Научная статья на тему 'Модель планирования учебного процесса на основе профессиональных отраслевых стандартов'

Модель планирования учебного процесса на основе профессиональных отраслевых стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бестужев Никита Евгеньевич, Бурлуцкий Владимир Владимирович

В статье рассматривается процессы формирования рекомендаций по адаптации существующих учебных планов вузов к требованиям профессиональных отраслевых стандартов. Представленная модель позволяет создать удобный инструмент для интеграции деятельности вуза с ведущими работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бестужев Никита Евгеньевич, Бурлуцкий Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of educational planning based on professional industry standards

The article deals with the processes of formulating recommendations for the adaptation of existing curriculum to the requirements of professional industry standards. Presented model allows creating useful tool for the integration of the university with leading employers.

Текст научной работы на тему «Модель планирования учебного процесса на основе профессиональных отраслевых стандартов»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

______________2013 г. Выпуск 3 (30). С. 15-18_____________

УДК 378

МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ

Н. Е. Бестужев, В. В. Бурлуцкий

Задача планирования процесса подготовки специалиста в целях приобретения необходимых компетенций имеет важное практическое значение, в связи с изменившимися требованиями к качеству подготовки выпускников в условиях перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). С внедрением ФГОС ВПО третьего поколения [3] работа высших учебных заведений перестраивается в соответствии с компетентностным подходом. Это особенно актуально для небольших регионов с малым количеством вузов, таких как Ханты-Мансийский автономный округ. Важной особенностью нашего региона является наличие нескольких крупных предприятий, обеспечивающих основную долю рабочих мест для выпускников вузов. Поэтому необходима тесная интеграция образовательных учреждений с предприятиями для эффективного трудоустройства будущих специалистов.

При планировании учебного процесса вузы должны опираться главным образом на ФГОС ВПО, однако работодатели выдвигают иные требования к специалистам при подборе кадров. Такие требования представлены в виде профессиональных стандартов со строго определенным набором профессиональных обязанностей для каждого специалиста. В сентябре 2013 года были опубликованы черновики профессиональных стандартов в области информационных технологий [1]. Разработка этих стандартов ведется Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий в рамках федеральной программы, инициированной указом президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. Авторы достаточно подробно отразили перечень требований к компетенциям соискателей на должности, связанные с отраслью информационных и сетевых технологий. Все требования, изложенные в данном издании, четко распределены по квалификационным уровням и объединены общей логической составляющей с новыми ФГОС ВПО. В связи с этим возникает актуальная проблема планирования учебного процесса под конкретные потребности рынка, вплоть до составления учебных планов, как для академических групп, так и индивидуальных учебных планов.

В этой области был проведён ряд успешных исследований.

И. В. Сибикина предложила следующую модель для оценки уровня формирования компетенций студентов [2]. На основе ФГОС ВПО методом экспертных оценок выявляется взаимосвязь между учебными дисциплинами и компетенциями, а также взаимовлияние дисциплин. Затем для обоих видов зависимостей формируются соответствующие матрицы, которые содержат доли влияния. На основе энтропийного подхода рассчитываются весовые коэффициенты влияния дисциплин на формирование компетенций. После чего рассчитывается степень формирования каждой компетенции на основе полученных весовых коэффициентов, а также баллов по дисциплинам. Разработанная процедура оценки уровня формирования компетенции необходима для последующего мониторинга компетенции, что является важным элементом системы поддержки принятия управленческих решений при организации процесса обучения.

И. М. Харитонов в своей работе предложил модель формирования учебных планов на основе требований новых ФГОС ВПО [4]. Процесс формирования учебного плана формализуется в работе с использованием двух классов моделей: статической модели, представляющей учебный материал в виде статического набора взаимосвязанных элементов, и динамической модели, формализующей процесс преобразования знаний, полученных после изучения дисциплины, в систему общекультурных и профессиональных компетенций. Разработанная статическая модель используется как основа для построения базы данных учебного плана заданного направления и профиля обучения. Динамическая модель используется в двух на-

15

Н. Е. Бестужев, В. В. Бурлуцкий

правлениях: во-первых, для расстановки учебных дисциплин по времени изучения и, во-вторых, для отбора учебных модулей из избыточного списка (представленного статической моделью), наиболее значимых для профессиональной деятельности выпускника, подготовленного согласно конкретному профилю обучения. Входом модели является избыточный набор учебных модулей, а выход представлен набором формируемых компетенций. Расстановка дисциплин производится с применением экспоненциальной модели прогнозирования уровня знаний выпускников на момент выпуска с учетом забываемости учебного материала. Данная методика позволила разработать учебные планы подготовки бакалавров, в которых были достигнуты более высокие показатели качества по сравнению с действующим учебным планом.

