Научная статья на тему 'Модель, особенности и стратегические приоритеты развития экономики Дагестана'

Модель, особенности и стратегические приоритеты развития экономики Дагестана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
342
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТЫ / МАКРОЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петросянц В.З., Дохолян С.В.

Системно рассмотрены и сформулированы главные параметры и макроэкономические условия модели экономического развития Республики Дагестан, определены целевые стратегические задачи в области социально-экономических преобразований в регионе, выделены внутренние факторы, влияющие на социально-экономическое развитие республики, а также внешние причины, определяющие новое положение Дагестана как субъекта Федерации и оказывающие влияние на стратегию его последующего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL, FEATURES AND STRATEGIC PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF DAGESTAN

It is system the main parameters and macro-economic conditions of model of economic development of Republic Dagestan are considered and formulated, target strategic problems in the field of social and economic transformations to region are defined, the internal factors influencing social and economic development of republic, and also the external reasons defining new position of Dagestan as the subject of Federation and influencing strategy of its subsequent development are allocated.

Текст научной работы на тему «Модель, особенности и стратегические приоритеты развития экономики Дагестана»

_ПЕТРОСЯНЦ В.З., ДОХОЛЯН СВ.

МОДЕЛЬ, ОСОБЕННОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА1

Системно рассмотрены и сформулированы главные параметры и макроэкономические условия модели экономического развития Республики Дагестан, определены целевые стратегические задачи в области социально-экономических преобразований в регионе, выделены внутренние факторы, влияющие на социально-экономическое развитие республики, а также внешние причины, определяющие новое положение Дагестана как субъекта Федерации и оказывающие влияние на стратегию его последующего развития.

_PETROSYANC V.Z., DOHOLYAN S. V.

MODEL, FEATURES AND STRATEGIC PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF DAGESTAN

It is system the main parameters and macro-economic conditions of model of economic development of Republic Dagestan are considered and formulated, target strategic problems in the field of social and economic transformations to region are defined, the internal factors influencing social and economic development of republic, and also the external reasons defining new position of Dagestan as the subject of Federation and influencing strategy of its subsequent development are allocated.

Ключевые слова: модель, экономическое развитие, приоритеты, макроэкономика, стратегические задачи, социально-экономическое развитие, факторы.

Российское государство унаследовало от административно-командной системы управления хозяйством глубокую территориальную дифференциацию его развития, структуры и условий функционирования. Это, вместе с неравномерным размещением природных ресурсов, определяет существенные различия отдельных субъектов федерации по экономической привлекательности применения капитала для развития на их территориях производств, в наибольшей степени адаптированных к местным условиям хозяйствования и соответствующих региональным интересам. Рыночное реформирование экономики в таких обстоятельствах без действенного государственного регулирования лишь усиливает хозяйственную дифференциацию регионов, что чревато обострением социально-политической напряженности и усилением межрегиональных противоречий. Характерно, что сегодня особенно высока безработица, низки доходы и плохи условия жизни в национальных автономиях России. Во многом это происходит от противоречия структуры их экономики культурным и трудовым традициям местного населения. Бюджеты подобных субъектов федерации формируются главным образом за счет суб-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-02-00032а).

венций и дотаций. Их предоставление, в частности через фонд регионального развития и поддержки, никак не увязывается с повышением рыночной привлекательности таких регионов для размещения производств, соответствующих региональным интересам, и с ростом собственных возможностей местного населения улучшать свою жизнь. Все это определяет необходимость дифференцированного подхода при выборе модели стратегии и тактики социально-экономического развития того или иного региона (субъекта федерации).

С этих позиций особый интерес вызывает Дагестан, который с учетом многонационального состава населения представляет собой своеобразную модель Российской Федерации, поскольку стратегия его экономического развития в качестве обязательного элемента должна включать в себя не только организацию и порядок отношений между «центром» и республикой, но и между внутриреспубликанскими структурами власти различных уровней управления, затрагивающие межнациональные интересы. В этих условия крайне необходимо с позиции системного подхода сформулировать и обосновать концептуальные основы модели экономического развития республики.

