Научная статья на тему 'Модель поведения автономного сценария в задачах управления распределенными информационными ресурсами'

Модель поведения автономного сценария в задачах управления распределенными информационными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
256
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЕ СЦЕНАРИИ / ТЕОРИЯ КОНЕЧНЫХ АВТОМАТОВ / КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙМОВ / СЛОТ / УПРАВЛЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ / AUTONOMOUS SCRIPTS / THEORY OF FINITE AUTOMATA / THE CONCEPT OF FRAMES SLOT / MANAGEMENT OF DISTRIBUTED INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Филатов Валентин Александрович, Козырь Ольга Феликсовна

В статье получило свое дальнейшее развитие применение технологии автономных сценариев для управления информационными ресурсами вычислительных систем. Формализовано поведение детерминированных и стохастических автономных сценариев с использованием аппарата конечных автоматов, что позволяет разрабатывать модели и технологию решения широкого класса задач управления информационными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model the behavior of Autonomous script in the tasks of management of distributed information resources

The article has received the further development of application technologies autonomous scripts for management of information resources of computer systems. Formalized behaviour of deterministic and stochastic autonomous scripts with the use of finite automata that enables you to develop models and technology for solving a wide class of problems of information resources management.

Текст научной работы на тему «Модель поведения автономного сценария в задачах управления распределенными информационными ресурсами»

В.А.Филатов, О.Ф. Козырь

Модель поведения автономного сценария в задачах управления распределенными информационными ресурсами

Введение

Важную роль в повышении эффективности функционирования любого предприятия, интенсификации и развитии управленческих и инновационных процессов играет качество управления информационными ресурсами (УИР), под которыми будем понимать информацию и инструменты работы с нею.

В условиях постоянного развития информационных систем и технологий становится невозможно эффективно решать вручную множество сложных задач управления информационными ресурсами. Поэтому, учитывая все возрастающий спрос на программные средства, которые облегчают администрирование в распределенных системах и выполняют те или иные задачи информационной поддержки, разработчики предлагают все новые решения для управления информационными ресурсами, расширяют возможности существующих программных продуктов.

Однако в настоящее время не существует универсального класса систем УИР, которые отвечали бы потребностям предприятий различных масштабов и разного уровня автоматизации процессов управления. Поэтому поиск доступных, гибких и универсальных средств управления всем многообразием информационных ресурсов распределенных систем является одной из важнейших задач ИТ-индустрии.

Такие свойства программных сценариев, как автономность, целенаправленность, мобильность и адаптивность, а также независимость от сред и квалификации разработчика, способность решать и простые, и сложные задачи, как на сервере, так и на стороне клиента, позволяют рассматривать их как одно из перспективных направлений развития УИР.

Для системной проработки вопросов возможности и целесообразности применения автономных сценариев в автоматизации процессов УИР необходимы формализация и исследование их структуры и поведения при решении различных классов задач УИР.

ІРазработка концептуальной модели автономного сценария

Рассмотрим один из подходов к созданию модели универсального автономного сценария, ориентированного на решение задач управления информационными ресурсами вычислительных систем, на основе концепции фреймов [1,2]. В общем случае она может быть записана в виде:

FR{< Ri, Сіі.Сі2_.Сі„. >, < R2, С21, С 22, ...С 2 >,..., < R„ , Сн,..., Скш >} ,

(1)

где FR - имя фрейма;

совокупность <Ri,Qb.. ,,Cij,.. ,,Cim> - описание i-го слота фрейма;

Ri - имя i-го слота, Cij - j-ое значение i-го слота.

На основании фрейма (1), может быть реализована модель программного сценария в терминах <объекты>, <условия>, <действия>, <результаты>. Фрейм выступает в виде универсального каркаса или типовой оболочки, в которую могут добавляться функциональные модули-слоты для решения конкретных задач управления информационными ресурсами.

Каждый слот фрейма связан с конкретным объектом информационного

пространства и выполняет с ним заданное действие. Математическое

описание слота имеет вид:

Slot = (ü,D,dom,ri, 0, Q), (2)

где U - множество имен атрибутов, D - множество доменов, dom -отображение ü ^ D , 0 - множество, определяющее начальные условия и признаки выполнения действий в структуре задания, Q - множество

операций, при этом Q = {Q1, Q 2, Q3}, где Q1 - операции над слотами-кортежами, Q2 - операции над состояниями кортежей, Q3 - операции над значениями типовых атрибутов. При этом Q3 = {Q31, Q32}, где Q31 - операции

над данными одного типа, Q32 - межтиповые операции, ri - модель-кортеж i-го задания автономного сценария.

