Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель подготовки социальных педагогов / система непрерывного образования / социальные педагоги / профилактика насилия / интернет-коммуникации / подростки / social pedagogue training model / lifelong education system / social pedagogues / violence prevention / Internet communications / teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Митряшкина

В данной статье рассмотрены вопросы реализации модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях. Рассмотрены факторная, формирующая части модели, выделены блоки формирующей части, а также определены этапы процесса подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков. Автор делает вывод о том, что для профессиональной подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков важно учитывать аспекты системности обучения, охватывая весь процесс подготовки будущего социального педагога в вопросах профилактики, начиная с периода образования в вузе и заканчивая процессом повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Митряшкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING SOCIAL TEACHERS IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION FOR THE PREVENTION OF VIOLENCE IN THE INTERNET COMMUNICATIONS OF ADOLESCENTS

The article discusses issues of training social educators for the prevention of violence in Internet communications through the implementation of a training model in the system of continuous education of social educators. The factorial, forming parts of the model are considered, the blocks of the forming part of the training model are singled out, and the stages of the process of preparing social educators for the prevention of violence in adolescents’ Internet communications are determined. The author concludes that for the professional training of social pedagogues for the prevention of violence in the Internet communications of adolescents, it is important to take into account the aspects of systematic education, covering the entire process of training the future social pedagogue in prevention issues, starting from the period of education at the university and ending with the process of advanced training.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ»

всего лишь защитная реакция на жизненные испытания, которыми ему довелось пройти.

Однако, несмотря на все вышеперечисленное, Ростислав - сердечный и чувствительный молодой человек. Он находит утешение в чтении книг о любви. Это возможность проникнуть в иные миры, где он может найти понимание и нежность, которые ему так не хватает в реальной жизни. Эта любовь к чтению является его способом справиться с трудностями и вдохновиться на большие дела.

В будущем мечтает уехать в Москву и стать профессиональным фотографом. К религиям относится спокойно, себя относит к православию. Спортом не интересуется, занятия по физической культуре пропускает.

Василий З. (13 лет). Василий, посещающий коррекционную школу, может быть описан как уникальная смесь разных характеристик. С одной стороны, у него задержка психического развития (ЗПР), и во многих аспектах ему требуется дополнительная поддержка и помощь. С другой стороны, он обладает лидерскими качествами, характеризуется пристрастием к футболу и спорту, а также сильным авторитетом.

Как отмечается в его академических отчетах, учебные успехи Василия находятся на уровне «удовлетворительно». Воспитанники детских домов, как правило, сталкиваются с различными трудностями в обучении, и, учитывая его ЗПР, достижение данного уровня можно считать неплохим результатом. Также стоит обратить внимание, что это показывает его настойчивость и упорство в противостоянии индивидуальным трудностям. Василий начал курить с 6 лет под влиянием своей матери. Это вызывает печаль и тревогу, так как курение в таком молодом возрасте представляет серьезную угрозу для здоровья. Однако он демонстрирует свою агрессивность, что может быть связано с его сложным прошлым, в котором он вырос. Вместе с этим у Василия есть некий авторитет среди своих сверстников, и он не упускает возможности воспользоваться им для установления своего статуса.

Большой интерес у Василия вызывают его спортивные интересы, в частности футбол. Это весьма позитивное хобби, которое можно использовать для его развития. Футбол способствует формированию коммуникативных навыков, помогает научиться работать в команде. Можно попытаться использовать его интерес к футболу в педагогических целях, чтобы помочь ему развиваться в других аспектах жизни.

