Научная статья на тему 'Модель непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики)'

Модель непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-СЕТЕВОГО КОНТУРА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / REFORMATION / MODERNIZATION / EDUCATIONAL NETWORK CONTOUR / CONTINUOUS PROFESSIONAL / NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волов Вячеслав Теодорович, Волохин Евгений Аркадьевич

Актуальность исследования непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования обусловлена потребностью в высококвалифицированных кадрах, необходимостью модернизации системы профессионального образования, разработки мероприятий, позволяющих обеспечить достижения следующих задач: концентрация и консолидация ресурсов сети учреждений профессионального образования; повышение качества образовательной среды, совершенствование содержания, технологий реализации профессиональных образовательных программ; развитие кадрового и учебно-методического потенциала системы профессионального образования. Поэтому, статья направлена на описание модели непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики). В статье авторы раскрывают характеристику внутреннего и внешнего образовательно-сетевого контура модели. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является метод анкетирования, проводимый среди студентов и работодателей, позволивший выявить ценностные ориентации выпускников образовательных организаций Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии. В статье выявлены положительные эффекты от сетевых форм реализации образовательных программ с использованием индивидуальных траекторий обучения, реализующихся в соответствии с Концепцией модернизации и развития модели многоуровневого непрерывного профессионального образования нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях реформирования образования. В учреждениях Ресурсного центра проводится мониторинг эффективности реализации модели непрерывного профессионального образования для нефтегазового комплекса. Результаты мониторинга показывают высокий уровень востребованности и трудоустройства, качества получаемого образования, уровня конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии. Существующая модель обеспечивает высокий уровень взаимодействия между различными структурами профессионального образования, государством, предприятиями-работодателями создавая положительные условия для непрерывного профессионального образования будущих нефтяников и газовиков Удмуртии. Показатели уровня успеваемости и трудоустройства обучающихся и выпускников в системе непрерывного образования ежегодно повышаются, что подтверждает эффективность реализации данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волов Вячеслав Теодорович, Волохин Евгений Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of continuing professional education in the context of its modernization and reform (on the example of the oil and gas industry of the Udmurt Republic)

The relevance of the study of continuing professional education in the context of its modernization and reform is due to the need for highly qualified personnel, the need to modernize the vocational education system, develop measures to ensure the achievement of the following tasks: concentration and consolidation of the resources of the network of vocational education institutions; improving the quality of the educational environment, improving the content, technologies for the implementation of professional educational programs; development of personnel and educational-methodical potential of the vocational education system. Therefore, the article is aimed at describing the model of continuing professional education in the context of its modernization and reform (for example, the oil and gas industry of the Udmurt Republic). In the article, the authors disclose a characteristic of the internal and external educational network of the model. The leading method in the study of this problem is the questionnaire method, conducted among students and employers, which allowed to identify the value orientations of graduates of educational organizations of the Resource Center for Training for the Oil and Gas Industry of Udmurtia. The article reveals the positive effects of networked forms of implementing educational programs using individual learning paths implemented in accordance with the Concept of modernization and development of a model of multilevel continuing professional education of the oil and gas industry of the Udmurt Republic in the context of educational reform. In the institutions of the Resource Center, the effectiveness of the implementation of the model of continuing professional education for the oil and gas complex is monitored. The existing model provides a high level of interaction between various structures of vocational education, the state, and employer enterprises, creating positive conditions for the continuing professional education of future oil and gas workers in Udmurtia. The indicators of academic performance and employment of students and graduates in the continuing education system are increasing annually, which confirms the effectiveness of the implementation of this model.

Текст научной работы на тему «Модель непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики)»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/89PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Волов В.Т., Волохин Е.А. Модель непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/89PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Volov V.T., Volohin E.A. (2019). The model of continuing professional education in the context of its modernization and reform (on the example of the oil and gas industry of the Udmurt Republic). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/89PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 377; 37.04

Волов Вячеслав Теодорович

ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», Самара, Россия

Зав. кафедрой «Естественные науки»

Профессор

Доктор физико-математических наук, доктор технических наук, доктор экономических наук, доктор социологических наук, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: vtvolov@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2028-4074

Волохин Евгений Аркадьевич

УЧ ПОО «Нефтяной техникум», Ижевск, Россия Заместитель директора по учебной работе E-mail: evgeniivolokhin@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2762-6623

Модель непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики)

Аннотация. Актуальность исследования непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования обусловлена потребностью в высококвалифицированных кадрах, необходимостью модернизации системы профессионального образования, разработки мероприятий, позволяющих обеспечить достижения следующих задач: концентрация и консолидация ресурсов сети учреждений профессионального образования; повышение качества образовательной среды, совершенствование содержания, технологий реализации профессиональных образовательных программ; развитие кадрового и учебно-методического потенциала системы профессионального образования.

