Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квалифицированный рабочий / интегрированная образовательнопроизводственная среда / модель подготовки квалифицированных рабочих / skilled worker / integrated educational and production environment / model of training of skilled workers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Анатольевич Федоров, Наталия Владимировна Третьякова, Галина Анатольевна Тюрина

Характерные для современной России процессы экономической и технологической суверенизации детерминируют возрастание потребности производственных отраслей в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Стимулируемое этим стремление современного профессионального образования к усилению практикоориентированности в подготовке квалифицированных рабочих актуализирует проблему разработки организационно-педагогических условий реализации такой подготовки в интегрированной образовательно-производственной среде обучения. В рамках решения данной проблемы поставлена задача разработать и обосновать педагогическую модель подготовки квалифицированных рабочих в условиях интеграции образовательной среды колледжа и реальной производственной среды предприятия –социального партнера. Решение данной задачи и является целью настоящего исследования. Методологическую основу исследования составили системный, деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный подходы, позволившие содержательно выстроить и наполнить основные компоненты подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа, показать их взаимосвязь. Результаты и научная новизна. Разработана и обоснована структурно содержательная модель подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательнопроизводственной среде колледжа. Она описывает методологические, организационные и технологические аспекты организации процесса такой подготовки и дает возможность представить его как организованную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных блоков – целевого, методологического, содержательно-технологического, организационнопроцессуального и оценочно-результативного. Представленные в статье результаты исследования обладают теоретической и практической значимостью. Они развивают профессиональную педагогику в части разработанности организационно-педагогических условий практико-ориентированной подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде обучения. Реализация авторской модели в образовательной практике направлена, в первую очередь, на повышение уровня профессиональной подготовленности студентов и их последующее успешное трудоустройство на предприятие. Также полученные результаты могут быть полезны и в рамках реализации государственного федерального образовательного проекта «Профессионалитет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Анатольевич Федоров, Наталия Владимировна Третьякова, Галина Анатольевна Тюрина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF TRAINING QUALIFIED WORKERS IN AN INTEGRATED EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE

The requirement of modern vocational education in terms of ensuring the practiceoriented training of skilled workers has necessitated the integration of educational and industrial training environments. Meanwhile, the existing scientific approaches and developments concerning integration issues do not allow achieving this unity and ensuring the effectiveness of professional training in new innovative conditions. Within the framework of solving this problem, it is necessary to develop a pedagogical model for training qualified workers in an integrated educational and industrial environment of the college, which is the purpose of this study. In this case, the college provides the release of qualified workers who meet the needs of the state and the labor market, and the employer receives a worker who meets his requirements for the level of professionalism of the employee for real production. The methodological basis of the study was made up of systematic, activity-based, personalityoriented and competence-based approaches that allowed to meaningfully build and fill in the main components of the training of skilled workers in the integrated educational and industrial environment of the college, to show their relationship. The scientific novelty of the research lies in the fact that the proposed model of training of qualified workers describes the methodological, organizational and technological aspects of the organization of the educational process in the integrated educational and industrial environment of the college. The model makes it possible to present this process as an organized pedagogical system consisting of interrelated blocks – target, methodological, content-technological, organizationalprocedural and evaluative-effective. The practical significance of the research lies in the fact that the implementation of the model of training qualified workers in the integrated educational and industrial environment of the college is primarily aimed at improving the level of professional readiness of students and their subsequent successful employment at the enterprise, which allows it to be massively used in the system of secondary vocational education, including within the framework of the state federal educational project "Professionalism".

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА»

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 78-92. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (4): 78-92.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научная статья УДК 377.35

DOI 10.21510/18173292_2023_102_4_78_92

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

1 2 Владимир Анатольевич Федоров , Наталия Владимировна Третьякова ,

Галина Анатольевна Тюрина

1 Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатерин-

бург, Россия, fedorov1950@gmail.com, ORCID 0000-0001-7941-7818

2 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г.

Екатеринбург, Россия, tretjakovnat@mail.ru, ORCID 0000-0002-8820-3114

3 Новоуральский технологический колледж, г. Новоуральск, Россия, gal-ya.tiurina1921@yandex.ru, ORCID 0000-0003-1229-9524

Аннотация. Характерные для современной России процессы экономической и технологической суверенизации детерминируют возрастание потребности производственных отраслей в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Стимулируемое этим стремление современного профессионального образования к усилению практико-ориентированности в подготовке квалифицированных рабочих актуализирует проблему разработки организационно-педагогических условий реализации такой подготовки в интегрированной образовательно-производственной среде обучения.

В рамках решения данной проблемы поставлена задача разработать и обосновать педагогическую модель подготовки квалифицированных рабочих в условиях интеграции образовательной среды колледжа и реальной производственной среды предприятия -социального партнера. Решение данной задачи и является целью настоящего исследования.

