УДК 373.167.1
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТАФОРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ УЧИТЕЛЯ СФЕРЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Юлия Юрьевна ЦЫБИНА
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, ассистент кафедры иностранных языков; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: jeremina3@gmail.com
Представлены основные составляющие модели обучения использованию метафоры в педагогическом дискурсе учителя сферы иноязычного дошкольного образования. Рассматриваются основные подходы, принципы, содержание, технология обучения данной методики. Метафора выступает как средство решения образовательных задач в педагогическом дискурсе учителя иноязычного дошкольного образования. Метафоризация является эффективным приемом в обучении и воспитании детей.
Ключевые слова: модель обучения использованию метафоры; сфера иноязычного дошкольного образования; метафоризация; образовательные задачи; средство общения; инструмент реализации образования.
Данная статья посвящена разработке модели обучения использованию метафоры в педагогическом дискурсе учителя сферы иноязычного дошкольного образования. Теоретические и технологические аспекты указанной модели включают в себя следующие составляющие: цель, подходы, принципы, содержание, приемы, технологию обучения, критерии эффективности функционирования модели.
Разработанная модель обучения использованию метафоры в педагогическом дискурсе учителя сферы иноязычного дошкольного образования представляет системное образование, которое функционирует аналогично исследуемому процессу, на основе пользования инновационных средств и форм обучения. Данная модель обладает проблемно-деятельностным характером, динамичностью, обеспечивает гибкость обучения.
Цель предлагаемой модели - формирование методической компетенции учителя сферы иноязычного дошкольного образования на основе использования метафоры как приема решения учебных, познавательных, развивающих и воспитательных задач в указной сфере.
Теоретический блок модели представлен системой принципов и подходов, реализация которых способствует формированию методической компетенции будущих учителей сферы иноязычного дошкольного образования.
Ведущими подходами представляются следующие: компетентностный, проблемнодеятельностный, коммуникативный. Среди указанных подходов приоритетным в данной модели является компетентностный подход, который направлен на формирование методической компетенции учителя сферы иноязычного дошкольного образования. Процесс формирования методической компетенции предполагает развитие способности применения знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности для решения типичных задач сферы иноязычного дошкольного образования в профессиональнонаправленных проблемных ситуациях.
Проблемно-деятельностный подход является основой успешности реализации представленной модели. Проблемно-деятельностный характер обучения пронизывает все содержание модели подготовки учителя сферы иноязычного дошкольного образования. Будущий учитель сферы иноязычного дошкольного образования использует метафору в проблемных ситуациях как средство педагогического воздействия в процессе создания необходимой коммуникативной обстановки, установления контакта с дошкольниками и обеспечения благоприятной психологической атмосферы в общении с детьми.
Представляется целесообразным выдвижение на первый план и коммуникативного подхода, который предусматривает овладение методикой использования метафоры в
2б4
педагогическом дискурсе учителя иноязычного дошкольного образования через профессионально-направленное общение [1; 2].
Важнейшей составляющей теоретического блока модели обучения использованию метафоры в педагогическом дискурсе учителя сферы иноязычного дошкольного образования является система принципов, адекватная процессу ее функционирования. Наиболее важным из них являются следующие: принцип формирования профессиональной готовности через общение; принцип формирования профессиональной готовности в динамике; принцип функциональности [2].
Наиболее значимым среди вышеперечисленных принципов в разработанной модели представляется принцип функциональности, который предполагает использование метафоры как средства реализации основных функций учителя сферы иноязычного дошкольного образования: развивающей, учебной, образовательной, воспитательной.
Модель обучения использованию метафоры в педагогическом дискурсе учителя сферы иноязычного дошкольного образования направлена на решение следующих задач:
- на развитие методических умений использования метафоры в педагогическом дискурсе;
- на развитие методического мышления учителя сферы иноязычного дошкольного образования;
- на формирование профессиональной мотивации [3].
В содержании модели обучения использованию метафоры в педагогическом дискурсе учителя сферы иноязычного дошкольного образования входят 4 аспекта: развивающий, учебный, познавательный, воспитательный.
Развивающий аспект в предлагаемой модели нацелен на развитие методического мышления, методической наблюдательности, профессионально-направленного воображения.
Учебный аспект модели предусматривает усвоение знаний о метафоре как средстве воздействия с целью решения образовательных задач, а также владение знаниями как средство и прием обучения в различных условиях иноязычного дошкольного образования.
Реализация познавательного аспекта требует дальнейшего расширения методиче-
ского и лингвистического кругозора учителя иноязычного дошкольного образования.
Воспитательный аспект модели направлен на овладение ценностными ориентациями сферы иноязычного дошкольного образования (познание, развитие, творчество. ответственность и др.), а также на постоянное развитие профессиональной мотивации.
