Научная статья на тему 'Модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг'

Модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ / ПЕРЕХОД НА АУТСОРСИНГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ ЛИНЕАРИЗАЦИИ / OUTSOURCING / OPTIMIZATION MODEL / OUTSOURCING TRANSITION / PROGNOSTICATION / STATISTICAL LINEARIZATION METHOD

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вайсблат Борис Исаевич, Кузнецова Юлия Викторовна

Статья посвящена проблеме перевода внутренних функций компании на аутсорсинг. Авторами статьи предлагается модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг на основе прогнозирования времени перехода на аутсорсинг и соответствующих затрат В статье приведены результаты экспериментальных расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION MODEL OF PROCESS MANAGEMENT OF OUTSOURCING TRANSITION

The article is devoted to the problem of transition of internal functions to outsourcing. The authors offer the optimization model of process management of outsourcing transition based on prognostication of transition time on outsourcing and conformed expenses. The article includes experimental calculations of model.

Текст научной работы на тему «Модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг»

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПЕРЕХОДА НА АУТСОРСИНГ

УДК 338

Борис Исаевич Вайсблат,

д.т.н., профессор кафедры венчурного менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики - Нижний Новгород, Тел.: +7(831) 436-15-33, Эл. почта: bvaisblat@hse.ru

Юлия Викторовна Кузнецова,

преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики - Нижний Новгород, Тел.: +7(831) 436-15-33, Эл. почта: jkuznetsova@yandex.ru

Статья посвящена проблеме перевода внутренних функций компании на аутсорсинг. Авторами статьи предлагается модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг на основе прогнозирования времени перехода на аутсорсинг и соответствующих затрат. В статье приведены результаты экспериментальных расчетов.

Ключевые слова: аутсорсинг, модель оптимизации, переход на аутсорсинг, прогнозирование, метод статистической линеаризации.

Boris I. Vaisblat,

PhD in Technical Sciences, Professor, the Department of Venture Management, National Research University Higher School of Economics, Nizhny Novgorod, Tel.: +7(831) 436-15-33, E-mail: bvaisblat@hse.ru

Ulia V. Kuznetsova,

Lecturer, the Department of General and

Strategic Management,

National Research University Higher School

of Economics, Nizhny Novgorod,

Tel.: +7(831) 436-15-33,

E-mail: jkuznetsova@yandex.ru

OPTIMIZATION MODEL OF PROCESS MANAGEMENT OF OUTSOURCING TRANSITION

The article is devoted to the problem of transition of internal functions to outsourcing. The authors offer the optimization model of process management of outsourcing transition based on prognostication of transition time on outsourcing and conformed expenses. The article includes experimental calculations of model.

Keywords: outsourcing, optimization model, outsourcing transition, prognostication, statistical linearization method.

1. Введение

В последние десятилетия в мировой практике все большую силу набирает такой подход к организации деятельности компании, как аутсорсинг.

Наличие у компании долгосрочной аутсорсинговой стратегии является, по мнению ведущих аналитических агентств, необходимым условием успешного развития конкурентного бизнеса и его адаптации к стремительно меняющимся рыночным условиям.

Объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 90-е годы. Именно с этого момента стали появляться научные публикации, в которых с помощью построения различных моделей пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные отдельным аспектам использования аутсорсинга на практике.

Так Дж. Брайан Хейвуд рассматривает на основе аутсорсинга информационных технологий практические мероприятия по повышению конкурентоспособности организации [1].

Б.А. Аникин и И.Л. Рудая рассматривают общую концепцию аутсорсинга как новую систему организации бизнеса и предлагают следующие основные этапы аутсорсинг-проекта: анализ фактического состояния, «производить или покупать», поиск потенциальных аутсорсеров, выбор партнера-аутсорсера, разработка условий контракта, выполнение контракта [2]. Е.Г. Аксенов и И.Г. Альтшулер затрагивают вопросы, касающиеся управления вспомогательными процессами компании, структурирования сервисной деятельности в сфере информационных технологий [3]. В статье Т.И. Валишевской, Н.Г. Сорокиной раскрываются причины перехода на аутсорсинг, факторы, влияющие на его развитие, виды и характеристики, особенности каждого из них [4]. И.С. Мухина анализирует существующие подходы к оценке эффективности использования аутсорсинга [5]. В. И. Алешнико-ва представляет модель управления организацией, в которой реализация отдельных функций передается специализированным (внешним) компаниям [6].