Методологическую основу исследования составили системный, деятельностный, лич-ностно ориентированный и компетентностный подходы, позволившие содержательно выстроить и наполнить основные компоненты подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа, показать их взаимосвязь.

Результаты и научная новизна. Разработана и обоснована структурно содержательная модель подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа. Она описывает методологические, организационные и технологические аспекты организации процесса такой подготовки и дает возможность представить его как организованную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных блоков - целевого, методологического, содержательно-технологического, организационно-процессуального и оценочно-результативного.

Представленные в статье результаты исследования обладают теоретической и практической значимостью. Они развивают профессиональную педагогику в части

© Федоров В.А., Третьякова Н.В., Тюрина Г.А., 2023

разработанности организационно-педагогических условий практико-ориентированной подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде обучения. Реализация авторской модели в образовательной практике направлена, в первую очередь, на повышение уровня профессиональной подготовленности студентов и их последующее успешное трудоустройство на предприятие. Также полученные результаты могут быть полезны и в рамках реализации государственного федерального образовательного проекта «Профессионалитет».

Ключевые слова: квалифицированный рабочий, интегрированная образовательно-производственная среда, модель подготовки квалифицированных рабочих.

Для цитирования. Федоров В.А., Третьякова Н.В., Тюрина Г.А. Модель подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №4. С. 78-92.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

THE MODEL OF TRAINING QUALIFIED WORKERS IN AN INTEGRATED EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL ENVIRONMENT

OF THE COLLEGE

1 2 3

Vladimir A. Fedorov , Nanalia V. Tretyakova , Galina A. Tyurina

1 Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, fedo-rovl950@gmail.com ORCID 0000-0001-7941-7818

2 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg,

Russia, tretjakovnat@mail.ru ORCID 0000-0002-8820-3114

3 Novouralsk technological College, Novouralsk, Russia, galya.tiurina1921@yandex.ru ORCID

0000-0003-1229-9524

Abstract. The requirement of modern vocational education in terms of ensuring the practice-oriented training of skilled workers has necessitated the integration of educational and industrial training environments. Meanwhile, the existing scientific approaches and developments concerning integration issues do not allow achieving this unity and ensuring the effectiveness of professional training in new innovative conditions. Within the framework of solving this problem, it is necessary to develop a pedagogical model for training qualified workers in an integrated educational and industrial environment of the college, which is the purpose of this study. In this case, the college provides the release of qualified workers who meet the needs of the state and the labor market, and the employer receives a worker who meets his requirements for the level of professionalism of the employee for real production.

The methodological basis of the study was made up of systematic, activity-based, personality-oriented and competence-based approaches that allowed to meaningfully build and fill in the main components of the training of skilled workers in the integrated educational and industrial environment of the college, to show their relationship.

The scientific novelty of the research lies in the fact that the proposed model of training of qualified workers describes the methodological, organizational and technological aspects of the organization of the educational process in the integrated educational and industrial environment of the college. The model makes it possible to present this process as an organized pedagogical system consisting of interrelated blocks - target, methodological, content-technological, organizational-procedural and evaluative-effective.

The practical significance of the research lies in the fact that the implementation of the model of training qualified workers in the integrated educational and industrial environment of the college is primarily aimed at improving the level of professional readiness of students and their subsequent successful employment at the enterprise, which allows it to be massively used in the system of secondary vocational education, including within the framework of the state federal educational project "Professionalism".

Keywords: skilled worker; integrated educational and production environment; model of training of skilled workers.

For citing: Fedorov V.A., Tretyakova N.V., Tyurina G.A. The model of training qualified workers in an integrated educational and industrial environment of the college. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 102 (4): 78-92.

Введение. Современные требования к качеству профессионального образования рабочих кадров обуславливают усиление ориентации образовательных программ среднего профессионального образования (далее - ОП СПО) в сторону максимальной практико-ориентированности и приближения к запросам реального производства. Колледжам необходимо обеспечить готовность своих выпускников эффективно включаться в производственные процессы без «доучивания» на рабочих местах. Соответственно, должны создаваться условия профессиональной подготовки, критически важным из которых является наличие интегрированной образовательно-производственной среды.

Настоящее требование отражено в ряде федеральных документов стратегического планирования - Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и др. В частности, в рамках государственного федерального образовательного проекта «Профессионалитет» предусмотрена организация практического обучения непосредственно на предприятиях и уменьшение сроков обучения на ряд ОП СПО.

В рамках компетентностной парадигмы СПО, в качестве приоритетной для внедрения в систему российского образования признана практико-ориентированная модель обучения (как правило, это модель с элементами дуального обучения), предусматривающая вовлечение предприятий-социальных партнеров (далее - предприятия) в процесс подготовки кадров.