Поэтому, статья направлена на описание модели непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики). В статье авторы раскрывают характеристику внутреннего и внешнего образовательно-сетевого контура модели.

Ведущим методом в исследовании данной проблемы является метод анкетирования, проводимый среди студентов и работодателей, позволивший выявить ценностные ориентации

https:// mir-nauki. com

выпускников образовательных организаций Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии.

В статье выявлены положительные эффекты от сетевых форм реализации образовательных программ с использованием индивидуальных траекторий обучения, реализующихся в соответствии с Концепцией модернизации и развития модели многоуровневого непрерывного профессионального образования нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях реформирования образования.

В учреждениях Ресурсного центра проводится мониторинг эффективности реализации модели непрерывного профессионального образования для нефтегазового комплекса. Результаты мониторинга показывают высокий уровень востребованности и трудоустройства, качества получаемого образования, уровня конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии.

Существующая модель обеспечивает высокий уровень взаимодействия между различными структурами профессионального образования, государством, предприятиями-работодателями создавая положительные условия для непрерывного профессионального образования будущих нефтяников и газовиков Удмуртии. Показатели уровня успеваемости и трудоустройства обучающихся и выпускников в системе непрерывного образования ежегодно повышаются, что подтверждает эффективность реализации данной модели.

Ключевые слова: реформирование; модернизация; образовательно-сетевого контура; непрерывное профессиональное; сетевое взаимодействие

Актуальность исследования непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования обусловлена потребностью в высококвалифицированных кадрах, необходимостью модернизации системы профессионального образования, разработки мероприятий, позволяющих обеспечить достижения следующих задач: концентрация и консолидация ресурсов сети учреждений профессионального образования; повышение качества образовательной среды, совершенствование содержания, технологий реализации профессиональных образовательных программ; развитие кадрового и учебно-методического потенциала системы профессионального образования.

В настоящее время учеными накоплен значительный опыт в исследовании проблем непрерывного образования. В историческом плане среди первых в нашей стране фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить монографию

A.П. Владиславлева, где он обратил особое внимание на объективную необходимость систематического и самостоятельного повышения квалификациями работниками, причем это касалось всех возрастных групп [1]. Кроме того, он проанализировал значение индивидуальности и системности как методологических принципов непрерывного образования.

Другим известным разработчиком теории непрерывного образования стал

B.Г. Онушкин, под редакцией которого была издана фундаментальная коллективная монография, посвященная функциям непрерывного образования (компенсаторная, адаптационная, развивающая) и его задачам (создание целостной системы образовательных учреждений, которые обеспечивают обучение и воспитание человека на протяжении всей его жизни и соответствуют развитию сознательной потребности в новых знаниях, умениях и навыках).

Введение

https:// mir-nauki. com

Среди отечественных авторов, внесших значительный вклад в разработку теоретических основ непрерывного образования С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, С.М. Климов, И.А. Колесникова, Т.А. Кононыгина, Н.А. Тоскина и другие.

Между тем приходится констатировать, что вплоть до настоящего времени нет единства во взглядах на концепцию непрерывного образования [2].

Цель исследования проблемы: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель непрерывного профессионального образования и подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в условиях государственных требований в области модернизации и реформирования непрерывного профессионального образования.

Исследование проблемы проводилось в три основных этапа.

На первом этапе проанализированы теоретическое и практическое состояние среднего профессионального образования кадров для нефтегазового комплекса в условиях перехода на региональное управления и взаимодействия с профильными работодателями нефтегазовой отрасли.

На втором этапе была спроектирована новая Концепция развития и модернизации модели многоуровневого непрерывного профессионального образования для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях его реформирования, которая была утверждена Министерством образования и науки Удмуртской Республики, в соответствии с которой была разработана модель непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и реформирования (на примере организаций по подготовке кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии).

На третьем этапе проведены систематизация и теоретическое обобщение результатов исследования.

