Научная статья на тему 'Модель педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности обучающихся'

Модель педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / POSITION OF SUBJECT / THE READINESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самусева Галина Викторовна

В статье даны практические рекомендации по использованию модели педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника; уровни сформированности позиции субъекта учебной деятельности; теоретические основания изучения позиции субъекта учебной деятельности в педагогической и методической литературе; практические рекомендации по использованию критериально-диагностической базы для изучения готовности младших школьников к реализации опыта проявления позиции субъекта учебной деятельности; полное описание и структура модели сопровождения и использования методического материала; а также практическое внедрение исследования на примере использования методических материалов школах на конкретном контингенте обучающихся младших классов; данное исследование может быть полезно учителю начальных классов, методисту, школьному психологу по формированию субъектной позиции в учебной деятельности и в структурированной и четко организованной психолого-педагогической деятельности по сопровождению формирования вышеуказанных личностных проявлений на примере обучающихся младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самусева Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of pedagogical support of the formation position of the subject learning activities of students

The article provides practical recommendations for the use of the model of pedagogical support of the formation position of the subject of educational activity of younger schoolchildren; the levels of formation of the position of subject of educational activity; theoretical basis of studying the position of the subject of learning activities in pedagogical and methodological literature; practical recommendations for the use of the criterion diagnostic base for studying the readiness of Junior schoolchildren to the implementation experience of the existence of the position of subject of educational activity; a complete description and structure of the model support, and using instructional material; as well as the practical implementation of the study on the example of the use of teaching materials the schools on the specific contingent of students of Junior classes; this study may be useful for elementary school teacher, guidance counselor, school psychologist for the formation of the subjective position in training activities and in a structured and well-organized psychological and pedagogical support of the formation of the above personal manifestations on the example of students of Junior classes.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности обучающихся»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Дата публикации: 1.01.2016

49-54. Г. в. САМУСЕВА

Модель педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности обучающихся

В статье даны практические рекомендации по использованию модели педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника; уровни сформированности позиции субъекта учебной деятельности; теоретические основания изучения позиции субъекта учебной деятельности в педагогической и методической литературе; практические рекомендации по использованию критериально-диагностической базы для изучения готовности младших школьников к реализации опыта проявления позиции субъекта учебной деятельности; полное описание и структура модели сопровождения и использования методического материала; а также практическое внедрение исследования на примере использования методических материалов школах на конкретном контингенте обучающихся младших классов; данное исследование может быть полезно учителю начальных классов, методисту, школьному психологу по формированию субъектной позиции в учебной деятельности и в структурированной и четко организованной психолого-педагогической деятельности по сопровождению формирования вышеуказанных личностных проявлений на примере обучающихся младших классов.

Ключевые слова: позиция субъекта учебной деятельности младшего школьника, готовность младших школьников к проявлению позиции субъекта учебной деятельности, модель педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности

Perspectives of Science & Education. 2015. 6 (18)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Accepted: 14 November 2015 Published: 1 January 2016 No. 6 (18). pp. 49-54.

G. V. SAMUSEVA

The model of pedagogical support of the formation position of the subject learning activities of students

The article provides practical recommendations for the use of the model of pedagogical support of the formation position of the subject of educational activity of younger schoolchildren; the levels of formation of the position of subject of educational activity; theoretical basis of studying the position of the subject of learning activities in pedagogical and methodological literature; practical recommendations for the use of the criterion diagnostic base for studying the readiness of Junior schoolchildren to the implementation experience of the existence of the position of subject of educational activity; a complete description and structure of the model support, and using instructional material; as well as the practical implementation of the study on the example of the use of teaching materials the schools on the specific contingent of students of Junior classes; this study may be useful for elementary school teacher, guidance counselor, school psychologist for the formation of the subjective position in training activities and in a structured and well-organized psychological and pedagogical support of the formation of the above personal manifestations on the example of students of Junior classes.

