Научная статья на тему 'Модель преодоления рисков разрушения жизненного мира молодой семьи (на материалах Ростовской области)'

Модель преодоления рисков разрушения жизненного мира молодой семьи (на материалах Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / РИСКИ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ / СЕМЬЯ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / MODEL / COGNITIVE MODEL / RISKS / STRATEGIES FOR OVERCOMING RISKS / FAMILY / YOUNG FAMILY / LIFE WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свечкарев В.П., Артамонова Я.В.

В данной статье проводится анализ стратегий преодоления рисков распада жизненного мира молодой семьи. На основе результатов эмпирического исследования, проведенного в Ростовской области, авторы статьи выделяют микрои макростратегии преодоления рисков разрушения жизненного мира молодой семьи в рамках когнитивного, ценностного и поведенческого уровней. Авторы работы приходят к выводу, что важная роль в преодолении когнитивно-ценностных рисков отводится микросоциальным стратегиям, где семья занимает ключевые позиции. Макросоциальные стратегии представлены работой таких социальных институтов, как государство, СМИ и образование. По мнению авторов, наиболее эффективным для снижения рисков распада жизненного мира молодой семьи является симбиоз выделенных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model for overcoming the risks of destroying the life world of a young family (based on materials from the Rostov region)

This article analyzes strategies to overcome the risks of a breakdown in the life of a young family. Based on the results of an empirical study conducted in the Rostov region, the authors of the article identify microand macro-strategies for overcoming the risks of destroying the life world of a young family within the framework of cognitive, value, and behavioral levels. The authors conclude that an important role in overcoming cognitive-value risks is given to microsocial strategies, where the family occupies key positions. Macro-social strategies are represented by the work of social institutions such as the state, the media, and education. According to the authors, the symbiosis of the selected strategies is the most effective for reducing the risks of the collapse of the life world of a young family.

Текст научной работы на тему «Модель преодоления рисков разрушения жизненного мира молодой семьи (на материалах Ростовской области)»

Модель преодоления рисков разрушения жизненного мира молодой семьи (на материалах Ростовской области)

Я.В. Артамонова, В.П. Свечкарев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В данной статье проводится анализ стратегий преодоления рисков распада жизненного мира молодой семьи. На основе результатов эмпирического исследования, проведенного в Ростовской области, авторы статьи выделяют микро- и макростратегии преодоления рисков разрушения жизненного мира молодой семьи в рамках когнитивного, ценностного и поведенческого уровней. Авторы работы приходят к выводу, что важная роль в преодолении когнитивно-ценностных рисков отводится микросоциальным стратегиям, где семья занимает ключевые позиции. Макросоциальные стратегии представлены работой таких социальных институтов, как государство, СМИ и образование. По мнению авторов, наиболее эффективным для снижения рисков распада жизненного мира молодой семьи является симбиоз выделенных стратегий. Ключевые слова: Модель, когнитивная модель, риски, стратегии преодоления рисков, семья, молодая семья, жизненный мир.

Молодая семья - это один из самых важных ресурсов, влияющих на развитие российского общества. Так как российское общество подвержено социально-экономическим, политическим и социокультурным изменениям, то это существенным образом влияет на формирование новых моделей семейного поведения [1]. Особый интерес привлекают модели жизненного мира молодой семьи [2], в частности, модели, позволяющие исследовать риски распада жизненного мира молодой семьи и стратегий их преодоления [3]. В данном исследовании предлагается опираться на теоретические концепции социологии жизни, разработанной Ж.Т. Тощенко [4] и рискологическую концепцию в молодежной среде Ю.А. Зубок [5]. Это позволяет представлять под жизненным миром молодой семьи субъективную модель социальной реальности, отражающую представления молодых супругов о семье, их семейные ценности, установки и практики, детерминированные факторами макро- и микросоциальной среды. Мы полагаем, что жизненный мир молодой семьи, будучи целостным в

когнитивных, ценностных и поведенческих компонентах, должен стабилизировать и улучшать функционирование молодой семьи.

Эмпирическую основу данной работы составили результаты прикладного социологического исследования «Жизненный мир молодой семьи в Ростовской области», проведенного в 2017 году. В рамках исследования были опрошены молодые семьи Ростовской области. В опросе приняли участие 332 человека. В рамках социологического исследования была использована неслучайная, квотная выборка, отражающая характеристики населения региона по полу, возрасту, по типу поселения.

