Научная статья на тему 'Модель подготовки к соревнованиям дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения'

Модель подготовки к соревнованиям дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ / ДЗЮДОИСТЫ-ПАРАЛИМПИЙЦЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / СЕНСОРНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барченко Сергей Алексеевич, Бочковская Виктория Леонидовна

Авторами представлена модель физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения, в которой акцентировано внимание на подтягивании отстающих при сохранении или незначительном развитии сильных сторон подготовленности спортсменов. Ведущим компонентом данной модели является метод так называемого «осознания мышечного чувства», когда спортсмен сосредоточен на восприятиях и ощущениях, которые возникают в мышцах, связках, суставах, в результате выполнения разных приемов и действий. На индивидуальном уровне тренированности спортсмена достигалась такая точность дифференцирования кинестетических ощущений, когда дзюдоист правильно и адекватно прогнозировал итоговое действие или движение, а также определял характер погрешности его выполнения. Экспериментально доказана высокая эффективность применения разработанной модели физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барченко Сергей Алексеевич, Бочковская Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of preparation for competitions of judokas Paralympians with visual impairments

Authors have presented the model for physical training of the judokas Paralympians with visual impairments, in which the attention is focused on pulling up the lagging behind ones at preservation or insignificant development of the strengths of readiness of athletes. The leading component of this model is the method of so-called "understanding of muscle sense", when the athlete is concentrated on perceptions and feelings which arise in muscles, ligaments, joints, as a result of performance of different receptions and actions. At the individual level of fitness of the athlete, such accuracy of the differentiation of kinesthetic feelings, when the judokas predicted correctly and adequately the total action or the movement, was reached, and there was also defined the character of the error in performance. The high efficiency of the application of the developed model for physical training is experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки к соревнованиям дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения»

обучаемого курса, и как отмечают сами занимающиеся, положительно повлияли на общее самочувствие и здоровье (53%) , и уровень готовности их личностных качеств (78%), составляющих основу решений и профессиональных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанные авторами критерии оценки педагогических умений и навыков в рамках формируемых профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту, позволяют производить контроль и вносить своевременные коррективы в образовательный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовки контингента занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [электронный ресурс] // URL : http://www.minsport.gov.ru/2016/doc/order245pril_140316.pdf. - Дата обращения 20.07.2018.

2. Профессиональный тренерский курс «Pilates PROgressive» [электронный ресурс] // URL : http://fitnessprofieducation.com/index.php/training-and-services/professionalnyj-trenerskij-kurs-pilates-progressive.html. - Дата обращения: 20.07.2018.

3. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500. - Дата обращения: 20.07.2018.

4. Body and Mind functional practice [электронный ресурс] // URL: http://fitnessprofieduca-tion.com/index.php/training-and-services/actions/body-and-mind-functional-practice.html. - Дата обращения: 20.07.2018.

REFERENCES

1. Action plan for the implementation in 2016-2020 of the strategy for the development of physical culture and sports for the period up to 2020, available at: http://www.minsport.gov.ru/2016/doc/or-der245pril_140316.pdf.

2. Professional Coaching Course "Pilates PROgressive ", available at: http://fitnessprofieduca-tion.com/index.php/training-and-services/professionalnyj-trenerskij-kurs-pilates-progressive.html.

3. The order of the Government of the Russian Federation from 8/7/2009 No. 1101-r "About the approval of the Strategy of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation until 2020", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500.

4. Body and mind functional practice, available at: http://fitnessprofieducation.com/in-dex.php/training-and-services/actions/body-and-mind-functional-practice.html.

Контактная информация: asmcode@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.07.2018

УДК 796.853.23

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ДЗЮДОИСТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Сергей Алексеевич Барченко, соискатель,

Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Авторами представлена модель физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения, в которой акцентировано внимание на подтягивании отстающих при сохранении или незначительном развитии сильных сторон подготовленности спортсменов. Ведущим компонентом

данной модели является метод так называемого «осознания мышечного чувства», когда спортсмен сосредоточен на восприятиях и ощущениях, которые возникают в мышцах, связках, суставах, в результате выполнения разных приемов и действий. На индивидуальном уровне тренированности спортсмена достигалась такая точность дифференцирования кинестетических ощущений, когда дзюдоист правильно и адекватно прогнозировал итоговое действие или движение, а также определял характер погрешности его выполнения. Экспериментально доказана высокая эффективность применения разработанной модели физической подготовки.