Кортеж ri в модели (2) может быть представлен в виде:

Г ={{R},, Q ,V}, (3)

где (4- множество состояний кортежа ri , Vt - множество ограничений целостности, Q; с Q - множество операций, заданных на

С учетом (2) и (3) логическую модель автономного сценария можно рассматривать как двумерный объект, имеющий реляционную структуру, слоты-кортежи которой описаны с помощью типового набора атрибутов {< OBG >, < CON >, < ACT >, < FLAG >} [3,4]:

Slot < [OBG],[CON],[ACT],[FLAG] > (4)

Где в качестве базовых представлены следующие типы:

OBG (оЬ|еС;-объект)={база данных, файл, папка, сценарий, том, диск};

АСТ(асйоп-действие)={записать, копировать, читать, удалить, искать, наблюдать, защищать, ссылаться, выполнять};

СОК(сопёШоп-условие)={ЕСЛИ <условие> ТО <предикат> };

FLAG(признак выполнения задания)={0; 1}.

Слот также может иметь ключевой атрибут - идентификатор ID (index-индекс) и атрибут PRI (priority - приоритет), значение которого определяется пользователем и используется для взаимодействия сценариев.

Модель слота автономного сценария показана на рис.1.

Рис.1. - Модель слота автономного сценария

Состояния-кортежи {r }у могут быть представлены, например, в виде

реляционной таблицы, атрибутами которой

{ID, PRI, OBG, CON, ACT, FLAG}.

являются

2 Классификация автономных сценариев на основе фреймовой структуры

Так как во многих реальных ситуациях автономные сценарии должны решать возложенные на них задачи в условиях априорной неопределенности, то достижение ими заданной цели возможно лишь на основе применения адаптивного подхода. Суть такого подхода состоит в использовании текущей информации, получаемой в результате выбора конкретных

действий, для обоснования выполнения последующих действий. В задачах

адаптивного выбора вариантов такой текущей информацией являются значения потерь, получаемые в результате выбора конкретных вариантов. Это позволяет компенсировать недостаток информации и реализовать оптимальную на классе систем стратегию управления [5].

Рассмотрим общую постановку задачи адаптивного выбора вариантов, представленную на рисунке 2.

Смысл подхода состоит в следующем - в каждый из последовательных моментов времени 1п (п = 1; N) необходимо выбирать вариант уп из конечного множества возможных вариантов V.

* п - п

Объект

1 . упраВЛСНИЯ

1

Л п+1 Тп(\ со)

Рис.2. - Схема адаптивного выбора вариантов

Потери системы £, п представляют собой функцию элементарного исхода ю (имеет бинарные значения «штраф» и «отсутствие штрафа») и зависят от выбранного варианта уп, а также, возможно, от состояния системы. Реализуемая при этом последовательность вариантов (уп) должна быть такой, чтобы достигалась заданная цель, формулируемая в терминах предельных значений текущих средних потерь.

Выбор очередного варианта уп+1 производится на основе полученной к данному моменту времени совокупности потерь ^1,£,2,...,£,п, которая соответствует реализованной последовательности вариантов у1,у2,...,уп. Это означает, что уп+1 является функцией от уъ у2,..., уп, ^1, £, 2,..., £, п и, возможно, от момента времени гп(п = ш) и элементарного исхода ю. Эту функцию Тп назовем правилом выбора варианта уп+1:

^п+1 = тп(^^...,к;^l,^2,...,^п;ю), п =1;N , (5)

где £, п в зависимости от задачи - либо скаляр, либо вектор.

Функция Тп может быть как детерминированной, так и случайной (рандомизированной). Последовательность {^} правил выбора определяет

стратегию выбора вариантов или стратегию управления информационным пространством [6,7].

Неопределенность исхода приводит к необходимости использовать более сложные рандомизированные стратегии. Большинство из них реализуют рандомизированные правила выбора следующего вида:

Pn+l = Rn(vl,v2,...,vn;Pl,P2,...,Pn; \ 2 ^.^ \ пХ п=!; я, (6)

где Rn - вектор-функция,

рп - вектор условных вероятностей выбора вариантов у(1),у(2),...,у(п) в момент времени 1:п.