Keywords: position of subject of educational activity of younger schoolboys, the readiness of Junior schoolchildren to the manifestation of the position of subject of educational activity, model of pedagogical support of the formation position of the subject of educational activity

Осознанность и произвольность познавательных процессов (произвольных восприятия, памяти, внимания) в младшем школьном возрасте определяются природой учебной деятельности как новой ведущей жизнедеятельности ребенка, обусловливающей необходимость волевых усилий, выявления личностного смысла знания, развития умений самостоятельно ставить цели, составлять программу деятельности и реализовывать ее, применять знания в учебной деятельности, т.е. быть ее подлинным субъектом. Учебная деятельность с самого начала обучения в школе должна приобрести для младшего школьника личностный смысл, стать сферой его личностной самореализации. Последнее предполагает поддержку становления субъектности ребенка как результата накопления и осмысления соответствующего личностного опыта — опыта самоорганизации в учении. Поэтому наиболее интегрированным проявлением личностного опыта в младшем школьном возрасте является становление позиции субъекта учебной деятельности, а развитие опыта проявления данной позиции становится в этот период целью и особого рода содержанием образования (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман) [1,2].

Позиция субъекта учебной деятельности младшего школьника рассматривается нами как конструкт личностного опыта, проявляющийся в способности ребенка к инициированию учебной активности, адекватной рефлексии процесса и результата ее выполнения, своих учебных достижений. Позиция субъекта у ученика обусловлена социальной ситуацией развития личности на данном возрастном этапе и проявляется в индивидуальном способе познания окружающей действительности и переживаниях личности, ведущих к становлению ее личностных смыслов. В качестве показателей сформирован-ности позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника как ее целостных характеристик выделяются ответственное отношение к учебной деятельности, осознание ее личностной значимости (смысла), владение способами ее ведения, опыт волевых усилий при достижении учебных целей, проявление самостоятельности, инициативы и критического отношения к своим достижениям.

Становление позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника - длительный и сложный процесс. Далеко не сразу младший школьник обучается управлять своим поведением и, тем более, протеканием своих внутренних психических процессов. Наше исследование показало, что среди учеников третьего контрольного класса начальной школы лишь 17% умеют точно выполнять поставленную перед ними учебную задачу, связанную с усвоением теоретического материала, 61% переосмысливают задачу в соответствии с интересом к субъективно

новым фактам и у 22% учеников умение принять и удержать учебную задачу оказывается полностью несформированным. Выполнение заданий такими учениками распадалось на ряд действий, каждое из которых выступало для них как самоцель. Отсюда можно сделать вывод о том, что у детей не формируется без педагогических влияний умение контролировать себя: у большинства третьеклассников контроль за своей работой как особое действие отсутствует. Это подтверждается исследованиями В.В. Гагай, Э.Д. Телегиной, в которых обнаруживается, что на протяжении всей начальной школы проявляется неумение детей контролировать свою деятельность и анализировать правильность ее выполнения, о чем свидетельствуют ошибки, остающиеся в тетрадях учеников уже после осуществления контролирующего действия. Авторы приходят к выводу, что это обусловлено явным недостатком заданий, требующих выполнения таких контролирующих действий. Нам, однако, представляется, что дело здесь не столько в небольшом количестве заданий, сколько в том, что эти задания не направлены на формирование действий контроля, а изначально требуют их сформированности, причем на достаточно высоком уровне. Это подтверждается работами П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльниц-кой. Они отмечают, что полученные данные обусловлены типичной для младших школьников недостаточной интериоризованностью действий контроля, и требуют, как показывают исследования, для своего развития специально организованной работы. С этим согласны В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. [1,2] Данные исследователи полагают, что у младшего школьника только в процессе целенаправленного рефлексивного развития происходит формирование позиции ученика в учебной деятельности.

Педагогическое сопровождение успешного становления у учащихся младших классов позиции субъекта учебной деятельности предполагает реализацию модели (рис. 1) из четырех компонентов: целевого, содержательного, процессуального (ситуационного) и критериально-диагностического.

Целевой компонент модели педагогического сопровождения отражает цель формирования позиции субъекта учебной деятельности у младшего школьника и описание проявлений данной позиции, критерии ее достижения.