Дагестан относится к приграничным регионам аграрно-индустриаль-ного типа, обладает, с одной стороны, многопрофильным природно-ресурсным потенциалом, сочетающимся с выгодным геополитическим положением, с другой - является проблемным, трудоизбыточным, экономически слаборазвитым депрессивным регионом.

Подтверждением тому является высокий удельный вес (около 60%) сельского населения, значительный (свыше 70%) уровень дотационности бюджета, высокий (более 20% по стандартам Международной организации труда) уровень безработицы, низкие (в 2,2- 2,5 раза меньше среднероссийских) доходы населения и др. В настоящее время в Республике Дагестан продолжает сохраняться относительная стагнация производства в промышленности и в сельском хозяйстве (фиксируемые официальной статистикой достаточно высокие темпы прироста объемов производства в этих сферах хозяйственной деятельности, особенно в промышленности, не отображают в полной мере их истинный динамизм), более того многие отрасли промышленности, определяющие в прошлом лицо республики (плодоовощеконсервная, рыбная и др. отрасли промышленности), фактически перестали функционировать, в реальном секторе экономики практически свернута инвестиционная деятельность (инвестиции в основной капитал по Дагестану в расчете на душу населения примерно в четыре раза ниже среднероссийского уровня).

Все это приводит к невосполнимым потерям, тормозит экономическое развитие республики, снижает ее инвестиционную привлекательность, усиливает зависимость от федерального центра. Ситуация отягощается еще и тем, что в условиях либерализации экономической деятельности и отсутствия в стране реальной институциональной рыночной среды возникают предпосылки криминализации хозяйства, создаются условия для процветания коррупции и теневой экономики.

Такое состояние экономики и социальной сферы республики характерно в той или иной мере и для других национальных автономий в составе Южного федерального округа. Более того, оно зачастую дополнительно усугубляются проблемами межнациональных отношений. Тому подтверждением является крайне сложная, замешанная на идеях сепаратизма, ситуация на Северном Кавказе.

Анализ результатов радикального реформирования экономики Дагестана, накопленный опыт хозяйствования в условиях становления рыночных отношений позволяет с позиций качественных оценок системно рассмотреть и сформулировать главные параметры и макроэкономические условия модели экономического развития республики.

При этом независимо от вида, структуры и содержания модели как обязательных условий ее функционирования следует постулировать следующие положения:

❖ Республика Дагестан - государственное образование в составе РФ;

❖ модель развития экономики республики должна обеспечивать равноправное, свободное, самобытное развитие всех ее народов при сохранении национального, гражданского мира, государственного единства и политической стабильности;

❖ фундаментальной основой такой позиции является укрепление экономической суверенности Дагестана, его самостоятельности в решении вопросов развития и размещения производительных сил на своей территории;

❖ межрегиональные хозяйственные отношения Республики Дагестан строятся на намерении властей и населения сохранять единое экономическое пространство и целостность Российской Федерации, на признании ими равноправности всех ее субъектов;

❖ внутриреспубликанские хозяйственные отношения базируются на экономическом федерализме, который выражается в наделении муниципальных образований реальной, подкрепленной финансами, самостоятельностью в управлении социально-экономическим развитием «подведомственных» территорий.

Объективно - главной стратегической целью социально-экономического развития Республики Дагестан является последовательное, повсеместное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, достижения межнационального согласия и сохранения культурных ценностей народов Дагестана.

Реализация такой целевой установки в процессе социально-экономических преобразований ставит перед республиканскими органами власти и общественными организациями ряд проблемных задач:

❖ содействие процессу модернизации и реструктуризации экономики;

❖ формирование условий для создания гражданского общества в республике;

❖ установление на основе равноправного партнерства общества (населения) с бизнесом и государственными институтами власти своего рода социального контракта;

❖ продолжение реформы власти, ее совершенствование и адаптация к изменениям общественной жизни.

Реализацией и решением этих задач определяются темпы и пропорции развития экономики Дагестана, уровень ее самодостаточности и конкурентоспособности на российском и мировом рынках.