На основе полученных в ходе исследования результатов нами были выделены когнитивные, ценностные и поведенческие риски распада жизненного мира молодой семьи.

Когнитивные риски представлены в виде рисков снижения уровня знаний молодых людей о семье, семейных отношениях и семейной культуре. Результаты опроса свидетельствуют о том, что к рискам разрушения жизненного мира молодой семьи в Ростовской области на когнитивном уровне, по мнению респондентов, относится снижение уровня семейной культуры в целом (10,4%), низкая защищенность в плане семейного и ювенального права (2,8%), а также утрата религиозности (2,7%), что влияет на семейные ценности. Ценностные риски - это риски, связанные с девальвацией ценности семьи. Молодые супруги беспокоятся за будущее семьи, так как 25,2% отметили, что они наблюдают тенденцию разрушения семейных ценностей, хотя все равно в исследуемом регионе семейные ценности и традиции очень устойчивы. Данный факт подчеркивают традиционные взгляды молодых супругов на форму семейных отношений (89,2 %) и основные мотивы создания семьи - любовь (90 %) и дети (17 %). Поведенческие риски возникают из-за изменений образа жизни молодой семьи, а также связаны с мотивационными действиями супругов при

выполнении семейных обязанностей. Поведенческие риски наблюдаются в том случае, если не совпадают когнитивно-ценностные представления супругов в молодой семье реальными социальными практиками. Результаты эмпирического исследования показывают, что 20,1% респондентов боятся риска экономической нестабильности молодой семьи. Также к одному из поведенческих рисков молодые супруги отнесли риски, связанные с репродуктивным поведением (16,9%). Следует отметить, что прослеживается прямая зависимость в том, что материальное положение молодой семьи влияет на репродуктивные установки, а также стабильность внутренних взаимоотношений между супругами. По мнению самих супругов, риски в сфере репродуктивного поведения молодых супругов, которые выражаются в нежелании или же в отсутствии возможности иметь детей, часто влекут нарушение взаимоотношений в семье. Риски гендерного противоречия молодых супругов можно проследить в процессе хозяйственно-бытового поведения, а также распределении обязанностей между супругами.

На наш взгляд, для того, чтобы жизненный мир молодой семьи в исследуемом нами регионе сформировался устойчивым, требуется осознанное понимание рисков, а также их предотвращение. Необходим процесс риск-рефлексии. Данный процесс необходимо осуществлять как общественной системе, так и непосредственно молодым супругам, что позволит минимизировать или полностью устранить риски распада жизненного мира молодой семьи. Необходимо формировать жизненный мир молодой семьи на основе традиционных моделей семейного поведения путем встраивания в них факторов и схем анализа и снижения рискогенного потенциала. Рассмотрим возможности развития традиционных моделей с целью преодоления рисков разрушения жизненного мира. Для исследования предлагается использовать методы визуальной социальной аналитики, в частности, методологию когнитивного моделирования [6]. На рис. 1

представлена традиционная модель жизненного мира молодой семьи, построенная в соответствии с моделью перцептивного цикла У. Найсера [7].

Рис. 1 - Традиционная модель жизненного мира молодой семьи В жизненном цикле Модель жизненного мира молодой семьи предопределяет Действия молодой семьи в реальном мире в соответствии с информацией, получаемой при Осмыслении социальной динамики. Модель характерна для устойчивого процесса развития молодой семьи и не предполагает, что рекомендуемые Моделью жизненного мира молодой семьи действия могут быть не выполнены, выполнены не полностью или искажены в процессе выполнения. Иными словами, модель не учитывает когнитивные, ценностные и поведенческие риски, лежащие в основе распада жизненного мира молодой семьи.

На рис. 2 представлена модель жизненного мира молодой семьи, учитывающая процесс риск-рефлексии.

В процессе рефлексии рисков рефлексирующий субъект имеет возможность осознать, а также поддерживать постоянное «теоретическое понимание» осуществляемых действий. Процесс рефлексии задействованных субъектов отражается в макростратегиях и микростратегиях когнитивного, ценностного и поведенческого порядка, что позволяет устранить

Социальная реальность молодой семьи

Действия молодой семьи

Осмысление

социальной

динамики

Модель жизненного мира молодой семьи

возникающие риски и не дать разрушиться жизненному миру молодой семьи исследуемого нами региона.

