Научная статья на тему 'Модель портфеля стратегического развития экономических систем'

Модель портфеля стратегического развития экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические системы / портфель проектов стратегического развития / портфельное управление / модель портфеля стратегий развития / финансовый план-бюджет портфеля / economic systems / portfolio of projects of strategic development / portfolio management / model of a portfolio of strategy of development / financial plan budget of a portfolio

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мошкова Татьяна Александровна

Рассматриваются проблемы формирования процессов стратегического развития с помощью инструментария портфельного управления на базе категории портфель проектов стратегического развития. Такой стратегический портфель позволяет сформировать полный набор альтернативных стратегий роста по функциональным направлениям развития. Каждая стратегическая альтернатива ориентирована на наиболее вероятные параметры факторов внешней среды. Каждая стратегическая альтернатива формируется на базе соотвествующей цепочке проектов из портфеля стратегического развития. Сформированы требования к проектам и взаимодействиям между ними. Дана обобщенная модель портфеля стратегическолго развития и определены параметры модели, их взаимосвязи, структура финансового плана-бюджета и условия формирвоания рационального бюджета. Такой стратегический портфель отражает вектор стратегического развития ЭС на перспективу с учетом возможной динамики внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PORTFOLIO OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS

Problems of formation of processes of strategic development by means of tools of portfolio management on the basis of category a portfolio of projects of strategic development are considered. Such strategic portfolio allows to create a full set of alternative strategy of growth in the functional directions of development. Each strategic alternative is focused on the most probable parameters of factors of environment. Tothe azhdy strategic alternative is formed on the basis of corresponding to a chain of projects from a portfolio of strategic development. Requirements to projects and interactions between them are created. The generalized portfolio model стратегическолго developments is given and parameters of model, their interrelation, structure of the financial plan budget and a condition of a formirvoaniye of the rational budget are determined. Such strategic portfolio reflects a vector of strategic development of ES on prospect taking into account possible dynamics of environment.

Текст научной работы на тему «Модель портфеля стратегического развития экономических систем»

2. Алексеев В.А. и др. Инновационная стратегия - путь к экономическому росту общества / Вестник Волжского филиала МАДИ, вып. 1. -Чебоксары, 2005. -С. 114

3.Клод Менар. Экономика организации. —М.: Инфра-М, 1996.

4. Алексеев В.А. Анализ политических процессов в России и ее регионах. -Чебоксары, «Новое время», 2010. —432 с.

5. Алексеев В. А. К теоретическим вопросам управления динамикой больших систем. Вестник Волжского филиала МАДИ, вып. 2. -Чебоксары, 2007.

УДК 338.2

Мошкова Татьяна Александровна,

канд. экон. наук, доцент, доцент

МОДЕЛЬ ПОРТФЕЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования процессов стратегического развития с помощью инструментария портфельного управления на базе категории портфель проектов стратегического развития. Такой стратегический портфель позволяет сформировать полный набор альтернативных стратегий роста по функциональным направлениям развития. Каждая стратегическая альтернатива ориентирована на наиболее вероятные параметры факторов внешней среды.

Каждая стратегическая альтернатива формируется на базе соотвествующей цепочке проектов из портфеля стратегического развития. Сформированы требования к проектам и взаимодействиям между ними.

Дана обобщенная модель портфеля стратегическолго развития и определены параметры модели, их взаимосвязи, структура финансового плана-бюджета и условия формирвоания рационального бюджета. Такой стратегический портфель отражает вектор стратегического развития ЭС на перспективу с учетом возможной динамики внешней среды.

Ключевые слова: экономические системы; портфель проектов стратегического развития, портфельное управление; модель портфеля стратегий развития, финансовый план-бюджет портфеля.

Tatyana A. Moshkova, Cand. Econ. Science, associate professor, docent

MODEL OF THE PORTFOLIO OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF

ECONOMIC SYSTEMS

Samara National Research University, Department of Finance and credit, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russia.