В процессе исследования был использован метод анкетирования на основе методики Б.С. Круглова «Определение сформированности ценностных ориентацию» (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича) и проведен контрольный срез знаний с целью определения качества непрерывной профессиональной подготовки студентов экспериментальных групп образовательных учреждений Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии.

Количество опрошенных студентов составило 206 чел.

Экспериментальной базой исследования являются организации в составе Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии: АПОУ УР «Топливно-энергетический колледж», УЧПОО СПО «Нефтяной техникум», ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова», МОУ ОСОШ № 7, базовые предприятия-работодатели ДОАО «Спецгазавтотранс», ОАО «Газпром», ПАО «Белкамнефть им. А.А. Волкова», ООО «Буровые системы».

В последние десятилетия система профессионального образования продолжает реформироваться, вследствие роста спроса на высококвалифицированные рабочие кадры и специалистов среднего звена, способных обеспечить экономическое развитие и социальную устойчивость, как страны в целом, так и отдельного региона, например Удмуртии.

Методы

Результаты

К реформированию образования относятся существенные преобразования, переустройство, постепенные, в отличие от революционных, изменения системы и составляющих ее компонентов (типы учреждений, направление и содержание их деятельности, используемые средства, проектируемые результаты). Реформирование образование вызвано социально-экономическими и социокультурными преобразованиями, научно-техническим прогрессом и хроническим отставанием образования от актуальных и перспективных запросов общества [3].

Первое десятилетие XXI века - важнейший этап на пути реформирования и модернизации в сфере профессионального образования: он ознаменован передачей учебных заведений начального профессионального образования в регионы, выходом в свет закона «Об автономных учреждениях», предполагающего самостоятельность образовательных учреждений, реализацией Приоритетного национального проекта «Образование».

При реформировании начального профессионального образования можно выделить два этапа изменений и модернизации его структуры и содержания.

На первом этапе - 2005-2012 года - учреждения начального профессионального образования были переданы в регионы, часть из них стали автономными. Однако как показала практика по большому счету никакой автономностью автономные учреждения фактически не обладают. Вся их финансово-хозяйственная самостоятельность заведена под госказначейство и заканчивается ровно в той точке, в которой она перестает совпадать с позицией учредителей.

Организовывались конкурсы инновационных образовательных программ учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с поощрением учреждений профессионального образования-победителей нацпроекта денежными средствами из федерального госбюджета в качестве софинансирования регионов.

Структура и содержание образования кардинально претерпели изменения в связи с выходом в 2012 году нового закона «Об образовании» ФЗ № 273-Ф3.

На втором этапе - 2012 г. по настоящее время - были введены новые федеральные государственные образовательные стандарты, ориентированные на компетентностый подход. Однако в них были допущены ошибки в формулировки профессиональных компетенций. Например, в стандарте по профессии «Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ» по виду профессиональной деятельности «Ведение технологического процесса бурения скважин» была некорректно сформулирована профессиональная компетенция «Осуществлять подготовку к «спуску» буровой установки и верховых работ при спуско-подъемных операциях», так как буровая установка никуда не спускается.

В новом законе «Об Образовании в РФ» был реорганизован уровень начального профессионального образования, его заменили на образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Были изменены нормативные сроки подготовки квалифицированных рабочих до 2,5 лет, что не позволяло качественно подготовить квалифицированных рабочих. Впоследствии после неоднократных обращений профессионального сообщества, родителей, студентов, директоров профессиональных образовательных организаций, в том числе, выступления на заседании Комитета Госдумы по образованию директора Топливно-энергетического колледжа А.В. Волохина с предложением о внесении поправок в законодательство по образованию РФ сроки обучения были вновь увеличены до 3 лет. Также была принята поправка к закону о возможности предоставления бюджетных ассигнований на прием и образовательную деятельность по неаккредитованным образовательным программам.

В соответствии с майскими Указами Президента РФ 2012 года: Страница 4 из 15

• начата работа по разработке и апробации проектов профессиональных стандартов;

• начала формироваться национальная рамка квалификаций;

• стали открываться учебные центры профессиональных квалификаций и сертификации квалификаций.