Все это предполагает построение ориентиров развития - целевых стратегических задач в области социально-экономических преобразований в Республике Дагестан:

❖ ускорение структурной перестройки экономики и повышение инвестиционной привлекательности республики;

❖ создание условий для трансформации сбережений населения в инвестиции реального сектора экономики республики;

❖ содействие созданию конкурентоспособного финансового сектора экономики (рынок ценных бумаг, страхование и т.д.);

❖ формирование условий для создания инновационных комплексов в базовых отраслях;

❖ расширение и укрепление хозяйственных и этнокультурных связей приграничных территорий республики с сопряженными территориями стран ближнего зарубежья;

❖ выравнивание внутри территориальной дифференциации уровней жизни местного населения;

❖ обеспечение реализации системы минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры;

❖ улучшение состояния здоровья населения на основе повышения качества жизни, лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;

❖ развитие культурного потенциала и обеспечение доступности культурных ценностей.

Конструктивно стратегия комплексного социально-экономического развития Республики Дагестан должна быть направлена на формирование условий для создания и реализации долгосрочного потенциала экономического роста, обеспечения последовательного повышения качества жизни населения, эффективного воспроизводства и модернизации многоотраслевого хозяйства, укрепления экономической безопасности и конкурентоспособности республики.

С учетом всего этого целевой установкой собственно модели развития экономики республики является создание устойчивой экономической базы, обеспечивающей достойный уровень жизни населения Дагестана. С точки зрения количественных характеристик реализация этой цели обеспечивается существенным ростом доходов населения, преодолением дотационности республиканского и местных бюджетов, эффективным использованием ресурсного потенциала Дагестана.

При этом базовые параметры модели должны включать в себя широкую интеграцию хозяйства республики в российское и мировое экономическое пространство, мобилизацию финансовых источников накопления, развитие науки, техники, подготовку квалифицированной рабочей силы, новые технологии, по сути, определяющие инновационный путь развития.

Макроэкономические условия модели эффективного функционирования экономики Дагестана в режиме динамичного развития выстраиваются в систему четырех укрупненных взаимосвязанных блоков:

1. Блок управления, включающий в себя механизм территориальной организации многоотраслевой, многофункциональной, многоукладной экономики на основе эффективного сочетания государственного регулирования с рыночными отношениями. Весь опыт реформирования убедительно показал, что это крайне необходимое условие эффективного развития экономики, а для Дагестана с его хозяйственной спецификой приобретает особую значимость и актуальность.

2. Аграрный блок (аграрная политика, земельные отношения, продовольственная безопасность населения). Для республики этот блок модели имеет большее значение не только с позиций обеспечения продовольствием населения, но и с позиций того, что большая часть населения Дагестана -жители сельской местности и что сельское хозяйство республики уникально по своей структуре. Доминирующее положение в нем, по крайней мере, в недалеком прошлом, занимали виноградарство, садоводство, овощеводство и овцеводство. И дело не столько в том, сколько продукции будет производиться в этих отраслях, а в том, что эти отрасли являются базой для восстановления и развития перерабатывающей промышленности. Именно аграрно-промышленная интеграция может действенно способствовать развитию сельских районов Дагестана, которые в настоящее время находятся в очень сложном экономическом положении. Архиважной для Дагестана является и проблема земельных отношений. Она представляется необходимым элементом модели развития экономики республики, требует очень тонкого, взвешенного и не сиюминутного решения.

3. Социально-экологический блок. Он включает в себя политику распределения доходов, системы социальной поддержки населения, регулирования занятости и обеспечения экологической безопасности - условия, определяющие социальную ориентацию модели экономического развития Дагестана.

4. Политико-правовой блок - макроэкономические условия, обеспечивающие, что очень важно, социально-политическую стабильность, паритетные отношения с федеральным «центром» и другими субъектами Федерации, внутриреспубликанское межнациональное согласие.

Данная модель, точнее ее постановка, является лишь отображением реальной действительности. Она не может в полном объеме предусмотреть все многообразие факторов и условий, влияющих на эффективность функционирования такой большой и сложной системы как Республика Дагестан. В то же время модель позволяет системно охватить наиболее существенные сто-

роны общественно-политической и хозяйственной деятельности, определить главные направления и целевые задачи экономического развития национальной автономии (Республика Дагестан) в составе федеративного государства, реализация которых позволит создать материальную основу общественного прогресса, обеспечивая позитивные сдвиги в становлении гражданского общества.

