БИТ 2019 Том 3 № 2 (10) УДК 35.085.6
МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫПУСКА
Краснова А.И., Волошина Ю.В.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии;
OPTIMIZATION MODEL OF AUTOMATIC RELEASE'S INFORMATION
AND TECHNICAL SUPPORT
Krasnova A.I., Voloshina Yu.V.
St. Petersburg named after V.B.Bobkov branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данной статье рассмотрена модель оптимизации информационно-технического обеспечения автоматического выпуска.
Ключевые слова: автоматический выпуск, технология автоматического выпуска, разрешительные документы, алгоритм проверки.
Abstract
The optimization model of automatic release's information and technical support are consided in this paper.
Keywords: automatical release, technology automatical release, permits, check algorithm.
of
Формирование электронной/цифровой таможни является одним из основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС). На расширенном заседании коллегии ФТС под председательством руководителя ФТС России Владимира Булавина, посвященном итогам деятельности ФТС в 2018 году, акцент был сделан именно на том, что усилия ФТС направлены на цифровизацию таможенных операций [1]. А в публичной декларации целей и задачи ФТС на 2019 год одной из целей является расширение электронно-цифровых технологий в таможенном деле, в
частности, совершенствование практики применения технологии автоматического выпуска товаров (автовыпуска), с помощью которой таможенные операции совершаются без участия должностного лица таможенного органа (ДЛТО) [2].
Комплексная программа развития Федеральной таможенной службы до 2020 года предполагает следующие целевые значения развития технологии автоматического выпуска до 2020 года (рис. 1).
Рис. 1. Достижение целевых значений технологии автовыпуска как центральная проблема ее развития [3]
Рис. 2. Причины ограничений возможностей информационно-технического обеспечения автоматического выпуска
В период 2019-2020 гг. показатель по экспорту автоматически выпущенных электронных деклараций на товар (ДТ), поданных участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) низкого уровня риска, должен увеличиться на 34%, аналогично по импорту - на 33%. Ввиду ограничений технологии автовыпуска достижение данных показателей не представляется возможным. Это является центральной проблемой информационно-технического обеспечения автовыпуска.
Для того чтобы решить данную проблему, следует разобраться в причинах ограничений технологии автоматического выпуска с позиции ее информационно-технического обеспечения (рис. 2) [4].
Основные ограничения информационно-технического обеспечения автоматического выпуска товаров связаны с проблемами в проверке разрешительных документов, а также с проблемами в работе системы управления рисками (СУР). Вопрос с предоставлением разрешительных документов имеет большую значимость. Только за IV квартал 2018 года ФТС сделала в режиме онлайн 19807 шт. запросов на проверку информации о лицензиях на экспорт и импорт товаров. Всего за 2018 год таких
запросов насчитывается 66376 шт. [5]. Примерно столько же было выявлено недействительных разрешительных документов (67,5 тыс. шт.). По работе СУР можно отметить, что в настоящее время она не позволяет снижать нагрузку на «зеленый сектор» ВЭД, так как из-за большого количества профилей риска автоматический выпуск не может осуществляться интенсивнее.
Последствия существования текущих ограничений представлены на диаграмме «галстук-бабочка» (рис. 3) [4].
Поэтому для развития информационно-технического обеспечения технологии автоматического выпуска товаров и решения ее проблем необходимо решить две ключевые задачи:
1. Внедрить механизм проверки разрешительных документов в автоматическом формате в рамках технологии автоматического выпуска товаров.