Образовательные учреждения Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии стремятся к выполнению майских Указов Президента. В АПОУ УР «Топливно-энергетический колледж» в 2013 году создан Учебный центр профессиональных квалификаций. Создана рабочая группа по организации работы по созданию нового профессионального стандарта по профессии «Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин на нефть и газ». Работа ведется в виде профессионально-общественного обсуждения с привлечением Совета профессиональных квалификаций нефтегазового комплекса. АПОУ УР «Топливно-энергетический колледж» зарегистрирован в Минтруда РФ как основная организация-разработчик стандарта [4].

В течение названных этапов модернизации и реформирования образования можно было выделить следующие проблемы: необходимость опережающей модернизации модели непрерывного профессионального образования как основного условия ее развития и несформированность образовательно-сетевой контурной структуры взаимодействия учреждений среднего профессионального образования, высшего, основного общего образования, профильных промышленных предприятий-работодателей, государства:

• устаревшие образовательные технологии профессионального образования;

• разрыв между наукой, образованием и бизнесом;

• отсутствие современных профессиональных стандартов, содержащих описание видов профессиональной деятельности в условиях современного производства, и необходимость модернизации образовательных стандартов;

• недостаточный уровень оборудования, материально-технической базы для освоения профессиональных компетенций нефтегазовой направленности.

На современном этапе, когда возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах, необходима модернизация системы профессионального образования, разработка мероприятий, которые обеспечат достижение поставленных задач: ресурсное обеспечение сети учреждения профессионального образования; качественное изменение образовательной среды, совершенствование содержания и технологий образования; развитие кадрового потенциала системы профессионального образования.

Модернизация образования - процесс формирования в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между обществом и государством, развивая новый демократический тип взаимодействия в сфере образования [5].

На взгляд авторов, актуальными современными направлениями модернизации системы профессионального образования являются:

• обновление устаревшей структуры непрерывного профессионального образования;

• совершенствование системы непрерывного образования на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей региональной экономики;

• развитие учебной и производственной базы, с использованием технологий сетевого взаимодействия;

• развитие дуального обучения, в котором тесно интегрированы теоретическое обучение и учебно-производственная практика;

• подготовка кадров для системы среднего профессионального образования на основе современных профессиональных стандартов;

• развитие объективной, независимой и прозрачной оценки компетенций выпускников;

• применение в учебном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• с учетом внедрения в практику обучения новых образовательных и профессиональных стандартов создание современных учебников и учебно-методических пособий;

• организации образовательного процесса с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, которая дает возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций.

Реализация этих направлений предполагает в перспективе формирование научно-образовательных центров мирового класса, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы; инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей; создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее половины граждан трудоспособного возраста ежегодно; внедрение системы поддержки организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного образования; усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг; обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листов результатов международных сопоставительных исследований [6]. Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения являются дистанционные информационно-коммуникационные технологии образования [7].

Особенности формирования общих и профессиональных компетенций выпускников обуславливают необходимость разработки комплекса инновационных средств обучения. Эффективной формой осуществления этих связей является разработка учебного комплекта для студентов и учебно-методических пособий для преподавателей. Основное содержание обучения дает учебник, а конкретизацию и дифференциацию содержания обучения обеспечивают другие средства (учебные пособия, справочники, электронные издания и т. п.), которые вместе с учебником составляют учебный комплект [8]. В связи с отсутствием новой специальной литературы подготовки нефтяников в структуре образовательных учреждений Ресурсного центра с привлечением представителей-работодателей создана творческая группа по модернизации учебно-методической базы и созданию новых учебников. В настоящее время под авторством участников творческой группы подготовлены и вышли в свет новейшие учебники «Выполнение работ по исследованию скважин», «Выполнение работ по поддержанию пластового давления», «Ведение процесса гидроразрыва пласта и гидропескоструйной перфорации» по профессии «Оператор нефтяных и газовых скважин», рекомендованные грифом ФИРО для использования в учебном процессе образовательных

учреждений как в образовательных учреждениях СПО, так и в учреждениях высшего образования.

В настоящее время широкое развитие получили сетевые формы реализации образовательных программ между образовательными организациями и предприятиями-работодателями, механизмы государственно-частного партнерства. Исходя из возможностей и способностей обучающегося развивается индивидуализация обучения по индивидуальным учебным планам. Проводятся открытые публичные конкурсы на получение государственного задания среди образовательных учреждений.

Модель непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации и его структура рассматривается как совокупность объектов, связанных между собой.

Модель непрерывного профессионального образования реализуется в соответствии с Концепцией развития и модернизации модели многоуровневого непрерывного профессионального образования для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях его реформирования [9].