Сегодня реализация практико-ориентированного обучения и, прежде всего, дуальной его модели, для российской системы профессионального образования, как систем других стран мира, является достаточно обременительной [ 1; 2; 3]. Так, Федеральным институтом цифровой трансформации в сфере образования по итогам 2022 года показано, что в нашей стране только 11,1% (424) профессиональных образовательных организаций СПО (далее - ПОО СПО) используют технологии практико-ориентированного (дуального) обучения; большая же часть - 49,2% (1875) ПОО СПО, реализуют модель наставничества. Но такая модель не представляет собой интегративную образовательно-производственную среду, поскольку наставники от производства помогают студентам в решении только конкретных практических задач.

Сегодня усиление практической составляющей подготовки квалифицированных рабочих требует поиска новых путей взаимодействия с работодателями, поскольку существующая система недостаточно эффективна [4]. Зачастую она ограничивается только привлечением работодателей к итоговой аттестации, что в целом и отвечает установленным требованиям ФГОС СПО, однако требования работодателей при этом не учитываются.

Изучение современных исследований в области профессионального образования также позволяет констатировать недостаточность разработки научной проблемы подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа. Поэтому целью настоящего исследования является разработка и обоснование педагогической модели такой подготовки. Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность подготовки квалифицированных рабочих в условиях интегрированной образовательно-производственной среды колледжа будет обеспечена, если ее модель будет предусматривать изменение подходов к построению содержания и образовательных результатов, выбору образовательных технологий, организации и проведению аттестационных процедур, выбору механизмов взаимодействия с предприятиями и реализации процесса обучения.

Методология исследования. В качестве ведущих методологических подходов исследования выступили системный, деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Сочетание данных подходов позволило содержательно выстроить и наполнить основные компоненты подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа, показать их взаимосвязь. Ведущими методами исследования выступили анализ научных публикаций по вопросам обеспечения эффективности профессиональной подготовки студентов образовательных организаций СПО, педагогическое моделирование.

Результаты исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили труды по вопросам интеграции сфер образования и производства С.Я. Батышева, А.М. Новикова, Е.В. Ткаченко и др., подчеркивающие особую значимость увеличения участия представителей производства в профессиональном образовании [5; 6].

В исследованиях Н.Е. Нагимовой и М.А. Фахретдиновой [7] выделены три современные модели организации образовательного процесса в ПОО СПО: 1) «традиционная модель»; 2) «сетевая модель»; 3) «дуальная модель».

Первая модель отличается высокой инертностью в отношении использования инновационных практико-ориентированных технологий и форм организации образовательного процесса, слабо реагируя на запросы экономики. Вторая модель в большинстве случаев заключается в совместном опосредованном использовании информационных и методических образовательных ресурсов. Третья же модель предполагает при организации профессионального обучения практическую часть подготовки проходить на конкретном рабочем месте в промышленном предприятии, а теоретическую - на базе ПОО СПО, кроме того,

предполагается активное участие работодателей в создании образовательной инфраструктуры и в образовательном процессе.

Реализация последней модели достаточно затруднительна, поскольку требует выполнения ряда условий, среди которых следует выделить одно из ключевых - наличие партнеров-работодателей и их обязательное участие в инвестировании в практико-ориентированную подготовку по образовательным программам СПО. Однако, как отмечает А.Н. Лунькин, сектор бизнеса пассивен в данном участии [8].

В данной связи перспективной следует считать модель профессиональной подготовки в интегрированной образовательно-производственной среде, с некоторыми элементами модели дуального обучения [9].

И.В. Черданцева и др. в своей работе на примере подготовки квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного сектора экономики дают обоснование необходимости организации профессиональной подготовки в образовательно-производственной среде, однако научных основ такой подготовки не раскрывают [10].

С.С. Амирова с коллегами выделяют «свои» педагогические условия формирования образовательно-производственной среды:

- использование современной информации и коммуникации, способствующей освоению социально-правовых основ поведения обучающихся;

- формирование профессиональных и общих компетенций, востребованных в профессиональной деятельности, при изучении общепрофессиональных дисциплин;

- использование реальной производственной среды для формирования специальных компетенций [11].

В.Я. Синенко, М.П. Пальянов, И.В. Сыромолотов и др. раскрывают механизмы взаимодействия предприятий и ПОО СПО через создание образовательно-производственных кластеров на муниципальном уровне [12].