В российских и зарубежных исследованиях сформировались возможные варианты передачи функций управления компаниями сторонним организациям и построения отношений заказчика и исполнителя. Так, И. Д. Хаджаев [7] описывает модели маржинального (предельного), пакетного, элементного аутсорсинга. В работе С. Клементса и М. Доннеллана [8] рассмотрены критерии выбора модели, формы, вида аутсорсинга, процедуры поиска и выбора специализированной компании, оценки эффективности и качества результатов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной аутсорсингу, показал, что в опубликованных работах в основном описываются результаты исследования отдельных аспектов функционирования организаций, использующих аутсорсинг в своей деятельности. Вопросы же оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг в настоящее время не исследованы.

В связи с этим авторами предлагается модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг.

2. Участники и ресурсы процесса перехода на аутсорсинг

Участниками процесса перехода на аутсорсинг являются:

- заказчик - компания, которая готова перевести часть внутренних функций на аутсорсинг;

- провайдер - компания, которая готова заказчику оказать услуги по реализации функций, передаваемых на аутсорсинг.

Для реализации аутсорсинг-проекта используются:

- человеческие ресурсы - сотрудники заказчика и провайдера, участвующие в аутсорсинг-проекте;

- финансовые ресурсы - сумма денежных средств, необходимая для реализации аутсорсинг-проекта;

- временные ресурсы - затраты времени на операции по подготовке и реализации аутсорсинг-проекта.

Успех перевода внутренних функций компании на аутсорсинг может быть обеспечен только при тесном взаимодействии обоих сторон - заказчика и провайдера - на всех уровнях реализации аутсорсинг-проекта.

Экономика, Статистика и Информатика

№2, 2012

101

На уровне управления: провайдер - управление процессом оказания услуги, заказчик - контроль результатов.

На уровне сотрудников - выделение контактных лиц для взаимодействиях с двух сторон.

На уровне услуг и процессов - оказание услуг, трансформация процессов.

На уровне контроля - контроль результатов, позволяющий определить дальнейшее развитие проекта и совершенствование услуг.

На уровне инфраструктуры - интеграция систем для обмена данными, предоставление доступа к системам.

Важным условием обеспечения эффективности перехода на аутсорсинг является обязательное участие заказчика на всех этапах процесса перехода на аутсорсинг.

3. Этапы процесса перехода на аутсорсинг

Рассмотрим классическую технологию перехода на аутсорсинг, которая включает этапы анализа, планирования, внедрения в виде сетевого графика (рис. 1).

Здесь:

- событие, означающее факт начала процесса перехода на аутсорсинг;

- событие, означающее факт око-няания процесса перехода на аутсорсинг;

А1, А2 А3 - работы, выполненные заказчиком, на этапе соответственно анализа, планирования и внедрения.

В1, В2 В3 - работы, выполненные провайдером, на этапе соответственно анализа, планирования и внедрения.

Под работой понимается любое действие, сопровождающееся затратами ресурсов или времени и приводящее к определенным результатам.

Работы А1 и В1 этапа «анализ» включают в себя:

- анализ существующей ситуации с процессами в компании на определенном участке;

- определение и формулировка требований к будущему состоянию процессов;

- рассмотрение возможностей аутсорсинга и подготовка соответствующих бизнес-обоснований;

- выработка стратегии по переходу на аутсорсинг.

Работы А2 и В2 этапа «планирование» включают в себя:

- исследование и анализ внутренних процессов и среды заказчика на предмет определения возможностей провайдера в данном проекте, применимости методологии провайдера и его систем, определения объема необходимых изменений и оценки рисков;

- подготовку плана перехода на аутсорсинг (определение ответственных лиц как со стороны провайдера, так и заказчика для взаимодействия в рамках проекта, подготовку сотрудников с обеих сторон, разработку необходимых процедур, а также подготовку карты трансформации процессов).

- согласование необходимых процедур и операций, включая объем и состав работ SOW, модель оказания услуги, соглашение об уровне оказания услуг SLA.

Работы А и В обеспечивают этап

3 4

внедрения. Этап внедрения решения -наиболее сложный, он находится под управлением провайдера. На данном этапе заказчик также играет очень важную роль, прежде всего, осуществляя работу со своими сотрудниками и проводя необходимые действия по подготовке их к работе по новой модели.

