационного характера базового образования. Причем, инновационный характер образования состоит в подготовке выпускников готовых к решению проблем, креативному подходу к их выявлению и решению. Это - альтернатива современному подходу и подготовки по узким направлениям профессиональной деятельности, в основе которых - владение набором «стандартных» подходов, правил, приемов.

Ключевое положение стратегии Новой Индустриализации состоит в том, что «. только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный

рост экономики, так как именно промышленность обеспечит наиболее высокие из всех секторов темпы прироста производительности труда, вызовет высокий мультипликативный эффект в других отраслях и секторах».

Структуризация стратегии по направлениям деятельности неизбежно приводит в каждом из них к проблеме кадрового потенциала, готового к выполнению задач, требуемых для достижения целей Новой Индустриализации. Основные из них - быстрое экономическое развитие, диверсификация и создание современной высокоразвитой экономики.

Однако, при всем том, что определяющая роль кадрового потенциала в развитии промышленности в условиях Новой Индустриализации бесспорна, возникает ряд не решенных проблем. Одна из них - неготовность современных специалистов предприятий и выпускников технических вузов к решению тех задач, которые им предстоит решать в условиях Новой Индустриализации. Вторая - несоответствие системы подготовки в настоящее в технических вузах требованиям Новой Индустриализации, неготовность выпускников к активному участию в решении задач после окончания вуза и овладения инженерными профессиями.

С ним непосредственно связан и ряд таких проблем, как:

- неопределенная степень востребованности Новой Индустриализацией направлений подготовки в вузах, в настоящее время закрепленных Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);

- неудовлетворенность предприятий-работодателей подготовкой выпускников технических вузов, получивших образование в технических вузах в рамках ФГОС;

- неэффективность «технологии» обучения и формирования инженерных компетенций выпускников.

Адекватный ответ на внешние и внутренние вызовы в современном образовании -концепция образовательного консорциума, холдинга, объединяющего различные по направлениям подготовки (или укрупненным группам специальностей) вузы - концепция децентрализованного, или «рассредоточенного» университета как результат развития высшего профессионального образования (рис.4).

Рис. 4. Направления развития высшего профессионального образования как условие создания

«рассредоточенного» университета

«Рассредоточенный» - децентрализованный университет - адаптивное образование

экономики будущего

Современное состояние высшего профессионального технического образования характеризует кадровый «голод», потребность в качественно новых специалистах со стороны предприятий промышленности, в особенности в высокотехнологичных отраслях, ориентированных на инновационную деятельность и выпуск наукоемкой продукции. Эффективность реализации инновационной стратегии развития предприятий, отраслей промышленности и страны в целом зависит от способности и готовности выпускников нового поколения анализировать выявлять и решать проблемы в широком спектре научно-технических направлений, не ограничиваясь рамками сложившихся стереотипов направлений подготовки, задаваемых ФГОСа-ми.

Основу концепции «рассредоточенного» или «децентрализованного» университета составляет его миссия, заключающаяся, в формировании кадров нового типа, готовых к проблемному подходу в решении профессиональных задач, а также создании инновационной научно-технической продукции в широком спектре взаимосвязанных научно-технических направлений (рис.5).

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012

Рис. 5. Компоненты концепции децентрализованного - «рассредоточенного» университета

Форма и содержание такого нового понятия как «рассредоточенный» университет заключается в следующем.

«Рассредоточенный» - децентрализованный университет объединяет входящие в его состав образовательные учреждения - университеты различных направлений подготовки выпускников общей ориентированностью на проектный подход к решению актуальных проблем в выбранных научных и/или научно-технических направлениях. Входящие в состав «рассредоточенного» университета образовательные учреждения «рассредоточены» как по месту расположения, так и по направлениям и видам деятельности, кооперируясь и ориентируясь на предприятия-работодатели и исполнители в реализации комплексно-целевых проектов.

В основе организации деятельности «рассредоточенного» университета - кластерный подход, объединяющий на решение актуальных проблем также и предприятия промышленности, и инвесторов, финансирующие организации, фонды поддержки, банки, заинтересованные в практической реализации результатов деятельности университета [2]. Не ограниченная ведомственной принадлежностью децентрализованная структура «рассредоточенного» университета открывает возможность поиска и решения проблем, обеспечивающих конкурентоспособность продукции, предприятий, отраслей, страны в целом.