В целом анализ научных трудов позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа, подтверждая актуальность научной разработки ее педагогической модели. Отметим, что интегрированная образовательно-производственная среда колледжа представляет собой систему намеренно созданных педагогических условий образовательной и производственной сфер, направленных на подготовку и развитие конкурентоспособных, востребованных производством, компетентных квалифицированных рабочих. Основные структурные элементы и положения данной подготовки раскрываются нами в соответствующей структурно-содержательной модели (далее - модель), представленной на Рис. 1.

i. целевой блок

Цель - подготовка квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде

Задачи:

1. Обеспечение освоения студентами современных знаний, приобретения практических навыков и опыта в профессиональной деятельности

2. Формирование профессиональных и общих компетенции с учетом нх индивидуальных интересов и возможностей, на основе интеграции требований ФГОС СПО и работодателей

3. Развитие личностных качеств, расширяющих возможности быстрой перестройки и адаптации к новым условиям и производственным задачам, обеспечивающих на протяжении жизни стремление к достижению высокого уровня профессионального мастерства

II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК (подходы и принципы)

Системный подход:

- целостности

- взаимодействия с производственно-образовательным сообществом_

Деятельностный подход:

- деятельности

- интеграции образовательной среды и производственной

- вариативности

Личностно-ориентированнын подход:

- самоактуализации

- индивидуальности

- выбора

- творчества и успеха

Компетентностный подход:

- соответствия содержания образования запросам работодателей

- непрерывной оценки и анализа учебных достижений студентов на всех этапах обучения_

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОП1ЧЕСКШI БЛОК

Теоретическая подготовка в ходе прохождения дисциплин общепрофесснонального цикла и междисциплинарных курсов, выстроенных по профессиональным модулям, с учетом требований ФГОС СПО и работодателей_

Профессиональная подготовка в ходе прохождения учебной н производственной практики в современных оборудованных учебных мастерских колледжа и условиях реального производства (предприятия)_

Профессиональное воспитание в рамках учебной и внеучебной дельности в интегрированной образовательно-производственной среде

Инновационные средства и методы обучения в рамках реализации технологий проектного и проблемного обучения, игровых и интерактивных, личностно-ориентированных и технологий сотрудничества в условиях образовательно-производственной среды_

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫ!! БЛОК (этапы)

Этап 1. Проектирование и разработка образовательной программы с учетом требований работодателей, выстроенных в рамках профессиональных модулей и вариативной части образовательной программы (теоретическая подготовка и профессиональная подготовка в образовательно-производственной среде)_

Этап 2. Реализация образовательной программы в интегрированной образовательно-производственной среде

Этап 3. Процесс измерения и контроль результативности в условиях, приближенных к реальному производству (экзамен (квалификационный), демонстрационный экзамен, независимая оценка квалификации)_

V. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛБТАТПВЫИ БЛОК

Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовленности студентов

Компетентность:

- Уровень сформированное™ ПК и ОК

Конкурентоспособность:

- уровень трудоустройства выпускников

- удовлетворенность работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников

Профессиональная воспитанность:

- уровень сформированное™ профессионально важных качеств

- уровень сформированностн соцпально-профессиональных качеств_

Уровни профессиональной подготовленности: низкий, средний, высокий

Результат: квалифицированный рабочий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Структурно-содержательная модель подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-

производственной среде колледжа

В рамках методологии системного подхода в модели выделены следующие структурные компоненты - блоки: целевой, методологический, содержательно-технологический, организационно-процессуальный и оценочно-результативный. Совокупность данных компонентов позволяет полно раскрыть процесс подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа (рис.1).

Важность и специфическую роль каждого из представленных в модели блоков определяют следующие их краткие характеристики.

I. Целевой блок.

При разработке модели равно учитывались требования ФГОС СПО и работодателей, зафиксированные в профессиональных и отраслевых стандартах предприятий (далее - ПС и ОС).

Цель, представленная в модели, заключается в подготовке квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа. Квалифицированным рабочим в данном случае выступает специалист, уровень компетентности которого позволяет эффективно решать производственные задачи и выполнять трудовые функции в соответствии с требованиями высокотехнологичного производства. Настоящий специалист способен нестандартно решать производственные задачи, непрерывно саморазвиваться [13]. Достижение поставленной цели определяется решением следующих задач:

- обеспечение освоения студентами современных знаний, приобретения практических навыков и опыта в профессиональной деятельности;

- формирование профессиональных и общих компетенций студентов с учетом их индивидуальных интересов и возможностей, на основе интеграции требований ФГОС СПО и работодателей (ПС/ОС);

- развитие у студентов личностных качеств, расширяющих возможности быстрой перестройки и адаптации к новым условиям и производственным задачам, обеспечивающих на протяжении жизни стремление к достижению высокого уровня профессионального мастерства.

II. Методологический блок.

В данном блоке в соответствии с совокупностью методологических подходов представлены основополагающие принципы подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа.

