Научная статья на тему 'Модель организации инновационной деятельности корпоративных стартап-студий'

Модель организации инновационной деятельности корпоративных стартап-студий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАРТАП-СТУДИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СТАРТАП-СТУДИЯ / ВЕНЧУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОРПОРАТИВНЫЙ АКСЕЛЕРАТОР / КОРПОРАТИВНЫЙ ИНКУБАТОР / START-UP STUDIO / CORPORATE START-UP STUDIO / VENTURE CONSTRUCTION / OPEN INNOVATION / CORPORATE INNOVATION / INNOVATION LABORATORIES / INNOVATION CENTERS / INTRACORPORATE ENTREPRENEURSHIP / CORPORATE ACCELERATOR / CORPORATE INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов А.Н.

В статье рассматривается модель организации деятельности корпоративных стартап-студий и ее отличие от других схожих форм корпоративных инноваций. Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью поиска эффективных моделей развития корпоративных инноваций ввиду наличия в данной области таких сложностей, как многоступенчатость корпоративных бизнес-процессов, что значительно снижает скорость освоения и вывода инновационных решений на рынок, а также различия между корпоративной и стартап культурой, что имеет негативное отражение на эффективности взаимодействия между стартапом и корпорацией. В качестве методологической базы исследования были использованы методы на основе системного подхода, применены методы синтеза и индукции. Автором были идентифицированы отличительные особенности корпоративных стартап-студий от инновационных лабораторий и внутрикорпоративного предпринимательства. Цель корпоративной стартап-студии в виде строгой ориентации на экономическую выгоду, а также использование стартап-студией внешних человеческих и управленческих ресурсов определяют различие данной модели от вышеупомянутых форм корпоративных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF CORPORATE STARTUP STUDIOS

The article discusses the model of the organization of corporate startup studios and its difference from other similar forms of corporate innovation. The relevance of this study is determined by the need to search for effective models of corporate innovation development due to the presence of difficulties in this area such as multi-stage corporate business processes, which significantly reduces the speed of development and introduction of innovative solutions to the market, as well as the differences between corporate and startup culture, which has a negative reflection on the effectiveness of the interaction between the startup and the corporation. As the methodological base of the research, methods based on a systematic approach were used, methods of synthesis and induction were applied. The author identified the distinctive features of corporate start-up studios from innovative laboratories and internal corporate entrepreneurship. The goal of a corporate startup studio in the form of a strict orientation to economic benefits, as well as the use of external human and managerial resources by a startup studio, determine the difference between this model and the aforementioned forms of corporate innovation.

Текст научной работы на тему «Модель организации инновационной деятельности корпоративных стартап-студий»

Модель организации инновационной деятельности корпоративных стартап-студий

Попов Андрей Николаевич

аспирант, экономический факультет, кафедра экономики инноваций, МГУ им. М.В. Ломоносова, andrevonpopov@gmail.com

В статье рассматривается модель организации деятельности корпоративных стартап-студий и ее отличие от других схожих форм корпоративных инноваций. Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью поиска эффективных моделей развития корпоративных инноваций ввиду наличия в данной области таких сложностей, как многоступенчатость корпоративных бизнес-процессов, что значительно снижает скорость освоения и вывода инновационных решений на рынок, а также различия между корпоративной и стартап культурой, что имеет негативное отражение на эффективности взаимодействия между стартапом и корпорацией. В качестве методологической базы исследования были использованы методы на основе системного подхода, применены методы синтеза и индукции. Автором были идентифицированы отличительные особенности корпоративных стартап-студий от инновационных лабораторий и внутрикорпоративного предпринимательства. Цель корпоративной стартап-студии в виде строгой ориентации на экономическую выгоду, а также использование стартап-студией внешних человеческих и управленческих ресурсов определяют различие данной модели от вышеупомянутых форм корпоративных инноваций. Ключевые слова: стартап-студия, корпоративная стартап-сту-дия, венчурное строительство, открытые инновации, корпоративные инновации, инновационные лаборатории, инновационные центры, внутрикорпоративное предпринимательство, корпоративный акселератор, корпоративный инкубатор