Предлагаемая в данном исследовании модель базируется на технологии, которая направлена на всестороннее развитие личности будущего учителя иноязычного дошкольного образования, обогащение индивидуального опыта в типичных видах деятельности сферы иноязычного дошкольного образования.
Технология базируется на системе приемов использования метафоры для решения следующих задач: для выражения сложных идей в доступной форме для дошкольников (прием упрощения); для установления педагогического контакта (прием обезличивания); для активизации творческих способностей дошкольников (прием пробуждения); для понимания характера собеседника (прием восприятия собеседника); для адекватной передачи ситуации общения (прием подстройки); для объяснения дошкольникам сложных понятий (прием персонификации); для обеспечения прагматического аспекта общения (прием привлечения внимания); активизация психологических процессов памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия (прием создания ярких воспоминаний); для создания эмоционального фона занятий (прием создания эмоций).
Эффективность технологии использования метафоры в сфере иноязычного дошкольного образования достигается комплексом педагогических условий, среди которых наиболее значимыми являются следующие: погружение в профессиональный контекст деятельности сферы иноязычного дошкольного образования с целью овладения метафорой как средством коммуникации в сфере иноязычного дошкольного образования; развитие методического мышления учителя иноязычного дошкольного образования; развитие профессиональной мотивации; интеграция учебной, самостоятельной, научноисследовательской и профориентационной деятельности студентов.
В данной технологии метафора рассматривается как методический прием в обучении и способствует реализации следующих функций учителя сферы иноязычного дошкольного образования: коммуникативной (передача информации); изобразительной (экспрессивная); прагматической (воздействие на адресата); манипулятивной (воздействие на адресата); инструментальной (формирование собственного представления о мире); номинативной; популяризаторской (передача сложной информации в более доступной форме); развивающей (развитие психических функций и лингвистических способностей обучающихся).
Особое значение в разработанной модели уделяется средствам обучения, в качестве которых выступает комплекс упражнений, направленных на овладение метафорой как средством решения образовательных задач сферы иноязычного дошкольного образования. Все методические упражнения носят полифункциональный характер и направлены на овладение знаниями, умениями, опытом профессиональной деятельности, профессиональной мотивацией к деятельности в сфере иноязычного образования.
Предлагаемые в разработанной технологии упражнения направлены на решение следующих задач:
- обеспечение учителей иноязычного дошкольного образования метафорой как методическим инструментарием для решения учебных, воспитательных, познавательных и развивающих задач, типичных для сферы иноязычного образования;
- развитие умений общения в сфере иноязычного дошкольного образования на основе использования метафоры;
- развитие у учителей иноязычного дошкольного образования методического мышления как основы дальнейшего профес-
сионального самосовершенствования в предстоящей методической деятельности.
Особое место в указанной модели занимает диагностический блок, представляющий собой критерии, которыми метафора обладает в педагогическом дискурсе учителя сферы иноязычного дошкольного образования:
- критерий учебной ценности (адек-
ватность метафоры ситуации общения и ее лингвистическая ценность при работе с лексическим, фонетическим и грамматическим материалом);
- критерий воспитательной ценности
(воспитывающее воздействие метафоры);
- критерий развивающей ценности
(учет возрастных особенностей обучающих-
ся и уровня развития их психических функций и лингвистических способностей);
- критерий познавательной ценности
(адекватность метафоры решению познавательных задач).
Необходимо отметить, что все блоки и составляющие модели представляют собой неразрывное единство и направлены на дальнейшее формирование и становление будущего учителя сферы иноязычного дошкольного образования не только в вузе, но и в последующей самостоятельной профессиональной деятельности после его окончания.
1. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М., 2006.
2. Сысоев П.В. Концепция языкового поликуль-турного образования (на материале культуро-ведения США): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
3. Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). М., 1999.
Поступила в редакцию 20.12.2012 г.
UDC 373.167.1
STUDY MODEL OF METAPHOR USAGE IN PEDAGOGICAL DISCOURSE OF TEACHER IN SPHERE OF FOREIGN LANGUAGE PRE-SCHOOL EDUCATION
YuliyaYuryevna TSYBINA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Assistant of Foreign Language Teaching Department; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: jeremina3@gmail.com
The main components of the model based on the metaphor usage as the main device in the process of professional training for the sphere of foreign language education of young learners are described. Metaphor is as a technique for solving of educational tasks and effective device in the child education and upbringing.
Key words: model of teaching based on metaphor usage; foreign language sphere of pre-school education; metaphoriza-tion; educational tasks; mean of communication; technique for education implementation.
2бб