Использование в качестве исследовательской стратегии системного и дея-тельностного подходов позволяет, во-первых, представить изучаемый процесс целостной системой, включающей в себя структурные компоненты и их функции; во-вторых, содержательно наполнить процесс подготовки квалифицированных рабочих; и, в-третьих, обеспечить повышение уровня профессиональной подготовленности студентов в рамках совместной деятельности колледжа и предприятий в специально созданной интегрированной образовательно-производственной среде. В рамках методологии данных подходов определены следующие принципы подготовки квалифицированных рабочих:

а) в рамках системного подхода:

- принцип целостности, обеспечивающий достижения единства целей, подходов и методов при планировании, организации и оценке результатов всех компонентов профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа;

- принцип взаимодействия с предприятиями, предусматривающий участие заинтересованных сторон непосредственно в образовательном процессе и оценке уровня профессиональной подготовленности выпускников ПОО СПО;

б) в рамках деятельностного подхода:

- принцип деятельности, предписывающий уход от репродуктивного процесса получения знаний студентами к активному, что обеспечивает осмысление ими содержания учебно-профессиональной деятельности и успешное формирование общих и профессиональных компетенций;

- принцип интеграции образовательной и производственной сред, предполагающий обеспечение реальных производственных условий или приближенных к реальным при организации образовательного процесса в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа;

- принцип вариативности, дающий возможность синхронно выстраивать вариативные профессиональные модули образовательной программы в зависимости от нужд реального производства - обновления производственных технологий и оборудования.

Использование методологии личностно ориентированного подхода позволяет выявлять и максимально развивать личностный потенциал студентов колледжа. Обеспечивает достижение данной задачи реализация следующих принципов:

- принцип самоактуализации, обуславливающий успешность саморазвития и самопознания студентов через их стимулирование развивать свои способности;

- принцип индивидуализации, способствующий развитию индивидуальности студентов через создание соответствующих этому условий;

- принцип выбора, предусматривающий создание в образовательно-производственной среде условий наличия у студентов выбора в части наполнения и организации учебно-профессиональной деятельности;

- принцип творчества и успеха, позволяющий определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося в любой сфере деятельности.

В рамках компетентностного подхода в качестве практико -ориентированной тактики исследования обеспечивается результативность процесса подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа. Реализация данного подхода заключается в использовании следующих принципов:

- принцип соответствия содержания образования запросам работодателей, предполагающий регулярное обновление содержания образовательных программ в соответствии с ПС и ОС, учитывающий специфику конкретной территории и интересы производства;

- принцип непрерывной оценки и анализа учебно-профессиональной деятельности студентов, позволяющий обучающемуся оценивать свои достижения и самостоятельно планировать их совершенствование;

III. Содержательно-технологический блок модели реализуется в трех направлениях подготовки студентов в интегрированной образовательно -производственной среде:

- теоретическая подготовка в ходе прохождения дисциплин общепрофессионального цикла и междисциплинарных курсов (МДК), выстроенных по профессиональным модулям, с учетом требований ФГОС СПО и работодателей (ПС/ОС);

- профессиональная подготовка в ходе прохождения учебной и производственной практики в современных оборудованных учебных мастерских колледжа и условиях реального производства (предприятия);

- профессиональное воспитание в рамках учебной и внеучебной дельности в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа.

В отношении третьего направления следует уточнить, что результатом воспитательных взаимодействий является профессиональная воспитанность.

Повышению эффективности профессионального воспитания студентов способствует организация конкурсов, конференций, соревнований, стимулирование студенческого самоуправления, что проявляется в таких качественных показателях профессиональной воспитанности как ответственность, дисциплинированность, стрессоустойчивость, адаптация к изменениям технологий, стремление к саморазвитию, самоконтроль, партнерство, социальные ориентиры в профессиональной деятельности, мобилизация для решения ответственных, в том числе производственных задач и т.д.

В содержание настоящего блока включены конкретные методы, формы, средства и технологии обучения, направленные на повышение уровня профессиональной подготовленности студентов в интегрированной образовательно-производственной среде. Среди технологий обучения преобладают проектное, проблемное, личностно-ориентированное и обучение в сотрудничестве, среди методов - активные и интерактивные, направленные на решение производственных задач в условиях моделирования.

При подготовке квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде важно учесть организационную сторону образовательного процесса - учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, представленное:

- комплексом учебно-методической документации, регулирующей особенности образовательного процесса в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа;

- компьютерами и мультимедийным оборудованием, которые используются для оптимизации процесса профессиональной подготовки студентов в образовательно-производственной среде;

- тренажерами и симуляторами, позволяющими искусственно смоделировать, воссоздать конкретную профессиональную реальность, в которой в дальнейшем предстоит действовать студенту, обеспечивающими формирование профессиональных навыков в интегрированной образовательно-производственной среде;

- стендами и наглядными пособиями, макетами отдельных узлов и деталей, натурными образцами, оборудованием, инструментами, приспособлениями, измерительными приборами;

- организацией работы оборудованных современных учебных мастерских и лабораторий колледжа; цехов, участков и подразделений предприятия.