Ключевые слова: модель подготовки к соревнованиям; дзюдоисты-паралимпийцы с нарушением зрения; содержание тренировочного процесса; сенсорные и двигательные навыки.

MODEL OF PREPARATION FOR COMPETITIONS OF JUDOKAS PARALYMPIANS

WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Sergey Alekseevich Barchenko, the competitor, Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

Authors have presented the model for physical training of the judokas Paralympians with visual impairments, in which the attention is focused on pulling up the lagging behind ones at preservation or insignificant development of the strengths of readiness of athletes. The leading component of this model is the method of so-called "understanding of muscle sense", when the athlete is concentrated on perceptions and feelings which arise in muscles, ligaments, joints, as a result of performance of different receptions and actions. At the individual level of fitness of the athlete, such accuracy of the differentiation of kinesthetic feelings, when the judokas predicted correctly and adequately the total action or the movement, was reached, and there was also defined the character of the error in performance. The high efficiency of the application of the developed model for physical training is experimentally proved.

Keywords: model of preparation for competitions, judokas Paralympians with visual impairment, content of training process, touch and movement skills.

На современном этапе для победы на различных соревнованиях дзюдоистам с нарушением зрения нужно обладать высоким уровнем развития физических качеств. В связи с нарушением зрения дзюдоисты-паралимпийцы отстают именно в физическом развитии. Таким образом, физическую подготовку дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения нужно рассматривать как основу для усвоения техники, а ее направленность должна строиться с учетом развития компенсаторных физических качеств, укреплению мышечного корсета, развитию мышечных групп, которые необходимы для успешного выступления на соревнованиях [1].

Исходя из этого, предложенная модель физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения строилась с учетом принципа «компенсирующей» нагрузки, что предполагало подбор таких средств и методов, которые были направлены на улучшение физических качеств дзюдоистов-паралимпийцев и умение контролировать, а также дифференцировать свои движения. [1, 2].

Предложенная модель основывалась на подходах общей педагогики (рисунок 1).

Организация и содержание процесса физической подготовки дзюдоистов-паралим-пийцев были разработаны и внедрены в соответствии с теоретическими положениями исследования.

Модель предусматривала изменение содержательной части упражнений, объема нагрузки, ее интенсивности. Сложность упражнений варьировалась в зависимости от индивидуальных физических возможностей каждого спортсмена, функционального состояния его организма, классификацией. Доступность упражнений определялась возможностью дзюдоистов-паралимпийцев выполнить то или иное двигательное действие. Последовательность выполнения упражнений проходила от более легкого упражнения к более сложному действию. Нагрузка подбиралась в соответствии с индивидуальными возможностями каждого спортсмена. [3].

.Модель подготовки к поединкам

Совершенствование

Уровень готовности

Соревнования

Содержание тренировки дзюдоистов —^-

Методика формирования навыков для поелннков:

- формирование сенсорных и двигательных навыков;

- формирование моторики движений;

- опора на разнообразные сенсорные функции (мышечные, слуховые, тактильные);

- преодоление мышечной скованности при отсутствии должного расслабления мышц;

- использование различных форм контроля и саморегулирования движении.

Цель тренировки — подготовка к Со* ревнованним

Развитие физических качеств:

- силы, ловкости, быстроты, силовой выносливости,

) точности движении;

- высокая личная физическая готовность;

- формирование физической готовности, обеспечивающей высокий уровень работоспособности в ходе поединка;

- знание всех сторон готовности ксооевнованиям.

Цр

Подготовка дзюдоистов-паралвмпнбцев к соревнованиям

Пути подготовки

В процессе тренировочных занятий под руководством тренера

В процессе соревнований дзюдопстов-наралнмшншев с нарушением зрения

Рисунок 1 - Педагогическая модель подготовки к соревнованиям дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением

зрения

При разработке модели учитывались организационно-методические положения:

- изучение исходного уровня физической подготовленности у дзюдоистов-паралимпийцев;

- отбор и применение наиболее эффективных и возможных для выполнения средств по улучшению физической подготовленности спортсменов;

- контроль над функциональным состоянием спортсменов;

- прослеживание изменений показателей уровня физической подготовленности посредством педагогического тестирования.