С помощью такого механизма станет возможным расширить сферу действия технологии, так как разрешительная документация необходима во многих случаях. В рамках проведенного исследования под разрешительными документами понимались лицензии Минпромторга и заключения
Рис. 3. Диаграмма «галстук-бабочка» для выявления последствий текущих ограничений технологии автоматического выпуска товаров
федеральных органов исполнительной власти, которые необходимы в целях соблюдения законодательства о запретах и ограничениях (Решение Коллегии ЕЭК № 30). В дополнение к этому могут быть рассмотрены такие документы, как сертификаты о происхождении товаров различных видов (например, сертификат о происхождении товаров формы «СТ-2», как наиболее простой с точки зрения информационного содержания вид данных сертификатов - он выдается лишь товарам, страной происхождения которых является Сербия). В рамках проведенного исследования не рассматривались иные разрешительные документы (ветеринарные, фитосанитарные и иные сертификаты), хотя в перспективе могут и должны быть разработаны аналогичные модели и для таких документов.
2. Внедрить механизм проверки конкретных поставок товаров в рамках СУР взамен механизма проверки категории участника ВЭД.
Сегодня «зеленый» сектор ВЭД составляет незначительную долю, однако предполагать, что участник ВЭД, который относится к средней категории риска нарушения таможенного законодательства, обязательно будет нарушителем не верно. Поэтому предлагается углубить оценку рисков до уровня конкретной внешнеторговой поставки с учетом уровня участника ВЭД в системе категорирования товаров.
С учетом тенденций формирования электронной/цифровой таможни, а также с учетом проблем информационно-технического обеспечения автоматического вы-
Таблица 1
Особенности предлагаемой модели оптимизации информационно-технического обеспечения автоматического выпуска в рамках развития концепции электронной/цифровой таможни
Характеристика информационно-технического обеспечения автовыпуска Существующий подход Предлагаемая модель оптимизации
Действие алгоритма автовыпуска при наличии разрешительных документов Направление ДТ инспектору Проверка соответствия информации, заявленной в ДТ и в разрешительном документе
Состояние разрешительного документа Проверка бумажного документа (скана-ко-пии) Проверка электронного документа
Проверяющий разрешительного документа Должностное лицо таможенного органа Информационная система таможенного органа
пуска товаров в таможенных органах разработана модель оптимизации информационно-технического обеспечения автоматического выпуска, которая рассмотрена в данной статье. Модель предполагает улучшение сразу нескольких характеристик информационно-технического обеспечения автоматического выпуска (таблица 1). Отличия заключаются в действии алгоритма автоматического выпуска товаров при наличии разрешительных документов, в состоянии разрешительного документа, а также в том, кто является проверяющим разрешительного документа.
Рассмотрим далее модель работы технологии автоматического выпуска товаров на примере автоматической сверки информации, имеющейся в лицензии Минпром-торга и в декларации на товары. Должностное лицо таможенного органа проверяет информацию в лицензии на предмет расхождений с информацией, которая заявлена в декларации на товары (таблица 2). Информация в ДТ и лицензии должна совпадать.
Данные графы лицензии можно разделить на три группы:
- те, которые заполняются идентично;
- те, которые заполняются различным образом, для проверки которых в основном и привлекается в настоящий момент должностное лицо таможенного органа;
- те, которые заполняются частично идентично (таблица 3).
В данном случае рассмотрим пример для импортной лицензии.
Всего одна графа лицензии и ДТ заполняются идентично - 11 графа лицензии и 46 графа ДТ отражают статистическую стоимость, которая выражается в долларах США. Предлагаемый подход предполагает автоматическую сверку информации в ли-
Таблица 3
цензии Минпромторга и информации в декларации на товары по следующему принципу (рис. 4-6).
Как можно заметить, графы лицензии Минпромторга и графы ДТ являются слабо связанными друг с другом. Некоторые графы лицензии Минпромторга можно сравнить с графами декларации на товары путем сравнения скана-копии лицензии. Например, графы, которые содержат коды стран. Этого можно добиться путем технологии автоматического распознавания текста.