Социальная реальность молодой семьи

Действия молодой

семьи

Модель жизненного мира молодой семьи

Анализ когнитивных, ценностных и поведенческих рисков

Осмысление

социальной

динамики

Стратегии преодоления рисков распада

Осознание рисков распада

Рис. 2 - Модель жизненного мира молодой семьи на основе риск-рефлексии

В модели жизненного мира молодой семьи на основе риск-рефлексии фактор Модель жизненного мира молодой семьи становится узловым, т.е. принадлежащим сразу двум циклам: и жизненному циклу молодой семьи, и циклу риск-рефлексии. Такое расположение фактора позволяет, используя механизм интеграции причин, осуществить на основе анализа когнитивных, ценностных и поведенческих рисков выявление возможных рисков распада и запустить стратегии преодоления рисков распада. Модель жизненного мира молодой семьи в этом случае ориентируется не только на традиционные

характеристики социальной динамики, но учитывает стратегии преодоления рисков распада. Поэтому действия молодой семьи оказываются более эффективными в условиях социальной реальности.

Цель данных стратегий - это устранение рисков разрушения жизненного мира молодой семьи на когнитивном уровне. То есть, ориентированность на формирование знаний о семье и семейной культуре у молодых людей. Проведение таких стратегий необходимо для молодых семей, так как по результатам опроса 80% респондентов указали на нехватку знаний о семейной культуре и посчитали, что дополнительные знания о семье и родительской культуре будут полезными для семейных отношений. Поскольку процесс социализации проходит в большей степени в семье, то именно это дает возможность каждому ребенку приобрести необходимые знания о семье и семейной жизни. Родители показывают на своем примере, как должны складываться семейные взаимоотношения, и у детей возникает модель семейного поведения, формируется представление о семье, любви, уважении, прививаются семейные традиции [9]. Например, 24% опрошенных нами респондентов указали, что семья родителей для них является образцом семейных отношений, а 31% молодых супругов, ответили, что семья родителей скорее «да», чем «нет», выступает для них образцом.

Говоря о макроуровне, нельзя обойти стороной систему образования, которая играет огромную роль в формировании когнитивных стратегий. В рамках проведенного исследования было выяснено, что молодые супруги в Ростовской области (16%) убеждены, что получить знания о семье можно посредством художественной литературы. Также стоит отметить, что в настоящее время существует огромное количество тренинговых мероприятий, которые проводят квалифицированные специалисты в области семьи и семейных отношений. Ярким примером может послужить

проведение в 2015 году в Ростове-на-Дону Форума молодых семей, где приняли участие молодые семьи из 23 субъектов РФ.

При формировании стратегий по преодолению рисков разрушения жизненного мира на макроуровне существенную роль играют средства массовой информации. По мнению 28,6 % супругов, участвующих в опросе, дополнительные знания можно почерпнуть из СМИ, так как это один из основных источников информации. Образ современной семьи в настоящее время строится при широком использовании всевозможных коммуникаций. Часто СМИ выступаю в качестве инструмента формирования государственной семейной политики.

На поведенческом уровне при формировании микросоциальных и макросоциальных стратегий родительской семье отводится важное место. Поведенческие риски часто связаны с тем, что молодые супруги испытывают материальные трудности, которые часто помогает решать родительская семья. Помимо решения материальных рисков минимизируется риск при рождении ребенка, поскольку бабушки и дедушки могут оказывать поддержку и помощь молодым супругам в воспитании ребенка.

Также в формировании стратегий преодоления поведенческих рисков распада жизненного мира участвует государство. Прежде всего, это выражается в создании качественной семейной политики. Проблемы с жильем помогает решать федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В рамках данной программы существует подпрограмма для исследуемого региона - «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области». В рамках работы данной программы выделяется хорошее субсидирование средств. За счет чего в 2016 году в Ростовской области 142 молодые семьи стали обладателями свидетельств на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилья [10].

Помимо целевой программы, которая призвана помогать в решении самого злободневного вопроса - жилья для молодой семьи, действуют и государственные организации помощи семье. В городе Ростове-на-Дону работает областной центр «Центр социальной помощи семье и детям», который готов оказать помощь всем категориям семей. В центре можно записаться на консультацию к семейному психологу или юристу, которые смогут оказать квалифицированную помощь.

