УДК 796.011
МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Елена Сергеевна Никитина, соискатель,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию модели обеспечения физической готовности у будущих специалистов безопасности жизнедеятельности (СБЖ), к профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе. Установлено, что применение разнообразных методов на начальном этапе тренировки является малоэффективным для обеспечения физической готовности студентов к профессиональной деятельности. Поэтому пути совершенствования механизмов энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД) были направлены на поиск наиболее эффективных способов обеспечения физической готовности у будущих СБЖ к профессиональной деятельности. В этом смысле подбор физических упражнений являлся основой для проявления экстраполяции при совершенствовании МЭМД у будущих СБЖ, к профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе.
Ключевые слова: модель; обеспечение физической готовности; механизмы энергообеспечения мышечной деятельности; будущие специалисты безопасности жизнедеятельности; профессиональная деятельность.
MODEL OF ENSURING PHYSICAL READINESS AT FUTURE EXPERTS OF HEALTH AND LIFE SAFETY FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
Elena Sergeevna Nikitina, the competitor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
Results of the researches of the authors on justification of the model of ensuring the physical readiness at future experts of health and life safety to the professional activity are presented in the article during training in higher education institution. It is established that application of the various methods at the initial stage of the training is ineffective for ensuring the physical readiness of the students for the professional activity. Therefore, the ways for improvement of the mechanisms of power supply of muscular activity were aimed at finding the most effective ways of ensuring the physical readiness at future experts of health and life safety to professional activity. In this sense, the selection of the physical exercises was a basis for manifestation of extrapolation at improvement of mechanisms of power supply of muscular activity at future experts of health and life safety to the professional activity during training in higher education institution.
Keywords: model, ensuring physical readiness, mechanisms of power supply of muscular activity, future experts of health and safety, professional activity.
Одной из приоритетных задач физического воспитания студентов является быстрое развитие физических качеств, а также поддержание умственной и физической работоспособности во время обучения в вузе [3, 4]. Такие же задачи определены для подготовки будущих СБЖ в ходе обучения в вузе, с целью их подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому разработке модели обеспечения физической готовности у будущих СБЖ, к профессиональной деятельности должно уделяться первостепенное внимание. В ходе предварительных исследований было установлено, что на данную категорию специалистов возлагается большой круг обязанностей, основанный на юридических знаниях [1]. Кроме того, на них воздействует целый ряд неблагоприятных факторов профессиональной деятельности. Это означает, что необходима специальная тренировка для обеспечения физической готовности у будущих СБЖ, к профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе. В связи с этим возникает проблема разработки модели специальной тренировки на
основе оптимизации и систематизации средств, форм и методов физического воспитания в ходе обучения будущих СБЖ в вузе [2].
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ш
- обеспечение физической готовности у будущих специалистов безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности
- формирование положительного отношения к выполнению физических упражнений в процессе тренировки;
- достижение высокого уровня развития физических качеств у будущих специалистов безопасности жизнедеятельности;
- поддержание умственной и физической работоспособности у студентов с помощью физических упражнений;
- развитие психологической устойчивости у студентов к выполнению профессиональных задач в ходе занятий физической культурой;
- расширение функциональной дееспособности организма студентов к решению профессиональных задач
Принципы:
- научности организации тренировочного процесса;
- практической направленности средств и методов тренировки к профессиональной деятельности;
- целенаправленности, системности и последовательности;
- сознательности и активности студентов в ходе тренировочного процесса по развитию профессионально важных качеств.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Содержание тренировки: спортивные игры (волейбол, баскетбол, мини-футбол); плавание; лыжи; бег; упражнения на быстроту, ловкость, силу и выносливость. Использование специальной тренировки по формированию прикладных навыков для профессиональной деятельности.
Содержательный блок
Характер содержания
- по разным разделам физической подготовки;
- по интересам;
- по группам и уровню полготовки.
Формы
- учебные плановые занятия; -СМР;
- тренировки в составе команд
Деятельный блок
Методы тренировки:
- равномерный;
- повторный;
- переменный;
- игровой;
- необычных двигательных заданий.
Средства тренировки и восстановления работоспособности у студентов факультета безопасности жизн.
ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ критерии и показатели оценки работоспособности у выпускников факультета безопасности жизнедеятельности
Мотивационный
Волевой
Функциональный
Физический
Уровни работоспособности у выпускников факультета безопасности жизнедеятельности
средний
Результат
! Высокий уровень умственной и физической работоспособности будущих специалистов I безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности после окончания вуза I
Рисунок 1 - Модель обеспечения физической готовности у будущих специалистов безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности во время обучения в вузе
Методология формирования основ такой тренировки, предполагает совершенствование МЭМД за счет адаптации всего организма к физической нагрузке. Увеличение коли -чества методов тренировки с будущими СБЖ, расширяет их возможности для эффективной профессиональной деятельности. Разнообразие использования этих методов при совершенствовании МЭМД лежит в основе разработки модели обеспечения физической
готовности у будущих СБЖ, к профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе. Это легло в основу разработки модели обеспечения физической готовности у будущих СБЖ, к профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе. (рисунок 1).