Содержательный компонент модели педагогического сопровождения включает в себя описание способов педагогического сопровождения становления у младших школьников позиции субъекта учебной деятельности. При этом выделены две линии сопровождения - групповое педагогическое сопровождение, предполагающее формирование в учебной деятельности развивающей среды через условия, в которых происходит успешное становление у младших школьников позиции субъекта учебной дея-

Лидаг аГЦчесйай соп^оводдош? ^ г япии,'ичдш ии'лщци субыйст^ ^мят деятельн-о-гтн младшего шк о льчт: а

I

Целевой компонент

СфгрсФроваппкитть у мпадопя шкопытгског. поттгцри субъекта тгчеЕ«™ дйтщьйй птг отгсгсгвепгшс отнсш£чс:5 >г учА&гтан чеятгльност, осолгалик с с пнчносшей [1 ничыытгс>; (смь]е-ла). кладете зп:с: вндкеыя уча Ена й детальна пи; опыт вогшеьи усилий при достижении учебный цепей, ррсявл&нке

'^эьсйсгиягуяьнипи, дкицкэткбб1и КрИГИЫеСКОГО _■_■-. .и. Е"Ш1Я Ь. СЙОИЫДОСГИЖеЫКЗЫ

СфД^ШТ^ЛЬЦЫй КОМП-ОНРН!

Г[тпп(1К1( игддпит™ г гопр оющкзше. направленное на сгановления у Г.ТГйТЦгиу шкш11(ши£ пшщш суй. се 1-1 злебной. дыггынносги Нп^гтпг.-^ л.тьрп с гг.-р тл пгчжгхлг со лрс ва ждекнс. направпеЕЕНоа ш щ, е одоление Яйцва лньи т.н..и иеий £ сгакоеп v мездши^ школьников пшмпри су^ъпьть утг^-нпй1 дглгщгъ.ггагтк

ТТу* он*: супльныи (тнтулшюннып) еклчшнент

Лнчностно-развивазспчне гал^ацин.

Субьект-еу^ектные формы учебного ер ат-ю действия

Крит ерилжнй-ди кпзд* гнч ^кш I ошш^нт

НИЗКИЙ травета: Средни к уроЕС нь ЫС ОКН К урОНГНЬ

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения становления у учащихся младших классов позиции субъекта учебной деятельности

тельности и индивидуальное педагогическое сопровождение, направленное на преодоление личностных препятствий в процессе развития данной позиции.

Процессуальный (ситуационный) компонент модели предполагает в процессе группового и индивидуального педагогического сопровождения в учебной деятельности актуализацию личностно-развивающих ситуаций в логике, отражающей последовательность этапов становления опыта проявления субъектного отношения к собственному учению.

Критериально-диагностический компонент модели педагогического сопровождения предполагает диагностику готовности младших школьников к реализации позиции субъекта учебной деятельности, а также изучение личности учащегося, включающее в себя создание психолого-педагогического портрета личности; постоянную стимуляцию личностной и познавательной активности ребенка; поиск (совместно с учащимся и его родителями) видов и типов деятельности, наиболее успешно получающихся у школьника, постоянное поощрение к ее совершенствованию, основывающееся на формировании у ребенка «Я-концепции»; помощь в познании и развитии своих сильных и слабых сторон и т.д. Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими: индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов учебной деятельности школьников, графологический анализ рисунков как выявление типологии характера, акцентуации личности и т.д.); анализ продуктов познавательно-трудовой деятельности как результата достижений в различных видах деятельности, фиксируемый в дневнике наблюдений учителя и карте самонаблюдений (карте личности) учащегося. Для изучения готовности младших школьников к реализации позиции субъекта учебной деятельности, как показало исследование, рекомендуется использовать ряд адекватных взаимодополняющих методик: модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева), методика «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга), «Методика поправок» (А.К. Маркова, Т.А. Матис), методика «Игрушечный язык» (Л.В. Берцфан, Г.А. Цукер-ман, В.Г. Романко), методика исследования самооценки Т. Дембо-Рубинштейна «Лесенка», модифицированная методика М. Ньюттена «Неоконченные предложения», а также такие методы диагностики, как наблюдение, беседа.

