Научная статья на тему 'Модель педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома'

Модель педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мосеева Елена Юрьевна

В тексте приведены результаты эмпирического исследования и представлено обоснование актуальности развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мосеева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома»

Е.Ю. Мосеева

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

В тексте приведены результаты эмпирического исследования и представлено обоснование актуальности развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Статья содержит модель педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома.

Изучение социального развития ребенка производится через динамику его конкретных и частных отношений к общекультурным ценностям, так как воспитательный процесс наполнен ценностными отношениями. Они определяют эмоционально-психологическое состояние человека, удовлетворенность и наполненность его жизни, смысл. Система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-по-требностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в деятельности [4J. Понятие «ценностное отношение» рассматривалось в трудах педагогов и психологов (В.П.Абраменкова, К.А.Абульханова-Славская, А.И.Донцов, В.В.Зотова, М.С.Каган, H.H.Никитина, Л.Н.Овчинникова, Н.Е.Щуркова и др.). Система ценностных отношений рассматривается как важнейшая характеристика личности. А.И.Донцов отмечает, что личность представляет собой систему ценностных отношений к миру

13]. '

С другой стороны, в таком же смысле употребляется термин «ценностные ориентации». Рассматривая содержание понятий «ценностные ориенгации» и «ценностные отношения», мы обнаруживаем одинаковое толкование их структуры (знание, переживание, поведение) и основной функции (регулирование жизнедеятельности). Следовательно, в большинстве работ наблюдается отождествление этих понятий, а в ряде диссертационных исследований по педагогике, мы наблюдаем их смешение. В рамках нашего исследования под ценностным отношением понимается результат целенаправленного и организованного процесса формирования сознания, чувств к той или иной ценности, имеющий для субъектов воспитательного процесса ценностное значение и определяющий стратегию их поведения во всех

сферах жизнедеятельности человека.

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения, разделяемой рядом авторов (Н.А-.Асташова, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова и др.) и считаем, что ценностное отношение является составляющей ценностный ориентации; установки и ориентации взаимосвязаны и являются внутренними регуляторами поведения человека. Оно формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека [1; 5].

Систему ценностного отношения ребенка к миру, к окружающим людям, к самому себе И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др. рассматривают и в качестве компонента содержания образования и воспитания, наряду с системой знаний, умений и опыта деятельности [2; 6]. Ими замечено, что отношения человека к окружающей действительности, сфера его чувств не совпадает с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями. Сформированность этой сферы обозначена исследователями как воспитанность.

В настоящее время теоретически доказано, что ценностное отношение к себе и другим людям представляет собой основу психического и нравственного здоровья, является одним из условий успешной самореализации жизненного самоопределения подрастающего поколения. Направление, уровень и структура отношений связаны со всей системой условий, в которых воспитывается ребенок. Социально-психологическая ситуация, в которой находится ребенок-сирота, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что препятствует формированию позитивного отношения к себе, а также создает болезненные нарушения в системе отношений личности с окружающими.

© Е.Ю. Мосеева, 2008

107

Тем не менее, несмотря на научную обоснованность актуальности вышеизложенной позиции, вопрос развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детских домов не был предметом специального изучения, хотя известные ученые (И.В.Дубровина, М.Ю.Кондратьев, А.М. Прихожан, H.H.Толстых) подчеркивают значение изучения этой проблемы для теории и практики воспитания.

Исходя из того, что каждый человек обладает необходимым воспитательным потенциалом, главная задача педагога сводится к тому, чтобы помочь ребенку в реализации этого потенциала. Следовательно, необходимо педагогически грамотное обеспечение процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома, в котором существенную позицию будет занимать взрослый, на своем примере демонстрирующий первый шаг в овладении новыми навыками социально-значимого поведения.

Термин «педагогическое обеспечение» широко используется исследователями-теоретиками и практиками - и в самом широком смысле трактуется как процесс и результат деятельности, направленной на достижение цели. К изучению данного феномена обращаются многие ученые-педагоги (В.П.Беспалько, М.Р.Битянова, И.П.Вол-ков, И.Д.Демашва, Л.П.Пахомова, Н.Н.Полонская, А.А.Попов, И.Д.Проскуровская, Т.А.Строкова, Т.В.Стецюк и др.). Определение данного понятия фигурирует в ряде диссертационных исследований (Я.А.Амвросьев, О.И.Апасова, Н.Е.Бекетова, Е.В.Вербовская, И.В.Гуцовский, В.Л.Зорина и др.). При этом в зависимости от задач исследования данное понятие ученые употребляют в различных контекстах. Под педагогическим обеспечением мы понимаем совокупность организационно-педагогических условий и ресурсов, способствующих развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома.