IV. Организационно-процессуальный блок модели представлен тремя основными этапами.

Этап 1. Проектирование и разработка образовательных программ СПО с учетом требований работодателей (ПС/ОС), выстроенных в рамках профессиональных модулей и вариативной части образовательной программы (теоретическая подготовка и профессиональная подготовка в образовательно-производственной среде).

На данном этапе предусмотрено выявление и формулирование потребностей предприятий к компетентностной модели студента. Здесь же формируется рабочая группа / координационный совет по созданию интегрированной образовательно-производственной среды в колледже. Рабочей группой / координационным советом разрабатывается база локальных нормативных актов, регулирующих организацию образовательного процесса в условиях интегрированной образовательно-производственной среды [9]. В рамках данного этапа определяется необходимость анализа и приведения образовательных программ в соответствие с ПС и ОС, выделение дополнительных профессиональных компетенций, внесение изменений в содержание образовательной программы СПО с учетом требований работодателей, включение в образовательный процесс факторов производственной среды; интеграция кадровых и материально-технических ресурсов колледжа и предприятия.

Важным условием является совместная деятельность колледжа и предприятия по разработке положения о наставничестве, порядке закрепления за обучающимися наставников из числа квалифицированных работников предприятия, а также выявление у них потребности в дополнительном профессиональном образовании.

Этап 2. Реализация образовательной программы в интегрированной образовательно-производственной среде. В рамках данного этапа основной акцент направлен на процесс организации и проведения практик (учебной практики - в условиях модернизированной учебно-производственной мастерской, производственной практики - в режиме реального производства). На период прохождения практики за студентами закрепляются наставники из работников предприятия, обеспечивающие не только адаптацию студентов к профессиональной деятельности, но и их погружение в корпоративную культуру производства.

Этап 3. Процесс измерения и контроль результативности в условиях, приближенных к реальному производству. В рамках модели важным является организация процедур промежуточной аттестации (ПА) в форме экзамена (квалификационного), демонстрационного экзамена по профессиональным модулям образовательной программы СПО (в т.ч. разработка механизмов и инструментов ПА) и организация государственной итоговой аттестации (ГИА) студентов, с привлечением ведущих специалистов предприятия, а также совместная разработка критериев и показателей оценки уровня подготовленности выпускников.

Одной из новых форм ГИА по образовательным программам СПО сегодня является проведение аттестации, в том числе и ПА, по методике независимой оценки квалификации (НОК) [14]. Этим определяется соответствие квалификации соискателя (выпускника) требованиям ПС или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовые и организационные основы НОК определены в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 238-Ф3.

Научное обоснование и технологические особенности сопряжения ГИА и НОК в части объектов оценивания (профессиональные компетенции, определённые содержанием профессиональной образовательной программы и соотнесенные с ПС, а также общие компетенции в рамках ФГОС СПО) и оценочных процедур (включая в рамках ГИА защиту выпускной квалификационной работы, а в рамках НОК - прохождение профессионального экзамена) представлены нами в статье ранее [15].

V. Оценочно-результативный блок модели содержит оценку уровня подготовки студентов в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа.

К критериям оценки уровня профессиональной подготовленности студентов отнесены: компетентность, конкурентоспособность и профессиональная воспитанность. Показателями прежде всего выступают данные о выпускниках колледжа, освоивших уровень профессионального образования с получением диплома, получивших свидетельство о квалификации и трудоустроившихся. Уровень конкурентоспособности определяется, наряду с прочими, уровнем успеваемости в процессе обучения и ГИА, удовлетворенностью работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников. Профессиональная воспитанность выпускника представляет собой оценку профессионально важных качеств (долговременная мотивация к профессии, ответственность, дисциплинированность, стрессоустойчи-вость, адаптация к изменениям технологий, стремление к саморазвитию, самоконтроль) и социально-профессиональных качеств (участие в конкурсах профессионального мастерства, общественной жизни коллектива).

Выделено три уровня профессиональной подготовленности студентов: низкий, средний и высокий, позволяющие своевременно и целенаправленно провести коррекцию учебно-профессиональной деятельности.

Представленная модель подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде проходит апробацию в ГА-

ПОУ СО «Новоуральский технологический колледж» (далее - Колледж) в рамках реализации образовательных программ СПО - 15.01.30 Слесарь, 15.01.25 Станочник (металлообработка), 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Предприятиями - социальными партнерами выступают ООО «Научно-производственное объединение «Центротех», АО «Уральский электрохимический комбинат». На площадках данных предприятий реализуется вся практическая часть образовательных программ.