Введение

Несмотря на распространенность и многообразие программ развития корпоративных инноваций, остаются нерешенными ряд проблем во взаимодействии корпораций и стартапов. Сложность и многоступенчатость бизнес-процессов корпорации снижает скорость внедрения и адаптации инновационных решений стартапов, что может увеличить вероятность прекращения деятельности стартапа ввиду ограниченного бюджета. Данная проблема идет в комплексе со следующими негативными факторами: стремление избежать рисков внедрения инновационного решения менеджерами корпораций, низкий уровень согласованности интересов и приоритетов между бизнес-подразделениями, низкий уровень коллаборации бизнес-подразделений корпораций в распространении инновационного решения.

Также проблемой в данной области является отличие корпоративной и стартап-культуры [1] [2], что снижает эффективность взаимодействия сторон. Одно из перспективных направлений в осуществлении корпоративных инноваций является модель корпоративной стартап-студии, которая получает положительный отклик от российских корпораций [3].

Стартап студия - это организация, целью которой является создание и развитие инновационных проектов со стадии идеи посредством инвестирования финансовых, управленческих и человеческих ресурсов. Предпринимателем, развивающим инновационные проекты в стартап-студии, является наемный сотрудник, обладающий необходимыми проектными компетенциями. Соответственно, корпоративная стартап-студия - это стартап-студия, целью которой является создание и развитие инновационных проектов в интересах корпораций. Модель классической стартап-студии уже подтвердила свою эффективность. Так первая стартап-студия Ideolab, созданная в 1994-м году, создала и развила 39 успешных инновационных проектов, которые в дальнейшем вышли на IPO (провели первичный выпуск ценных бумаг на бирже) или были поглощены более крупными участниками рынка (M&A, сделки по слиянию и поглощению).

Цель данного исследования состоит в определении основных отличий модели корпоративной стартап-сту-дии от других схожих моделей развития корпоративных инноваций. В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

1. Проанализирована деятельность 15 корпоративных стартап-студий из Бельгии, Нидерландов, Германии, Франции, Норвегии, Дании, США, Мексики и России.

2. В соответствии с характеристиками модели стар-тап-студии выявлены критерии, по которым можно выделить схожие формы корпоративных инноваций;

3. Изучены современные формы организации инновационных лабораторий/центров и внутрикорпоративного предпринимательство с выделением центральных характеристик рассматриваемых моделей;

Научной новизной данного исследования является выявление отличительных особенностей корпоративной

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS <0

о ш m

X

<

m О X X

стартап-студии по сравнению с другими формами корпоративных инноваций, таких как инновационная лаборатория/центр, внутрикорпоративное предпринимательство.

Методологическая база исследования и терминология

В качестве методологической базы исследования были использованы подходы на основе системного подхода, применены методы синтеза, индукции и приемы классификации. Теоретическую основу исследования составляют работы зарубежных исследователей посвященным формам внутрикорпоративного предпринимательства, корпоративным инновационным лабораториям/центрам, а также моделям стартап-студии. В качестве информационной базы исследования будут использованы публичные данные о деятельности инновационных лабораторий/центров, корпоративных стартап-студий, успешных кейсах внутрикорпоративного предпринимательства.

Объектом данного исследования являются корпоративные стартап-студии, включающие в себя элементы бизнес-акселераторов и инкубаторов. Зачастую подобные организации определяются, как "стартап-студия", "венчурное строительство", реже как "строительство компаний", а также в зарубежной литературе "startup studio", "company builder model", "venture factory", "company builder incubators", "company building", "venture studio", "venture builder", "corporate studio". Далее в работе будет использоваться термины "стартап-студия", "студия", "корпоративная студия" как синонимы термину "корпоративной стартап-студии".