Выбору очередного варианта vn+1 предшествует вычисление в соответствии с (6), вектора рп+1. Вариант vn+1 представляет собой случайную дискретную величину, принимающую значения v(1), v(2),..., v(N) с условными вероятностями рп+1(1),рп+1(2),...,рп+1(N) при фиксированной

предыстории (>1^2,...^п; £ 2 ,..., £ п).

Рандомизированные правила выбора (7) включают и так называемые марковские правила, которые можно описать как:

Рп+1 = ОпО^Р^£n), п = !А... (7)

Рандомизированные стратегии, определяемые последовательностью правил вида (7) относятся к классу рекуррентных алгоритмов адаптивного выбора вариантов. Эти алгоритмы достаточно просто реализуются, поскольку они на каждом шаге п используют минимальную информацию о предыстории процесса.

Применение рандомизированных стратегий позволит решать широкий класс задач адаптивного выбора вариантов, включая задачи с небинарными и с неограниченными потерями £, п, более того, единообразно формировать алгоритм адаптивного выбора вариантов для всех рассматриваемых задач.

В условиях полной информации о системе оптимальная стратегия всегда принадлежит классу детерминированных стратегий:

Vn+1 = Тп^Х п = 1; N. (8)

С помощью детерминированных стратегий может быть решено большинство задач УИР, возникающих в распределенных информационных системах.

Более простая реализация детерминированных стратегий возможна с помощью детерминированных конечных автоматов [8], которые в основном ориентированы на задачи с бинарными потерями, хотя могут применяться и в других случаях. Кроме того, для них характерно обеспечение приемлемого поведения, близость которого к оптимальному возрастает с увеличением глубины памяти автомата. Однако это влечет за собой уменьшение скорости достижения цели и увеличивает сложность, а именно число состояний, соответствующего автомата. Это же свойственно и стохастическим автоматам с постоянной структурой [9], которые реализуют рандомизированные стратегии выбора. Сложным рандомизированным стратегиям (6) и (7) в теории поведения автоматов соответствуют стохастические автоматы с переменной структурой.

Анализ наиболее распространенных стратегий адаптивного выбора вариантов позволил сформировать общий подход к созданию модели поведения автономного сценария в информационном пространстве с использованием конечных автоматов [9]. В соответствии с этим была предложена классификация автономных сценариев на основе фреймовой структуры. Для каждого класса используется бинарная функция потерь и определены стратегия поведения, условия функционирования и тип конечного автомата (см. табл.1).

Таблица № 1

Классы автономных сценариев

Характеристик а Классы автономных сценариев

Класс А Класс В Класс С

Наличие информации о состоянии системы полная информация априорная неопределенность априорная неопределенность

Функция потерь *п = {1,0} бинарная *п = {1,0} бинарная *п = {1,0} бинарная

Стратегия поведения Уп+1 = Тп (ю) Уп+1 = Тп О^..^ Уп ;^ ..., £п ;ю) р , = Я (V ,■■■, V ; п + 1 и 1 п рг-, рп ^1-*п)

Модель поведения автоматная модель поведения типа «автомат-строка» автоматная модель поведения автоматная модель поведения

Тип автомата детерминированный, стохастический с детерминированный, стохастическиий с детерминированный, стохастическиий с

постоянной структурой переменной структурой переменной структурой

Тип сценария рефлексивный, автономный автономный интеллектуальный

Исследование выделенных классов позволяет формализовать их поведение в терминах теории конечных автоматов.

3 Модель поведения автономного сценария в терминах теории конечных автоматов

Конечный автомат рассматривается как некоторый объект [7 - 9], способный в каждый момент времени г = 1,2,...,К воспринимать конечное число сигналов £ е (^,s2,...sN) и изменять в зависимости от них свое внутреннее состояние. Автомат может производить конечное число действий / е (/1,/2,...,/п), выбор действия определяется внутренним состоянием автомата. Автомат имеет конечное число т внутренних состояний (ре (р1,р2,...,рт), которое называется емкостью памяти автомата.

Предполагается, что автомат находится в некоторой среде и что действия Г автомата вызывают ответные реакции б среды Е. Эти реакции, в свою очередь, являются для автомата входными сигналами, которые он использует для принятия решения о дальнейших действиях (рис. 3).

______________ /(О ______________

Объект ►

Внешняя среза

чКО 3(0 Е

Рис.3 - Схема взаимодействия объекта с внешней средой Рассмотрим простейший случай, когда все возможные реакции среды е (s1,s2,...sN) воспринимаются автоматом как относящиеся к одному из

двух классов - классу благоприятных реакций (выигрыш, £ = 0) и классу реакций неблагоприятных (проигрыш, £ = 1). Внутри каждого из этих классов реакции среды являются для автоматов неразличимыми. Целесообразность поведения автомата в некоторой среде заключается в увеличении числа благоприятных реакций и уменьшении числа реакций неблагоприятных.