Для достижения цели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома нами была создана и реализуется экспериментальная модель педагогического обеспечения развития у детей ценностного отношения к себе и окружающим людям. Это создало возможность детально исследовать структурные компоненты изучаемого процесса в их логической взаимосвя-

зи и зависимости, предвидеть и диагностировать результаты новообразований при создании определенных условий.

Рассмотрим подробнее составляющие модели, начав с обоснования структурных компонентов. Основанием для выделения мотивационно-го-ориентационного компонента послужило положение, определяющее, что деятельностный аспект побуждается и регулируется мотивационной основой личности, выражающей осознанное отношение к деятельности, определяющей направленность личности на определенные объекты и способы взаимодействия с ними (С.Л. Рубинштейн).

Функция мотивационного компонента состоит в осознании детьми ценности человека, в актуализации имеющегося эмоционально окрашенного отношения к человеку как к ценности и пробуждении интереса к овладению новыми методами развития ценностного отношения к себе и окружающим людям.

Получить наиболее полное представление о количественном и качественном состоянии составных компонентов готовности возможно на основе определенных критериев.

Обобщенными критериями развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома мы выделяем - эмоционально-ценностный, когнитивный, поведен-ческо -деятельностный и локус-контрольный. Данные критерии отражают структуру ценностного отношения.

Принимая во внимание указанные требования, в качестве критерия мотивационно-ориентационного компонента мы рассматриваем эмоционально-ценностный критерий. Согласно психологическим исследованиям С.Л.Выготского и Л.С.Рубинштейна, положительные эмоции вызывают возникновение мотивов. Через эмоции присваивает ценность, «вживается» во внутреннюю структуру личности.

Следующий компонент педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома - информационный. Он направлен на активизацию имеющихся и оснащение новым набором знаний, касающихся рассмотрения человека как одной из главных ценностей бытия. Соответствующим ему критерием является когнитивный. Сообразно ему ребенок должен знать, что человек - самая главная ценность в социуме,

108

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14

знать сущность этой ценности, так как без этих знаний не идет и развитие.

Технологический компонент содержит последовательность действий, выполняемых детьми под руководством взрослого: поиск - оценка -выбор - проекция ценностного отношения (отражение в поведении). Критерий этого компонента - поведенческо-деятельностный - заключается в следующем: ребенок проявляет в своем поведении заданную ценность человека.

К структурным компонентам педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома мы относим контрольно-корректировочный компонент. Действие компонента выражается в осуществлении оценочной деятельности своего поведения, в котором проявляется присвоенная ценность. Этому компоненту соответствует локус-контрольный критерий. Соответственно локус-контрольному критерию воспитанник регулирует свое поведение на основе рефлексии, согласно присвоенной ценности.

Личностный компонент пронизывает все остальные компоненты, под его влиянием главное при педагогическом обеспечении развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома заключается в развитии, преобразовании, введении личностного смысла в данный процесс.

Следующим компонентом модели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома являются организационно-педагогические условия и ресурсы. Организационно-педагогические условия и ресурсы рассматриваются как совокупность факторов, способствующих эффективному развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников и обеспечивающих последовательное продвижение с низкого на более высокий уровень.

Учитывая это положение, мы выделили следующие организационно-педагогические условия и ресурсы, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома.

- культивирование субъект-субъектных отно-

шений во взаимодействии и общении. Осуществление поддержки целостного развития ребенка, реализуемое при активном участии самого ребенка;

- создание развивающей комфортной воспитательной среды в детском доме, усвоение всеми участниками воспитательного процесса ценностных основ бытия;

- внедрение интерактивных технологий в воспитательный процесс детского дома;

- готовность педагогического коллектива детского дома к развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома;

- создание информационно-методической базы для воспитателей, воспитанников и социальных педагогов.

Традиционно принято выделять уровни развития определенного процесса, поэтому обобщенный теоретический материал позволил нам описать три уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома: высокий (устойчиво-позитивный), средний (неустойчиво-позитивный) и низкий (избирательно-ситуативный) (см. Таблица 1).

Составляющие модели находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему, способствующую созданию эффективного педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома.

В констатирующем эксперименте приняли участие 530 воспитанников, 147 воспитателей детских домов Вологодской области, 300 студентов Вологодского государственного педагогического университета и Профессионального лицея № 31 (специальность «социальная работа»), 120 слушателей курсов повышения квалификации для персонала педагогических коллективов детских домов на базе Департамента труда и социального развития Вологодской области (2004-2005 гг.).

Данные исследования уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим лю-цям у воспитанников детского дома на начало эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 1.