Развитие и совершенствование физических качеств осуществлялось путем применения различных методов физического воспитания в соответствии с конкретными задачами подготовки. Выбор методов и приемов регулировался при этом исходным уровнем развития физической подготовленности.

В процессе физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения нами использовались те же методы, что и при подготовке здоровых спортсменов:

- для развития выносливости - равномерный, повторный методы;

- для развития гибкости - динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения;

- для развития скорости - повторный и интервальный методы;

- для развития координационных способностей - методы стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения;

- для развития силовых качеств - повторный и переменный методы.

При этом учитывались функциональные возможности организма спортсменов на данном этапе подготовки и медицинская классификация. [1,2].

Практическая работа позволила особенно выделить несколько методов: метод объяснения, метод показа, метод так называемого «осознания мышечного чувства».

В тренировках с дзюдоистами с нарушением зрения важность применения метода объяснения состояла в том, что предложенные для освоения приемы нужно было прочувствовать совместно с осязательными, обонятельными, слуховыми, зрительными представлениями совместно с пространственным восприятием предложенного действия. Объяснение приема и действия должно быть понятным, доступным для спортсмена с нарушением зрения, обязательно соответствовать его образовательному и интеллектуальному уровням.

Наиболее подходящими для дзюдоистов представляли словесные отчеты, которые позволяли тренеру узнать, как спортсмен понял его объяснение.

Контактный метод или метод показа был активным и пассивным. Так, пассивный метод предполагал показ непосредственно на дзюдоисте, активный - когда спортсмен самостоятельно знакомился с положением частей тела на другом человеке.

Ведущим методом являлся метод так называемого «осознания мышечного чувства», когда спортсмен сосредоточен на восприятиях и ощущениях, которые возникают в мышцах, связках, суставах, в результате выполнения разных приемов и действий. На индивидуальном уровне тренированности спортсмена достигалась такая точность дифференцирования кинестетических ощущений, когда дзюдоист правильно и адекватно прогнозировал итоговое действие или движение, а также определял характер погрешности его выполнения.

Следует отметить, что при совершенствовании физических качеств у дзюдоистов-паралимпийцев наиболее целесообразно использовать сочетание из нескольких взаимно дополняющих друг друга методов в соответствии с целями и задачами этапа подготовки. При подборе методов учитывался уровень физической подготовленности дзюдоистов-па-ралимпийцев с нарушением зрения на текущем этапе, что наилучшим образом обеспечивало развитие физических качеств, благодаря оперативной коррекции текущего состояния спортсмена.

Структура тренировочных занятий определялась многими факторами, в числе которых цель и задачи данного занятия, функциональная готовность спортсмена, величина нагрузки на занятии, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха [3].

Модель физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения акцентировала внимание на подтягивании отстающих при сохранении или незначительном развитии сильных сторон подготовленности, а также имела коррекционную направленность. По материалам исходного тестирования был составлен индивидуальный портрет физической подготовленности каждого спортсмена. На этой основе намечались целесообразные коррекции в содержании предстоящего этапа подготовки, которые отображались в виде рекомендаций тренеру.

Для каждого спортсмена тренировочная программа детализировалась как с учетом слабых сторон подготовленности, так и особенностей нарушения зрения. При низких значениях отдельных показателей определялся характер тренировочных нагрузок

(направленность, интервалы отдыха). При этом учитывалось слабое звено в подготовленности каждого спортсмена. Занятия регулировались на основе текущей оценке состояния.

Увеличение объема направленных тренировочных средств осуществлялось за счет уменьшения аналогичных параметров тренировочной нагрузки, направленной на развитие «сильно» выраженных сторон подготовленности спортсменов [3]. При достижении уровня отстающего в своем развитии физического качества должной величины расчетные нормы направленных нагрузок снижались до уровня запрограммированных. В случае, когда показатели физической готовности диагностировались как средние, выполнялись запланированные тренировочные нагрузки.

На протяжении всего периода подготовки дзюдоисты-паралимпийцы с нарушением зрения выполняли комплексы упражнений для мышц глаз. Упражнения для мышц глаз выполнялись как в начале тренировки, так и в заключительной его части. Было установлено, что данные упражнения положительно влияют на функции зрительного анализатора. Выполняя данные упражнения в начале тренировки, мы подготавливаем глаза к нагрузке. Применяя упражнения для глаз в конце занятия, мы снимаем напряжение с глазных мышц, полученных во время тренировки. Выполнение упражнений начиналось с 4 - 5 повторений и постепенно увеличивалось до 8.