Синергетический эффект от объединения в структуру «рассредоточенного» университета образовательных учреждений, - в новом его свойстве, его проблемной ориентированности и проектном подходе как к подготовке кадров нового типа на основе их «надпрофильной» подготовки, так в отношении создания научно-технической продукции.

В основе «надпрофильной» подготовки кадров - «междисциплинарный» подход, не ограниченной ФГОСами по направлениям подготовки, а дополняющий их необходимым составом знаний, умений, навыков, компетенций, сформированной у выпускников «рассредоточенного» университета способностью к поиску и решению не только узкопрофессиональных задач, но и актуальных проблем, требующих знаний в смежных направлениях. Достигается такой результат «перекрестным» комплексным обучением в университетах, входящих в «рассредоточенный « университет, использованием современных методов обучения, в т.ч. на основе информационных компьютерных технологий.

Проблемнооринтированный подход в отношении научно-технической продукции заключается в объединении усилий всех входящих в «рассредоточенный» университет участников на поиск и решение востребованных и обусловленных внешними вызовами «надведомст-венных» научно-технических проблем, требующих привлечения и университетов и предприятий из различных областей деятельности.

Не менее важное новое качество «рассредоточенного» университета - его адаптивность, относящаяся как к образовательной, так и к научно-исследовательской и инновационной направлениям деятельности.

Понимаемая как способность адекватно реагировать и отвечать на внешние и внутренние вызовы адаптивность в образовательной деятельности «рассредоточенного» университета заключается в возможности реагирования подготовкой кадров с определенной и обусловленной изменяющимися потребностями отраслей промышленности, предприятий-работодателей, рынка труда совокупностью профессиональных, социальных, личностных и общекультурных компетенций.

Адаптивность в научно-исследовательской и инновационной деятельности состоит в своевременном и пропорциональном отклике на вызовы и потребности внешней и внутренней среды «рассредоточенного» (децентрализованного) университета, в поиске, выборе и решении проблем, получении результатов, востребованных социумом.

В основе адаптивной стратегии «рассредоточенного» (децентрализованного) университета - совокупность индикаторов, своего рода «рецепторов», с высокой чувствительностью воспринимающих происходящие изменения, и механизм оценивания и преобразования их в политику, цели, задачи и управленческие решения, реализуемых системой регуляторов (рис.6).

Комплекс показателей- Оценка социально-

Внешние и индикатороз социально- экономического состояния.

Билтреннне экономического с ост ояния. оо- оора-зователънои среды.

ВЫЗОВЫ разовательной среды, рынка рынка труда

труда и др. /

Политика, цели, задачи 'фаспре-лелечно^о» \-ниверситета . 1

управленческие решения

' ——=~ Управленческие решения, регуляторы

Процессы драйельностн «р а с ср ед о т оч е нно го » универ сит е т а

Рис. 6. Структура адаптивной стратегии «рассредоточенного» университета

Принципы деятельности «рассредоточенного» университета

Объединяют интересы всех структур «рассредоточенного» университета основополагающие принципы их совместной деятельности [6]:

Добровольность участия - вхождение в состав «рассредоточенного» университета на основе «открытости» системы;

Проблемная ориентированность - объединение с целью решения актуальных проблем в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;

Согласованность целей и интересов - взаимные обязательства участников - структурных подразделений «рассредоточенного» университета в деятельности по решению сформулированных проблем;

Коллегиальность - принятие обязательств и распределение функций на условиях консенсуса;

Сбалансированность в распределении ответственности, полномочий и ресурсов;

Ответственность - ответственность за результаты деятельности «рассредоточенного» университета перед государством и обществом;

Адаптивность - выбор и решение актуальных проблем, ориентация на достижение целей и получение результатов, востребованных государством и обществом;

Эффективность деятельности;

Взаимная заинтересованность всех структур в деятельности «рассредоточенного» университета.