Библиографический список

Несмотря на все вышеперечисленное, есть еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться воспитателям, - Василий часто не слушается. Это может быть вызвано не только его агрессивностью, но и особенностями его индивидуальности и невосприимчивостью к попыткам влиять на него. Используя его интересы и лидерские качества, можно найти подход к побуждению его к сотрудничеству.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования мы выяснили, что трое испытуемых спортом не интересуются, пропускают занятия по физической культуре. Говоря о теоретической части (лекционной), мы пришли к выводу о том, что дети не представляют в полной мере, что такое занятия физической культурой и спортом. С целью привлечения испытуемых к занятиям физической культурой и спортом, а также получения ими теоретических представлений нами был проведен формирующий этап исследования, который состоял из разработанных нами четырех лекционных блоков:

- лекционный блок 1. «Знакомство с физической культурой»;

- лекционный блок 2. «История появления физической культуры и спорта в Ставропольском крае»;

- лекционный блок 3. «Особенности здорового образа жизни»;

- лекционный блок 4. «Практика в сфере физической культуры и спорта».

Также нами были разработаны практические занятия по физической культуре для юношей и девушек. Лекционные блоки и занятия проводились в период с мая по июль 2023 года. По итогам формирующего этапа исследования нами был проведен контрольный этап, который состоял из того же опросника, что и на констатирующем.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что привлечение детей-сирот к занятиям физической культурой и спортом, а также знакомство испытуемых с теорией физической культуры дало положительную динамику, апробированные лекционные блоки и внедренные практические занятия по физической культуре для юношей и девушек позволяют констатировать, что все ребята с большим интересом стали посещать занятия по физической культуре в школе, более того, Мадина и Георгий записались в секцию по баскетболу. Лекционные блоки позволили детям расширить знания о физической культуре.

Дальнейшая перспектива нам видится в расширении географии детских домов, расположенных на территории Ставропольского края, привлечении воспитанников к занятиям физической культурой и спортом.

1. Aлланазаров М.Х., Тураева С.Х. Философская теология: религия и философия сотрудничают ли друг с другом? Молодой ученый. 2016; № 6 (110): 955-957.

2. Aлексеев С.В., Гостев PT, Курамшин Ю.Ф. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография. Москва, 2013.

3. Бикмухаметов PK, Бикмуллина A.P, Бикмуллина ОР, Сергеева Н.Б. Механизмы привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом в республике Татарстан. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020; № 10: 3-16.

4. Джалилов Д.Ш. Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома. Молодой ученый. 2019; № 50 (288): 450-455.

5. Лукашевич В.В., Пронина E.H. Психология и педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2019.

6. Павелко H.H., Павлов С.О. Психология и педагогика (для бакалавров). Москва: KноPус, 2018.

7. Pахматуллин PIO., Семенова ЭР Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве. Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.

8. Pындак В.Г, Щуркова H.E., Aллагуев AM. Педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2017.

9. Савенков к.И. Педагогика. Исследовательский подход: в 2 ч.: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019; Ч. 1.

10. Тарасова С.И. Основы народной педагогики: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2020.

11. Щуркова H.E. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2019.

12. Байер E.A. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома. Aвторе-ферат ... диссертации доктора педагогических наук. Краснодар, 2013.

References

1. Allanazarov M.H., Turaeva S.H. Filosofskaya teologiya: religiya i filosofiya sotrudnichayut li drug s drugom? Molodoj uchenyj. 2016; № 6 (110): 955-957.

2. Alekseev S.V., Gostev R.G., Kuramshin Yu.F. Fizicheskaya kultura i sport v Rossijskoj Federacii: novye vyzovy sovremennosti: monografiya. Moskva, 2013.

3. Bikmuhametov R.K., Bikmullina A.R., Bikmullina O.R., Sergeeva N.B. Mehanizmy privlecheniya moíodezhi k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom v respublike Tatarstan. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2020; № 10: 3-16.

4. Dzhalilov D.Sh. Model' formirovaniya zhiznestojkosti detej-sirot sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta v usloviyah detskogo doma. Molodoj uchenyj. 2019; № 50 (288): 450-455.

5. Lukashevich V.V., Pronina E.N. Psihologiya ipedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2019.

6. Pavelko N.N., Pavlov S.O. Psihologiya i pedagogika (dlya bakalavrov). Moskva: KnoRus, 2018.

7. Rahmatullin R.Yu., Semenova 'E.R. Tradicionalizm i liberalizm v pravovom i pedagogicheskom prostranstve. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2014. № 1 (12). S. 19-26.