С учетом всего вышеописанного, для решения данной проблемы нами предлагается модель на основе компетентностного подхода, которая позволяет формировать рекомендации по составлению учебных планов, направленных на подготовку специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов. Модель позволит проводить измерение уровня усвоения компетенций студентами и на основе этих данных формировать определенные рекомендации для оптимизации учебных планов.

По аналогии с работой И. В. Сибикиной методом экспертных оценок выявляется влияние учебных дисциплин на компетенции. Вначале эксперты должны определить набор дисциплин, непосредственно влияющих на формирование компетенций, а затем набор дисциплин, косвенно влияющих на компетенции (посредством влияния на другие дисциплины). Составляются две матрицы зависимостей MK и MD, в которых указывается 1, если влияние существует, и 0 - в противном случае:

Mk =

mDK mDK ... mDK

mD2 K mD2 K2 ... mD2 K

mDnKi mDnK2

m

DnK

где mDK - влияние дисциплины Dt на компетенцию K.,

z J ■!

i = 1, n, j = 1, t

5

n - количество изучаемых дисциплин, t - количество формируемых компетенций.

md1 D1 md1 D 2 ... md1 D

II Q md 2 D1 md 2 D 2 ... md 2 D

1 a, Ъ md,D 2 ... md,D

где m

где dsDt

- влияние дисциплины di на дисциплину Dj ,

s = 1, l, t = 1, k ,

l - количество дисциплин d, влияющих на дисциплину Dt , k-количество дисциплин, прямо влияющих на компетенции.

16

Модель планирования учебного процесса на основе профессиональных отраслевых стандартов

Далее эксперты ранжируют дисциплины по степени важности влияния на компетенцию (на другую дисциплину) и применяется правило Фишберна для расчёта доли влияния составляющих компетенции на её формирование:

2 • (N - i + 1)

ri = — ----------

i (N + 1) • N

В результате получаются две матрицы, содержащие доли влияния дисциплин на компетенцию и дисциплин на дисциплины. Следующим этапом является расчет весов влияния каждой дисциплины на формирование компетенции с учетом полученных ранее матриц.

Оценка уровня освоения компетенций осуществляется на основе баллов по дисциплинам и весов влияния этих дисциплин. Также предлагается учитывать процесс снижения уровня знаний по дисциплинам после завершения их изучения с частичным восстановлением знаний в другой дисциплине. Таким образом, получим некоторую систему, на входе которой изучаемые дисциплины, на выходе освоенные компетенции и требования профессиональных стандартов. Нашей задачей является подготовка рекомендаций для корректировки учебного плана при помощи имитационного моделирования.

Для определения требований местного рынка труда производится опрос ведущих специалистов организаций и предприятий региона, заинтересованных в подготовке квалифицированных специалистов отрасли информационных технологий. На основе полученных требований выявляется набор ключевых компетенций, освоение которых позволит подготовить специалистов, достаточно компетентных для трудоустройства в соответствующие организации. Затем, имея текущие и ретроспективные показатели уровня освоения компетенций студентами, можно подготовить рекомендации по оптимизации учебного плана.

Предложенная модель обладает рядом преимуществ:

- учет степени снижения знаний в ходе обучения;

- учебный план может быть составлен с учетом всех категорий участников (отличников, хорошистов, троечников);

- за счет имеющегося модуля по управлению контингентом студентов в корпоративной информационной системе вуза достигается оперативное получение информации об успеваемости студентов;

- оценка уровня освоения компетенций ведётся на протяжении всего процесса обучения, что позволит отслеживать динамику изменений, а также формировать прогнозы.

Базой для эксперимента выбран Югорский государственный университет. Оценка уровня усвоения компетенций проводится для студентов 2-х и 3-х курсов по направлениям бакалавриата.

Разработанная система будет направлена на адаптацию учебных планов и рабочих программ под должностные обязанности выпускника на основе оценки компетенций. Результатом работы системы будут подробные характеристики выпускников, что позволит работодателям максимально эффективно осуществлять подбор новых кадров. Реализация подобной системы станет инструментом повышения эффективности существующей системы управления вузом, что, в конечном итоге, позволит повысить уровень качества подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php

2. Квятковская, И. Ю. Энтропийный подход в задаче определения системных характеристик модели компетенции [Текст] / И. Ю. Квятковская, И. В. Сибикина // Научнотехнические ведомости СПбГПУ / Серия: Информатика. Телекоммуникации. Управление. - 2012. - № 3. - С. 89-93.

17

Н. Е. Бестужев, В. В. Бурлуцкий

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ьйр://минобрнауки.рф/документы/924/

4. Харитонов, И. М. Алгоритм формирования учебного плана с применением методики формализованного представления учебной дисциплины (на примере дисциплины «моделирование систем») [Текст] / И. М. Харитонов // Вестник АГТУ. - 2011. - № 2. - С. 178-185.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.