Также стоит отметить, что ввиду того, что стартап-студия охватывает значительную часть жизненного цикла инновационного проекта от стадии идеи и до масштабирования, то далее в работе такие термины как "стартап", "проект" будут использоваться в качестве синонимов инновационного проекта, созданного внутри корпоративной стартап-студии.

Место корпоративной стартап-студии среди других схожих моделей корпоративных инноваций

По причине многообразия моделей развития инноваций могут возникнуть затруднения в сравнении модели стартап-студии с другими похожими моделями, которые ранее широко применялись зарубежными корпорациями. Данному вопросу, как и в целом теме стартап-сту-дий, было уделено внимание в крайне небольшом количестве работ. Так модель стартап-студии сравнивалась с другими формами развития инноваций, такими как бизнес-акселератор и инкубатор [4]. В работе Ребекки Ке-лер и Оливера Бауманна утверждается, что модель стартап-студии является внешней гибридной организацией, отличающейся от бизнес-инкубаторов мажоритарной долей владения инновационными проектами, уровнем зависимости процесса принятия управленческих решений, долгосрочностью работы, мотивационными механизмами, а также предоставляемой стартапу ресурсной базой (финансовые, человеческие и управленческие ресурсы). Мотивационные механизмы проектов стартап-студии, которые обуславливаются низкой долей владения (5-20%) предпринимателями инновационным проектов, дополняются управленческими подходами на основе количественных данных деятельности стартапа, а также меритократическими принципами управления, когда команды инновационных проектов

формируются только из наиболее компетентных специалистов, демонстрирующих отличные результаты в бизнесе. Важно отметить следующий факт, что корпоративная стартап-студия, несмотря на ее деятельность в интересах корпорации, в большинстве случаев не принадлежит корпорации и является независимой компанией.

Однако на рынке представлено множество похожих моделей развития инноваций, и возникает вопрос: а так ли уникальна модель стартап-студии в корпоративной сфере, и в чем ее отличие от других распространенных форм корпоративных инноваций? Выбор схожих моделей определялся следующим критериями:

1. создание и развитие инновационного проекта происходит внутри организации;

2. в развитие проекта вкладываются не только финансовые ресурсы, но и человеческие, иными словами наемные предприниматели и технические специалисты занимаются развитием проекта;

3. носит целевой и повторяющейся характер, т.е. инновационные проекты являются ожидаемым результатом реализации программы развития корпоративных инноваций.

Далее в работе будет проведен обзор и анализ схожих форм корпоративных инноваций, что позволит задать однозначное разграничение модели стартап-сту-дии, работающей в интересах крупного бизнеса, с другими похожими моделями.

Корпоративные инновационные центры/ лаборатории

Корпоративные инновационные лаборатории - независимые организационные пространства, целью которых является повышение творческой активности участников и содействие разработке инновационных продуктов, услуг и бизнес-моделей как внутри компании, так и за ее пределами [5]. Примером подобной организации может быть Google X, Amazon Lab126, Volkswagen automotive innovation lab, Microsoft Research Lab и многие другие. Несмотря на вариативность модели инновационной лаборатории, в ней выделяются определенные характеристики, отличающие ее от модели стартап-студии.

Корпоративная инновационная лаборатория по ее определению выполняет инфраструктурные задачи, тем самым стимулируя креативность участников лаборатории [6]. С управленческой точки зрения инновационная лаборатория подразумевает высокую степень свободы действий её участников, что значительно разнится с строгой иерархической структурой управления в стартап-студии. Также различия наблюдаются в постановке целей, стар-тап-студии ставит главной целью получение экономической выгоды, тогда как инновационная лаборатория может иметь такие цели как (неисчерпывающий список):

• решение сложнейших мировых проблем через создание прорывных технологий (например, Google X, IBM Research);

• стимулирование инновационного мышления и содействие сотрудничеству и исследованиям (например, Tata);

• объединение группы клиентов, поставщиков, дизайнеров и IT-разработчиков для решения общих задач отрасли (например, Cisco Hyper Innovation Living Labs).