Вместе с тем переход России на рыночные отношения и предоставление субъектам Федерации значительной экономической самостоятельности определяют значимость проблемы социально-экономического развития каждого региона на принципиально иной основе, учитывающей его специфику и особенности. Факторы, которые оказывают влияние на этот процесс (природные, экономические, этнические, политические), взаимосвязаны. Изменение какого-либо из них может оказать существенное воздействие на развитие той или иной территории.

При определении путей дальнейшего развития региона в условиях рынка значительная роль должна отводиться исторически сложившимся особенностям хозяйствования на его территории, местным условиям, традициям, менталитету населения, т.е. присущим конкретному региону факторам, понимание которых может оказать значительное влияние на процесс его развития в современных реалиях общественно-политической жизни российского государства.

Республика Дагестан как часть Российской Федерации представляет собой регион, имеющий ряд особенностей, отличающих его от других субъектов Федерации и воздействующих на стратегию экономического развития.

Во-первых, как отмечалось выше, это многонациональная республика, в которой проживают более 30 коренных национальностей, имеющих традиции мирного сосуществования на небольшой территории, что определяет политические и экономические взаимоотношения внутри республики и менталитет дагестанцев.

Во-вторых, Дагестан является трудоизбыточным регионом и отличается высоким уровнем естественного прироста населения.

В-третьих, Дагестан имеет уникальные природно-климатические условия - от высокогорья до степей, что определило систему расселения по территории, хозяйственную специализацию отдельных природно-экономических зон и экономическое развитие республики в целом.

В-четвертых, Дагестан расположен на стыке Европы и Азии, через него традиционно проходит путь в Закавказье и далее в страны Ближнего Востока, а через Каспийское море - в Среднюю Азию.

Дагестан как часть Российской Федерации прошел со времени присоединения к России до начала ХХ1 века несколько этапов в своем развитии, что повлияло на его экономику, социальную среду, расселение населения и другие параметры.

Экономическое развитие Дагестана всегда было тесно связано с двумя внутренними факторами: во-первых, с региональными особенностями развития отраслей сельского хозяйства и, во-вторых, с наличием избыточных тру-

довых ресурсов.

Будучи сельскохозяйственной окраиной России (в конце XIX - начале XX века), Дагестан занимал первое место на Кавказе по площади летних горных пастбищ и по наличию наибольшего количества мелкого рогатого скота [1, 5]. Но это не является свидетельством о том, что в Дагестане основной отраслью было овцеводство. В разрезе отдельных округов Дагестанской области наблюдался большой разброс в обеспеченности пастбищами и наличии поголовья овец. Чисто овцеводческим был только высокогорный Дагестан. Равнинная же зона Дагестана была земледельческой, а население предгорного Дагестана, лежащего между горной и равнинной зонами, хозяйствовало в той и другой зонах в зависимости от приближенности к ним.

Вместе с тем спорным остается вопрос определения сельскохозяйственной специализации внутреннего горного Дагестана, где проживала основная часть населения Дагестанской области. Эта часть Дагестана - древнейшее историческое его ядро, где издавна существовало террасное земледелие, позволявшее использовать более эффективно участки плодородной земли для земледелия. Земельные участки ценились очень высоко и являлись главным богатством горцев. В то же время горное земледелие не развивалось из-за ограниченности пахотных земель, а развитие скотоводства зависело от обеспеченности пастбищами и сенокосами, как летними, так и зимними [6]. Недостаток зимних пастбищ в горной зоне привел в Дагестане к развитию отгонной системы животноводства, когда скот летом пасся на альпийских пастбищах, а зимой отгонялся на равнину. Однако ведение отгонной системы животноводства было доступно только крупным хозяйствам, основная масса населения горного Дагестана не могла существовать, занимаясь только сельскохозяйственным производством, оно находило другие сферы приложения труда: были развиты разнообразные кустарные промыслы, основанные, главным образом, на использовании местного сырья, а часть горского населения уходила на заработки за пределы Дагестана.

