Научная статья на тему 'Модель подготовки кадров для учреждений социокультурной сферы'

Модель подготовки кадров для учреждений социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНДУСТРИЯ / ИНДУСТРИЯ КРЕАТИВНОГО ДОСУГА / ТЕХНОЛОГИЯ ИНДУСТРИИ КРЕАТИВНОГО ДОСУГА / СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / INTERACTION / INDUSTRY / INDUSTRY OF CREATIVE LEISURE / TECHNOLOGY OF THE INDUSTRY OF CREATIVE LEISURE / SYSTEM OF INNOVATIVE TRAINING OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Валентина Павловна, Грибкова Галина Ивановна, Милькевич Оксана Анатольевна

В статье представлена модель взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга как основы инновационной подготовки кадров для учреждений образования и культуры, отражающая опыт Московского городского педагогического университета. Представленная модель является основой преодоления противоречия между спросом на специалистов сферы досуга, готовых и способных к инновационной деятельности, и направленностью программ профессиональной подготовки на формирование специалистов с точки зрения традиционного понимания сферы досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Model of Personnel for Social and Cultural Institutions

The article presents a model of interaction between the university and enterprises of the creative leisure industry as the basis for innovative training for educational and cultural institutions, reflecting the experience of the Moscow City Pedagogical University was developed. The presented model is the basis for overcoming the contradiction between the demand for leisure professionals ready and able to innovate, and the focus of training programs on the formation of specialists in terms of the traditional understanding of the leisure industry.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки кадров для учреждений социокультурной сферы»

20/y/;J -

ш

6. Маслов А. В. Управление знаниями в организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015. - № 6. - С. 489-491.

7. Официальный сайт МАДОУ № 37 [Электронный ресурс]. - URL: https://mdoy.pr o/index_ds.php?sad=849 (дата обращения: 12.04.19).

8. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования [Электронный ресурс]. - 2014. - № 7. - URL: http://xn--31 -jlc6c.xn--p 1 ai/images/sampledata/doc31/79.pdf.

9. Прищепова И. В. Вопросы организации и методического обеспечения работы ДОУ. - СПб., 2016.

10. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета [Электронный ресурс]. -2018 - №3 - URL: https://vest nik.mininunive r.ru/jour/article/view/870/682 (дата обращения 17.04.19).

В. П. Сергеева, Г. И. Грибкова, О. А. Милькевич

УДК 378

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

СФЕРЫ

последние десятилетия досуг и способы его проведения играют большую роль в формировании культуры личности и общества, сохранении традиционных культурных норм, ценностей, конструктов. Это обуслов-

лено развитием индустрии досуга на фоне глобализации, экономизации культуры, коммерциализации досуга, внедрения технологических принципов в процесс организации досуга. Настоящий этап развития социокультурной сферы характеризуется переходом к технологии индустрии креативного досуга, где особое место отведено взаимодействию вуза и предприятий индустрии креативного досуга, а также созданию системы инновационной подготовки кадров для учреждений образования и культуры в условиях вуза.

Вместе с тем индустрия досуга может включать в себя разные направления деятельности, по которым может быть осуществлена подготовка кадров к таким технологиям, как индустрия семейного и детского отдыха, организация гостеприимства и услуг, организация развлечений и праздников, шоу-индустрия, игровая, компьютерная, творческая, музыкальная индустрии, индустрия танца и кино и др.

Результаты исследования сущности и содержания социально-культурной деятельности представлены в публикациях Э. И. Медведь, О. И. Киселевой, В. П. Сергеевой, Н. Н. Яро-шенко и др. Актуальными являются исследования, посвященные изучению значимости досуга в развитии личности, сущности и специфики современной индустрии креативного досуга, ее составляющих (М. А. Ариарский [2], В. З. Дуликов [4], Л. В. Секретова [8], В. П. Сергеева [1] и др.), которые определяют возможность отбора содержания дисциплин профессиональной подготовки будущих специалистов данной сферы. Кроме того, результаты исследования индустрии креативного досуга определяют необходимость гибкого и динамичного реагирования системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации на расширение видов креативного досуга, появление новых форм его организации. Изучение эффективных моделей и технологий подготовки специалистов для индустрии креативного досуга (Г. И. Грибкова [3]; Т. И. Ивлева [5]; О. И. Киселева, Э. И. Медведь [7]; В. П. Сергеева [6; 9]) отражает опыт ученых и практикующих

