Научная статья на тему 'Модель оценки экономической безопасности в сфере регулирования налоговых расходов бюджета'

Модель оценки экономической безопасности в сфере регулирования налоговых расходов бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые расходы / налоговые льготы / экономическая безопасность / бюджетная система / государственная поддержка / упущенные доходы / бюджет / модель обеспечения экономической безопасности / риск неэффективности / tax expenditures / tax benefits / economic security / budget system / state support / lost revenue / budget / economic security model / risk of inefficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Сергеевна Макарова

Рассмотрена современная концепция выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы. Цель исследования – создание модели оценки экономической безопасности в сфере регулирования налоговых расходов бюджета. Проанализированы мнения авторов об экономической безопасности и места налоговой безопасности в ней. Выделены налоговые риски и угрозы, а также причины неэффективности налоговых льгот. Предложен путь их устранения путем создание авторской модели, в которую входят четыре системы: экономическая, бюджетная, налоговая и система экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of economic security assessment in the sphere of regulation of tax expenditures of the budget

The modern concept of falling out revenues of budgets of the budgetary system is considered. The aim of the study is to create a model of economic security assessment in the sphere of regulation of tax expenditures of the budget. The authors’ opinions on economic security and the place of tax security in it are analyzed. Tax risks and threats, as well as the causes of inefficiency of tax benefits are singled out. The way to eliminate them by creating the author’s model, which includes four systems: economic, budgetary, tax and economic security system.

Текст научной работы на тему «Модель оценки экономической безопасности в сфере регулирования налоговых расходов бюджета»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

ECONOMIC SCIENCES

Научная статья УДК 338.2

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-235-239 EDN: https://elibrary.ru/DLJIOS МЮ№ 2007-0083-1/24-430 MOSURED: 77/27-005-2024-01-630

Модель оценки экономической безопасности в сфере регулирования налоговых расходов бюджета

Юлия Сергеевна Макарова

Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия, yulia2015makarova@gmail.com

Аннотация. Рассмотрена современная концепция выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы. Цель исследования - создание модели оценки экономической безопасности в сфере регулирования налоговых расходов бюджета. Проанализированы мнения авторов об экономической безопасности и места налоговой безопасности в ней. Выделены налоговые риски и угрозы, а также причины неэффективности налоговых льгот. Предложен путь их устранения путем создание авторской модели, в которую входят четыре системы: экономическая, бюджетная, налоговая и система экономической безопасности.

Ключевые слова: налоговые расходы, налоговые льготы, экономическая безопасность, бюджетная система, государственная поддержка, упущенные доходы, бюджет, модель обеспечения экономической безопасности, риск неэффективности

Для цитирования: Макарова Ю. С. Модель оценки экономической безопасности в сфере регулирования налоговых расходов бюджета // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 235-239. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-235-239.

Original article

Model of economic security assessment in the sphere of regulation of tax expenditures of the budget

Yulia S. Makarova

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russia,

yulia2015makarova@gmail.com

Abstract. The modern concept of falling out revenues of budgets of the budgetary system is considered. The aim of the study is to create a model of economic security assessment in the sphere of regulation of tax expenditures of the budget. The authors' opinions on economic security and the place of tax security in it are analyzed. Tax risks and threats, as well as the causes of inefficiency of tax benefits are singled out. The way to eliminate them by creating the author's model, which includes four systems: economic, budgetary, tax and economic security system.

Keywords: tax expenditures, tax benefits, economic security, budget system, state support, lost revenue, budget, economic security model, risk of inefficiency

For citation: Makarova Yu. S. Model of economic security assessment in the sphere of regulation of tax expenditures of the budget. Criminological Journal. 2024;(1):235-239. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-239-239.

Тенденция роста налоговых расходов бюджета -«выпадающих доходов бюджета, обусловленных налоговыми льготами, предусмотренными в качестве мер государственной поддержки» [1], - продолжается уже несколько лет, начиная с 2019 г. их объем увеличился на 61 % (2019 г. - 5 126,4 млрд руб.; 2022 г. - 8 254,9 млрд руб.). Поэтому возникла проблема определения налогового расхода бюджета в качестве угрозы и риска

© Макарова Ю. С., 2024

или средства обеспечения экономической безопасности из-за огромного количества и объема налоговых льгот.