После революции аграрный вопрос стал основным в крестьянском Дагестане. Была проведена национализация земель, были перераспределены конфискованные угодья. Для безземельных горцев стали выделять земли на равнине.

Таким образом, 20-30-е годы ХХ века характеризуются разрушением сложившихся земельных отношений в Дагестане и все проводимые мероприятия переустроили всю систему землепользования в республике.

Результатом проводимой земельной политики стало несоответствие территорий административных районов республики и наличия используемых ими земель. В северных районах республики более 50 % сельхозугодий, имеющихся в их административных границах, стали принадлежать хозяйствам горной зоны. Постепенно эти земли стали использоваться не только как зимние пастбища и сенокосы, но и распахиваться под зерновые и многолетние культуры. В то же время в горах забрасывались пахотные участки, требующие больших затрат, или переводились в пастбища. За период с 1960 по 1990 годы в горной зоне площадь пашни сократилась в 2,9 раза, особенно

уменьшилась площадь пашни в высокогорных районах - в 8,9 раза. Одновременно возросло количество пашни, используемой горными хозяйствами на равнине, но такое увеличение не компенсировало потери пахотных земель в горах. В результате таких трансформаций в хозяйствах горной зоны не происходило существенных изменений в производстве молока и мяса.

Итогом такой сельскохозяйственной политики в республике стало то, что сельскохозяйственное производство в большой мере переместилось из горных районов на равнину - развитие земледелия, выпас мелкого рогатого скота на кутанах и содержание на них крупного рогатого скота, постоянное проживание части населения на этих землях изменили экономику горных районов, сделали ее в большой мере зависимой от условий хозяйствования на равнинных землях.

Современные реформы, проводимые в стране, не могли не повлиять на развитие сельскохозяйственного производства, тем более, что государством был взят курс на создание многоукладной экономики, на развитие крестьян-ско-фермерских хозяйств. Но в Дагестане, где по-прежнему существует недостаток пахотных угодий и на одного жителя приходится только по 0,19 га пашни, эта форма хозяйствования не получила должного развития, ведущие позиции в сельскохозяйственном производстве заняли личные подсобные хозяйства. В настоящее время в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства доля сельхозпредприятий составляет 9,2 %, подсобных личных хозяйств населения - 80,7 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 10,1%.

В отличие от сельскохозяйственного производства, повсеместно охватывающего всю территорию республики, размещение промышленных предприятий происходило в основном в равнинной зоне - в городах и рабочих поселках. В горной зоне промышленность была представлена консервными заводами и цехами, перерабатывающими плоды и овощи, в составе комбината «Нагорный Дагестан», сыродельными цехами, в 80-е гг. в ряде горных сел были созданы филиалы радиотехнических предприятий.

В целом создание крупных промышленных производств позволило сформировать в Дагестане квалифицированный рабочий класс, поднять занятость населения. Однако смена в 90-е годы прошлого века политического и экономического курса страны, переход к рыночным отношениям привели слабо адаптированную к местным условиям хозяйствования промышленность к кризисному состоянию. Особенно пострадали те промышленные производства, которые работали на привозном сырье, материалах и комплектующих изделиях. С распадом СССР были разорваны связи, межотраслевая и межрегиональная кооперация, потеряны рынки сбыта. Более того, даже традиционные для республики отрасли промышленности, работающие на местном сырье, среди которых следует выделить топливно-энергетический комплекс, пищевую промышленность и художественные народные промыслы, также переживают сложные времена адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

В целом же, Дагестан из индустриально-аграрного региона, которым он стал в процессе интенсивного развития промышленности в 60-80 годах про-

шлого столетия, вновь перешел в разряд территорий аграрной специализации.

