Научная статья на тему 'Модель подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода'

Модель подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалханова Лалита Асламбековна

Описана модель подготовки студентов, обучающихся на факультете музыкального образования педагогического института, построенная на основе личностно-ориентированного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода»

106

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

УДК 378

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

© гою Джамалханова Л.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Описана модель подготовки студентов, обучающихся на факультете музыкального образования педагогического института, построенная на основе личностно-ориентированного подхода.

The author of the article describes the training model of students of the faculty of Musical Education of the Pedagogical Institute from the positions of the personal-oriented approach.

Ключевые слова: музыкальное образование, модель, моделирование, личностно-ориентированный подход.

Keywords: music education, model, modeling, personal-oriented approach.

Моделирование, являясь универсальным методом познания, широко используется в современных исследованиях, поскольку позволяет изучать и глубже понимать процессы и явления окружающей действительности, вычленять составные части предмета и возникающие между ними взаимосвязи и взаимоотношения.

Наиболее полно метод моделирования описан в работах таких отечественных ученых, как Ю. К. Бабанский, Б. Г. Глинский, В. С. Грязнов, В. С. Дынин, В. И. Журавлев, В. В. Кра-евский, Е. П. Никитин, В. А. Штоф и другие [4, 9].

Модель в широком понимании обозначает образ (в том числе условный или мысленный - изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя» [2].

Модель является идеальным отражением реальных процессов, протекающих в системе педагогического образования, раскрывает в обобщенном виде направленность ее развития, структуру и содержание обучения, а моделирование выступает способом познания законов и закономерностей функционирования системы подготовки будущего специалиста. При этом моделирование предполагает создание системы элементов, воспроизводящих различные стороны, связи, функции, условия функционирования, в данном случае музыкально-педагогического процесса [3].

По мнению В. Г. Афанасьева, в качестве требований, предъявляемых к любой модели, выступают соответствие, подобие системе-оригиналу, целенаправленность, отсутствие субъективизма [3].

На основе принципов моделирования нами разработана модель и технология подготовки учителя му-

Психолого-педагогические науки

107

• • •

зыки, основанная на личностно-ориентирован-ном подходе, в которой представлены взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, условия, средства, формы и методы, и которая ориентирована на обеспечение эффективности через решение следующих задач:

- выявление педагогических условий реализации возможностей каждого студента в различных видах музыкальной деятельности;

- диверсификация учебных планов и программ;

- лонгитюдное изучение индивидуально-типологических особенностей студентов;

- организация личностно-ориентированного обучения.

В нашем исследовании педагогические условия понимаются как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих качественную подготовки учителя музыки. Эффективность подготовки будущего учителя музыки на основе личностно-ориентирован-ного подхода предопределяется: влиянием окружающей студента социальной среды; положением студента в системе внутригрупповых отношений; жизненными планами; перспективами студента; материальной базой факультета; уровнем профессиональной подготовки преподавателей; учебнометодическим обеспечением (учебники, научно-методическая литература, структура педагогического взаимодействия преподавателя и студентов и т.д.), уровнем подготовки студента и его ценностных ориентаций и т.д.

Подчеркнем значимость условий личностно-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей функционирование пространственно-пред-метного компонента; соблюдение санитарно-гигиенических норм (тепло, питание, медицинский контроль, просторность, освещенность и т.д.), безопасности, проявляющейся в порядке, стабильности и предсказуемости событий; удовлетворение

социальных потребностей (уважение, признание, общественное одобрение, сплоченность групп, способность оказать поддержку и т.д.).

Следовательно, личностно-

ориенти-рованная образовательная среда характеризуется комплексом возможностей для свободного и активного развития субъекта образовательного процесса, стимулирования максимальной самоотдачи, диалогичностью, предполагающей только субъект-субъектные отношения, равноправное сотрудничество и взаимодействие с целью формирования творческой личности будущего учителя музыки. По мнению Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Т. Б. Конниковой, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского и других, подлинная диалогичность присуща только «гармонизирующему диалогу» и направлена на активность его участников [2, 6, 8].

Отметим, что теоретическим источником большинства концепций «диалога» XX века стали исследования, предпринятые Э. Гуссерлем и его учениками, определившие основания для концепций диалога, предложенных впоследствии многими философами и педагогами.

В современном музыкальном образовании принцип диалогизма основывается, прежде всего, на концептуальных идеях М. М. Бахтина, определяющего феномен диалога через принцип взаимодействия людей и целых культур между собой, соприкосновение которых становится диалогом, способом взаимодействия сознаний. По его мнению, понимание возникает, когда встречаются два сознания, а диалог как основа «искания истины между людьми» позволяет участникам осознать свою сопричастность тому, что дает им этот процесс [5].