4. Прогнозирование времени перехода на аутсорсинг и соответствующих затрат

Введем следующие обозначения:

t - затраты времени заказчика на выполнение i-ой работы;

rt - затраты времени провайдера на выполнение i-ой работы;

T = max{/;,rt} - продолжительность выполнения работ А. и B

Поскольку процесс перехода на аутсорсинг происходит в условиях воздействия случайных факторов, то t и тj (i=1,3), вообще говоря, можно рассматривать как случайные величины. Для определения вероятностных харак-

теристик (среднее значение и дисперсия) случайных величин t и Tj воспользуемся методом PERT [9], основанном на предпосылке об аппроксимации продолжительности работ в -распределением с минимальным значением t , т наиболее вероятном значении

mm7 mm. А

t

максимальном значении t

Средние значения и дисперсии продолжительности работ в методе PERT рассчитываются по формулам:

- t,

+ 4t, 0 +1,

6

Dtt =

в, =

(ti m

12

+ 4r

+ r,

Dt i =

(t i m

6

- T,,

,) 2

12

aaa U =

U =

Рис. 1. Сетевой график процесса перехода на аутсорсинг

Для определения среднего значения и дисперсии Т = шах{/; ,т;} воспользуемся методом статистической линеаризации нелинейностей [ ].

Статистическая линеаризация нелинейности состоит в приближенной замене нелинейной зависимости эквивалентной в вероятностном смысле линейной зависимости. Если мы имеем две некоррелируемые случайные величины Х1 и Х2 с известными средними значениями Х1 и Х2 и дисперсиями БХх, БХ2 и У=шах{Х1;Х2>, то для того, чтобы воспользоваться методом статистической линеаризации представим У в виде:

У=шах{Х1; Х2>=Х1+и,

[Х2 - Х1, апёе Х2 > Х1 [ 0, апёе Х2 < Х1 Обозначим и через ъ: [апёе г > 0 [0, апёе г < 0

Так как случайная величина ъ может принимать значения от -да до и для нее известны и Бъ, то наилучшим приближением плотности распределения для ъ является нормальное распределение [ ]. Тогда применяя для нелинейной зависимости (*) метод статистической линеаризации, получим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и = ~z * Г(~^=)+ 4П * ;

4В1_ ^¡Dz

пи = г2 *(-?=);

VDz

где у (х) - функция Лапласа [**], (х) - функция Гаусса [**].

Введем обозначения:

(*)

№2, 2012

т .0 и

2

)

0

, ПШ1

102

Статистика и математические методы в экономике

а = /(Л); b = j3(y)*JFz.

Тогда и можно представить в виде линейной зависимости: и = а/+Ь = а( Х2-Х ()+Ь, а у в виде

у= X, + и = X, + аХ,- аХ+Ь = (1-а) Х,+ аХ,+Ь.

Используя теорему о числовых характеристиках линейной функции случайных величин, получим у = (\-а)Хх + аХ 2 +Ь: йу = (\-а)2 ОХх +а2йХ2. Тогда можно вычислить средние значения и дисперсии Т, = тах{/, ,г;} в следующем порядке^

1. определится г, = г, - и = йт, + £>/,;

2. вычислится

U

ПрОв

DU

n/XHi

D г,

;=1

Очевидно, что вероятностные характеристики продолжительности перехода на аутсорсинг будут равны:

т = £тг.

где Т0 - плановый срок перехода на аутсорсинг [ ],

и показатель экономичности перехода на аутсорсинг

где U

^ж О -U мк

, - плановые затраты заказчика на переход на аутсорсинг.

Наряду с этим рассмотрим показатели риска процесса перехода на аутсорсинг:

_ __т_у _

ДГ = (Т-Т0)*у{—г=Л-) +ÍDT*

т-т.

Jdt'

- среднее время задержки;

AU=(Tj-U3aK0)*r(U3aK~U'

Jdt

4 +

3. определится а, и Ь:

а, =№,Ь,

4. вычислятся

Т, = (1-а,)/, + а, г, + А;

ОТ> =(1 -а,)2£>/, £>г,.

Если N - число исполнителей заказчика на работе А,, а п-число исполнителей провайдера на работе В| и 81 -затраты заказчика на одного исполнителя в единицу времени, а с - затраты провайдера на одного исполнителя в единицу времени, то вероятностные характеристики затрат заказчика на переход на аутсорсинг и затрат провайдера на переход на аутсорсинг будут равны:

_ з / 1

з

;=1 ; з

= 1> *«, Ч ;

;=1

3

■ р{шк

-и.,

1ак()

-среднее значение превышения затрат.