Правительство Российской Федерации утвердило в начале 2019 г. концепцию повышения эффективности бюджетных расходов. Одним из основных направлений стало повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса. А также постоянное проведение обзоров бюджетных расходов, что как раз под-

тверждает выявленную проблему, что без должного контроля предоставляемая помощь может вызвать ряд угроз для экономики, таких как несбалансированность бюджетной системы [9].

Одним из инструментов противодействия данной угрозы выступает оценка налоговых расходов бюджета. Основная цель которой - выявить целесообразность и результативность предоставления налогоплательщикам налоговых льгот. Налоговые расходы бюджета составляют как от доходной, так и от расходной части почти 30 %. Это огромная сумма для государства, однако введение налоговых льгот - это больше долгосрочная налоговая политика для дальнейшего поддержания стабильности и устойчивости бюджетов бюджетной системы в системе экономической безопасности.

К основным признакам налоговых расходов относятся:

• выпадающие, упущенные, недополученные доходы бюджета;

• налоговая льгота, освобождения, преференция;

• альтернатива прямой субсидии;

• используется в целях реализации социально-экономической политики государства;

• освобождения относительно «стандартной» структуры налогов.

А также налоговые расходы выступают одним из способов обеспечения экономической безопасности путем оказания прямого или косвенного влияния на достижение стратегических целей государственной политики [3].

Исследованием вопросов экономической безопасности занимались многие ученые. Так, Колесникова Е. Н. трактует ее как «состояние защищенности экономической системы от негативных внутренних и внешних воздействий и условий нейтрализации угроз» [2]. Другие авторы считают, что модель экономической безопасности состоит из нескольких элементов [10], в которые входят национальные интересы и угрозы в сфере экономики, индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения, а также организационная структура. А Петров В. В. считает, что модель включает всего три элемента: экономическая независимость; стабильность; устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу [7]. А вот, Никитин А. В. в качестве одного из инструментов экономической безопасности предлагает налоговое администрирование [5].

Нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что одним из элементов модели экономической безопасности являются угрозы в сфере экономики. Стратегией экономической безопасности определены более двадцати угроз и одной из них является несбалансированность национальной бюджетной системы, т. е. несоответствие общей суммы бюджетных доходов

совокупным расходам [11]. Одним из инструментов устранения данной угрозы выступает система управления налоговыми отношениями - налоговое администрирование. Задача, которого состоит в контроле за соблюдением законодательства о налогах и сборах, т. е. обеспечением налоговой безопасности.

Так, Пименова Н. А. утверждает, что «вопросы налоговой безопасности должны включаться в концепцию экономической безопасности» [8], так как без противодействия налоговым рискам невозможно достижение финансовой стабильности государства.

Новоселов К. В. в своем исследовании представил организационную схему обеспечения экономической безопасности, в которую включил четыре системы: экономическую, бюджетную, налоговую системы и систему обеспечения экономической безопасности. Его схемой определены:

• факторы, способствующие росту налоговых доходов бюджетов всех уровней и обеспечению возможности полного исполнения расходных обязательств бюджета, а также создание механизмов защищенности от угрозы бюджетной необеспеченности в достаточном объеме;

• задачи сопряженных систем - бюджетной и налоговой, которые способствуют организации деятельности по обеспечению экономической безопасности;

• факторы, угрозы и риски;

• индикаторы и определения их пороговых значений;

• методы и инструменты анализа и оценки угроз безопасности [6].

При формировании собственной модели необходимо подробно выделить налоговые риски, которые влияют на обеспечение экономической безопасности. Определим риски, которые влияют на объем налоговых поступлений, к ним относятся уменьшение контроля со стороны государства, сокращение налоговой базы, неполная уплата налоговых платежей и другие. К рискам от применения налоговых льгот относят риск злоупотребления налоговыми льготами - т. е. использование льгот в преступных целях. Необоснованное применение в целях минимизации налоговых обязательств приводит к снижению налогооблагаемой базы, следовательно, и налоговых поступлений в бюджет. Следует отличать необоснованное использование льгот от использования их в целях извлечения необоснованной налоговой выгоды. Первое случается вследствие низкой налоговой грамотности и выявляется на этапе камеральной налоговой проверки, а вот второе - это искусственное создание ситуации, когда налогоплательщик формально соответствует условиям предоставления налоговой льготы, т. е. совершает налоговое правонарушение или преступление, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES ECONOMIC SCIENCES