8. Ryndak V.G., Schurkova N.E., Allaguev A.M. Pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017.

9. Savenkov A.I. Pedagogika. Issledovatel'skijpodhod: v 2 ch.: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2019; Ch. 1.

10. Tarasova S.I. Osnovy narodnojpedagogiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Yurajt, 2020.

11. Schurkova N.E. Pedagogika. Vospitatel'naya deyatel'nost'pedagoga: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury. Moskva: Yurajt, 2019.

12. Bajer E.A. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya zhiznestojkosti detej-sirot sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta v usloviyah detskogo doma. Avtoreferat ... dissertacii doktora pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2013.

Статья поступила в редакцию 05.10.23

УДК 378

Mitryashkina N.V., Institute of Education and Social Sciences, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: stavmnv@yandex.ru.ru

MODEL OF TRAINING SOCIAL TEACHERS IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION FOR THE PREVENTION OF VIOLENCE IN THE INTERNET COMMUNICATIONS OF ADOLESCENTS. The article discusses issues of training social educators for the prevention of violence in Internet communications through the implementation of a training model in the system of continuous education of social educators. The factorial, forming parts of the model are considered, the blocks of

the forming part of the training model are singled out, and the stages of the process of preparing social educators for the prevention of violence in adolescents' Internet communications are determined. The author concludes that for the professional training of social pedagogues for the prevention of violence in the Internet communications of adolescents, it is important to take into account the aspects of systematic education, covering the entire process of training the future social pedagogue in prevention issues, starting from the period of education at the university and ending with the process of advanced training.

Key words: social pedagogue training model, lifelong education system, social pedagogues, violence prevention, Internet communications, teenagers

Н.В. Митряшкина, Институт образования и социальных наук ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: stavmnv@yandex.ru.ru

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ

В данной статье рассмотрены вопросы реализации модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях. Рассмотрены факторная, формирующая части модели, выделены блоки формирующей части, а также определены этапы процесса подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков. Автор делает вывод о том, что для профессиональной подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков важно учитывать аспекты системности обучения, охватывая весь процесс подготовки будущего социального педагога в вопросах профилактики, начиная с периода образования в вузе и заканчивая процессом повышения квалификации.

Ключевые слова: модель подготовки социальных педагогов, система непрерывного образования, социальные педагоги, профилактика насилия, интернет-коммуникации, подростки

Актуальность темы данного исследования определяет непростая ситуация, сложившаяся в современном обществе (Т.Н. Ладожина, З.К. Бжезинский, В.Л. Иноземцев, К.С. Айбатыров, З.М. Миназова, А.С. Муртузалиева, Д. Белл, Э. Тоффлер). Актуальные процессы глобальной информатизации и диджитали-зации общества, реструктуризация рынка труда, изменения мотивационных факторов профессиональной деятельности в современных условиях предъявляют к системе профессионального образования высокие требования по подготовке квалифицированных кадров [1-12].

В настоящее время вопросы насилия в интернет-коммуникациях подростков становятся особенно актуальными. Это определяет потребность в квалифицированных специалистах, в том числе в социальных педагогах, способных осуществлять профилактическую работу по предупреждению насилия в интернет-коммуникациях подростков. Несмотря на большое количество исследований, посвященных социальным педагогам, педагогические изыскания, касающиеся их последипломного образования, представлены единично. Отчасти это объясняется тем, что профессия «социальный педагог» появилась относительно недавно - в конце прошлого века. В тот момент вопросы постдипломного обучения рассматривались в рамках федеральных систем повышения квалификации [12]. По заключениям ученых, система вузовского образования обеспечивает формирование профессиональных навыков у будущих социальных педагогов, но зачастую оказывается недостаточной для подготовки их к осуществлению профилактической деятельности в вопросах насилия в интернет-коммуникациях подростков. Таким образом, система повышения квалификации социальных педагогов оказалась на стыке двух областей - педагогики и социальной работы. Вопросы отраслевого повышения квалификации работников социальных организаций начали решаться только в начале 2000-х годов, а до этого повышением квалификации работников социальной сферы, в том числе социальных педагогов, осуществляющих деятельность в социальных организациях, занимались образовательные организации высшего профессионального образования - факультеты и кафедры социальной работы.