При совершенствовании МЭМД следует учитывать физкультурные интересы студентов. Это позволяет в значительной степени повысить их мотивацию к занятиям. Кроме того, предполагалось проведение коррекции структуры движений у будущих СБЖ, в ходе проведения мероприятий по обеспечению физической готовности студентов к профессиональной деятельности при обучении в вузе. Все это осуществлялось на основе объяснения смысла использования специальных упражнений или при изменении параметров двигательных действий в соответствии с особенностями их будущей профессиональной деятельности.
При совершенствовании МЭМД учитывалось, что применение разнообразных методов на начальном этапе тренировки является малоэффективным для обеспечения физической готовности студентов к профессиональной деятельности. Поэтому пути совершенствования МЭМД были направлены на поиск наиболее эффективных способов обеспечения физической готовности у будущих СБЖ к профессиональной деятельности. В этом смысле подбор физических упражнений является основой для проявления экстраполяции при совершенствовании МЭМД деятельности у будущих СБЖ, к профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе.
Необходимость совершенствования МЭМД у студентов вызвана рядом специфических обстоятельств, сопутствующих протеканию профессиональной деятельности после окончания вуза. Потребность в совершенствования МЭМД была обусловлена особыми условиями профессиональной деятельности СБЖ.
Таким образом, совершенствование МЭМД лежит в основе адаптации студентов, факультета СБЖ к физической и профессиональной нагрузке. Для обеспечения адаптации таких студентов к физической и профессиональной нагрузке необходимо применение разных методов тренировки. Применение разных методов тренировки позволяет достичь устойчивости работы МЭМД в ходе будущей профессиональной деятельности [2].
При исследовании вопросов подготовки организма студентов к профессиональной деятельности, необходимо учитывать степень влияния неблагоприятных факторов профессиональной деятельности. Данные факторы могут оказывать на процессы адаптации организма студентов к физической и профессиональной нагрузке неблагоприятное действие.
ВЫВОДЫ
Использование разных средств и методов физического воспитания формирует у студентов качественно новые МЭМД. По мере совершенствования механизмов энергообеспечения мышечной деятельности у студентов возрастают возможности к эффективной профессиональной деятельности. Поэтому процесс совершенствования МЭМД должен лежать в основе разработки модели обеспечения физической готовности у будущих СБЖ, к профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
2. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.
3. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.
4. Bolotin, A.E. Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training / A.E. Bolotin, V V Bakaev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - 16 (1). - Art. 17. - P. 102-108.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Bityutskaya, O.V. (2013), "Technology of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
2. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.
3. Tokareva, A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S., Bolotin A.E. and Yarchikovskaya L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.
4. Bolotin, A.E., Bakayev V. V. and Vazhenin S.A. (2016), "Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training", Journal of Physical Education and Sport, 16(1), Art. 17, pp. 102-108.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2019
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД МВД РОССИИ, ВПЕРВЫЕ ПРИНИМАЕМЫХ НА СЛУЖБУ
Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Василий Васильевич Крючков, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России); Евгений Григорьевич Светличный, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Иван Петрович Польской, преподаватель, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, (КФ КрУ МВД России) г. Симферополь
Аннотация
Работа посвящена вопросу совершенствования физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу. Моделирование условий оперативно-служебной деятельности является актуальной задачей совершенствования физической подготовки, в частности использование различных полигонов, при отработке задержания правонарушителей. В своей практической деятельности сотрудникам ГИБДД приходится сталкиваться с различными опасными для жизни и здоровья экстремальными ситуациями, такими как: преследование правонарушителей и преступников; задержание преступников и правонарушителей; пресечение преступлений и правонарушений; проведение досмотров и т.д. Обеспечение личной безопасности сотрудников ГИБДД России одно из приоритетных направлений совершенствования профессиональной подготовки. В статье предложен алгоритм и критерии оценки комплексного упражнения промежуточной аттестации с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД МВД России, проходящих первоначальную профессиональную подготовку.
Ключевые слова: сотрудники ГИБДД МВД России, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, личная безопасность.
FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BEING RECRUITED FOR THE FIRST TIME
Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vasily Vasi-lyevich Kryuchkov, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Evgeny Grigorievich Svetlichny, the candidate of pedagogical sciences, head of the department, Ivan Petrovich Polskoy, the teacher, Crimean branch of the Krasnodar University