Схема модели отображает характер контурно-сетевой взаимосвязи между образовательными учреждениями Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии (ассоциация), работодателями и другими организациями, агентствами, институтами и т. д., образующими непрерывный образовательный контакт и обеспечивающих создание педагогических условий для непрерывного профессионального образования, формирования мотивационно-ценностных, профессионально-ценностных и интеллектуально-ценностных ориентаций, в совокупности образуя социально-ценностный ориентир (рис. 1).

Ресурсный центр подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии создан в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой за счет концентрации ресурсов государственных и негосударственных учебных заведений, добровольно входящих в состав Ресурсного центра, предприятий-работодателей и иных заинтересованных структур. В настоящее время структуру образовательно-сетевого контура Ресурсного центра входят в качестве государственного компонента базовый профильный автономный колледж, а в его составе Учебный центр профессиональных квалификаций (УЦПК), профильные классы школ, профориентационное объединение школы-организации СПО и ВО, базовая кафедра Ижевского технического государственного университета им. М.Т. Калашникова, в качестве отраслевого компонента негосударственный «Нефтяной техникум», предприятия работодателей нефтяной и газовой промышленности, образуя систему государственно-частного партнерства [10]. Для обеспечения совместных действий и координации вопросов, входящих в состав Ресурсного центра образовательных организаций создан Координационный совет, обеспечивающий постоянный контакт с Наблюдательным советом автономного колледжа, руководством негосударственного Нефтяного техникума, структурами внешнего образовательно-сетевого контура.

Ресурсный центр (ассоциация) в условиях модернизации непрерывного профессионального образования выполняет следующие инновационные функции:

• интеграция и концентрация ресурсов от различных собственников;

• организация дуальных форм обучения как на полигонах скважинного нефтегазового оборудования в структуре внутреннего образовательно-сетевого контура Ресурсного центра, так и в структурных подразделениях предприятий-работодателей на уровне внешнего образовательно-сетевого контура;

• осуществление и совершенствование непрерывного профессионального образования по нефтегазовым специальностям в Удмуртской Республики и России;

• реализация сетевых форм образовательных программ;

• трудоустройство выпускников;

• участие в работе профильного комитета Госдумы РФ по образованию над внесением поправок в образовательное законодательство РФ, касающихся профессионального образования;

• разработка современных профессиональных стандартов ведущими организациями-разработчиками в составе профессиональных образовательных организаций с подключением к процессу разработки профильных организаций-работодателей с созданием соответствующей творческой группы для работы над созданием профстандарта;

• разработка учебно-программной документации и новейших учебников нефтегазовой направленности для нефтегазовых профессиональных образовательных организаций РФ в системе СПО и высшего образования, в том числе и для зарубежья;

• планирование и разработка локальных документов, обеспечивающих ускоренную модернизацию и непрерывное образование (в том числе индивидуальные формы обучения, сетевые формы реализации образовательных программ и т. д.) в соответствии с новым законодательством в области образования ФЗ № 273-ФЗ.

На уровнях сформированного и внедренного в образовательный процесс непрерывного профессионального образования кадров для предприятий нефтегазовой промышленности, профильного образовательно-сетевого контура (ПОСК) Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии реализуются согласованные с Министерством образования и науки УР базовый проект реализации Концепции развития и модернизации модели многоуровневого непрерывного профессионального образования для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях его реформирования и сетевого взаимодействия и программа реализации базового проекта, согласованные с министром образования и науки Удмуртской Республики. Работа по реализации Концепции и базового проекта регулярно отражается в деятельности центральной экспериментальной площадки (ЦЭП) Академии профессионального образования г. Москва (АПО), функционирующей на базе профессиональных образовательных организаций Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии и сопровождается в своей деятельности учеными АПО, в частности, ее президентом Е.В. Ткаченко. Эта работа отражена на сайте АПО в виде годовых отчетов и перспективного планирования.

На уровне внутреннего образовательно-сетевого контура (ВОСК) обеспечивается концентрация ресурсов образовательных организаций различных форм собственности, отдельных структурных подразделений промышленных организаций (работодателей) и т. д. входящих в состав Ресурсного центра (ассоциации), что дает возможность реализации обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений размещенных непосредственно на учебно-производственной базе учреждений Ресурсного центра, обеспечивая теоретический процесс обучения,

https:// mir-nauki. com

лабораторно-практические работы, учебной практики с элементами производственной практики и дуального обучения.