По результатам анализа педагогических исследований, а также изучения факторов, влияющих на подготовку социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков, мы обнаруживаем необходимость создания и реализации внутриорганизационной модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях и подростков.

Цель данной статьи - выявление и характеристика основных направлений подготовки социальных педагогов для реализации профилактической деятельности для превенции насилия в интернет-коммуникациях среди подростков.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, видятся в следующем: рассмотрение и анализ специфики деятельности социальных педагогов по профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков; определение основные направлений подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях среди подростков; представление модели подготовки социальных работников к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

В ходе проведенного исследования автор использовал следующие методы: анализ социально-педагогической и психологической литературы; обобщение, наблюдение, синтез авторской модели подготовки социальных педагогов к работе по профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

Научная новизна определяется разработанностью модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков, разработанностью программы повышения квалификации социальных педагогов по вопросам профилактики насилия в интернет-коммуникациях среди подростков, а также методических рекомендаций по оптимизации профилактиче-

ской работы по предупреждению насилия в интернет-коммуникациях подростков для использования их в работе социальных педагогов.

Теоретическая значимость статьи обозначена вкладом в организацию системы подготовки социальных педагогов с учетом специфики психопрофилактической деятельности социальных педагогов по превенции насилия в интернет-коммуникациях подростков.

Практическая значимость представлена возможностью использования разработанной модели в процессе подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

При создании модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков важно помнить, что направления ее реализации должны учитывать специфику деятельности социальных педагогов в работе с подростками, в том числе по профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков, охватывать пролонгированный процесс подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков, начиная с периода их обучения в вузе, продолжая внутриорганизационной подготовкой и регулярным процессом повышения квалификации социальных педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность [10].

Разработанная нами модель подготовки социальных педагогов имеет две части - факторную и формирующую. Факторная часть обусловлена актуальной внешней социальной ситуацией, которая определяет совокупность нормативных и этических требований к социальному педагогу. На федеральном уровне данные требования отражены в федеральных государственных образовательных стандартах, в соответствии с которыми разрабатываются учебные программы подготовки социальных педагогов в вузе. Еще один уровень правовой регламентации деятельности социальных педагогов отражен в профессиональных стандартах. Актуальная геополитическая ситуация макро- и микроуровня также влияет на факторную часть модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков, определяя направления и приоритеты мер социальной политики в вопросах социальной поддержки и защиты населения. Это, в свою очередь, диктует требования к профессиональной компетентности и необходимой квалификации социальных педагогов в вопросах профилактики насилия в интернет-коммуникациях подростков.

Формирующая часть содержит 5 блоков: прогностический; структурирующий; реализующий; аналитико-интерпретационный; итоговый.

Главной характеристикой любого образовательного процесса становится прогноз. В данной модели подготовки социальных педагогов прогнозируемым результатом подготовки социального педагога к профилактике насилия в интернет-коммуникациях среди подростков являются обозначенные в прогностическом блоке цель, а также задачи подготовки социальных педагогов.

Следующим в модели подготовки социальных педагогов является структурирующий блок, который представлен педагогическими условиями, а также этапами подготовки социального педагога. Целенаправленная подготовка социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков предполагает реализацию принципов системности, последовательности, а также определение и обоснование педагогических условий, необходимых для подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков. К данным педагогическим условиям мы относим научно-методическое обеспечение процесса подготовки социальных педагогов, наличие личностной мотивации на профессиональную деятельность, а также включенность социальных педагогов в систему наставничества.