Концепция диалога М. Бубера предполагает межсубъектное общение, единение сознаний на метафизическом уровне, где в коммуникации объект предстает как равноправный

108

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

партнер, собеседник, друг. При этом абсолютно равнозначимы «Я» и «Ты», а отношения - есть взаимность [7]. По мнению ученого, искусство близко нашей психологической и биологической сущности, а преподаватель выступает в роли посредника, задача которого научить «объединяющему восприятию, способности одновременно видеть временное и вечное, мирское и священное в одном и том же объекте» [7].

В педагогике музыкального образования диалогичность является сущностной основой, средством и методом, поскольку сама музыка представляет акт одновременно личностного и межличностного общения, где диалог способствует устранению проявлений отчужденности, замкнутости. Б. М. Целковников в качестве важных условий подготовки учителя музыки рассматривает духовность, соборность и толерантность, субъектсубъектные отношения, предполагающие равноправие, учебное сотрудничество и взаимодействие преподавателя и студента. При этом отмечается, что педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления студента к саморазвитию, создает условия для самодвижения, принимая личность такой, какая она есть, понимая и признавая ее [10].

Непременным условием выступает индивидуализация, понимаемая как деятельность преподавателя и студента по поддержке и развитию особого, оригинального, неповторимого, заложенного в каждом от природы или приобретенного в индивидуальном опыте. При этом важно осознание личностью своего отличия от других, своей слабости и силы для самостоятельного выбора собственного смысла жизни. Как композитор слышит оркестр, зная тембр и возможности каждого инструмента, так и учитель музыки должен учитывать

индивидуальность каждого обучающегося. Следовательно, индивидуализация предполагает: индивидуально-ориентированную помощь студентам в реализации первичных базовых потребностей; создание условий для максимально свободной реализации заданных природой способностей и возможностей; поддержку студента в духовном становлении, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.

Основополагающее значение в реализации модели имеет педагогическое взаимодействие, характеризующее межличностные взаимоотношения участников педагогического процесса, представляющее собой преднамеренный контакт преподавателя и студентов, следствием которого выступают взаимные изменения в их поведении, отношениях и деятельности.

Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие основано на субъект-субъектном диалоге, взаимоуважении и сотрудничестве, в обеспечении которых решающую роль играет профессиональная культура преподавателя, его приверженность принципам педагогической этики, коммуникативная компетентность. Следует отметить, что личностно-ориентированное взаимодействие обеспечивает условия для формирования системы ценностных ориентаций, развития учебной, профессиональной мотивации, раскрытия творческого потенциала студента.

Итак, рассмотренные нами педагогические условия определяют эффективность организации процесса подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода. Взаимосвязь всех условий способствует целенаправленному, целостному педагогическому процессу подготовки учителя музыки.

Примечания

Психолого-педагогические науки

• • •

109

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 3. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. 4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1989. 5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 7. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 8. Выготский Л. С. Педология школьного возраста. М., 1996. 9. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М., 1977. 10. Целковников Б. М. Человек и музыка в познании друг друга (философско-антропологический аспект)//Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии: Мат-лы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября 2006 г., СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. Ставрополь, 2006.

Статья поступила в редакцию 10.11.2010 г.

УДК 378

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

©гою ижаева Л.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются педагогические условия развития личной и музыкальной культуры, музыкально-педагогических знаний, умений и навыков, овладения разнообразными методами и приемами музыкального воспитания учащихся.

The author of the article considers the problem of substantiating the pedagogical conditions, the development of the personal and musical culture, musical pedagogical knowledge, abilities and skills, mastering the various methods and techniques of schoolchildren’s musical education.

Ключевые слова: педагогические условия, профессионально-

педагогическая культура, музыкально-педагогические знания, умения и навыки.

Keywords: pedagogical conditions, professional pedagogical culture, musical pedagogical knowledge, abilities and skills.

Понятия «условия» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условия составляют среду, обстановку, в которой это явление или процесс возникают, существуют и развиваются.

Условия формирования профессионально-педагогической культуры

учителя музыки могут быть благоприятными и неблагоприятными, направленными на качественное изменение содержания деятельности преподавателя и его личности, характеризуются как необратимое и направленное на повышение уровня профессионализма воздействие [1, 4].

Условия развития профессионально-педагогической культуры учителя музыки как характеристика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.