E-mail: mo shkova.tatyana@gmail .com

Abstract. Problems of formation of processes of strategic development by means of tools of portfolio management on the basis of category a portfolio of projects of strategic development are considered. Such strategic portfolio allows to create a full set of alternative strategy of growth in the functional directions of development. Each strategic alternative is focused on the most probable parameters of factors of environment.

Tothe azhdy strategic alternative is formed on the basis of corresponding to a chain of projects from a portfolio of strategic development. Requirements to projects and interactions between them are created.

The generalized portfolio model стратегическолго developments is given and parameters of model, their interrelation, structure of the financial plan budget and a condition of a formirvoaniye of the rational budget are determined. Such strategic portfolio reflects a vector of strategic development of ES on prospect taking into account possible dynamics of environment.

Keywords: economic systems; portfolio of projects of strategic development, portfolio management; model of a portfolio of strategy of development, financial plan budget of a portfolio.

Введение

Тренды современного экономического развития требуют более и эффективного использования всех стратегического факторов роста. Именно сбалансированный и устойчивый рост инфраструктурных экономических систем (ЭС) является наиболее рациональным по ресурсозатратам, времени и обеспечению устойчивого типа развития. Однако, это требует учета множества условий и ограничений как во внутренней, так и во внешней среде, для получения результативных, темпорально обоснованных, синхронизированных и сбалансированных показателей всех участников экономической деятельности в структуре ЭС [1, 5].

В этом случае, политика и стратегия управления развитием таких ЭС должна отражать множество параметров и характеристик системной деятельности ЭС. Существующими инструментами формирования функциональных стратегий решить задачу устойчивого развития сложных ЭС, состоящих из множества агентов, эффективно невозможно.

1. Портфель проектов стратегического развития

Для проектирования политики развития инфраструктурных ЭС требуются новые инструменты стратегического развития, позволяющие обеспечивать согласованность агентов системы по ресурсам развития, интересам, синхронизировать операционную деятельность, прогнозировать риски развития и эффективность достижения системных результатов. В качестве такого инструмента можно использовать концепцию портфельного управления [3, 4, 9, 10], где модели управления портфелем, по критерию «объект управления», группируются на следующие виды: управление целевой программой; управление программой, являющейся частью бизнес-цикла или бизнес-процесса; управление порт-

фелем независимых проектов; управление портфелем зависимых проектов.

В документах РМВОК®Ошёе [10] понятие портфеля проектов и методология управления проектами определяется в виде набора проектов для более эффективного управления. Существует и национальный стандарт РФ, где обосновываются основные требования к управлению проектом и портфелем проектов от инициации до завершения [9].

Преимуществами портфельного управления являются:

- синергия проектного управления,

- снижение издержек в процессе управления развитием,

- улучшение качества процесса управления развитием,

- согласованность управления в ресурсах, интересах агентов и системы, проектной результативности, темпорального соответствия.

Мы предлагаем дополнить данную классификацию стратегическими проектами развития, где объектами портфеля будут являться либо проекты стратегического развития, либо цепочки взаимодействующих проектов по стратегическим направлениям, характеризующих стратегические альтернативы развития ЭС, которые будут ориентированы на различные варианты динамики внешней среды и возможности системных агентов (участников ЭС), реализующих операционные части таких проектов [7, 8].

Такой портфель будем называть портфелем стратегических проектов развития и он должен обеспечивать следующие базовые направления развития ЭС:

- инновационное и технологическое развитие;

- привлечение инвестиций для финансирования стратегических проектов развития;

- разработка согласованных бюджетов отдельных проектов, цепочек взаимосвязанных проектов, и портфеля в целом;

- бюджетное обеспечение темпорального роста приоритетных направлений деятельности;

- развитие сбалансированной инфраструктуры ЭС.