Реализующий блок модели подготовки социальных педагогов представлен следующими направлениями реализации процесса подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков:

- приближенность профессионального образования в вузах к практической деятельности социальных педагогов на местах;

- реализация студенческой практики на базе профессиональных организаций, работающих с подростками;

- осуществление дуального образования как модели подготовки специалистов-практиков;

- использование системы профессионального наставничества как в процессе образования, так и после трудоустройства в профессиональную организацию;

- реализация системы повышения квалификации социальных педагогов в вопросах профилактики насилия в интернет-коммуникациях подростков с учетом актуальных достижений педагогической и психологической науки и практики.

Процесс приближения профессионального образования социальных педагогов в вузе к практической деятельности в первую очередь определяет направленность образовательного процесса на наличие преподавателей, которые имеют опыт работы с подростками в профессиональных организациях, в том числе в организациях социального обслуживания. В данном случае реализация образовательного процесса, а также содержание рабочих программ учебных дисциплин в вузе будет осуществляться в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а именно - с учетом обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний. Это позволит адаптировать обучение в вузе к непосредственной практической деятельности социальных педагогов в профессиональных организациях.

В аналитико-интерпретационном блоке раскрывается описание критериев, выявляющих подготовку социальных педагогов к реализации мероприятий по профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

У каждого критерия есть показатели, а также уровни, которые позволяют выявить подготовку социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

Показателем мотивационного критерия является направленность социальных педагогов на практическую деятельность. Этот показатель имеет следующие уровни: высокий, средний, низкий.

Когнитивный критерий выявляет уровень информированности социальных педагогов в вопросах кибербуллинга, психопрофилактической работы, возрастных проявлений подростков. Данный показатель представлен высоким, средним, низким уровнем.

Совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых характеристик у социальных работников является показателем деятельностного критерия, который имеет следующие уровни: высокий, средний, низкий.

Итоговый блок направлен на реализацию оценочных мероприятий, которые позволяют выявить уровень подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

Процесс реализации данной модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков предполагает работу в несколько последовательных этапов.

Процесс подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков условно делится на 3 последовательных этапа: подготовительный; содержательный; формирующий.

Любой этап регулируется поставленной целью и детерминирован решением конкретных задач, необходимых для реализации поставленной цели.

На подготовительном этапе необходимо создать положительное отношение у социальных педагогов к профессиональной деятельности, в том числе к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

Задачи данного этапа: определение значимости деятельности социальных педагогов в профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков; создание положительного отношения к практической деятельности социального педагога, а также их направленности на профилактическую работу с подростками, в том числе на профилактику насилия в интернет-коммуникациях.

Следующий этап - содержательный. Он направлен на знакомство с теорией профилактической работы. В этот момент необходимо сформировать у социальных педагогов понимание специфики профилактикой деятельности с

Библиографический список

подростками, а также актуальности и своевременности проблемы подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков.

На завершающем этапе необходимо помочь социальному педагогу реали-зовывать полученные теоретические знания в профессиональной деятельности. Кроме того, на данном этапе необходимо проанализировать результаты проведенной подготовки и определить перспективы профилактической деятельности в отношении подростков, подвергшихся насилию в интернет-коммуникациях.

Содержательный и формирующий этапы, как правило, реализовываются в процессе вузовского обучения, в частности в рамках практики. К сожалению, объем проводимой в вузе практики, а также место ее проведения в настоящий момент развития общества не позволяют студентам глубоко исследовать профессиональную деятельность социальных педагогов, что затрудняет понимание специфики профессиональной деятельности социальных педагогов на этапе их обучения в вузе. Приближенность образования в вузе, в том числе и через студенческую практику, к практической деятельности социальных педагогов позволяет адаптировать теорию к практике, наладить взаимодействие между преподавателями вузов и практико-ориентированными специалистами в профессиональных организациях, работающих с подростками, что подтверждает важность и необходимость дуального образования в процессе подготовки социальных педагогов [11]. С завершением обучения в вузе процесс профессионального становления не прекращается. Профессиональная подготовка социальных педагогов продолжается в рамках реализации системы наставничества после трудоустройства выпускника вуза. Наставничество в организациях предполагает реализацию систему мероприятий, направленных на формирование профессиональных навыков, компетенций, развитие профессионально значимых качеств и профессиональной идентичности социальных педагогов в целом. При трудоустройстве социального педагога в профессиональную организацию, работающую с подростками, для него необходимо разработать краткосрочную программу введения в профессию с целью погружения молодого специалиста в специфику деятельности организации, ознакомления с направлениями и видами деятельности организации, изучения методологической базы для дальнейшей профессиональной деятельности в данном учреждении. В дальнейшем для молодого специалиста разрабатывается персональный план профессионального роста, включающий мероприятия, направленные на формирование и развитие профессиональных знаний, умений, навыков в процессе тематических и пролонгированных семинаров, индивидуальных и групповых супервизий, участия в балинтовских группах, группах саморефлексии и самопознания, а также в рамках курсов повышения профессиональной компетентности социальных педагогов.