Ретроспективный анализ экономического развития Дагестана за длительный период времени позволяет сделать следующие выводы:

❖ по-прежнему сохраняется неравномерное развитие экономики Дагестана по отдельным природным зонам. Наиболее развитой в социально-экономическом отношении является равнинная зона республики, где расположены крупные промышленные предприятия, находятся почти все города республики, развито сельскохозяйственное производство;

❖ несмотря на государственные меры по выравниванию социально-экономических условий различных природных зон, горная зона отстает по показателям своего развития, что определяет на 93 - 97 % дотационность районных бюджетов;

❖ при распределении части земель равнинного Дагестана между хозяйствами горной зоны была создана чересполосица, сдерживающая развитие всего сельского хозяйства в Дагестане;

❖ промышленность не смогла стать основой экономического развития республики, т.к. крупные промышленные предприятия создавались без учета местных особенностей, находились в отраслевом подчинении, зависели от поставок извне;

❖ сохраняется низкий уровень урбанизации, что сдерживает темпы социально-экономического развития республики;

❖ сложившиеся экономические условия, отсутствие рабочих мест по-прежнему заставляют часть жителей республики в поисках работы выезжать за пределы республики.

Более благоприятные условия хозяйствования и возможность для работы на равнине способствовали притоку населения из горных районов на плоскость. В настоящее время большая часть населения Дагестана, свыше 60%, проживает в равнинной зоне, что привело к изменениям в национальном расселении.

В горной части республики районы по-прежнему являются мононациональными, сохраняется сложившееся национальное расселение и в южной части предгорного и равнинного Дагестана, хотя и там происходят естественные подвижки.

Но в северной части республики происходит процесс нового расселения. Этому способствовало несколько факторов, и прежде всего, передел земельных угодий в этой части Дагестана и национальная политика, в частности, переселенческая. Последствия процесса переселения до сих пор являются неразрешенными. Переселение горцев шло как стихийно, так и организованно, в основном на равнинные земли и главным образом в северную часть Дагестана.

Анализ размещения населения по территории Дагестана в последние годы показывает, что равнинные районы стали многонациональными, а че-

респолосица землепользования создала своеобразный «слоеный пирог» расселения разных национальностей.

Из-за экономической неустроенности, отсутствия работы за пределы Дагестана выезжают представители населения как некоренных, так и коренных национальностей на постоянное или временное проживание. Тут срабатывает феномен отходничества, мобильности, присущий горским народам Дагестана издавна.

Помимо внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие республики, существуют внешние причины, определяющие новое положение Дагестана как субъекта Федерации и оказывающие влияние на стратегию его последующего развития.

В настоящее время, с точки зрения типологии, республика относится к регионам экономически слаборазвитым, депрессивным и в определенной мере - по природным характеристикам - экстремальным, имеющим на своей территории высокогорную зону. Дагестан также является приморским и приграничным регионом, в результате чего он приобрел новое геополитическое положение и связанную с ним новую геостратегическую значимость для России.

Республика является транспортно-коммуникационным узлом, связывающим РФ со странами Центральной Азии, Ближнего Востока, а также с бывшими республиками Союза, имеющими границы с Дагестаном - Грузией и Азербайджаном. Поэтому необходимо учитывать это при разработке экономической политики и использовать выгоды территориального положения Дагестана.

Когда существовало единое пространство - СССР - границы, определяющие территории отдельных субъектов, не имели особого значения для населения союзного государства. Но с разделением его на отдельные суверенные государства и появлением государственных границ возникли территориальные и национальные проблемы. Наиболее остро эти проблемы проявились на Кавказе. В Дагестане - это, прежде всего, разделение лезгин и аварцев, живущих по обе стороны границы с Азербайджаном. Также надо отметить, что в южной части республики проживает значительное число азербайджанцев. Появление государственной границы, таможенных постов осложнили общение населения, торговлю, экономические связи между Дагестаном и Азербайджаном. Эти и другие проблемы, связанные с разделением народов, оказывают существенное влияние на развитие приграничных территорий, требуют их решения в процессе реализации государственной экономической политики на Кавказе.

Образование новых государственных границ выявило еще одну проблему, имеющую большое значение и влияние на экономику Азербайджана и Дагестана: использование водных ресурсов проходящей по границе р. Самур. Имеющее место ущемление прав Российской Федерации в лице Республики Дагестан влияет негативно на экономическое развитие Южного Дагестана.