К ресурсам относится:

На уровне внешнего образования сетевого контура (ВнОСК) обеспечивается согласованная доступность к ресурсам предприятий работодателей в соответствие с договорами о сотрудничестве для проведения учебной и производственной практик непосредственно на объектах нефтяной и газовой промышленности (промыслов, месторождений, цехов, центральных баз производственного обслуживания, нефтегазовых скважин и их подземного и наземного оборудования и т. д.).

В реализации образовательных программ на уровне ВнОСК могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Формы образовательной подготовки студентов нефтегазового профиля, например Ижевского технического университета им. М.Т. Калашникова, относятся к учреждениям высшего образования. В 2016 году на базе АПОУ УР «ТЭК», входящего в состав Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности УР, создана совместно с ООО «Буровые системы» базовая кафедра ФГБОУ ВО ИжГТУ им. М.Т. Калашникова «Нефтегазодобывающее оборудование и технологии нефтегазового производства». В условиях государственно-частного партнерства, основной целью работы базовой кафедры является организация эффективной образовательно-профессиональной непрерывной подготовки посредством совместного использования ресурсов учреждений среднего профессионального и высшего образования, науки и производства.

Пределы ВнОСК определяются сферой доступности к ресурсам, обеспечивающим сеть как форму реализации образовательных программ.

Ресурсы, находящиеся за пределами ВнОСК в совокупности с ресурсами ВОСК обеспечивающие сетевые формы реализации образовательных программ могут применяться при использовании электронно-дистанционных образовательных технологий, использования объектов и предметов интеллектуальной собственности представителей образовательных учреждений ресурсного центра и непосредственно образовательными организациями данного проекта (например учебники, методическая литература, электронные лекции, использование учебников - как ресурса под стандарты зарубежных государств и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кадровые.

2. Технические.

3. Учебно-методические и научно-методические.

4. Производственные и учебно-производственные.

5. Интеллектуальные.

6. Финансовые.

7. Информационные образовательные ресурсы.

8. Электронные образовательные ресурсы.

Рисунок 1. Схема модели непрерывного профессионального образования в условиях его модернизации

и реформирования (на примере нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики) Figure 1. Scheme of the model of continuing professional education in the conditions of its modernization and reform (on the example of the oil and gas industry of the Udmurt Republic)

За пределами внешнего образовательно-сетевого контура обеспечиваются взаимоконтакты по реализации функциональных направлений образовательных организаций Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии с Минтруда РФ, Советом профессиональных квалификаций нефтегазового комплекса РФ, крупнейшими издательствами России (например, издательство «Академия»), зарубежья (Казахстан), с ФИРО и т. д.

Целеобразующим компонентом взаимодействия объектов реализуемой модели является отраженный в структурно-функциональной схеме модели заказ, который классифицируется:

• по программам общего образования в учреждениях СПО - государственный (муниципальный) заказ;

• по адаптированным программам инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - государственный (муниципальный) социальный заказ;

• по программам профессионального обучения для воспроизводства работников квалифицированного труда для отдельных сфер экономики - государственный (муниципальный) кадровый заказ;

• по программам профессионального обучения с учетом заявленной потребности организаций - отраслевой (корпоративный) кадровый заказ;

• по программам дополнительного образования (подготовка, переподготовка) для получения конкурентных преимуществ - предпринимательский кадровый заказ;

• по основным образовательным программам и программам дополнительного образования с учетом потребностей физических лиц - частный (образовательный) заказ.

Заказ формирует цели и задачи ориентированные на развитие экономики региона. В соответствии с новым законодательством ФЗ № 273-ФЗ в качестве одного из важных направлений модернизации профессионального образования проводится открытый публичный конкурс по распределению контрольных цифр бюджета приема и только уже по результатам конкурса формируется государственное задание на подготовку кадров для образовательных организаций СПО. Предварительно на основе данных рынка прогнозирования работодатели задают количественные и качественные показатели потребности в специалистах и рабочих учреждениям СПО, определяют квалификационные требования. При формировании государственного задания учитываются социально-ценностные ориентации общества, которые в ходе обучения в учреждениях СПО преобразуются в мотивационно-ценностные, профессионально-ценностные и интеллектуально-ценностные ориентации, обеспечивая конкурентоспособность выпускников.