Организационная структура «рассредоточенного» университета

Оптимальная организационная структура «распределенного» университета для реализации концепции на основе приведенных принципов деятельности представлена на рис.7. В качестве одного из возможных направлений деятельности в рассматриваемом примере организации деятельности такого проектно-образовательного консорциума выбрана объединяющая всех участников образовательного консорциума идея реализации комплексно-целевой программа развития авиационной техники. Авиационная направленность в подготовке кадров и выполнения различных проектов объединяет вузы, выпускающие как специалистов в области авиации, так и в смежных областях - радиотехнике и электронике, материаловедении, экономики.

Рис. 7. Организационная структура «рассредоточенного» университета

Задачи «рассредоточенного» университета

Ключевой стратегической целью «рассредоточенного» университета является развитие образования, научных проведение исследований и разработок, инновационной деятельности на основе объединения государственных образовательных учреждений различной направленности для обеспечения эффективной проблемноориентированной деятельности, реализующей непрерывное образование и формирование кадрового потенциала востребованного государством и рынком труда.

Основные задачи решаемые «рассредоточенным» университетом группируются в соответствии с основными направлениями его деятельности: образовательная деятельность, воспитательная работа, научная деятельность, система управления университетом, материальная база и инфраструктура университета, международная деятельность, система менеджмента качества, система устойчивого развития и система обеспечения конкурентоспособности университета.

Образовательная деятельность

Разработка концепции, принципов, методов и средств непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров с целью обеспечения их конкурентоспособности на всех этапах в процессе профессиональной деятельности на основе мониторинга соответствия их компе-

тенций требованиям рынка труда и работодателей, определения необходимых направлений и объемов повышения квалификации, актуализации компетенций в различных формах - повышения квалификации по разработанным программам адаптации, дополнительного образования, перепрофилирования.

Формирование на основе системного подхода оптимальной структуры направлений подготовки и специальностей с целью подготовки высококвалифицированных кадров в интересах запросов различных групп потребителей. Проведение маркетинговых исследований как основы для формирования оптимальной структуры направлений подготовки. Формирование в университете единой сбалансированной системы подготовки бакалавров и магистров, научнопедагогических кадров высшей квалификации в интересах высокотехнологичных и оборонных отраслей промышленности.

Анализ и формирование на основе системного подхода и определяющего требования повышения конкурентоспособности выпускников оптимальной структуры университета с учетом вариативной структуры направлений подготовки и специальностей,.

Совершенствование системы непрерывного образования: довузовская подготовка -университет(ы) - аспирантура - дополнительное послевузовское образование на основе схемы построения учебного процесса «вуз - базовая кафедра - базовое предприятие», возможное включение в структуру университета организаций среднего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение качества учебного процесса. Внедрение инновационных методов, а также современных дистанционных, телекоммуникационных и компьютерных технологий в образовательный процесс. Разработка и внедрение бенчмаркинговой модели оценки деятельности кафедр, факультетов и других подразделений «рассредоточенного» университета на основе анализа трех аспектов их деятельности - творческого потенциала и возможностей, полученных результатов, а также эффективности способов достижения результатов, использования потенциальных возможностей.

Совершенствование учебно-методической работы. Разработка требований к компетенциям конкурентоспособных выпускников вместе с методами их подготовки и воспитания, критериями и методами установления соответствия результатов подготовки установленным требованиям наряду с решением других задач составляет содержание учебно-воспитательной работы в современных условиях. Разработка и внедрение механизма непрерывного учебнометодического сопровождения выпускников на всех этапах их подготовки и последующей трудовой деятельности, основанная на сертификации специалистов - постоянном в течение их профессиональной трудовой деятельности установлении и подтверждении соответствия компетенций предъявляемым требованиям.

Развитие деятельности органа, содействующего трудоустройству выпускников университета (ов) как аналитического и маркетингового центра с функциями исследования рынка труда, сбора, обработки и анализа информации о конкурентоспособности выпускников на рынке труда и развитии их карьеры, об удовлетворенности работодателей специалистами-выпускниками университета для разработки предложений по совершенствованию деятельности университета, расширение его участия в кампаниях по продвижению выпускников на рынке труда и привлечения к долговременному взаимодействию перспективных работодателей на взаимовыгодных условиях.