Стоит также добавить, что модель инновационной лаборатории в последние годы подвергается критике как со стороны научного сообщества [5], так и со стороны бизнес-практиков в контексте экономической эффективности и модели управления. Так, создатель методологии развития стартапов Customer Development,

Стив Бланк назвал большинство централизованных формы корпоративных инноваций, работающих не в условиях рыночной конкуренции, "театром инноваций".

Внутрикорпоративное предпринимательство

В научной среде довольно мало уделено внимания формам поддержки развития внутренних инновациях корпорациям. Создание данных программ внутри корпораций также именуется корпоративным предпринимательством. Корпоративное предпринимательство охватывает два аспекта: создание новых предприятий в существующих организациях и управление непрерывным преобразованием организации [7]. Основной целью корпоративного предпринимательства является активизация инноваций, креативности и лидерства в корпорациях [8]. Среди множества форм корпоративного предпринимательства в данном исследовании актуальны: корпоративный инкубатор и акселератор для внутрикорпоративных проектов. Важно отметить, что программы внутрикорпоративного предпринимательства ориентируются на внутренних сотрудников, что наряду с созданием инновационных решений внутри корпорации дополнительно стимулирует такие трансформации, как создание новых бизнес-процессов, увеличение гибкости операционной деятельности, развитие предпринимательских навыков у сотрудников и т.д. [7]. Данная характеристика программ внутрикорпоративного предпринимательства является ключевой в сравнении с моделью стартап-студии, которая использует внешние человеческие ресурсы, т.е. нанимает предпринимателей, технических специалистов и других специалистов извне.

Однако в мире насчитывается удачные примеры реализации внутрикорпоративного предпринимательства. Например, спин-офф McDonalds Red Box (куплен Coinstar за 150 млн. долл), спин-офф Google Niantic Labs.

Нельзя не заметить такие способы реорганизации корпораций, как спин-офф и спин-аут. Спин-офф - это отделение дочерней компании из материнской компании с целью самостоятельного внедрения и развития на рынке новой продукции [9]. Также существует термин спин-аут, который в англоязычной и зачастую в русскоязычной литературе преподносится как синоним спин-офф. Тем не менее, данные модели возможны только при наличии предпосылок в виде, например, уже образовавшегося внутри нового проекта/продукта, поэтому носят вторичный и непрограммный характер и далее в данной работе рассматриваться не будут.

Таблица 1

Различие характеристик корпоративной стартап-студии от инновационной лаборатории/центра, внутрикорпоративного инкубатора и акселератора, ориентированных на

Корпоративная стартап-студия Инновационная лаборатория/центр Внутрикорпоративный инкубатор для внутренних проектов Внутри-корпоративный акселератор для внутренних проектов

Источники идей Внешние источники и корпорации Внешние источники и корпорации Корпорация Корпорация

Источник человеческого ресурсов Рекрутинг предпринимателей с проектными компетенциями Сотрудники корпораций и добровольное Сотрудники корпорации Сотрудники корпорации

Источник управленческих ресурсов

Структура владения организации развития инноваций

Структура владения инновационным проектом

Характеристика управления

Основная цель деятельности

Сроки вза-имодей-ствия с инновационным проектов

Основатели корпоративной стартап-студии (опытные предприниматели), внутренние биз-нес-консуль-танты

В большинстве случаев стар-тап-студия принадлежит ее основателям, однако существуют формы организации, когда стартап-студия принадлежит одной или нескольким корпорациям

Независимым корпоративным стартап-сту-диям, развивающие стартапы на собственные средства, принадлежит мажоритарная доля проекта

Строгое иерархическое управление, с шаблонизированными бизнес-процессами и мерито-кратическими принципами управления

Цель деятельности стартап-студии строго экономическая: максимизация прибыли и капитализации портфельных компаний

Взаимодействие с инновационными проектами осуществляется со стадии идеи и на протяжении всей деятельности проекта, принадлежащего стартап-студии

участие внешних специалистов, часто на конкурсной основе

Менеджеры корпорации

Инновационная лаборатория/центр принадлежит корпорации

Зависит от источника ресур-

Высокий уровень свободы действий участников инновационной лаборатории

Инновационные лаборатории ставят перед собой глобальные цели (решение сложных вопросов, рост креативности сотрудников и т.д.)