Тем самым, при формировании такого стратегического портфеля необходимо определить стратегические альтернативы развития (варианты стратегии развития), для каждого варианта сформировать цепочку стратегических проектов, определить их бюджет и инструменты реализации.

2. Дефиниция параметров и типологии портфеля

Сформируем следующие определения.

Определение 1. Под портфелем стратегического развития (ПСР) ЭС будем понимать систему альтернативных стратегий экономи-

ческого развития ЭС, представляющих собой комплекс взаимосвязанных стратегических проектов функционального или агентского роста. При этом, портфель, как инструмент развития, должен обеспечивать баланс проектов одного варианта по: целям, ресурсам, этапам жизненного цикла агентов ЭС, и задавать достижение стратегической цели развития всей ЭС с учетом интересов системных агентов.

Определение 2. Модель портфеля стратегического развития можно отразить в виде матрицы проектов, разбитой по альтернативам стратегий развития, в рамках каждой альтернативы, проекты сконцентрированы по следующим критериям: вариативные направления стратегического развития; цели развития, выраженные в темпоральных результативных показателях; агенты ЭС, задействованные в проектах данного варианта стратегии развития; уровень потенциала и рисков развития по каждому агенту и направлению; суммарный уровень потенциала развития ЭС в целом.

Такие проекты должны гарантировать приоритетные направления развития, генерацию доходов и обеспечение роста компании в долгосрочной перспективе. А портфель проектов в целом, должен определять оптимальное соотношение преимуществ и рисков развития.

Определение 3. Под стратегией экономического развития будем понимать целенаправленные изменения в ЭС, представленные в проектах отдельного вариативного направления стратегического развития.

В литературе обычно выделяют несколько видов проектных инструментов стратегического воздействия (изменений ЭС): работы (операции) и пакеты работ (комплексы операций); проект (для достижения текущих целей); цепочка проектов (мультипроекты) - несколько независимых проектов, объединенных общими ресурсами (финансовыми и материальными)» [3, 9, 10].

В работе [3] выделяют: - сеть проектов; программы (комплекс мероприятий, увязанных технологически и ресурсно); портфели проектов.

3. Модель стратегического портфеля развития

Обобщенная модель портфеля стратегических проектов развития может быть представлена в виде некоторого портфеля в, который применяется для достижения системных целей ^ стратегического развития. В структуре портфеля О имеется п проектов Р, {Р1,Р2,...Рп}, каждый из которых может входить в один или несколько цепочки проектов, ориентированных на формирование альтернативных стратегий развития.

Такой комплекс цепочек проектов можно определить как сеть стратегических проектов, каждая цепочка которой формирует альтернативные функциональные стратегии развития {Б}. Комплекс всех проектов такой сети и образует структуру портфеля, характеризующих обоб-

щенную стратегию Б развития ЭС в целом за некоторый период I Обобщенная стратегия Б0, таким образом состоит из совокупности альтернативных стратегий развития (Б1, Б2,..., Бт), каждая из которых образует вектор функциональных стратегий, а каждая функциональная стратегия Б' состоит из множества взаимосвязанных проектов стратегических развития, т.е

Б = ('

Важным компонентом портфеля являются финансово-инвестиционные параметры как отдельных проектов, так и их совокупностей.

Сформулируем следующие определения:

- пусть Ьу - затраты на реализацию у'-го проекта, Р,

- пусть с, - затраты на достижение ¿-ой цели у'-ой альтернативной стратегии портфеля О.

Определение 4. Портфель О проектов, будем называть стратегическим, если для любой стратегической цели ¥т можно построить систему альтернативных стратегий развития, ориентированных на различные структуры внешней среды на период t.

Функциональные стратегии по каждой стратегической альтернативе представляют собой вектор функциональных стратегий, взаимосвязанных друг с другом темпоральными зависимостями (Т) и строятся на базе учета целевых факторов (Г), потенциала развития по каждой стратегии (РО), стратегических целей {С} и может быть представлена соотношением

{С} ^ Б0 с {Г, (РА),Г}.

