Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
воспитание / управление воспитательным процессом / модель воспитания / образование / школа / принципы управления / upbringing / management of educational process / model of upbringing / education / school / principles of management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанина П. В.

В работе построена модель воспитания для общеобразовательных учреждений (школ), направленная на решение некоторых проблем в сфере управления воспитательным процессом. Выделены принципы и этапы работы с коллективом учащихся, педагогов и родителей. Данная модель служит образцом для организации процесса воспитания в больших школах. Автор приходит к выводу об эффективности данной модели, т.к. тема управления в образовании очень актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT IN A SECONDARY SCHOOL

The paper presents a model of education for general education institutions (schools) aimed at solving some problems in the field of educational process management. The principles and stages of working with a team of students, teachers and parents are highlighted. This model serves as a model for organizing the process of education in large schools. The author comes to the conclusion about the effectiveness of this model, because the topic of management in education is very relevant.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.018.2

Сабанина П.В.

магистр кафедры психологии и педагогики, учитель истории Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в работе построена модель воспитания для общеобразовательных учреждений (школ), направленная на решение некоторых проблем в сфере управления воспитательным процессом. Выделены принципы и этапы работы с коллективом учащихся, педагогов и родителей. Данная модель служит образцом для организации процесса воспитания в больших школах. Автор приходит к выводу об эффективности данной модели, т.к. тема управления в образовании очень актуальна.

Ключевые слова: воспитание, управление воспитательным процессом, модель воспитания, образование, школа, принципы управления.

Тема воспитания актуальна как раньше, ведь мировая и отечественная история образования свидетельствуют о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократически характеристики, экономические возможности, компетентности правительства, и другое.

Для того, чтобы не упустить время и возможность правильно воспитать детей, привить им те ценности, которые передавались веками из поколения в поколение, чтобы одновременно с самостоятельностью развить чувство долга и благодарности за накопленный опыт, а также для достижения наибольшей эффективности образовательного процесса в школах, мы считаем необходимым

разработать модель управления воспитательным процессом, который является значимой составной частью всего процесса обучения.

На наш взгляд, данная модель послужит рычагом для решения некоторых проблем в образовательном учреждении, например: недостаточное развитие системы дополнительного образования, низкий процент компетентности педагогов в управлении (организации) воспитательных вопросов, отсутствие мотивации у педагогов и учащихся и др. [2]

При построении модели управления воспитательным процессом мы опирались на следующие принципы: принцип гуманности, единства, социальной активности, сотрудничества, саморазвития, дифференцированности и рефлексии.

В предлагаемой нами модели есть несколько взаимосвязанных компонентов: [1]

Участники модели: ученики, педагоги, родители - у каждого субъекта воспитательного процесса есть свои права и обязанности и возможность влиять на принятие решений, на ход процесса воспитания.

Целевой компонент - он определяет цели и задачи воспитания, которых требуется достичь в процессе обучения. Наша цель: создание такой системы управления воспитательным процессом, при которой каждый субъект процесса будет эффективно использовать время и ресурсы для достижения результата. Нашим результатом является получение на выходе (по окончании каждого учебного года) личности, способной проявить социально-значимые качества, находясь в обществе.

Содержательный компонент включает в себя разработку программ воспитания и обучения, разработку учебников и других материалов, включающих воспитание в образовательный процесс, и необходимых для достижения целей. Сюда можно отнести и различные ресурсы: финансовые, человеческие, материальные, необходимые для реализации воспитания. Также здесь отметим научные конференции и проекты, которые также несут воспитательную функцию. Курсы для педагогов, направленные на повышение

уровня компетентности по вопросам воспитания. Участие в воспитательных мероприятиях различной направленности для накопления опыта, перенятие опыта у педагогов со стажем.

Организационный компонент: в него входит разработка удобного расписания, как для учеников, так и для педагогов, распределение занятий по времени и дням наиболее эффективным образом, так, чтобы сочетались и учебные занятия, и школьные мероприятия воспитательного характера. Например, утренние линейки с поднятием флага, акции (художественные, творческие, спортивные) на переменах, воспитывающие доброту, внимательность, уважение и др. [4]

Технологический компонент: использование различных методов и технологий обучения, актуальных для конкретного учебного заведения, позволяющих достичь поставленных целей.

Кадровый компонент: подбор педагогов с высокой квалификацией, мотивацией, с необходимыми знаниями и умениями, или готовых обучаться и развиваться и передавать свой опыт подрастающему поколению.

Оценочный компонент включает в себя различные контрольные точки, мониторинг, диагностики, позволяющие анализировать результаты обучения и воспитания, выявлять пробелы и недостатки системы воспитания и искать пути решения, а также позволяет определить пути дальнейшего развития.

Основными критериями успешного использования нашей модели в процессе воспитания являются: [5]

1. Повышение качественного показателя школы в региональном рейтинге по направлениям воспитательной работы.

2. Материально - техническая оснащенность школы полная, есть возможность для реализации любых мероприятий.