Инновационные лаборатории являются инфраструк-турно поддерживающей моделью для проектов на разных стадиях без определенных рамок

Менеджеры корпорации, приглашенные бизнес-консультанты

Входит корпоративную структуру

Мажоритарная доля принадлежит корпорации

Управление происходит в формате бизнес-консультаций

Внутрикор-поратив-ный инкубатор может иметь множество целей: от развития пред-принима-тельских навыков до экономических целей

Взаимодействие с ин-новацион-ными проектами может осу-ществля-ется со стадии идеи и до момента самостоятельной деятельности стартапа

Менеджеры корпорации, приглашенные бизнес-консультанты

Входит в корпоративную структуру

Мажоритарная доля принадлежит корпорации

Управление происходит в формате бизнес-консультаций

Внутрикор-поратив-ный акселератор может иметь множество целей: от развития предприниматель-ских навыков до эко-номиче-ских целей

Взаимодействие с инновационными проектами имеет строго определенные временные рамки (2-4 месяца)

Составлено автором на основе публичных материалов деятельности 15 зарубежных корпоративных стартап-студий, а также научных работ, посвященным инновационным лабораториям/центрам и внутрикорпоративному предпринимательству [Köhler, Baumann 2015; Fechera и др. 2018; Lewis, Moultrie 2005; Seling и др. 2018; Kuratko, Audretsch 2013]

ю

2 О

to о

в

сов

о

CS

о

CS

<e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ш m

X

<

m О X X

Кроме отмеченных выше отличительных характеристик корпоративных стартап-студий существуют и другие, такие как источник идеи, структура владения организацией развития инновацией и стартапа, сроки взаимодействия с проектами (см. таблицу 1).

Заключение

Подводя итог, можно сделать однозначный вывод, что корпоративная стартап-студия является уникальной моделью в сфере корпоративных инноваций. Модель корпоративной стартап-студии охватывает деятельность по созданию стартапов со стадии генерации бизнес-идей и проверки бизнес-гипотез до этапов масштабирования и интеграции инновационного проекта внутрь корпорации. Следует отметить, что такие характеристики стартап-студии, как цель и ресурсная база однозначно выделяют данную модель среди схожих форм корпоративных инноваций. Цель стартап-студии, в т.ч. корпоративной, строго заключается в виде получения экономической выгоды, а ресурсная база состоит из внешних человеческих и управленческих ресурсов (наемные предприниматели), что определяет различие данной модели от инновационных центров/лабораторий и корпоративных акселераторов/инкубаторов ориентированных на внутренние проекты.

Литература

1. Weiblen T., Chesbrough H. Engaging with startups to enhance corporate innovation // California Management Review. 2015. Vol. 57. № 2. P. 66-90.

2. Андрюшкевич O.A., Денисова И.М. Возможны ли открытые инновации в России // Экономическая наука современной России. 2016. № 3. С. 65-83.

3. Петров А.Н., Варламов К.В., Комаров А.В., Матвеев Д.А. Эффективность институтов развития. Смена парадигмы институтов развития в среднесрочной перспективе // Экономика науки. 2017. Т. 3. № 4. С. 230-239.

4. Köhler R., Baumann O. Organizing a Venture Factory: Company Builder Incubators and the Case of Rocket Internet // SSRN Electronic Journal. 2015.

5. Fechera F., Winding J., Huttera K., Füller J. Innovation labs from a participants' perspective // Journal of Business Research. 2020. Vol. 110. P. 567-576.

6. Lewis M., Moultrie J. The Organizational Innovation Laboratory // Creativity and Innovation Management. 2005. Vol. 14. № 1. P. 73-83.