Все задачи по проектированию и реализации образовательного процесса Колледж и предприятия решают совместно. При этом от Колледжа участвуют преподаватели и мастера производственного обучения, прошедшие необходимые стажировки. Со стороны предприятий - преподаватели общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, наставники - высококвалифицированные работники цехов предприятий.

В качестве основных результатов реализации разработанной модели следует выделить:

- для предприятий - включение в процесс подготовки квалифицированных рабочих кадров в колледже и их отбор для своих производств;

- для колледжа - повышение качества практического обучения и профессионального воспитания;

- для студентов - оформление трудового стажа, получение заработной платы во время обучения на предприятии, возможность гарантированного трудоустройства и сокращение сроков адаптации на производстве.

Заключение. Требование современного профессионального образования в части обеспечения практико-ориентированности подготовки квалифицированных рабочих обусловило необходимость интеграции образовательной и производственной сред обучения в единую педагогическую систему. Между тем существующие на сегодня научные подходы и разработки не позволяют обеспечить данное единство и эффективность профессиональной подготовки в условиях такой интеграции.

Проведенное исследование, основанное на ведущих положениях системного, деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов, позволило разработать и обосновать педагогическую модель подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа. Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется описанием в авторской модели методологических, организационных и технологических аспектов организации образовательного процесса в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа и возможностью представить данный процесс как организованную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных блоков - целевого, методологического, содержательно-технологического, организационно-процессуального и оценочно-результативного.

Модель подготовки квалифицированных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа практически значима своей направленностью на повышение уровня профессиональной подготовленности

студентов и их последующее успешное трудоустройство на предприятие. Она может выступить ориентиром для образовательных организаций СПО и предприятий при подготовке квалифицированных рабочих, в т. ч. и в рамках государственного федерального образовательного проекта «Профессионалитет».

Список источников

1. Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. - 2016. - № 3 (132). - С. 44-56.

2. Листвин А.А. Дуальная система профессионального обучения: условия применения в России // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 3(64). - С. 118122.

3. Ханнелоре К., Есенина Е.Ю. «Старая дама в очень современном интернациональном платье»: (немецкая дуальная система профессионального образования и обучения в Германии и в мире) // Образование и наука. - 2015. - №8. - С. 34-49.

4. Вадова Л.Ю. Система взаимодействия вуза и работодателей в подготовке будущих специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -

2016. - № 5. - С. 311-315.

5. Профессиональная педагогика: учебник / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова; 3-е изд. Москва: Ассоциация профессионального образования, 2010. - 456 с.

6. Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 21-31.

7. Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А. Современные модели профессионального образования: преимущества и возможность внедрения // Профобразование и профессиональная подготовка. Поволжский педагогический поиск: (научный журнал). - 2018. - №3(25). URL: https://www.ulspu.ru/science/proekt-crossref/arxiv/VRPS3(25)2018NagimovaFahretdinova.pdf.

8. Лунькин А.Н. Об инновационности и конкурентоспособности образовательных организаций // Профессиональное образование и общество. - 2020. - № 1(33). - С. 236-244.

9. Тюрина Г.А., Федоров В.А., Осипова И.В., Третьякова Н.В. Дуальная подготовка квалифицированных рабочих в системе среднего профессионального образования: монография / под общ. ред. В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2022. 101 с.

10. Черданцева И.В., Черняйкин А.В., Меденцев А.А. Подготовка компетентных сельскохозяйственных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде // Профессиональное образование в современном мире. - 2017. - Т. 7, № 1. - С. 850-859.

11. Амирова С.С., Галиахметова Р.Н., Булатова В.М., Чекунов Н.И. Педагогические условия обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов // Вестник Казанского университета. - 2010. - Вып. 9. - С. 681-683.

12. Образовательно-отраслевой кластер как инструмент инновационного развития в процессе непрерывного образования специалистов в системе среднего профессионального образования / В.Я. Синенко, М.П. Пальянов, И.В. Сыромолотов [и др.] // Сибирский учитель. -

2017. - № 2(111). - С. 5-11.

13. Васильева А.А. Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2016. - № 179. - С. 100-109.

14. Есенина Е.Ю., Сатдыков А.И., Коновалов А.А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. - 2022. - № 4(111). - С. 116-133.

15. Федоров В.А., Третьякова Н.В., Тюрина Г.А. Сопряжение процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций в СПО // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 35-54.

References

1. Listvin A.A. Dual noe obuchenie v Rossii: ot koncepcii k praktike. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2016; 132(3): 44-56. (In Russian).

2. Listvin A.A. Dualnaya sistema professionaFnogo obucheniya: usloviya primeneniya v Rossii. Vestnik Cherepoveczkogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Cherepovets State University. 2015; 64 (3): 118-122. (In Russian).