Отраслевые предприятия выполняют следующие функции в структурно-функциональной схеме модели:

• совместная эксплуатация и обслуживание ресурсов (технические, кадровые, интеллектуальные, технологические и т. д.), проведение ремонтных работ;

• участие в интеллектуальной, изобретательской и рационализаторской деятельности совместно с профессиональными образовательными организациями;

• участие совместно с образовательными учреждениями в организации дуального обучения;

• внешняя оценка качества профессионального образования и сертификация квалификаций на основе профстандартов;

• сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями.

Для выяснения ценностных ориентаций обучающихся образовательных учреждений СПО Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии авторами было проведено анкетирование на основе методики Б.С. Круглова «Определение сформированности ценностных ориентаций» (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича).

В результате тестирования по методике Круглова авторы выяснили, что для студентов наиболее значимыми ценностями-целями являются «любовь», «хорошие и верные друзья», «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «здоровье», относительно ценностей-качеств личности были получены такие данные: наиболее значимые ценности - «честность», «жизнерадостность», «ответственность», «смелость в отстаивании своего взгляда», «чуткость».

Мониторинг эффективности реализации модели непрерывного профессионального образования для нефтегазового комплекса осуществлялся через:

• анкетирование среди студентов об актуальности (востребованности) многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки для нефтяной и газовой промышленности;

• определения уровня успеваемости обучающихся в системе непрерывного образования;

• изучения уровня трудоустройства выпускников нефтяных специальностей и профессий образовательных учреждений Ресурсного центра.

Результаты анкетирования подтвердили востребованность непрерывной профессиональной образовательной подготовки среди студентов образовательных организаций Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии. 95 % студентов согласны с необходимостью для них непрерывной профессиональной образовательной подготовки, позволяющей им сделать значительный качественный и карьерный рост, и предоставляющей им возможность получения двух государственных дипломов и соответствующих прав перспективного их использования.

Для определения эффективности обучения в системе непрерывного образования были выбраны экспериментальная и контрольная группа студентов. Контрольная группа проходила обучения в колледже по типовой учебной программе без использования сетевой формы, экспериментальная - с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на базе образовательных организаций (Топливно-энергетический колледж и Нефтяной техникум) в составе Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии. Сравнительный анализ уровня успеваемости по итогам контрольного среза знаний показал: в контрольной группе 54 % студентов дали правильные ответы на представленные вопросы, в экспериментальной группе 96 %, что подтверждает образовательно-практический эффект обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Отсюда следует, что данные анализа подтверждают эффективность реализуемой модели непрерывного профессионального образования в условиях модернизации и показывают потенциал Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности в качестве механизма сетевого взаимодействия социальных партнеров.

После обновления и внедрения Концепции развития и модернизации модели многоуровневого непрерывного профессионального образования для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях его реформирования (2014-2019 гг.) уровень трудоустройства выпускников по данным службы занятости составляет 100 %.

Уровень качества по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности АПОУ УР «Топливно-энергетический колледж» и УЧ ПОО «Нефтяной техникум» в Ресурсном центре подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии, которая проводится Региональным центром информатизации и оценки качества образования и одобренной Министерством образования и науки УР, составляет 90,2 %, что выше уровня качества других профильных учреждений республики.

Обсуждение

В результате сетевого взаимодействия образовательных профессиональных организаций различных форм собственности в составе Ресурсного центра, предприятий-работодателей на основе долгосрочных взаимовыгодных отношений обеспечивается:

1. Стабильный ежегодный и долгосрочный кадровый резерв, что отразится высоким экономическим и социальным эффектом от постоянного притока квалифицированных рабочих кадров и специалистов СПО.

2. В Учебном центре профессиональных квалификаций при АПОУ УР «ТЭК» затраты предприятий-работодателей, участвующих в проекте, на подготовку кадров производятся практически в кредит через внебюджетные формы краткосрочной подготовки (переподготовки) рабочих и специалистов.

3. Большое поступление высококвалифицированных специалистов среднего звена от негосударственного образовательного учреждения СПО «Нефтяной техникум», входящего в Ресурсный центр подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии (ассоциация), имеющего государственную аккредитацию и способного выдавать при выпуске документы государственного образца - диплом. В этом случае и государство и предприятие практически не несут затрат, что обеспечивает получение молодыми рабочими более высокого уровня квалификации и в перспективе карьерного роста, одновременно реализуя без привлечения государственного финансирования региональный государственный заказ в специалистах.