Уровни развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома

Уровень Критерии

Когнитивный Эмоционально- ценностный Поведенческо- деятельностный Локус- контрольный

Интенсивность проявления критерия

Избирательно- ситуативный +/- -/+ - -

Неустойчиво- позитивный + +/- -/+ -/+

Устойчиво- позитивный + + + +

Таблица 2.

Уровни развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома на начало формирующего эксперимента

Уровни Ценностное отношение к себе и окружающим людям Критерии развития ценностного отношения к себе и окружающим людям

Эмоционально- ценностный Когнитивный Поведенческо-деятельностный Локус-контрольный

Младший школьник Подросток Младший школьник Подросток Младший школьник Подросток Младший школьник Подросток Младший школьник Подросток

% % % % % % % % % %

Высокий 4 3 5 16 19 5 7 3 8 6

Средний 60 64 70 51 61 51 75 65 52 46

Низкий 36 33 25 33 20 44 18 32 40 48

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большинство воспитанников имеют невысокий уровень развития ценностного отношения к себе и окружающим людям. Особенно низок уровень локус контроля - у 40 % младших школьников и у 48 % подростков; 44 % подростков имеют невысокие показатели по шкале когнитивного критерия и 33 % по эмоционально-ценностному критерию.

Кроме того, проведенное пилотажное исследование, показало рассогласование между реаль-

ными и теоретически разработанными условиями для развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. У воспитателей недостаточно присутствует личностная ориентация на воспитанника или она неустойчива. Такой вывод был сделан в результате анализа предложенного воспитателям ранжирования целей воспитателя-профессиона-ла: - 53% воспитателей ориентированы на себя, 34% - на соблюдение общедисциплинарных моментов, 8% - на профессиональную педагогичес-

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

кую деятельность и только 5% - на личность воспитанника. В процессе воспитания часто преобладают традиционные технологии, ориентированные на усвоение ценностей на репродуктивном уровне, а не на продуктивном, личностно развивающем. Зачастую ценностно-ориентационная деятельность воспитанников специально не организуется или не имеет системы.

Рассматривая реальную практику работы детских домов, мы пришли к выводу, что воспитатели недостаточно готовы к решению сложных социально-педагогических задач, ибо их профессиональная подготовка не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям развития ценностных отношений между людьми. На причины такого состояния воспитательского корпуса влияют, на наш взгляд, и низкий общественный престиж профессии, обусловленный в основном социально-экономическими обстоятельствами. К причинам недостаточной готовности воспитателей к работе по развитию ценностных отношений у детей (по результатам анкетирования) следует отнести также отсутствие вузовской специальной подготовки педагогов для работы с деть-ми-сиротами (только 29% имеют высшее педагогическое образование, 26% - высшее, основной контингент - 41% - среднее специальное, а также стаж работы в детском доме (более половины воспитателей - 57% имеют стаж до 5 лет). В детский дом, чаще всего приходят работать или учителя-предметники, или воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Педагоги, привлекаемые к работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, не обладают достаточными психолого-педагогическими знаниями, не владеют информацией об индивидуально-личностных особенностях детей, воспитывающихся в детских домах, испытывают большие затруднения в применении педагогических технологий. В то же время личность воспитателя является ключевой в процессе социализации воспитанников, о чем свидетельствуют результаты анкетирования и опросов воспитанников детских домов Вологодской области (более чем для 40% детей значимым взрослым в их жизни является воспитатель). Однако, в ситуации с постоянно меняющимися педагогами ребенок, по мнению психологов, в состоянии восстановить прерванный контакт не более четырех раз, после чего он перестает стремиться к контактам и становится к ним равно-

душным. Поэтому от того, насколько стабилен кадровый состав детского дома, насколько подготовлены воспитатели к работе с данной категорией детей, зависит успешность проводимой работы. Опрос 10 директоров детских учреждений закрытого типа Вологодской области, а также 17 заместителей директоров по учебно-воспитательной и методической работе из различных районов области выявил, что такое рассогласование типично для детских домов нашей области.

При реализации модели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и к окружающим людям прежде всего были обоснованы и намечены «точки роста» базового детского дома, которые в дальнейшем позволили перевести это образовательное учреждение из режима функционирования в режим развития и на практике осуществить преобразующую часть опытно-экспериментальной работы.

Анализ предварительных результатов формирующего эксперимента показал положительную динамику в развитии ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения и исследования.

Библиографический список

1. Асташова Н.А. Проблема воспитания дисциплинированности школьников как ценностного отношения к человеку // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной науч.-практ. конф. -М., 2000.-Ч. 1.-С. 45-49.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.А.-Данилова и М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1975.-303 с.

3. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности// Советская педагогика. - 1974. -№ 5.-С. 67-73.

4. Никитина Н.Н Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 17-23. '

5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. -Минск: Уншерсптэцкае, 1998. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.