Разработка принципов и основных положений системы мониторинга и оценивания роли «рассредоточенного» университета в общественной жизни и его влияния на социальное развитие региона, города, страны. Проведение на постоянной основе маркетинговых исследований, организация рекламной деятельности как инструмента формирования позитивного об-

раза «рассредоточенного» университета и активного воздействия на общество и эффективное средство привлечения абитуриентов и работодателей.

Развитие системы довузовской подготовки. Развитие системы дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров на основе объединения всех структурных подразделений, работающих в области повышения квалификации и дополнительного профессионального образования в рамках факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации с целью реализации единого системного подхода к развитию дополнительного профессионального образования. Расширение спектра программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в университете. Создание условий для реализации выпускниками университета возможностей для повышения квалификации в течение всей жизни.

Воспитательная работа

Разработка и реализация концепции непрерывной учебной и социальновоспитательной работы с обучающимися и выпускниками с целью формирования у выпускаемых специалистов компетенций, включающих совокупность профессиональных навыков, личных и социальных качеств, востребованных на рынке труда и требуемых работодателями, для обеспечения конкурентоспособности выпускников «распределенного» университета при трудоустройстве и в процессе профессиональной деятельности

Научная деятельность

Расширение спектра фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на разработку научных и научно-методических основ обеспечения и гарантий качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях, разработку методов формирования профессиональных, социальных и личностных качеств выпускников, моделирование процессов в образовательной среде и в системе информационного взаимодействия при подготовке выпускников, методического обеспечения качества образовательного процесса, инновационных образовательных технологий, методов менеджмента качества, моделирования сложных обучающих систем, методов оценки результативности и эффективности различных видов деятельности в образовательной среде, анализа удовлетворенности потребителей, оценки цивилизующего воздействия на общество и др. перспективных направлений. Расширение сети научных школ университета. Повышение качества научно-технической продукции. Совершенствование организации научно-исследовательской работы студентов. Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации. Развитие международной научной деятельности.

Система управления децентрализованным университетом

Разработка и внедрение документированной системы управления конкурентоспособностью «рассредоточенного» университета, включающей принципы, методы и средства обеспечения конкурентоспособности университета, всех видов его деятельности и выпускников на рынке труда. Конкурентные преимущества в каждом из видов деятельности должны обеспечиваться совокупностью экономических, организационных, технических, стратегических и тактических, материальных и нематериальных, организационных, психологических и других факторов. Состав системы показателей конкурентоспособности университета и значимость каждого из них должны быть не постоянны и установлены с учетом социальноэкономических и политических условий, уровня технического развития и допускать возможность изменения своей значимости со временем вместе со сменой приоритетов в обществе.

Разработка и реализация в «распределенном» университете концепции менеджмента персонала, направленной на эффективное использования знаний, умений, навыков и опыта высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, учебно-

вспомогательного персонала и других категорий работников и повышение их удовлетворен-

ности. Создание системы преемственности, непрерывной подготовки контингента молодых преподавателей с механизмами материального и нематериального стимулирования, комплекса мер по мотивации деятельности для опытных и молодых сотрудников. Разработка и внедрение принципов непрерывной подготовки профессорско-преподавательского состава и учебновспомогательного персонала.

Материальная база и инфраструктура университета

Формирование и развитие образовательной среды «распределенного» университета, оптимальное использование и эксплуатация существующих строений, рациональное расходование средств на текущую эксплуатацию, развитие инвестиционного процесса.

Международная деятельность

Расширение программ международного сотрудничества путем участия в образовательных выставках, международных симпозиумах, конференциях, совещаниях, семинарах, чтения лекций, проведения совместных научных исследований, проведения совместных научных работ по договорам, грантам, соглашенбиям, проектам, учебы, стажировки, повышения квалификации в рамках соглашений об обмене студентов и преподавателей, ознакомления с учебным процессом и научной деятельностью зарубежных университетов, получения двойного диплома. Развитие программ совместного обучения и академических студенческих обменов со странами СНГ.