Ям

Следственный комитет РФ оценил ущерб от налоговых преступлений в 58 млрд руб. в год, при этом половина от этой суммы возмещается. А за 9 месяцев 2021 г. ущерб составил около 60 млрд руб., из них было возмещено почти 40 млрд. руб. (60 %). Одной из самой распространенной схемой является - дробление бизнеса, когда юридическое лицо искусственно разделяет свой бизнес, чтобы сохранить льготный налоговый режим, либо другие налоговые преференции. Тем самым, данное явление дестабилизирует экономическую безопасность как страны, так и региона, потому что данное явление распространено по всей территории государства, и налогоплательщики совершают данный вид преступления неоднократно, открывая новые юридические лица, например, на других лиц, но главное управление остается за первым владельцем. Поэтому необходимо выявить причины, почему налоговые льготы либо не используются, либо используются в преступных схемах.

Как известно, основная цель введения и распространения налоговых льгот и преференций во всех сферах общества как эффективного инструмента -это развитие науки, техники, предпринимательства, инвестиционной активности. Однако существует риск неэффективности предоставленных налоговых льгот. Причинами этого могут быть:

1. Несправедливость предоставления льготы, т. е. налогоплательщик, который получил льготу, не совершает дальнейшие усилия по активизации предпринимательской деятельности, а того налогоплательщика, который не получил преференции, начинает этот факт демотивировать.

2. Недостаточно понятна и проста льгота, тем самым налогоплательщик воздерживается от их применения.

3. Сложно управляемая (администрируемая) льгота. Так в соответствии со ст. 80 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен заявить в письменной форме заявление, если он претендует на получение налоговой льготы. Однако подать данное заявление - это не получить льготу, в дальнейшем нужно пройти еще ряд процедур.

4. Влияние внешних факторов на эффективность налоговых льгот. Чтобы получить все возможности от применения преференций, необходимы условия стабильного экономического развития. Однако общество часто сталкивается с кризисами и другими экономическими событиями, что не дает тот стимулирующий эффект для применения льгот.

5. Несогласованность налоговых льгот с другими мерами реализации государственной политики. Счетная Палата РФ считает, что «каждая пятая льгота не распределена по госпрограм-

мам», что означает неясность цели введения преференций. Необходимо, чтобы каждая налоговая льгота была отнесена к госпрограмме и выполняла ее цели и задачи.

6. Отсутствие единой системы оценки эффективности налоговых расходов. Существует значительная доля налоговых расходов (67 %), по которым не утверждены методики оценки, тем самым это не позволяет сформировать достоверные и полные выводы, эффективна льгота или нет.

Поэтому необходимо создать модель оценки налоговых расходов в системе экономической безопасности, которая будет подходить под любую налоговую льготу. И с помощью разработанной модели, в которую будут включены не только оценка эффективности налоговых льгот, но и контрольная деятельность по формированию бюджета, так как налоговые расходы составляют 30 % как от доходной, так и от расходной части бюджета, будет возможна полноценная оценка эффективности. Также, необходимо учесть угрозы и риски, которые должны быть исключены. По мнению автора, все это возможно с помощью системы обеспечения экономической безопасности, в которую войдут инструменты контрольной деятельности бюджета и налогового администрирования налоговых расходов.

Экономическая, бюджетная, налоговая системы и система экономической безопасности связаны воедино, их существование зависит от каждой. Поэтому для разработки модели экономической безопасности в области регулирования налоговых расходов бюджета необходимо соединить все области для полноценного отражения факторов влияющих на рост налоговых расходов в связи с предоставлением эффективных налоговых льгот (рис. 1).

Во главе модели стоит система обеспечения экономической безопасности, в которую входят устоявшиеся элементы (национальные интересы, факторы и угрозы, индикаторы экономической безопасности и инструменты оценки безопасности). Следующим уровнем идут способы контроля от возникающих угроз - это контрольная деятельность (проводится для оценки целесообразности и эффективности действий в области формирования доходной и расходной частей бюджета) и налоговое администрирование (проведение налогового контроля и определение эффективности предоставленных налоговых льгот налогоплательщикам). Конечной целью данной системы является обеспечение сбалансированности бюджета с помощью разумного предоставления налоговых льгот, тех, которые в долгосрочной перспективе будут увеличивать доходы бюджета. Для этого необходимо разрабатывать перечень налоговых расходов, проводить их оценку эффективности, а также учитывать понесенный объем финансирования при формировании бюджета бюджетной системы.