Предположим, что нам известны табличные зависимости времени выполнения работ от числа исполнителей (таблица 1, таблица 2). (t ; t ),

х ' ' х i mm' i шах7'

( г nran; г nim)-экспертные оценки продолжительности работ для каждого числа исполнителей.

Вычислим средние значения и дисперсии методом PERT. Тогда получим табличные зависимости среднего времени выполнения работ от числа исполнителей (таблица 3, таблица 4).

С помощью метода наименьших квадратов аппроксимируем эти зависимости полиномом Лагранжа m 1 степени и М .степени, i-)

В результате получим формулы зависимости J Dt oi Niи формулы зави-

симости Tt, DTt от а.

5. Оптимизация управления процессом перехода на аутсорсинг

Теперь рассмотрим следующие модели оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг.

Модель 1. Найти {N *, п.*}, чтобы UjaK -± min "Ри ограничениях:

\)Т<Т0

2)N,n> О

3)N, п.- целые

4) Ni', < N < N.

7 II — 1 — Mill

5) п , < n < п ...

7 11 — I — 1 Mi

Модель 2. Найти {Nп.*}, чтобы Т njin при ограничениях:

1) и мк < и .}ак0

2)N,n > О

' г 1 —

3)N, п.- целые

4) N . < N < N

7 it — i — imi

5) n, < n < n ..

7 ll — i — i Mi

Модель 3. Найти {N*, n*}, чтобы Д7" —>jjiin при oi раничениях:

1) U MK <Uw0

2)N,n > 0

3)N, n- целые

4)N, < N. < N

7 il — i — imi

5) ii, < n < n ..

7 il — i — i Mi

Модель 4. Найти {N *, n*}, чтобы Ш зак-Г> min при ограничениях:

1) T<T0

2)N,n,>0

3)N, n- целые

4)N. < N < N

7 ll — 1 — Mill

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) ii, < n < n ...

7 il — i — i Mi

Сформулированные задачи являются задачами целочисленного нелинейного программирования и могут быть решены с помощью надстройки «Поиск решения» MS Excel.

6. Экспериментальные расчеты

Рассмотрим пример расчетов по

Таблица 1. Зависимость времени работ от числа исполнителей заказчика

N, N„ К,

min ^il m r ti2 min m i min

ti max t„ „„X t,2 max in i max

Таблица 2. Зависимость времени работ от числа исполнителей провайдера

п, 4,1 n2 n,m,

Ч 111 111 Til niш Ti2 min Timi nun

Ti max Til max Ti2 max Timi max

Таблица 3. Зависимость среднего времени выполнен пи работ от числа исполнителей заказчика

(=1 3 N; И, N,2 N,„„

DT-^DT, . i i i. t„ L»

Dt, Dt„ Dt,, Dt, nn

11а основе полученных_вероятност-ных характеристик Т, ОТ, и мк, 01!.юк можно рассчитать показатель своевременности перехода на аутсорсинг

Таблица 4. Зависимость среднего времени выполнен пи работ от числа исполнителей п ровай дера

Р{Т<Т0} = у(

Т.-Т.

n, n„ Пр n,M,

"Í i,i T, Mi

Dt, Dt и Dr,2 Dr i MI

Экономика, Статистика и Информатика 103 №2,2012

оптимизации управления процессом перевода на аутсорсинг функции расчета заработной платы для розничной торговой сети.

Исходные данные представлены в таблице 5 и таблице 6.

Затраты заказчика на одного исполнителя в единицу времени равны: S1=1800; S2=1300; S3=700 на работе Л15 A2, A3 соответственно. Затраты провайдера на одного исполнителя в единицу времени равны: c1=1000; c2=2500; c3=2250 на работе Ap Л2, A3 соответственно.

Порядок расчета:

1) Рассчитываются средние значения и дисперсии продолжительности работ (таблица 7).

2) С помощью метода наименьших квадратов производится аппроксимация временных периодов , Dt. и тг и

DTji= 13):

t1 = -5,5*N1 + 28,5;

t2 = -5,5*N2 + 23;

t3 = -1,5*N3 + 5,5;

Dt1= - 0,75*N1 + 3,6;

Dt2= - 0,75*N2 + 2,8;

Dt3= - 0,25*N3 + 0,58;

Тл_= - n1 + 3,5;

T2_ = -5^*n2 + 34;

т 3 = -5*n3 + 31;

Dt 1 = - 0,0 8;

Dt 2 = - 0,75*n2 + 4,33

Dt3 = 0,33.

3) С помощью надстройки «Поиск решения» MS Excel решаются задачи оптимизации.