специалистов в проектировании возможных альтернатив традиционной системе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы досуга. Недостаточно разработанным является вопрос взаимодействия учреждений профессионального образования (в частности, вуза) и учреждений креативного досуга как основных субъектов в подготовке специалистов рассматриваемой сферы.

Сложившаяся практика взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга сводится к организации различных видов практики на базе предприятий досуга и привлечению представителей данных предприятий к проведению итоговой государственной аттестации. Недостаточно сформировано единое понимание всеми субъектами взаимодействия требований к результатам высшего образования, сущности изменений сферы досуга и социокультурной ситуации как основания происходящих изменений.

Специфика профессиональной подготовки кадров для индустрии досуга - это овладение «новыми» формами организации досуга, умением их проектирования и организации. Во время подготовки специалистов основной акцент перенесен на практико ориентированное обучение с учетом всех современных форм и видов культурно-досуговой деятельности, которые в настоящее время приобретают большую популярность среди участников индустрии креативного досуга (многообразные виды квестов, батлы, стори-теллинг, вербатим и др.).

В создавшихся условиях возникла необходимость в разработке программ подготовки будущих бакалавров, магистрантов для профессиональной деятельности в области динамично меняющейся индустрии досуга. Поэтому взаимодействие вуза и предприятий креативного досуга в процессе профессиональной подготовки определяет облик каждого учреждения культуры, эффективность его функционирования и влияния на создание и реализацию разнообразных креативных программ для разных возрастных категорий. Компоненты технологии индустрии креативного досуга служат основным механизмом деятельности вуза и учреждений культуры,

что позволит им легче войти в новые экономические условия и социальную среду.

Цель статьи - охарактеризовать модель взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для социокультурной сферы.

Разрабатываемая нами модель взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров предполагает не только теоретическое, но и методологическое обоснование.

1. Целевой компонент модели включает цель и задачи взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга по овладению студентами-бакалаврами, магистрантами и специалистами учреждений культуры знаний в области целеполагания, проектировании интерактивных технологий индустрии культурно-творческой и инновационной деятельности.

Цель исследования - разработать и апробировать модель взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для учреждений образования и культуры.

Задачи выполнения:

1. Выявить и обосновать теоретико-методологические основы взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для учреждений образования и культуры.

2. Разработать содержание и механизмы социально-культурного взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для учреждений образования и культуры.

3. Определить критерии, показатели и уровни эффективного взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга.

4. Методически разработать и внедрить содержание взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров.

2. Методологический компонент

Определены базовые методологические подходы (культурологический, компетент-

20/у/.3 -

(Ш\

ностный, процессный, креативный и инновационный), которые во многом определяют взаимодействие в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы индустрии. Реализация вышеназванных методологических подходов позволила определить основополагающие принципы:

• принцип динамичности - последовательное усвоение и совершенствование профессионально-личностных качеств на всех этапах становления личности в профессии в условиях взаимодействия субъектов подготовки специалистов для индустрии креативного досуга;

• принцип самостоятельности и активности - развитие стремления у обучающихся к творческому и креативно-личностному самосовершенствованию, использованию ресурсов взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга;

• принцип креативности - создание условий для успешного вхождения личности в профессиональную деятельность; стимулирование к раскрытию и развитию своего творческого потенциала, способности находить нестандартные решения в процессе профессиональной деятельности;

• принцип инновационности предусматривает реализацию социальных проектов в соответствии с современными методиками и интерактивными технологиями, которые неразрывно связаны с креативным и инновационным подходами;

• принцип событийности предполагает выстраивание креативно-досугового и культурно-образовательного процесса с яркими запоминающимися событиями, творцами и участниками которых являются как обучающиеся, специалисты учреждений культуры, так и потребители;

• принцип конкурентноспособности предусматривает формирование профессиональных компетенций обучающихся, которые позволят после окончания вуза реализоваться в педагогической, социально-культурной деятельности, выдерживая конкуренцию в данной сфере.