4. У предприятия-работодателя появляется возможность совместного использования материально-технической ресурсной базы комплекса Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности, а передача некоторых видов работ по обслуживанию и ремонту нефтегазового полигонного оборудования для выполнения госзаказа формирует для предприятий-работодателей производственно-образовательный аутсортинг, а само предприятие становится практически базовым.

5. Создание условий дуального образования, непосредственно в комплексе, на полигонном имитационном оборудовании, а так же на объектах нефтедобычи и бурении за счет взаимовыгодных долгосрочных договорных отношений с работодателями на принципах государственно-частного партнерства, с учетом паритетного вложения этими предприятиями собственных средств в материально-техническую базу учреждений Ресурсного центра и учебный процесс.

6. Вариант получить в условиях непрерывной профессионально-образовательной подготовки по всем уровням профессионального профильного образования высококвалифицированных рабочих и специалистов.

В результате можно сделать вывод, что созданная модель непрерывного профессионального образования в условиях существующей и опережающей модернизации обеспечивает стойкое развитие при взаимодействии между различными структурами профессионального образования, государства, отраслевыми предприятиями, обучающимися, повышает качество и эффективность непрерывного профессионального образования и делает его более привлекательным для населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. - 232 с.

2. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 7 (85). - 106-108 с.

3. Педагогический словарь под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

4. Волохин Е.А. Федеральный стандарт проектируется в регионе: опыт Удмуртии // Профессиональное образование. Столица. - Москва, 2015. - № 12. - С. 29-30.

5. Богулавский М.В., Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретико-методологические подходы к исследованию // Проблемы современного образования |№ 4| 2013, С. 5-20.

6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы. Извлечения из монографии // Инновации в профессиональной школе. 2012. № 3. - 48 с.

7. Волов В.Т. Телекоммуникационные технологии в профессиональном обучении. - Самара: Изд. СНЦ РАН, 2004. - 100 с.

8. Кязимов К.Г. Совершенствование профессиональной подготовки и развития человеческих ресурсов: монография / К.Г. Кязимов. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 284 с.

9. Волохин А.В., Волохин Е.А. Концепция развития и модернизации модели многоуровневого непрерывного профессионального образования для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях его реформирования // Инновации в профессиональной школе. 2014. № 5. - 52 с.

10. Волохин Е.А. Ресурсный центр как форма интеграции непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. -Москва, 2014. - № 12. - С. 36-37.

Volov Vjacheslav Teodorovich

Samara state transport university, Samara, Russia E-mail: vtvolov@mail.ru

Volohin Evgenij Arkad'evich

Petroleum college, Izhevsk, Russia E-mail: evgeniivolokhin@mail.ru

The model of continuing professional education in the context of its modernization and reform (on the example of the oil and gas industry of the Udmurt Republic)

Abstract. The relevance of the study of continuing professional education in the context of its modernization and reform is due to the need for highly qualified personnel, the need to modernize the vocational education system, develop measures to ensure the achievement of the following tasks: concentration and consolidation of the resources of the network of vocational education institutions; improving the quality of the educational environment, improving the content, technologies for the implementation of professional educational programs; development of personnel and educational-methodical potential of the vocational education system. Therefore, the article is aimed at describing the model of continuing professional education in the context of its modernization and reform (for example, the oil and gas industry of the Udmurt Republic). In the article, the authors disclose a characteristic of the internal and external educational network of the model. The leading method in the study of this problem is the questionnaire method, conducted among students and employers, which allowed to identify the value orientations of graduates of educational organizations of the Resource Center for Training for the Oil and Gas Industry of Udmurtia. The article reveals the positive effects of networked forms of implementing educational programs using individual learning paths implemented in accordance with the Concept of modernization and development of a model of multilevel continuing professional education of the oil and gas industry of the Udmurt Republic in the context of educational reform. In the institutions of the Resource Center, the effectiveness of the implementation of the model of continuing professional education for the oil and gas complex is monitored. The existing model provides a high level of interaction between various structures of vocational education, the state, and employer enterprises, creating positive conditions for the continuing professional education of future oil and gas workers in Udmurtia. The indicators of academic performance and employment of students and graduates in the continuing education system are increasing annually, which confirms the effectiveness of the implementation of this model.

Keywords: reformation; modernization; educational network contour; continuous professional; network interaction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.