7. Selig C., Gasser T., Baltes G. How Corporate Accelerators Foster Organizational Transformation: An Internal Perspective // 2018 IEEE International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE/ITMC), Stuttgart. 2018. P. 1-9.

8. Kuratko D., Audretsch D. Clarifying the domains of corporate entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. 2013. № 9. P. 323-335.

9. Порхун Е.Ю. Возможность применения моделей «спин-офф» и «спин-аут» при организации инновационных компаний // Креативная экономика. 2011. Том 5. № 5. С. 103-108.

10. Попова Е.В. КАК Стимулировать внедрение в производство технологий, изобретенных в государственных НИИ и вузах? // Инновации. 2006. № 1 (88). С. 3-6.

11. Мешков В.Р., Хачатурян М.В., Смаилова Ж.П., Таспенова Г.А. Технологии эффективного менеджмента:

особенности внедрения инноваций в систему управления: учебное пособие для магистров. Алматы, 2017

The model of organization of innovative activities of corporate

startup studios Popov A.N.

Moscow State University M.V. Lomonosov

The article discusses the model of the organization of corporate startup studios and its difference from other similar forms of corporate innovation. The relevance of this study is determined by the need to search for effective models of corporate innovation development due to the presence of difficulties in this area such as multi-stage corporate business processes, which significantly reduces the speed of development and introduction of innovative solutions to the market, as well as the differences between corporate and startup culture, which has a negative reflection on the effectiveness of the interaction between the startup and the corporation. As the methodological base of the research, methods based on a systematic approach were used, methods of synthesis and induction were applied. The author identified the distinctive features of corporate start-up studios from innovative laboratories and internal corporate entrepreneurship. The goal of a corporate startup studio in the form of a strict orientation to economic benefits, as well as the use of external human and managerial resources by a startup studio, determine the difference between this model and the aforementioned forms of corporate innovation. Keywords: start-up studio, corporate start-up studio, venture construction, open innovation, corporate innovation, innovation laboratories, innovation centers, intracorporate entrepreneurship, corporate accelerator, corporate incubator References

1. Weiblen T., Chesbrough H. Engaging with startups to enhance

corporate innovation // California Management Review. 2015. Vol. 57. No. 2. P. 66-90.

2. Andryushkevich O.A., Denisova I.M. Are open innovations possible in Russia // Economic Science of Modern Russia. 2016. No. 3. P. 65-83.

3. Petrov A.N., Varlamov K.V., Komarov A.V., Matveev D.A. The

effectiveness of development institutions. The paradigm shift of development institutions in the medium term // Economics of Science. 2017.Vol. 3. No. 4. P. 230-239.

4. Köhler R., Baumann O. Organizing a Venture Factory: Company

Builder Incubators and the Case of Rocket Internet // SSRN Electronic Journal. 2015.

5. Fechera F., Winding J., Huttera K., Füller J. Innovation labs from

a participants' perspective // Journal of Business Research. 2020. Vol. 110. P. 567-576.

6. Lewis M., Moultrie J. The Organizational Innovation Laboratory //

Creativity and Innovation Management. 2005. Vol. 14. No. 1. P. 7383.

7. Selig C., Gasser T., Baltes G. How Corporate Accelerators Foster

Organizational Transformation: An Internal Perspective // 2018 IEEE International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE / ITMC), Stuttgart. 2018.P. 1-9.

8. Kuratko D., Audretsch D. Clarifying the domains of corporate

entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. 2013. No. 9. P. 323-335.

9. Porkhun E.Yu. The possibility of using the spin-off and spin-out

models in the organization of innovative companies // Creative Economy. 2011. Volume 5. No. 5. P. 103-108.

10. Popova E.V. HOW to stimulate the introduction of technologies invented in state research institutes and universities into production? // Innovation. 2006. No. 1 (88). S. 3-6.

11. Meshkov V.R., Khachaturian M.V., Smailova Zh.P., Taspenova G.A. Effective management technologies: peculiarities of introducing innovations into the management system: a textbook for masters. Almaty, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.