Таблица 2
Проверка декларации на товары при наличии лицензии
Графа ДТ Наименование графы в ДТ Графа лицензии Наименование графы в лицензии
9 Лицо, ответственное за финансовое урегулирование Код торгующей страны Страна происхождения 5 Организация - заявитель, ее адрес и ОКПО, ИНН
11 8 Страна покупателя (продавца) Страна происхождения
16 12
17, 17а Страна назначения (код) 7 Страна назначения (код)
22 Валюта и общая фактурная стоимость (код) 9, 10 Валюта платежа, стоимость
31 Описание товара 15 Наименование и полная характеристика товара
33 Код товара по ТН ВЭД 15 Код товара по ТН ВЭД
41 Дополнительные единицы измерения 14 Единица измерения
44, п. 1.1 Номер лицензии 1 Номер лицензии
44, п. 4(2) Номер контракта 4 Номер контракта
Графы лицензии (в сравнении с графами ДТ)
Графы заполняются идентично Графы не заполняются идентично Заполнение частично идентично
11 (46) 1 (44), 2 (54), 4 (44), 5 (9), 6 (8), 13 (5), 14 (41), 15б (31) 7а (17а), 7б (17); 8а (15а), 8б (15); 9а (22а), 10 (22б); 12а (34а), 12б (16); 15а (33)
Рис. 4. Предлагаемый алгоритм проверки лицензии в рамках технологии автоматического выпуска товаров (графы лицензии 1-6)
Рис. 5. Предлагаемый алгоритм проверки лицензии в рамках технологии автоматического выпуска товаров (графы лицензии 7-10)
Рис. 6. Предлагаемый алгоритм проверки лицензии в рамках технологии автоматического выпуска товаров (графы лицензии 11-15)
Так можно проверить идентичность «АТ» в декларации на товары будет озна-символов (например, «АТ» в лицензии и чать соответствие информации). Но для некоторых граф это невозможно, например,
для граф, которые содержат описание товара или его количественные характеристики. Отсюда можно сделать вывод, что существующая модель проверки разрешительных документов невозможна при существующем формате лицензии Минпром-торга, что требует разработки нового шаблона электронного документа лицензии Минпромторга, который будет способен пройти проверку с помощью информационных систем таможенных органов.
Аналогичным образом может быть разработан алгоритм проверки сертификата о происхождении товаров в рамках технологии автоматического выпуска товаров. При таможенном контроле информация сверяется следующим образом (таблица 4).
выпуск товаров так затруднен в отношении товаров, по которым имеются разрешительные документы или сертификаты. Графы в данных документах не удается проверить в автоматическом режиме, а для сравнения информации необходимо участие должностного лица таможенного органа.
Сверка информации в алгоритме автоматического выпуска товаров будет выглядеть следующим образом (рис. 7-8).
Большое количество разнородных граф не оставляют возможности для сверки документов в автоматическом формате, поэтому, также как и по отношению к лицензии Минпромторга, следует разработать шаблон электронного документа сертификата о происхождении товаров формы СТ-2. Такой
Таблица 4
Проверка декларации на товары при наличии сертификата о происхождении товара формы СТ-2
Графа ДТ Наименование графы в ДТ Графа лицензии Наименование графы в лицензии
2 Отправитель/экспортер 1 Грузоотправитель/экспортер Грузополучатель/импортер
8 Получатель 2
18 / 21 / 25 / 26 / 29 Несколько граф 3 Средства транспорта и маршрут следования
44 / 17, 17а Номер сертификата / страна назначения 4 Номер сертификата / кем выдан / страна ввоза
6/19 / 31 Количество мест / перевозка в контейнерах / упаковка 7 Количество мест и вид упаковки
31 Описание товара 8 Описание товара
31 Описание товара 10 Количество товара
44 Дополнительная информация / представленные документы 11 Номер и дата счета-фактуры
Также, как и в случае с лицензией, в анализируемых документах имеются графы, в которых информация указывается идентичным образом, а также графы, в которых информация не обязательно может быть написана одинаково, но, по сути, она совпадает.