Таким образом, анализ существующих рисков распада жизненного мира молодой семьи в Ростовской области на когнитивном, ценностном и поведенческом уровнях, а также рассмотрение существующих стратегий преодоления данных рисков, позволил нам прийти к выводу, что одним из основных условий для обеспечения наиболее благоприятного режима функционирования жизненного мира молодой семьи выступает модель использования указанных нами стратегий. Качественная рефлексия со стороны государства позволит добиться работы успешной, действующей в поддержку молодых семей, семейной политики, а риск-рефлексия со стороны молодых супругов даст возможность самим молодым супругам активней участвовать в разработке программ, направленных на поддержку молодых семей.

Литература

1. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Новый хронограф, 2016. 416 с.

2. Сердюченко Я.В., Свечкарев В.П. Когнитивное моделирование процессов достижения социального благополучия молодой семьи // Инженерный вестник Дона, 2017. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4473

3. Сердюченко Я.В., Свечкарёв В.П. Адаптивные модели преодоления рисков жизненного мира молодой семьи // Инженерный вестник Дона, 2018. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5110

4. Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х.-середина 2010-х гг.) / Под ред. Тощенко Ж.Т. М.: ЦСП и М, 2016. 367 с.

5. Zubok Iu.A. Problems of the social development of young people at risk. Russian Education And Society, 2005. № 1. pp. 76-93.

6. Робертс Ф.С. (1986) Дискретные математические модели с приложением к социальным, биологическим и экологическим задачам/ Пер. с англ. Раппопорта А. М., Травкина С. И. Под ред. Теймана А. И. М.: Наука, гл. ред физ.-мат. лит., 1986. 205 с.

7. Свечкарёв В.П. Когнитивный анализ социальных проблем: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. 150 с.

8. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии /пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. 232 с

9. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: РУСАЙНС, 2016. 235 с.

10. Постановление «Об утверждении отчета о реализации государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» за 2016 г. (22 марта 2017 г. N 209). URL: azhp.ru/otchety/229-otchet-za-2016-god.html (Дата обращения: 05.06.2019).

References

1. Gorshkov M.K. Rossiyskoye obshchestvo kak ono est: (opyt sotsiologicheskoy diagnostiki). [Russian society as it is: (the experience of sociological diagnosis)]. In 2 t. T. 1. Ed. 2nd, Pererab. and add. M.: Novyy khronograf, 2016. 416 p.

2. Serdyuchenko Ya.V., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona, 2017, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4473

3. Serdyuchenko Ya.V., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona, 2018. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5110

4. Zhiznennyy mir rossiyan: 25 let spustya (konets 1980-kh.-seredina 2010-kh gg.) [The life world of Russians: 25 years later (late 1980s-mid 2010s)]. Pod red. Zh.T. Toshchenko. M.: TsSP i M. 2016. 367 p.

5. Zubok Iu.A. Problems of the social development of young people at risk. Russian Education And Society, 2005. № 1. pp. 76-93.

6. Roberts F.S. Diskretnye matematicheskie modeli s prilozheniem k social'nym, biologicheskim i ekologicheskim zadacham [Discrete Mathematical Models with Applications to Social, Biological, and Environmental Problems]. Translated from English by Rappoport A.M., Travkin S.I. Ed. by Teyman A.I. Moscow: Nauka, 1986. 205 p.

7. Svechkarev V.P. Kognitivnyy analiz sotsialnykh problem: uchebnoye posobiye [Cognitive analysis of social problems]. Rostov-na-Donu: Fond nauki i obrazovaniya. 2019. 150 p.

8. Naysser U. Poznanie i real'nost'. Smysl i printsipy kognitivnoy psikhologii [Knowledge and reality. Meaning and principles of cognitive psychology]. Per. S angl. M.: Progress, 1981. 232 p.

9. Gafiatulina N.Kh., Lyubetsky N.P., Samygin S.I. Sotsialnoye zdorovye rossiyskoy molodezhi v epokhu globalizatsii. [Social health of Russian youth in the era of globalization]. Moscow: Rusays, 2016. 235 p.

10. Postanovleniye «Ob utverzhdenii otcheta o realizatsii gosudarstvennoy programmy Rostovskoy oblasti «Obespecheniye dostupnym i komfortnym zhilyem naseleniya Rostovskoy oblasti» za 2016 g. (22 marta 2017 g. N 209) [Decision "On approval of the report on the implementation of the state program of the Rostov region" Providing affordable and comfortable housing for

the population of the Rostov region "for 2016 (March 22, 2017 N 209)]. URL: azhp.ru/otchety/229-otchet-za-2016-god.html (Data obrashcheniya: 05.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.