Рис. 1. Модель обеспечения экономической безопасности

Основная задача государства в данной модели сводится к пресечению угроз и рисков, таких как: использование налогоплательщиками нелегальных схем по минимизации налоговых платежей, недопущение возможности существования неэффективных налоговых льгот в целях уменьшения расходов бюджета в виде выпадающих доходов от применения налоговых льгот.

Таким образом, разработанная модель сводится к тому, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета бюджетной системы как на государственном, так и на муниципальном уровне путем борьбы с угрозами и рисками возникающими на пути обеспечения экономической безопасности. Одним из средств обеспечения являются налоговые расходы бюджета, с помощью оценки которых происходит отмена неэффективных налоговых льгот.

Список источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Колесникова Е. Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской

академии МВД России. 2013. № 21. С. 170-173.

3. Макарова Ю. С. Характеристика дефиниции «налоговые расходы» с учетом обеспечения экономической безопасности России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2023. № 2. С. 106-117.

4. Миронова И. Б. Организационно-структурная модель экономической безопасности регионов с выделенными территориями опережающего развития // Инновационное развитие экономики. 2020. № 2(56). С. 277-282.

5. Никитин А. В. Инструментарий обеспечения экономической безопасности в национальном хозяйстве // Социально экономические явления и процессы. 2010. № 3. С. 190-193

6. Новоселов К. В. Организация системы экономической безопасности в сфере бюджетно-налоговых отношений // Инновационное развитие экономики. 2019. № 4-2(52). С. 114-117.

7. Петров В. В. К вопросу обеспечения экономической безопасности России от внешних угроз // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009. № 2 (11). С. 84-88.

8. Пименова Н. А. Фискальные риски в системе

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

ECONOMIC SCIENCES

налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. 2010. № 4. С. 10-13.

9. Распоряжение Правительства РФ от 31 января

2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции 5. повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» // СПС «Консультант Плюс». 6.

10. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России // ЭКО. 2007. № 5 (395). C. 2-20.

11. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208

«О Стратегии экономической безопасности 7. Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».

References

1. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 8. 1998 No. 145-FZ // LRS «Consultant Plus».

2. Kolesnikova E. N. Economic security: Economy

and security? // Legal Science and Practice: 9. Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. №. 21. Р. 170-173.

3. Makarova Yu. S. Characteristics of the definition

of «tax expenditures» taking into account the 10. economic security of Russia // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law MFUA. 11. 2023. No. 2. P. 106-117.

4. Mironova I. B. Organizational and structural model of economic security of regions with

allocated territories of advanced development // Innovative development of the economy. 2020. No. 2(56). P. 277-282.

Nikitin A. V. Tools for ensuring economic security in the national economy // Socio-economic phenomena and processes. 2010. No. 3. P. 190-193 Novoselov K. V. Organization of the system of economic security in the field of budget and tax relations // Innovative development of the economy. 2019. No. 4-2(52). P. 114-117. Petrov V. V. On the issue of ensuring Russia's economic security from external threats // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No. 2 (11). P. 84-88. Pimenova N. A. Fiscal risks in the system of tax security of enterprises and the state // Taxes. 2010. No. 4. P. 10-13.

Order of the Government of the Russian Federation of January 31, 2019, No. 117-r «On Approval of the Concept for Improving the Efficiency of Budget Expenditures in 2019-2024» // LRS «Consultant Plus».

Senchagov V. K. Economic security of Russia // ECO. 2007. No. 5 (395). P. 2-20. Presidential Decree No. 208 of May 13, 2017 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period until 2030» // LRS «Consultant Plus».

Информация об авторах Ю. С. Макарова - адъюнкт Нижегородской академии МВД России.

Information about the author Yu. S. Makarova - Adjunct of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 04.10.2023; принята к публикации 17.10.2023.

The article was submitted 22.09.2023; approved after reviewing 04.10.2023; accepted for publication 17.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.