Модель физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев строилась в соответствии с годичным циклом подготовки.

В процессе работы были выделены этапы, циклы и периоды физической подготовки. Структура одной тренировки - трехуровневая: микро-, мезо- и макроструктура. Были выделены четыре разновидности микроциклов - собственно-тренировочные, пред-соревновательные, соревновательные и восстановительные. Годичный цикл физических тренировок был разделен на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период включал в себя временной отрезок от начала тренировочных занятий до первых соревнований. Он был разделен на два этапа: общий подготовительный и специальный подготовительный. Первостепенная задача общего подготовительного этапа: развитие и совершенствование составляющих для спортивной формы и мастерства дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения.

На общем подготовительном этапе превалировали средства общей подготовки над специальными средствами. Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок была направлена на первостепенный рост объема, при постепенном увеличении не только объема, но и интенсивности физической нагрузки. К концу общей подготовительной части была установлена стабилизация объема физических нагрузок.

Общий подготовительный этап состоял из двух мезоциклов, имеющих свои задачи:

а) общеподготовительный втягивающий: задача - поэтапное повышение объема средствами общефизической подготовки;

б) общеподготовительный базовый: задача - развитие и совершенствование координации, силы, скоростных способностей, выносливости средствами общефизической подготовки.

Задача специального подготовительного этапа: становление спортивной формы с помощью средств, специальной физической подготовки.

Специальному подготовительному этапу был присущ высокий уровень интенсивности. Его задача: повышение уровня специальной физической работоспособности, развитие различных видов скорости и выносливости. Не по всем параметрам увеличивалась тренировочная нагрузка на специально-подготовительном этапе. Прежде всего, росла интенсивность специально-подготовительных и специальных упражнений. Тренировочные нагрузки на специально-подготовительном этапе отличались стабильностью, после этого происходило снижение объема, а интенсивность физических нагрузок повышалась. Уменьшение объема физических нагрузок вначале было за счет обще-подготовительных упражнений, затем наблюдалась стабилизация и частичное снижение. За счет увеличения

удельного веса специально-подготовительных упражнений проходило изменение интенсивности нагрузки.

Данная модель прошла экспериментальную проверку. На протяжении трех этапов исследования было выявлено, что с результатами тестов общей и специальной физической подготовленности как у мужчин, так и у женщин тесно коррелировали (r> 0,700) показатели технико-тактического мастерства: активность, результативность выполнения, вариативность применения атакующих действий, надежность атакующих и защитных действий.

ВЫВОД

Экспериментально доказана эффективность применения разработанной модели физической подготовки у дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. По результатам оценки эффективности разработанной модели прослеживаются достоверные сдвиги (при р <0,05), которые произошли в отдельных компонентах физической подготовленности дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барченко, С.А. Методические аспекты физической подготовки дзюдоистов-паралимпий-цев с нарушением зрения / С.А. Барченко // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 4. - С. 10-15.

2. Барченко, С.А. Факторы, определяющие необходимость изменения содержания тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения / С.А. Барченко, В. Л. Бочков-ская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 18-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

REFERENCES

1. Barchenko, S.A. (2014), "Methodical aspects of physical training of judokas Paralympians with visual impairment", Adaptive physical culture, No. 4, pp. 10-15.

2. Barchenko, S.A. and Bochkovskaya V.L. (2018), "The factors defining need of change of content of training process of judokas Paralympians with visual impairment", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 18-20.

3. Bolotin A. E., Borisov A.V. and Skripachev S.A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

Контактная информация: a_b@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2018

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ

Галина Васильевна Барчукова, доктор педагогических наук, профессор, Екатерина Евгеньевна Жигун, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва;

Александр Николаевич Мизин, кандидат педагогических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация

Установлено, что уровень физической подготовленности студентов, занимающихся настольным теннисом, квалификации III разряд - МС по большинству контрольных нормативов не отличается достоверно и соответствует уровню «удовлетворительно» и «хорошо». Однако теннисисты высокой квалификации (I разряд - МС) достоверно отличаются от студентов, занимающихся настольным теннисом (III - II разряд) более высокими показателями в тестировании координационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.