Ограничим наше исследование рассмотрением детерминированных и стохастических автоматов.

Автомат задается уравнением / (г) = ^ (р(г)), показывающим зависимость действия ^) автомата в момент времени г от его состояния

р(г), и стохастической матрицей а у.(£),/,] = 1,2,...,т . При этом а ц(£) равно вероятности перехода состояния р(г) = р в состояние р(г +1) = р] под воздействием входа s(t +1). Для детерминированных автоматов матрицы а ц (£) состоят из нулей и единиц. Так как рассматриваются автоматы, воспринимающие лишь два сигнала £ = 0 и £ = 1, то достаточно задать две такие матрицы а ^ (0) и а ^ (1) . Таким образом, детерминированный автомат U может быть задан каноническими уравнениями:

р(г +1) = ф(р(г х£(г + (9)

/ (г) = ^ (р)). (10)

Уравнение (10) описывает зависимость действий автомата от его состояний, а уравнение (9) - изменения его состояний под воздействием

входной переменной £(г). Каждая строка матрицы состояний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

детерминированного автомата при любом фиксированном значении б содержит один элемент, равный 1, а остальные элементы равны 0. Смена состояний детерминированного автомата осуществляются в соответствии с правилом: если в момент t автомат находится в состоянии р, то в момент г +1 он перейдет в такое состояние р], для которого а ^ (£(г +1)) = 1.

Стохастический автомат также имеет конечное число состояний ре (р1,р2,...,рт) и конечное число действий / е (/1,/2,...,/п). Действия стохастического автомата однозначно определяются его состоянием: /(г) = ^(р(г)), а матрицы состояний а1} (£) , £ е {0, 1} являются

стохастическими. При этом а^(Б) имеет смысл вероятности перехода из /-го

состояния в ]-е при заданном значении входной переменной б . Пусть в момент г автомат находится в состоянии р, / = 1,2,...т, которому

соответствует действие /а = ^(р). Тогда вероятность р г] перехода автомата из состояния р в состояние р] определяется формулой:

Р] = Раа] (1) + Чаа] (0Х и ] = 1,2,..., т . (11)

Очевидно, что матрица Р = р„ является стохастической.

С учетом общей модели поведения конечного автомата (10) и модели слота (2) и (3) представим автономный сценарий в терминах модели конечного автомата, тогда n слотов r соответствуют n типам действий f:

Г ={}, Qi,V} - f (i = 1 n) (12)

Каждый слот ri по аналогии с автоматом для i-го действия обладает конечным числом внутренних состояний {R}ij :

Ц ( i =1, n;j 1 m) (13)

где n - количество слотов-заданий, m - количество состояний i-го кортежа-задания.

Тогда логическая модель автономного сценария примет вид, представленный на рис.4.

При выполнении условия, заданного форматом атрибута [CON], для объекта [OBG] выполняется встроенная процедура [PROC] или действие, определенное спецификацией [ACT]. На каждое действие среда отвечает сигналом s(t), значение которого {1,0} отображается в поле [FLAG]. Накопленные в течение определенного периода результаты выполнения заданий, сформулированных в слотах-кортежах, могут быть использованы для моделирования адаптивного поведения сценариев. Ориентация на реакцию среды, в которой функционирует автономный сценарий, позволяет ему достичь поставленной цели. Конфликтные ситуации между сценариями разрешаются на основе приоритетов, заданных в поле [PRI].

Рис.4. - Двумерная логическая модель автономного сценария Таким образом, модель автономного сценария представляет собой сложную логическую структуру и как обязательный атрибут должна

содержать имя фрейма-сценария, который включает слоты-задания г (г = 1, п) (см. рис. 5).

Имя автономного сценария

111 PRI ОБ G СОХ АСТ РЕ. ОС: FLAG

111 PRI GBG сох АСТ РКОС FLAG

і « і >

ГО PRI ОБ G сох АСТ РИОС FLAG

Рис.5. - Структура фрейма автономного сценария

Поведение автономного сценария определяется матрицей переходов, которая имеет вид:

ri Г2 rn

ki к 2 kn

Алгоритм автономного сценария состоит в следующем: задание, сформулированное в первом слоте-кортеже, выполняется к раз, после чего управление передается на второй слот-кортеж. Задача считается полностью выполненной тогда, когда действие гп слота-кортежа выполнится кп раз.