4) Результаты решения задач представлены в таблице 9.

Результаты экспериментальных расчетов показывают, что предлагаемые модели оптимизации являются достаточно легко реализуемыми и могут быть рекомендованы для использования в практической деятельности компаний.

Литература

1. Хейвуд Дж. Брайан. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ. Вильямс, 2004. 176 с.

2. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг. Инфра-М, 2009. 320 с.

3. Аксенов Е.Г., Альтшулер И.Г. Аутсорсинг. 12 заповедей и 21 инструмент. Питер, 2009. 464 с.

4. Валишевская Т.И., Сорокина Н.Г. Аутсорсинг как стратегическая модель обеспечения конкурентоспособности российских предприятий // Вестник ОГУ 2007. №6. С.83-89.

5. Мухина И.С. Анализ существующих подходов к оценке эффективности

Таблица 5. Исходные данные для заказчика

Ni 2 3 № 1 2 N3 1 2

tl min 15 10 Î2 min 15 10 t3 min 3 2

tl max 20 14 Î2 max 20 14 I3 max 5 3

Таблица 6, Исходные данные для провайдера

ni 1 2 П 2 3 4 пз 3 4

Tl min 2 1 I 2 min 15 10 T 3 min 15 10

TL max 3 2 Т 2 max 20 14 Т 3 max 17 12

Таблица 7. Средние значения и дисперсии продолжительности работ заказчика

Ni 1 2 N2 3 4 № 1 2

h 2.5 1.5 f2 17,5 12 h 3 2

Dîi 0,08 0,08 Dtí 2,08 1.33 Dtí 5 3

Таблица 8. Средние значения и дисперсии продолжительности работ провайдера

ni 2 3 П2 1 2 113 1 2

4 17,5 12 т2 17,5 12 4 2,5

Dr i 2,08 1,3 Dr i 2,08 1,3 DT3 1,3 0,3

Таблица 9. Результаты решения задач по оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг

Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4

Nj*=2,l,l Ni* =2,1,1 N*=3,1,1 Ni* =3,1,1

n¡ "=1,3,3 n¡ "=1,4,4 ni "=1,4,4 ni"=l,4,4

Uçàénm =88550 Т пи = 46 ДГшш =0 AU çàêmin = 922,3

Г = 51.8 Uçàé =88550 Uçàé = 90350

То =53 U3aK о =90000 Sj, =0,97% úrj = 0,9%

Г = 40,5 Г = 40,5

использования аутсорсинга // Корпоративное управление. 2008. № 6. С. 111-114.

6. Алешникова В.И. Аутсорсинговая модель управления организацией // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2008. № 1. С. 66-71.

7. Хаджаев И. Д. Управление в режиме корпоративного аутсорсинга: модели и технологии реализации // RHR.RU: человеческие ресурсы России. 2005. URL: ttp: //www.rhr.ru/index/rule/ about_cons/9083,0.html (дата обращения: 19.01.2012).

8. Клементс С., Доннеллан М. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора. Вершина, 2006. 416 с.

9. Миллер Р. В. ПЕРТ - система управления. М.: Экономика, 1965. 207 с.

References

1. Heywood J. Brian. Outsourcing. The search for competitiveness. Vilyams, 2004. 176 p.

2. Anikin B.A., Rudaya I.L. Outsourcing and outstaffing. Infra-M, 2009. 320 p.

3. Aksenov E.G., Altshuler I.G. Outsourcing. 12 commandments and 21 tool. Piter, 2009. 464 p.

4. Valishevskaya T.I., Sorokina N.G. Outsourcing as a strategic model to ensure the competitiveness of Russian enterprises // Bulletin ofthe OSU, 2007. №6. C.83-89.

5. Muhina I.S. Analysis of existing approaches to evaluating the effectiveness of outsourcing // Corporate management. 2008. № 6. P. 83-89.

6. Aleshnikova V.I. Outsourcing management of the organization model / / Journal of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2008. № 1. P. 66-71.

7. Hadzhaev I. D. Control mode of corporate outsourcing: models and implementation technologies / / RHR.RU: human resources in Russia. 2005. URL: ttp:/ / www.rhr.ru/index/rule/about_cons/9083, 0.html (date accessed: 19.01.2012).

8. Klements S., Donnellan M. Business process outsourcing. Chieffinancial officer tips. Vershina, 2006. 416 p.

9. Miller R. V PERT - management system. M.: Ekonomika, 1965. 207 p.

№2, 2012

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.