В некоторых случаях информация, которая указана в одной графе в сертификате, находится в ДТ в нескольких графах (например, графа 3 в сертификате (средства транспорта и маршрут следования) предполагает сравнение сразу с несколькими графами ДТ, например, 25 - вид транспорта до границы, 26 - вид транспорта внутри страны).
В таблице 5 приведены результаты сравнения граф сертификата о происхождении товаров формы СТ-2. В данном случае не удалось обнаружить граф, которые заполняются идентично. Это может быть одной из причин, по которым автоматический
документ будет способен пройти проверку с помощью информационных систем таможенных органов без участия ДЛТО.
Разработка электронных шаблонов документов должна соответствовать следующим условиям:
1. Графы в разрешительных документах должны называться также, как и в ДТ. В конечном итоге базовое предназначение этих документов заключается в том, чтобы они были предоставлены в таможенные органы, следовательно, разработать их стоит с учетом принятых в таможенных органах документов, а именно, ДТ.
2. Графы в разрешительных документах должны быть максимально детализированы, одна графа должна содержать определенную информацию. В одной графе не должны соединяться разные сведения (например, о количестве мест и о виде упаковки). Если сведения можно разделить,
Таблица 5
Графы заполняются идентично Графы не заполняются идентично Заполнение частично идентично
— 3 (18, 21, 25, 26, 28); 7 (6, 19, 31) 1 (2), 2 (8); 4 (44, 17, 17а); 8 (31), 10 (31); 11 (44)
Рис. 7. Предлагаемый алгоритм проверки сертификата о происхождении товаров формы СТ-2 в рамках технологии автоматического выпуска товаров (графы сертификата 1-4)
Рис. 8. Предлагаемый алгоритм проверки сертификата о происхождении товаров формы СТ-2 в рамках технологии автоматического выпуска товаров (графы сертификата 7, 8, 10, 11)
они должны быть разделены в разные графы.
Итак, в рамках концепции электронной/цифровой таможни предлагается модель оптимизации информационно-техни-
ческого обеспечения автоматического выпуска, которая разработана с учетом циф-ровизации таможенных органов и расширения сферы электронного документооборота в области ВЭД. Модель предполагает воз-
можность проверки разрешительных документов с помощью электронных систем таможенных органов без участия должностного лица таможенного органа. Ключевая особенность разработанной модели заключается в том, что стоит отказаться от использования бумажных разрешительных в пользу электронных документов, которые будут разработаны специально для целей
Список литературы
1. На коллегии ФТС России подвели итоги работы таможенных органов в 2018 году и поставили цели на 2019 год // ФТС России. URL: www.customs.ru/index.php?option=com_content&v iew=article&id=27222:-2018-2019-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 14.04.2019).
2. Публичная декларация целей и задач Федеральной таможенной службы на 2019 год // ФТС России. URL: www.customs.ru/index.php? op-tion=com_content&view=arti-cle&id=20750&Itemid=2613 (дата обращения: 14.04.2019).
3. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // Правовая система «Консультант». URL:
таможенных органов, а именно - для целей автоматического выпуска товаров. На примерах лицензии Минпромторга и сертификата о происхождении товаров формы СТ-2 было доказано, что такой сценарий является более целесообразным, чем приспосабливание сканов-копий к технологии автовыпуска.
www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=EXP&n=700493#06849706841447878/ (дата обращения: 01.05.2019).
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска // Консорциум «Кодекс». URL: docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-mek-31010-2011 (дата обращения: 01.05.2019).
5. Электронное взаимодействие с ведомствами с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия // ФТС России. URL: www.customs.ru/index.php?view=category&id=27 %3A2011-01-24-14-47-
07&option=com_content&Itemid=1830 (дата обращения: 01.05.2019).
Поступила в редакцию 08.05.2019
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]
Сведения об авторах:
Краснова Анастасия Ивановна - доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Волошина Юлия Валентиновна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]