В качестве примера рассмотрим автономный сценарий класса А, состоящий из одного слота и имеющий три состояния [10]. Сценарий активируется при наступлении конкретной даты (21 сентября 2011 года) и времени (17.00 часов системного времени) и копирует содержимое папки ё:\агЫу\### на диск е:\ в одноименную папку (см.рис.6). Сценарий трижды выполняется в системе 21, 22 и 23 сентября. Результаты копирования заносятся либо в соответствующую таблицу БД, либо в текстовый файл (журнал).

OB G: Dt\irhirW# CON: Date Tinie=l 7:00 ACT: Сору frnnilh arhn , taEiarhn FLAG:

D:'arhiv = 21.09.11 I7fl0 Copyfrom D:'arhivto E:\arhiv 1

D:'arhiv = 22.09.11 17Л0 Copyfrom DzWhtvto E:\aihiv 1

D:'arhiv = 23.09.11 17:00 Copyfrom D:\arhivto E:\arhiv 1

Рис.6.- Структура автономного сценария класса А Если несколько изменить задание этого сценария, то есть не указать дату, а количество состояний задать равным 1, то копирование папки будет производиться ежедневно в 17.00 часов.

Выводы

Одним из перспективных направлений автоматизации процесса управления информационными ресурсами вычислительной системы является технология автономных сценариев, обеспечивающая решение широкого класса задач, таких как интеграция гетерогенных информационных структур и распределенных баз данных, мониторинг и автономный аудит информационных ресурсов. В статье предложена логическая модель автономных сценариев на основе фреймов, позволяющая формализовать как детерминированные, так и стохастические сценарии.

Для моделирования поведения автономных сценариев при взаимодействии с информационной средой предложено использовать аппарат конечных автоматов, позволяющий описать широкий спектр алгоритмов поведения, в том числе адаптивные и интеллектуальные. Разработанные модели повышают эффективность проектирования и сопровождения систем управления информационными ресурсами, являются основой для создания инструментального программного средства автоматизированного генерирования автономных сценариев.

Список литературы:

1. Minsky, Marvin. A framework for representing knowledge. [Electronic resource] // MIT AI Laboratory Memo 306. June, 1974. -. Режим доступа: http://web.media.mit.edu/~minsky/papers/Frames/frames.html (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. англ.

2. Chaib-draa, B., Moulin, B., Mandiau, R. & Millot, P. Chapter 1 - Trends in Distributed Artificial Intelligence, Foundations of Distributed Artificial Intelligence [Text] // G. M. P. O'Hare and N. R. Jennings (eds.), John Wiley & Sonsmc, 1996. - p. 3-55.

3. Аксенов К. А. Коалиционная модель мультиагентного процесса преобразования ресурсов [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 (часть 2). - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/issue/106 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Филатов В. А. Модель поведения автономного агента на основе

теории автоматов [Текст] // Вестник Херсонского государственного технического университета.- Херсон: ХГТУ, 2004. - № 1 (19) - с.108 - 111.

5. Трахтенброт Б.А., Барздинь Я.М. Конечные автоматы (поведение и синтез) [Текст] // Борис Трахтенброт, Ян Барздинь - М.: Мир, 1970. - с.400

6. Кудрявцев В.Б., Введение в теорию автоматов [Текст] // В.Б. Кудрявцев, С.В. Алешин, А.С. Подколзин - М.: Наука, 1985. - с.319

7. Назин А.В., Позняк А.С. Адаптивный выбор вариантов: рекуррентные алгоритмы [Текст] //А.В. Назин, С.В. Алешин - М.: Наука, Глав. ред. физико-математической лит-ры, 1986. - с.288, ил., 21 см.

8. Цетлин М. Л. Исследования по теории автоматов и моделированию биологических систем [Текст] // М.Л. Цетлин - М.: "Наука", 1969 - с.316

9. Филатов В.А., Козырь О.Ф. Мультиагентный подход к идентификации пользователей в системе дистанционного образования [Текст] // Сборник трудов региональной научной конференции,- Старый Оскол ООО "ТНТ", 2005. - т.1- с. 284-290.

10. Ананьев А.С., Бутенко Д.В., Попов К.В. Интеллектуальные технологии проектирования информационных систем. Методика проектирования программных продуктов в условиях наличия прототипа [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №2. - Режим доступа: http://iydon.ru/magazine/issue/103 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.