В завершении отметим, что главной тенденцией в развитии современного общества является его цифровизация. Цифровые компетенции оказываются востребованными во всех сферах социальной и профессиональной жизни, начиная от доставки продуктов и заканчивая онлайн-обучением. В данной ситуации роль специалистов организаций, работающих с подростками, также трансформируется. В настоящее время социальные педагоги должны не только понимать цифровой мир изнутри, но и учить подростков делать его безопасным, способствовать минимизации насилия в интернет-коммуникациях подростков. Для профессиональной подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков важно учитывать аспекты системности обучения, охватывая весь процесс подготовки будущего социального педагога в вопросах профилактики, начиная с периода образования в вузе и заканчивая процессом повышения квалификации. Кроме того, разработка модели подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков является вкладом в организацию образовательной системы повышения квалификации социальных педагогов.

Данная модель подготовки социальных педагогов к профилактике насилия в интернет-коммуникациях подростков определяет методологические основы профилактической деятельности в целом, что может стать ориентиром в разработке программы повышения квалификации социальных педагогов, а также в частности - в вопросах профилактики насилия в интернет-коммуникациях подростков.

1. Андреева А.О. Манипулирование в сети Интернет:. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутри-вузовской конференции. Магнитогорск, 2015: 21-28.

2. Аксютина З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2006.

3. Байдарова О.И. Развитие правового потенциала социального педагога в системе дополнительного профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

4. Березина О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди молодых людей. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутривузовской конференции. Магнитогорск, 2015: 63-67.

5. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014; Т. 11, № 3: 178-191.

6. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2001.

7. Галкина Т.Э. Профессиональная подготовка социального педагога в вузе к работе с семьей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

8. Гарашкина Н.В., Дьячек Т.П. Теория и практика социальной работы: учебно-методическое пособие. Тамбов: Издательство ТГУ, 2009.

9. Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков. Психологические исследования. 2012; № 1 (21): 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Зритнева Е.И. Социальный мониторинг в научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров социальной работы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017; № 3 (60): 183-189.

11. Дёгтева Т.А., Моногарова Е.Г, Цветаева Т.М., Ильина В.С., Митряшкина Н.В. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: методическое пособие. Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017.

12. Филатьева Л.В. Проектирование процессов управления региональной системой повышения квалификации работников образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2001.

References

1. Andreeva A.O. Manipulirovanie v seti Internet. Informacionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiber'ekstremizma sredi molodezhi: materialy vnutrivuzovskoj konferencii. Magnitogorsk, 2015: 21-28.

2. Aksyutina Z.A. Uglublennaya professional'naya podgotovka social'nyh pedagogov v pedagogicheskom vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.

3. Bajdarova O.I. Razvitiepravovogopotenciala social'nogopedagoga vsistemedopolnitel'nogoprofessional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

4. Berezina O.S. Social'naya profilaktika kiberbullinga sredi molodyh lyudej. Informacionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiber'ekstremizma sredi molodezhi: materialy vnutrivuzovskoj konferencii. Magnitogorsk, 2015: 63-67.

5. Bochaver A.A., Hlomov K.D. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tehnologij. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2014; T. 11, № 3: 178-191.