Так как структура портфеля может быть разной, то и методы формирования и управления портфелем тоже могут быть разными. Наиболее сложным является портфель альтернативных стратегий развития в виде зависимых проектов развития, образующих сети проектов. В таких портфельных структурах существует множество сложных проблем, связанных с формированием и реализацией сети проектов. Принципы управления такими портфелями с сетевой структурой должны удовлетворять следующим условиям:

- цепочка связанных проектов задает один из альтернативных вариантов стратегии развития, предусмотренных ключевыми факторами внешней среды и целевыми функциями роста;

- стратегическая цепочка проектов развития представляет собой альтернативный вариант стратегии развития, и характеризуется как стратегическая альтернатива;

- эффективная реализация стратегической альтернативы требуется согласованности в целях, интересах, операционной деятельности корпо-

ративных агентов по критериям: потенциал развития (ресурсы развития), цели участников, реализующих проекты стратегической цепочки, результативность управления цепочками проектов развития, эффективность достижения стратегических целей данной цепочкой, уровень формируемых конкурентных преимуществ участников.

Важным критерием выбора проектов стратегических альтернатив развития, является целесообразность и эффективность реализации как отдельных проектов, так и всего портфеля в целом, причем по всем критериям одновременно. При этом, методы портфельного управления должны учитывать следующие особенности: структурную сложность портфеля, многокритериальность оценки портфеля, ресурсы нескольких видов и их возможные ограничения, возможности реинвестиции последующих сетевых проектов, возможности генерации риска и синергии при реализации портфеля, результативность каждого проекта и стратегии развития в целом.

4. Финансовый план-бюджет портфеля

Важным элементом портфеля стратегического развития является финансово-инвестиционный план и бюджет по отдельным проектам, альтернативным стратегиям и портфеля в целом [2]. На характеристики план-бюджета будут влиять следующие элементы: цели развития по каждой стратегической альтернативе, уровень потенциала развития по каждому агенту и всей системы в целом, проектная структура каждой альтернативы, матрица распределения операционных работ по проектам и агентам ЭС, матрица рисков, план проектных инвестиций и уровня получаемого эффекта, матрица проектной ответственности за реализацию альтернативных стратегий [6].

Если все эти характеристики, представленные в количественном виде удовлетворяют темпоральным условиям и условиям сбалансированности по цепочкам проектов и альтернативным стратегиям, и также задает согласованный вектор развития на период развития Т, то такой портфель можно определить как сбалансированный портфель стратегического развития.

Если же альтернативные стратегии ориентированы на различные стратегические цели развития, и задают целевую результативную сеть в виде взаимосвязанных компонент дерева целей, то такой портфель стратегического развития можно определить как сетевой портфель.

Тогда модель сетевого портфеля стратегического развития, содержащего отдельные функциональные цепочки стратегических проектов развития, может быть описана следующим образом.

Пусть, для сетевого портфеля, имеющего несколько стратегических целей развития с с {с1, с2,..., достигаемых в пределах некоторого периода времени т одновременно, сформированы цепочки проектов

развития т ={т1, т2,..., тё}, система которых образует портфель ), /с т с {' ^ {с}.

При этом предполагаем возможность, что отдельную целевую функцию с], можно достигнуть одной или несколькими цепочками проектов развития, т.е.

(т, ^ су) П [(т1, т2,..., тк) ^ с,].

В общем случае будем считать, что целевые функции развития (су) могут быть достижимы через реализацию комплекса функциональных стратегий {8]}, развивающих приоритетные направления стратегического развития эс, количество которых к с {кьк2,...Ди,}. Причем каждая стратегия формируется из одной или нескольких цепочек проектов развития, ((т1, т2,...,тк)^[8]])^с с учетом существующего размера экономического потенциала развития рё] по каждому у-му проекту.