Для реализации взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного в систе-

ме инновационной подготовки кадров для социально-культурной сферы были определены следующие функции: социально-креативная, образовательно-маркетинговая, информационно-инновационная, проектно-органи-зационная.

3. Содержательный компонент разрабатываемой модели отражает общий смысл процесса взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга в подготовке специалистов для социально-культурной сферы. Содержание направлено на разработку технологии индустрии креативного досуга как алгоритма целостной системы управления, состоящей из нескольких блоков:

1. Организационный блок нацелен на создание и реализацию программ подготовки будущих бакалавров, магистрантов к организации креативного досуга; повышение квалификации специалистов учреждений культуры по разработке собственных интерактивных направлений индустрии досуга с населением города и др.

2. Методической блок направлен на организацию семинаров, конференций, написание монографий, создание сценарных разработок, конкурса программ, проектов в режиме онлайн и методических рекомендаций, описание лучшего опыта специалистов учреждений культуры и его диверсификация.

3. Креативный блок направлен на организацию творческих фестивалей, конкурсов, смотров среди обучающихся разных возрастных категорий, разработку и внедрение интерактивных технологий в индустрию досуга.

4. Консалтинговый блок направлен на создание представителями вуза и сотрудниками профессионального сообщества учреждений социально-культурной сферы центров психологической, маркетинговой, технологической поддержки организаторам и руководителям предприятий индустрии креативного досуга в социальной среде города.

5. Маркетинговый блок направлен на подготовку кадров для столичных учреждений образования и культуры в целях формирования таких компетенций, как креативная, имиджевая, коммуникативная, информационно-технологическая, репрезентативная и дивер-

сификационная, что позволит расширить возможности организации культурного досуга населения.

4. Деятельностный компонент модели отражает механизмы реализации социально-креативной деятельности обучающихся и сотрудников учреждений культуры в реализации городских проектов на основе совместно разработанных проектов, технологий интерактивной деятельности. Отрабатывается техника групповой работы в процессе реализации группового проектирования инновационных технологий интерактивного характера, организации креативно-досуговых или культурно-творческих мероприятий, включающая в себя технику сплочения группы студентов и специалистов предприятий креативного досуга.

Технология индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров включает в себя следующие этапы:

1 этап: инициация (идея) интерактивной технологии в индустрии досуга;

2 этап: определение среды (с кем будет реализован проект, кто организатор, в каких условиях, какое финансирование);

3 этап: расширение пространства (кто будет вовлечен в досуговый процесс, какова возрастная категория участников, характеристика мероприятий: выставки, квесты и др. творческая деятельность);

4 этап: реализация намеченных мероприятий, которыми могут быть проекты, фестивали, конкурсы, квесты разных видов и типов, сторителлинги, верботимы, экшн-игры и многое др.

5 этап: рефлексивный анализ проведенных мероприятий.

Механизмы реализации представленного содержания включают в себя обязательное обучение всех обучающихся интерактивным методам и технологиям социально-культурной деятельности и индустрии креативного досуга (мозговые штурмы, «Синквейн», метод ассоциаций, групповая дискуссия, деловая игра, ролевая игра, кейс-метод, «Фиш-боун», метод проектов, интерактивные презентации, исследовательская игра, квесты и др.).

5. Социально-педагогические условия модели определяют эффективность взаимодействия вуза с предприятиями индустрии креативного досуга в подготовке специалистов социально-культурной сферы, включая в себя:

- разработку совместных проектов вуза и предприятий индустрии креативного досуга, создание условий для организации практики обучающихся на предприятиях индустрии креативного досуга;

- разработку интерактивных технологий и диверсификацию инновационного опыта всех субъектов взаимодействия на заседаниях круглых столов, семинарах, научно-практических конференциях и др. формах взаимодействия;

- подготовку и переподготовку специалистов предприятий индустрии досуга по обновленным программам повышения квалификации, предложенным вузом и запрашиваемым специалистами предприятий индустрии досуга;

- консалтинговую деятельность для руководителей и специалистов предприятий индустрии креативного досуга.