3. Реализация участниками воспитательного процесса своих возможностей, достижение высоких результатов деятельности.

4. Высокий уровень подготовленности специалистов (педагогов, управленцев).

5. Наличие условий физического и психологического комфорта. Информационно - методический компонент: ведение школьного сайта, с отражением актуальных воспитательных событий, обеспечение учащихся, педагогов и родителей необходимой литературой, методическими пособиями по воспитанию, организация консультаций с психологами, тьюторами по вопросу взаимодействия с детьми дома и в школе и т.д. [5]

Таким образом, необходима правильная организация воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Одним из способов этой организации является предлагаемая нами модель управления воспитательным процессом.

Целевой компонент

Цыь: г.п ч-гдтттгз угл ¡■утгнтг ~г ля- p.q уетгттгт г!тгчт=гг>гпг каждого учашегося. .~гл;т формирования ег о с оцнально-значимш кач еств и ценностных ориентации.

I IptTHrTtTITPil £

1. Пр тгнптпт г уманн ос тн

2. Принцип единства: все pao отают е одном направл знныи используют однп^=юль:

3. ГТртгт ш 11 с оцнальной активно сти: ттр здоставлять уч дятгт.-дм ео змо:жность участия е мэр опрнзгтыях различного уровня{школьлтктк. городской)

■4. ГТрТК М I I L4TT f:nTJiy 1Ы м иа^тм

5. ГТрхгн i iii i i -."дчгпрд ^е-тгттггг

6. Придти гтт р ефл жени: анализировать отдельные джствнн: педагог ев и учащихся. а таккг е цел ом опыт школы

7. Пр и н 11 цп ди ф> ф ер ^нтгтгр оватгнр й индивидуали ¿я тгтгтп подход к каждому по возможностями потребностям

Задачи:

1) Улучшение показателей школы е воспитательной сфере

2) Раскрытие личностного и творческого потенциала педагогов и учащихся

3) создание канала эффективного обмана, личностным, жизненным и профессиональным опытом;

4) .'^ффа'Ц.-гсгкяпд пр т.о. г адани д тр я ni 111 гп н нктк; т< ti н н пт.ч тгтг п н нк1Х ЫеТОДОВ ЕОСПИТаНЫЯ К ПО ДраСТаЮШему' по ко л еттнто

Содержательный компонент

Бюджетное финансир ование ОО. кадровый тгд f¡ пр т-'ур.г.тл ттп-рл^тт-пдттт-гя- квалификации и др. Организационный компонент

Удобное расписаны* план мер онриятнй (р а5 сиз пр orpai&ta по е о с питанию). курир ование каждого блока мерощиатыиотве'тсгвэ'нным лицом

Технологический компонент

Плятгир ование работы, пр ОЕеденнемер опрнятий. кружкови г екцнй доц.о.бразовання. раб ота с р о днтелями Т 3thti лriTтпг мотттг.чтпгич ар эз по ощрение. сттшулиро ванне учадцнхся и педагогов

Кадровый компонент Оценочный компонент

ЪСрнггернж о аенкн: с оцналъная активность учащихся повысилась по сравнению с пр о голым годом хотя бы на 20®-"Ь. Ур овз-нь воспитанности о о^аношихса повысился * над люд днт г ? в р ечи. мониторинг с оциалъных сет«, отзывы учителей и роднгелвй). Ур оваь творческой активности повысился (в дополнительных кружках, секциях и о бшешколъньтс мероприятиях участвует б олып ее количество о бучаюшихся)

Методы опенки! анкетирование, наблюдение

И нформ а ци он н о — м етодич ески й ком пон ент

Вз-д 5нн? школьного сайта. наличие мет одической литературы, консультации с псих о логами и Ш1РЕШ работа воспиганню: оформл аи; стендов

Рис.1 Модель управления воспитательным процессом в школе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. И. Н. Емельянова. Основы воспитания: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 136 с.

2. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в/ учебное пособие под ред.Пискунова А.И. / Издательство «ТЦ Сфера», 129164, Москва, Маломосковская ул., 21, тел. 216-37-72.

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://docs. cntd.ru/document/420219217

4. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст]: Метод. пособ. / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

5. Федотова, А.Б. Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации [Текст]: Метод. сб. /А.Б. Федотова, Л.С. Паринова, Л.В. Плаксина, Л.В. Алексашкина. - М.: ГБОУ ДПО ЦВПГВ, 2016. - 57с.

6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: учеб. пособ. для студентов вузов / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин - М.: Владос, 2001. - 319 с.

Sabanina P.V.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

MODEL OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT IN A SECONDARY SCHOOL

Abstract: the paper presents a model of education for general education institutions (schools) aimed at solving some problems in the field of educational process management. The principles and stages of working with a team of students, teachers and parents are highlighted. This model serves as a model for organizing the process of education in large schools. The author comes to the conclusion about the effectiveness of this model, because the topic of management in education is very relevant.

Keywords: upbringing, management of educational process, model of upbringing, education, school, principles of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.