Выводы

Эффективное использование стратегических факторов развития сложноструктурированных экономических систем невозможно без системного обеспечения процесса управления развитием. Важным инструментом развития таких систем является концепция портфеля проектов стратегического развития, позволяющая обеспечивать устойчивый и эффективный процесса функционального роста экономической системы.

Структура самой системы должна удовлетворять требованиям и задачам управления развитием и учитывать ряд особенностей, отражающих баланс ресурсов и интересов системных агентов, типологию портфеля и методы портфельного бюджетирования.

Сформулирована модель портфеля проектов стратегического развития, который вектор развития ЭС и представляет собой совокупность альтернативных стратегий развития по разным целевым функциям. Каждая стратегическая альтернатива ориентирована на возможные наиболее вероятные прогнозируемые значения внешней среды. Такая структура может задавать портфель сбалансированного или сетевого вида.

Определены параметры модели стратегического портфеля, выделена структура цепочки проектов для формирования наиболее эффективного сетевого портфеля стратегического развития, определены характеристики финансового обеспечения отдельных проектов, цепочек проектов и сетевого портфеля в целом.

Список литературы

1. Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А. Моделирование процессов развития в сложноорганизованных экономических системах / Проблемы современной экономики, №4 (56). 2015.

2. Афоничкин А.И., Андреева А.А. Бюджетирование как инструмент стратегического развития интегрированных экономических систем // Вестник Волжского

университета им. В.Н. Татищева. Серия «Экономика». Выпуск 20. - Тольятти: ВУиТ, 2010. - С. 8-16.

3. Бурков В.Н., Квон О.Ф., Цитович Л.А. Модели и методы мультипроектного управления. М.: ИПУ РАН, 1998. - 62 с.

4. Васильев П.В., Афоничкина Е.А., Управление портфелем развития интегрированных экономических систем / Монография. Изд-во ВУиТ, Тольятти, 2009. с.408.

5. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. - М.: Юрайт. - 2014. - 618 с.

6. Лапенков В.И. Основы бюджетирования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteam.ru.

7. Мошкова Т. А. Портфель динамических стратегий инвестиционного развития сложных корпоративных систем // Фундаментальные исследования. - 2019. - № 3. - С. 64-72; URL: http ://fundamental-research. ru/ru/article/ view?id=42427

8. Мошкова Т.А Дискретная математическая модель инвестиционного.проекта / Т.А. Мошкова, О.В. Павлов // Проблемы экономики современных промышленных комплексов: сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции. - СГАУ. - Самара: 2006. - С. 81-83.

9. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р54870—2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов. - Москва. Стандартинформ. 2011. С.13 Дата введения - 2012 - 09 - 01.

10. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® guide) / Third Edition. The American National Standard. ANSI / PMI 99-001-2004.

УДК 005 (65.01)

Бадулин Николай Александрович, ORCID: 0000-0003-2161-7141. Ведущий блока тематических дискуссий, курс МВА МФТИ - МГУ: «Бизнес и государство: управление технологическим развитием»,

канд. техн. наук, доцент

ORCID: 0000-0003-2161-7141

АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«УЛИТКА ИННОВАЦИЙ»

Россия, Московская обл., г.Одинцово, директор ООО Инновационная Управляющая Компания «ФиБр»; директор ООО Инвестиционно-финансовая компания «Самотлор-Инвест», E-mail: [email protected], Facebook: https://www.facebook.com/badulin.nikolay

Аннотация. 3-я энергетическая и 4-я промышленная революции (J. Rifkin и K. Schwab), 7-й технологический уклад (С.Ю. Глазьев). Spiral Dynamics (C. Graves, D. Beck), Triple Helix (H. Etskowitz) и Жизненный цикл корпораций (I. Adizes). Ноосфера (В.И. Вернадский) и Устойчивое инновационное развитие (IUCN).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.