Другой аспект нового геополитического положения Дагестана состоит в том, что он входит в Прикаспийский регион, где переплетены интересы

многих стран по освоению и эксплуатации запасов нефти и газа, транспортировке их в другие страны, а также по добыче и использованию рыбных запасов Каспия. При этом большое значение имеет то обстоятельство, что Махачкалинский порт, имеющий статус международного, является единственным незамерзающим российским портом на Каспийском море.

Еще большее значение для Российской Федерации Дагестан приобрел с 90-х годов, став опорой российской государственности в процессах стабилизации положения на Северном Кавказе. Многонациональность республики, традиции мирного сосуществования на небольшой территории, несмотря на сложные и нерешенные проблемы политического и социально-экономического характера внутри республики, играют роль стабилизирующего фактора на Северном Кавказе.

Можно выделить еще один аспект, связанный с перспективами развития Дагестана и возможностями общероссийской значимости: с потерей Крыма и других мест массового отдыха (Абхазия, Грузия, Прибалтика) на территории России осталось только Черноморское побережье в пределах Краснодарского края как зона рекреации. В этом плане Дагестан, учитывая его природно-климатические данные, может стать местом отдыха населения России - морского, туристического, бальнеологического.

Таким образом, Республика Дагестан характеризуется как стратегически важная территория Российской Федерации. Но, с другой стороны, она является слаборазвитым, депрессивным регионом. Получаются своего рода «ножницы» - с одной стороны, Дагестан имеет стратегическое значение для Российской Федерации и возможности для экономического развития при правильном использовании всех имеющихся ресурсов, с другой - это депрессивный регион с множеством социально-экономических проблем, накапливавшихся десятилетиями.

Стратегическая значимость Республики Дагестан определяет необходимость иметь регион с нормальным социально-экономическим потенциалом и стабильной национально-политической обстановкой. Собственно многона-циональность республики определяет два момента: с одной стороны, традиции мирного сосуществования и взаимопомощи, с другой - обострение борьбы за власть, особенно в местах многонационального проживания, зачастую связанной с земельными отношениями, национальным расселением и кадровой политикой.

В современных условиях, когда практически перестали существовать производства, не соответствующие или слабо соответствующие местным условиям, необходимо создавать новую систему производств, отвечающую, с одной стороны, интересам республики, с другой - требованиям рынка. То есть новая экономическая составляющая развития республики должна базироваться на положениях, учитывающих все факторы экономического роста, включая новое геополитическое и геостратегическое значение Дагестана для Российской Федерации.

Стратегическое значение, которое в новых реалиях приобрела республика, определяет необходимость ее ускоренного комплексного развития, для чего необходима реконструкция экономики Дагестана:

❖ развитие промышленности, опираясь на природные ресурсы и сельскохозяйственное сырье, имеющиеся и производимые в республике;

❖ разработка земельной политики, способствующей рациональному использованию земли во всех природно-экономических зонах Дагестана;

❖ проведение активной политики поддержания развития районов с экстремальными природными условиями (горная и высокогорная зоны), как это делается в развитых странах, где для производителей, ведущих сельскохозяйственное производство в горах, существует система льгот и финансовых выплат государством;

❖ создание экономических условий для развития малого и среднего бизнеса в городских поселениях, привлечения отдельных фирм для создания филиалов, налаживание производства рядовых изделий в малых городах для их экономического подъема;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ поддержка собственного производителя, использование для этого госзаказов и других форм государственной поддержки;

❖ развитие рекреационной деятельности, которая может стать тем региональным мультипликатором, который позволит развить и сопряженные отрасли: сувенирную промышленность, традиционные народные промыслы, агропромышленный комплекс, сферу обслуживания, инфраструктуру, что увеличит занятость и доходы населения.

Создание стабильной политической и экономической обстановки может изменить отношение потенциальных инвесторов к дагестанской экономике. Инвестиционные вложения, государственная поддержка и взвешенная внутренняя и внешняя экономическая политика будут содействовать созданию в Дагестане устойчивой экономической базы, развитию социальной сферы, которые обеспечат достойный уровень жизни населению республики, что собственно и заложено в целевой установке модели развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.