Система менеджмента качества «рассредоточенного» университета

Формирование и развитие СМК «рассредоточенного» университета. Формирование интегрированной системы менеджмента качества университета на основе новой редакции международных стандартов качества ИСО серии 9000, распространяющейся на весь цикл формирования и карьерного роста специалиста, включая довузовские этапы - «поставщиков» - и послевузовские - «потребителей» - организации-работодатели. Разработка и внедрение документированных процессов и процедур СМК, регламентирующих административнохозяйственную работу в университете, на основе международных стандартов качества ИСО 9000 и охраны окружающей среды ИСО 14000. Разработка документированных процедур и процессов СМК уровня факультетов и кафедр. Разработка и внедрение документированных процессов и процедур, регламентирующих деятельность в сфере подготовки кадров высшей квалификации (в аспирантуре и докторантуре), а также учебно-воспитательной работы.

Организация и проведение сертификации интегрированной СМК «распределенного» университета с целью расширения международных связей и выхода в международное образовательное пространство. Расширение использования системы внешних индикаторов и методов оценки результативности и эффективности деятельности университета - независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, балльнорейтинговой оценки независимыми рейтинговыми агентствами.

Прогнозируемы результаты деятельности «рассредоточенного» университета

1. Проблемноориентированное адаптивное инновационное инженерное образование, направленное на формирование у выпускников совокупности профессиональных знаний и умений и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальной обстановке, при создании наукоемкой новой конкурентоспособной продукции.

2. Система подготовки, гармонизированная с тенденциями в мировом образовательном пространстве.

3. Подготовка выпускников с гарантированно высоким уровнем конкурентоспособности на основе интегрированной системы менеджмента качества, являющейся также и средством обеспечения конкурентоспособности «распределенного» университета.

4. Трансформируемая «надпрофессиональная» совокупность компетенций выпускников, включающая совокупность профессиональных знаний, навыков, умений, креативность, способность работы в команде и др. определяемых требованиями современного рынка труда, работодателями, инновационным характером деятельности на передовых производствах и в лидирующих организациях.

5. Модель подготовки и привлечения профессорско-преподавательского состава обладающего необходимой совокупностью компетенций на основе сформированной системы преемственности, мотивации и стимулирования.

6. Влияние «рассредоточенного» университета на общественную жизнь, социальный эффект, цивилизующее воздействие на кадровый потенциал экономики страны на основе качества полученного образования и совокупности сформированных профессиональных, личностных и социальных компетенций, гарантирующих их востребованность на рынке труда.

7. Реализация концепции непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности.

8. Уникальная беспрецедентная направленность деятельности «рассредоточенного» университета по подготовке специалистов для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, качество подготовки специалистов в широком спектре специальностей и специализаций, сформированные условия для академической мобильности, активное международное сотрудничество с иностранными университетами и исследовательскими центрами в образовании, научных исследованиях, инновационной деятельности и коммерциализации научно-технической продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрей Волков, Дмитрий Ливанов: Ставка на новое содержание. Vedomosti.ru. 03.09.2012.

2. Чучалин А.И. Основные принципы стратегического управления университетом инновационного типа. - Томск: ТПУ, 2004. - 49 с.

3. Сидорин А.В. Система менеджмента инновационной стратегии развития технического университета // Инженерное образование, выпуск 9, 2012 г., с.33-41.

4. Сигов А.С., Сидорин А.В. Основные требования к качеству инженеров для обеспечения конкурентоспособности организации с инновационной стратегией развития // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения». 23-27 октября 2007 г. Часть 4. Москва-2007, с. 38-45.

5. Сигов А.С., Сидорин А.В. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности специалистов. Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии // Сборник докладов Международной научно-методической конференции 2830 октября 2008 г. В 2-х ч.- М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Ч.2, с.135-138.

6. Сидорин А.В. Кадровый потенциал наукоемких отраслей промышленности. Система подготовки и формирования кадрового потенциала для наукоемких высокотехнологичных отраслей промышленности. // LAP Lambert Academic Publishing. 2012. 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.