На основе результатов исследования готовности младших школьников к реализации позиции субъекта учебной деятельности были определены уровневые группы учащихся.

К группе с низким уровнем готовности к реализации позиции субъекта учебной деятельности отнесены ученики, не проявляющие ответ-

ственного отношения к учебе и нуждающиеся в постоянном организационном воздействии со стороны учителя; смысл и значимость учения, признаваемые на словах, не являются для них регулирующими факторами в учебе. В их работе преобладают репродуктивные способы учения. Инициатива в плане «встречных усилий» в учебе у них отсутствует. Самооценка учебных достижений, как правило, завышенная.

В группу со средним уровнем готовности к реализации позиции субъекта учебной деятельности включены учащиеся, осознающие значимость учебы на уровне «знаемого» мотива, но без соответствующих стимулов со стороны учителя не умеющие проявить должную ответственность. Способы учения неосознанны, хотя уже есть попытки самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Познавательная инициатива, попытки самостоятельных дополнительных занятий у них встречаются, но редко доводятся до результата. В оценке своей успешности больше ориентируются на мнение учителя. Самооценка, как правило, заниженная.

К группе с высоким уровнем готовности к реализации позиции субъекта учебной деятельности отнесены учащиеся, проявляющие ответственность во всех видах учебной работы и в других сферах школьной жизни. Ими осознается и принимается смысл учения для их сегодняшней и будущей жизни. Дети этой группы пытаются осознанно и произвольно применять рациональные способы учения. Выполняя задаваемое учителем, эти ученики находят время для дополнительных занятий по своей инициативе.

По результатам диагностики осуществляется разделение обучаемых по уровням готовности к реализации позиции субъекта учебной деятельности и индивидуальным особенностям; выделение уровневых групп и стратегий работы с ними. На данном этапе также осуществляется дифференциация целей для отдельных воспитанников. При низком уровне готовности к реализации позиции субъекта учебной деятельности, в совокупности с индивидуальными особенностями развития, выявляются причины, и намечается индивидуальная работа с учащимися, создается личностно-развивающая ситуация волевых усилий. При среднем уровне (преобладающая группа воспитанников) работа проводится по разработанной модели педагогического сопровождения в группе младших школьников. Высокий уровень, а таких меньшинство, стимулируется для дальнейшего развития с помощью творческих заданий, заданий повышенной сложности, также определив индивидуальный маршрут деятельности.

В представленной нами модели отражена логика формирования позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника, включающая три этапа и предполагающая последовательное восхождение от 1) осознания смысла

учебной деятельности и проявления волевых усилий в достижении учебного результата к 2) опыту удержания цели, планирования и организации своей работы, а затем к 3) становлению опыта устойчивой самоорганизации, инициативы и рефлексии в процессе учения. На каждом из этапов в процессе группового педагогического сопровождения доминирует одна или несколько личностно-развивающих ситуаций, адекватных цели этапа.

Цель первого этапа — формирование у учащихся понимания значимости учебной деятельности в их жизни, опыта самоорганизации и проявления волевых усилий для достижения учебной цели, элементов самостоятельности в учении при поддержке со стороны учителя или в коллективной работе в классе. Основным средством достижения этой цели в процессе педагогического сопровождения выступала ситуация принятия учебной деятельности как ценности, помогающая младшему школьнику осознать новые требования к нему и условия их выполнения.

Цель второго этапа — формирование у учащихся стремления к собственным достижениям, привычки отвечать за свою работу, умения применять рациональные способы учения, получать удовольствие от самостоятельной работы, проявлять активность и инициативу в коллективной учебной деятельности. В качестве средств достижения этой цели в процессе педагогического сопровождения выступало создание ситуаций самоорганизации, преодоления трудностей, проявления инициативы и ответственности; проявления активной позиции в коллективной учебной работе; планирования, осуществления и самоконтроля учебной деятельности.