6. Критериально-оценочный компонент характеризуется динамикой развития компетенций обучающихся вуза в соответствии с поставленной целью. Определены критерии и показатели оценки взаимодействия вуза и предприятий креативного досуга.

7. Предполагаемый результат направлен на формирование компетенций как у обучающихся в вузе, так и у сотрудников предприятий индустрии досуга. Обучающиеся в процессе реализации социальных проектов, выступая в качестве организаторов и исполнителей, овладевают следующими компетенциями: мотивационной, целеполагающей, коммуникативной, проектно-организаторской, креативной и рефлексивной деятельности.

Сотрудники предприятий индустрии досуга в процессе повышения квалификации и взаимодействия с обучающимися вуза должны совершенствовать свои компетенции: инновационные, проектные, технологические, креативные, маркетинговые.

Таким образом, разработанная и апробированная модель взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга как основы инновационной подготовки кадров для социально-культурной сферы отражает целевой, методологический, содержательный, деятельностный, критериально-оценочный компоненты, механизмы и социально-педагогические условия ее реализации. Представленная модель является основой преодоления противоречия между спросом на специалистов сферы досуга, готовых и способных к инновационной деятельности, и направленностью программ профессиональной подготовки на формирование специалистов с точки зрения традиционного понимания сферы досуга.

АННОТАЦИЯ

В статье представлена модель взаимодействия вуза и предприятий индустрии креативного досуга как основы инновационной подготовки кадров для учреждений образования и культуры, отражающая опыт Московского городского педагогического университета. Представленная модель является основой преодоления противоречия между спросом на специалистов сферы досуга, готовых и способных к инновационной деятельности, и направленностью программ профессиональной подготовки на формирование специалистов с точки зрения традиционного понимания сферы досуга.

Ключевые слова: взаимодействие, индустрия, индустрия креативного досуга, технология индустрии креативного досуга, система инновационной подготовки кадров.

SUMMARY

The article presents a model of interaction between the university and enterprises of the creative leisure industry as the basis for innovative training for educational and cultural institutions, reflecting the experience of the Moscow City Pedagogical University was developed. The presented model is the basis for overcoming the contradiction between the demand for leisure professionals ready and able to innovate, and the focus of training programs on the formation of specialists in terms of the traditional understanding of the leisure industry.

Key words: interaction, industry, industry of creative leisure, technology of the industry of creative leisure, system of innovative training of personnel.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям: монография / под науч. ред В. П. Сергеевой. - М.: ИНФА-М, 2017. - 131 с.

2. Ариарский М. А. Индустрия досуга: социально-культурный аспект. Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / под ред. Л. В. Сек-ретовой. - 2013. - Т. 195. - С. 47-55.

3. Грибкова Г. И. Технология проектирования в социально-культурной сфере // Вестник экономической интеграции. - 2014. -№ 3 (72). - С. 76-82.

4. Дуликов В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 3 (59). - С. 121-127.

5. Ивлева Т. Н. Интенсивные технологии в подготовке студентов вуза для современной индустрии досуга // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 34. - С. 217-221.

6. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи: монография / под науч. ред В. П. Сергеевой. - М.: ИНФА-М, 2017. -165 с.

7. Медведь Э. И., Киселева О. И. Профессионально-ориентированная подготовка бакалавров социально-культурной деятельности к организации досуга детей и молодежи: учебное пособие. - Саратов, 2015. - 76 с.

8. Секретова Л. В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России: сб. статей по матер. всерос. науч.-практ. конф. 24-25 января 2013 г. / науч. ред. М. А. Ариарский, В. И. Еременко. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. - С. 47-55.

9. Сергеева В. П. Проектирование инновационных технологий и моделирование в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.