6. Galaguzova Yu.N. Teoriya iprakiika sistemnojprofessional'nojpodgotovkisocial'nyh pedagogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

7. Galkina T.'E. Professional'naya podgotovka social'nogo pedagoga v vuze krabote s sem'ej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

8. Garashkina N.V., D'yachek T.P. Teoriya i praktika social'nojraboty: uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo TGU, 2009.

9. Golubeva N.A. 'Endogennye faktory informacionnyh predpochtenij sovremennyh podrostkov. Psihologicheskie issledovaniya. 2012; № 1 (21): 7.

10. Zritneva E.I. Social'nyj monitoring v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih bakalavrov social'noj raboty. VestnikSevero-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2017; № 3 (60): 183-189.

11. Degteva T.A., Monogarova E.G., Cvetaeva T.M., Il'ina V.S., Mitryashkina N.V. Profilaktika kibermobbinga i kiberbullinga v srede nesovershennoletnih: metodicheskoe posobie. Stavropol': Stavropol'skoe izdatel'stvo "Paragraf", 2017.

12. Filat'eva L.V. Proekiirovanie processov upravleniya regional'noj sistemojpovysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2001.

Статья поступила в редакцию 05.10.23

УДК 378

Esetov F.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Informatics and ICT, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Kulibekov N.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Rahimkhanova G.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Department of Informatics and ICT, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

STUDENT DESIGN BUREAU AS AN EFFECTIVE FUTURE TEACHERS ACTIVITY ORGANIZING FORM. Based on the reflection of their own pedagogical experience, as well as the study of specialized literature, the authors characterize student design bureaus as a form of organizing the creative activity of future teachers. The expediency of implementing student design bureaus is relevant for the professional training of future teachers of the profiles "Computer Science", "Technology", "Mathematics", "Physics", etc. at levels of the bachelor's degree, specialty and master's degree. The article considers the possibility of organizing such bureaus on the basis of universities as one of the effective ways to manage the activity of future professionals of relevant profiles. The article discusses general approaches to organizing the activities of student design bureaus; shows the professional characteristics of future teachers, which can be formed through participation in the activities of student design bureaus. The authors come to the conclusion that the experience of participating in the activities of student design bureaus will significantly expand the professional field of future teachers, who will be able not only to work as subject teachers, but also to provide additional educational services for conducting circle activities with schoolchildren (in this case, in the field of technical creativity), as well as to carry out professional pedagogical activity in institutions of additional education of schoolchildren.

Key words: higher education, higher pedagogical education, student design bureau, student, teacher

Ф.Э. Эсетое, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информатики и ИКТ ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.А. Кулибекое, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Г.С. Рагимханоеа, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО -

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

На основе рефлексии собственного педагогического опыта, а также изучения специальной литературы авторы характеризуют студенческие конструкторские бюро как форму организации творческой активности будущих учителей. Целесообразность реализации студенческих конструкторских бюро актуальна при профессиональной подготовке будущих учителей профилей «Информатика», «Технология», «Математика», «Физика» и др. на уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры. В статье рассматривается возможность организации таких бюро на базе вузов как одного из действенных путей управления активностью будущих профессионалов соответствующих профилей. В статье рассмотрены общие подходы организации деятельности студенческих конструкторских бюро; представлены профессиональные характеристики будущих педагогов, которые могут быть сформированы благодаря участию в деятельности студенческих конструкторских бюро. Авторы приходят к выводу о том, что опыт участия в деятельности студенческих конструкторских бюро позволит существенно расширить профессиональное поле деятельности будущих педагогов, которые смогут не только работать учителями-предметниками, но и осуществлять дополнительные образовательные услуги по ведению кружковой деятельности со школьниками (в данном случае - в области технического творчества), а также осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования школьников.

Ключевые слова: высшее образование, высшее педагогическое образование, студенческое конструкторское бюро, студент, преподаватель

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1023052300029-7-5.3.1 на 2023 год рамках проекта тематики научных исследований «Формирование профессионально-творческой компетентности будущих учителей на базе студенческого конструкторского бюро (AGWQ-2023-0018)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.