Цель третьего этапа — формирование у учащихся ответственности во всех видах учебной работы и других школьных делах, потребности в осознании смысла учения для их самореализации и успешности в жизни, умения осознанно и произвольно применять рациональные способы учения, проявлять волевой контроль в учебной деятельности, находить время для дополнительных занятий по своей инициативе, критически оценивать свои учебные достижения. Средством

достижения этой цели являлось создание в процессе педагогического сопровождения ситуаций рефлексии учебных достижений, выработки требований к самому себе, планирования новых результатов; самооценки.

Ситуация волевых усилий актуализировалась в процессе индивидуального педагогического сопровождения по мере необходимости на каждом из этапов процесса.

В качестве основных технологий создания указанных ситуаций выступали такие приемы, как беседы, дискуссии с учащимися, позволяющие им увидеть новый контекст своей жизни, значимость и смысл учебной деятельности; ценностно-смысловой диалог как источник личностных знаний и смыслов; имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций; постановка и представление проблемы самоидентификации с нравственным идеалом; обсуждение нравственных аспектов отношения к учебной деятельности; создание ситуаций выбора позиции в учебной деятельности и др. Эти педагогические средства с различной степенью полноты и самостоятельности учащихся применялись на всем пути педагогического сопровождения становления позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника.

Реализация модели осуществлялась на базе начальных школ МОУ «Гимназия № 1», МОУ «Гимназия «УВК № 1» города Воронежа. По результатам диагностического исследования в экспериментальной группе наблюдаются положительные изменения картины распределения младших школьников по уровням готовности к реализации позиции субъекта учебной деятельности: показатели низкого уровня уменьшились на 38%, высокий уровень увеличился на 47%, в то время как в контрольной группе произошло уменьшение низкого уровня на 34%, а увеличение высокого уровня на — 8%.

Эффективность предложенной технологии моделирования становления у учащихся младших классов позиции субъекта учебной деятельности была подтверждена положительной динамикой развития готовности младших школьников к реализации позиции субъекта учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: Метод. рекомендации. М.: Фолиум, 1995. 34 с.

2. Александрова Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова, Т.И. Шульга // Вопросы психологии. 1987. №6. С.130.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М., 2002. 154 с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова М.: Сфера, 2004. 240 с.

5. Слободчиков В.И. Детство до школы: альтернативный взгляд // Новые ценности образования. М., 2007. № 3. С. 2-38.

REFERENCES

1. Aleksandrovskaia E.M., Gil'iasheva I.N. Adaptirovannyi modifitsirovannyi variant detskogo lichnostnogo voprosnika R. Kettella: Metod. rekomendatsii [Adapted a modified version of the children's personality questionnaire R. Kettell: Method. recommendations]. Moscow, Folium Publ., 1995. 34 p.

2. Aleksandrova N.I., Shul'ga T.I. Study of volitional qualities of schoolchildren with the help of procedure "Unsolvable task". Voprosy psikhologii, 1987, no. 6, p.130 (in Russian).

3. Davydov V.V. Teoriia razvivaiushchego obucheniia [Theory of developmental education]. Moscow, 2002. 154 p.

4. Ovcharova R.V. Prakticheskaia psikhologiia v nachal'noi shkole [Applied psychology in the elementary school]. Moscow, Sfera Publ., 2004. 240 p.

5. Slobodchikov V.I. Childhood to school: an alternative view. Novye tsennosti obrazovaniia - New values of education. Moscow, 2007, no. 3, pp. 2-38 (in Russian).

Информация об авторе

Самусева Галина Викторовна

Кандидат педагогических наук Преподаватель кафедры практической психологии Воронежский государственный педагогический университет E-mail: g_samuseva@bk.ru

Voronezh State Pedagogical University

Information about the author

Samuseva Galina Viktorovna

PhD in Pedagogical Sciences Lecturer of the Department

E-mail: g_samuseva@bk.ru

of Practical psychology

s4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.