3. Xannelore K., Esenina E.Yu. «Staraya dama v ochen' sovremennom internacionalnom plat'e» (nemeczkaya dual'naya sistema professionaFnogo obrazovaniya i obucheniya v Germanii i v mire). Obrazovanie i nauka = Education and science. 2015; (8): 34-49. (In Russian).

4. Vadova L.Yu. Sistema vzaimodejstviya vuza i rabotodatelej v podgotovke budushhix spe-cialistov. Mezhdunarodny] zhurnalprikladny 'x i fundamental ny x issledovanij = International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016; (5): 311-315. (In Russian).

5. Batyshev S.Ya., Novikov A.M. Professionalnaya pedagogika: uchebnik. Moscwa: Associ-aciya Professionalnogo obrazovaniya = Moscow: Association of Professional Education. 2010. 456 p. (In Russian).

6. Tkachenko E.V. Problemy' podgotovki rabochix kadrov v RF. Pedagogika =Pedagogy. 2014; (6): 21-31. (In Russian).

7. Nagimova N.I., Faxretdinova M.A. Sovremenny'e modeli professionaFnogo obrazovaniya: preimushhestva i vozmozhnost' vnedreniya. Profobrazovanie i professional naya podgotovka. Pov-olzhskijpedagogicheskij poisk: (nauchny j zhurnal). = Vocational education and training. Volga Pedagogical Search: (scientific journal). 2018; 25(3). - URL: https://www.ulspu.ru/science/proekt-crossref/arxiv/VRPS3(25)2018NagimovaFahretdinova.pdf (In Russian).

8. Lun kin A.N. Ob innovacionnosti i konkurentosposobnosti obrazovatelny'x organizacij. Professional noe obrazovanie i obshhestvo = Professional education and society. 2020; 33(1): 236244. (In Russian).

9. Tyurina G.A., Fedorov V.A., Osipova I.V., Treïyakova N.V. Dual naya podgotovka kvali-ficirovanny'x rabochix v sisteme srednego professional nogo obrazovaniya. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta = Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State Vocational Pedagogical University. 2022. 101 p. (In Russian).

10. Cherdanceva I.V., Chernyajkin A.V., Medencev A.A. Podgotovka kompetentny'x sel'skoxozyajstvenny'x rabochix v integrirovannoj obrazovateFno-proizvodstvennoj srede. Professional 'noe obrazovanie v sovremennom mire = Professional education in the modern world. 2017; (1): 859-859. (In Russian).

11. Amirova S.S., Galiaxmetova R.N., Bulatova V.M., Chekunov N.I. Pedagogicheskie usloviya obespecheniya kompetentnostnogo podxoda v podgotovke budushhix specialistov. Vestnik Kazanskogo universiteta = Bulletin of Kazan University. 2010; (9): 681-683. (In Russian).

12. Sinenko V.Ya., Palyanov M.P., Syrmolotov I.V. [i dr.]. Obrazovatelno-otraslevoj klaster kak instrument innovacionnogo razvitiya v processe neprery'vnogo obrazovaniya specialistov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Sibirskij uchiteV = Siberian teacher. 2017; 111(2): 511. (In Russian).

13. VasiVeva A.A. Podgotovka kvalificirovanny'x rabochix v sovremenny'x usloviyax razvitiya srednego professional nogo obrazovaniya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta imeni A. I. Gercena = Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2016; (179): 100-109. (In Russian).

14. Esenina E.Yu., Satdy^kov A.I., Konovalov A.A. Metodologiya i instrumentarij sovremennoj ocenki professional'noj kompetentnosti pedagogicheskix rabotnikov sistemy' srednego profession-alnogo obrazovaniya. Mir psixologii = The world of psychology. 2022; 111(4): 116-133. (In Russian).

15. Fedorov V.A., Trefyakova N.V., Tyurina G.A. Sopryazhenie procedur gosudarstvennoj itogovoj attestacii i nezavisimoj ocenki kvalifikacij v SPO. Professionalnoe obrazovanie i rynok tru-da = Vocational education and the labor market. 2022; 10(3): 35-54. (In Russian).

Заявленный вклад авторов статьи:

Владимир Анатольевич Федоров - построение общей концепции исследования, разработка методологических основ модели подготовки квалифицированных рабочих.

Наталия Владимировна Третьякова - литературный обзор состояния решения исследуемой проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Галина Анатольевна Тюрина - разработка модели подготовки квалифицированных рабочих.

Claimed contribution of the authors of the article:

Vladimir A. Fedorov - construction of a general research concept, development of methodolog-

ical foundations for a model for training qualified workers.

Natalia V. Tretyakova - a literary review of the state of the solution to the problem under

study.

Galina A. Tyurina - development of a model for training qualified workers.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 03.09.2023; одобрена после рецензирования 16.10.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 03.09.2023; approved after reviewing 16.10.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.