Научная статья на тему 'Модель научно-учебно-методического направления развития интеллекта студента'

Модель научно-учебно-методического направления развития интеллекта студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель научно-учебно-методического направления развития интеллекта студента»

--------------------------------------- © B.C. Блохин, Н.Г. Малич,

2004

УДК 378.12

В. С. Блохин, Н.Г. Малич

МОДЕЛЬ НАУЧНО-УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТА

Семинар № 17

~П ыступая на совещании ректоров ву-

-Я-М зов, губернатор Днепропетровской области сказал: «В нашей области такой большой научно-педагогический потенциал и громадное число ежегодно выпускаемых молодых специалистов, но горно-металлургическая и машиностроительная промышленность, геология, строительство и сельское хозяйство, науч-но-исследовательс-кие институты, включая и НИИ НАН Украины, области живут, в основном, за счет старых квалифицированных кадров (пенсионного возраста). Почему? Куда уходят, где работают выпускники технических вузов региона? Кому и зачем мы готовим дорогостоящие кадры? Почему мы стараемся покупать импортное оборудование, технологии и технику, а не создаем сами? Почему армия молодых специалистов (выпускников вузов) не несет ничего нового в научно-технический потенциал страны? Мы живем как сиеминутчики, совсем не беспокоимся о будущем нашей страны, наших детей и внуков. Кем они будут? И что с ними будет? Не становимся ли мы придатком развитых стран, обеспечивающим их производство и науку квалифицированной и дешевой рабочей силой?»

К этому следует добавить и еще одно важное замечание. Высшие учебные заведения готовят своеобразный товар - «квалифицированных специалистов», поэтому потребитель, если он приобрел этот товар, вправе, как и ко всякому товару, предъявить к нему требования по его качеству, и если оно не соответствует определенным требованиям «квалифицированного специалиста», то потребитель имеет полное моральное и юридическое право предъявить вузу санкции на возвращение затрат, потраченных на подготовку специалиста, и возмещение последующих расходов потребителя, связанных с данным специалистом, подготовленным вузом. Если это произойдет, то вузам придется

(при качестве нынешней подготовки студентов) очень тяжело доказывать свою правоту. Чтобы выжить в подобных условиях, ректорату вольно или невольно, но придется предъявить определенные претензии деканатам и кафедрам, а те, разумеется, преподавателям, т. е. в конце концов виноватым окажется профессор-ско-преподава-тельский состав. И каждый из нас, хочет он того или нет, вынужден будет взять на себя какую-то долю вины за плохо подготовленного студента (квалифицированного специалиста). Поэтому уже сейчас каждому преподавателю необходимо уяснить для себя -рано или поздно, но спрос за качество подготовки специалиста должен быть и он конечно же будет.

В настоящее время перед учебными заведениями стоит одна из сложнейших задач современной педагогики вышей школы - как заставить (заинтересовать) и научить студента самостоятельно работать на протяжении всего периода обучения в вузе (отсылка на среднюю школу за недостаточную подготовку ее выпускников не состоятельна - есть государственные вступительные экзамены. Важно, чтобы они не превратились в пустую формальность). Профессорско-преподава-тельскому коллективу необходимо вовремя заинтересовать студента потребностью знаний, помочь поверить ему в свои силы и способности, помочь ему проверить их и реализовать. С этой целью предлагается несколько изменить общий подход к системе подготовки специалиста в вузе. На обсуждение выносится концепция научно-учебно-методического направления развития интеллекта при подготовке специалистов инженерного профиля (см. структурную схему концепции). Научное направление базируется на научных основах создания технологических машин, в которых

324

систематизированы расчетные зависимости основных конструктивных и технологических параметров машин и представлены в виде алгоритмов расчета технологических машин (в данном случае - машин для земляных работ).

Пример использования научного направления рассмотрим применительно к выполнению комплексных проектов (см. структурную схему методики). Группе студентов из 4-5 человек (может быть больше или меньше) в общем виде формулируются условия производственных работ, подлежащих выполнению в реальных (или вымышленных) условиях (например, применительно к дисциплине (основной дисциплине специальности «Подъемно-

транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование») «Машины для земляных и мелиоративных работ» -подготовить пляжную зону на Черноморском побережье Кавказа протяженностью в 5 км), с возможным использованием всех видов техники для земляных работ (бульдозеров, рыхлителей, экскаваторов, погрузчиков, буровых станков, машин для гидромеханизации и др.). Студентам применительно к заданным условиям работы выдается общее задание на разработку эскизного проекта машины (изученной в учеб-

ном курсе согласно действующей программе подготовки определенного специалиста). Причем, задание содержит значения только 1-2 параметров рассматриваемой машины, но достаточных для расчета (с использованием разработанных научных основ создания технологических машин) значений всех остальных конструктивных и технологических параметров этой машины. Проекты студентов отличаются один от другого, например, по ходовому оборудованию, т.е. разрабатываемые машины могут быть на гусеничном, колесном, шагающем, рельсовом ходу и др. Получив задание каждый студент начинает работать самостоятельно.

Он проводить анализ известных решений, выполнив патентный поиск, и выбирает прототип разрабатываемой машины. После выбора прототипа используется модель I этапа процесса развития индивидуальных способностей студента (см. структурную схему концепции), базирующуюся на научных основах создания технологических машин (НОСТМ), изложенных в семи учебных пособиях, подготовленных на кафедре. В них приведены алгоритмы расчета основных параметров машин для земляных работ и базовых средств (машин).

Ознакомившись с НОСТМ, студент уясняет и анализирует расчетную схему машины применительно к схеме выбранного прототипа и задается алгоритмом расчета основных конструктивных и технологических параметров создаваемой машины, проводит расчеты и анализирует значения этих параметров, сопоставляя их с известными значениями существующих подобных машин. Это выполняется для самоконтроля осуществленных расчетов с целью предотвращения грубых ошибок.

После этого полученная информация этапа II (см. структурную схему методики выполнения комплексных КП и ДП) передается всеми студентами в исходный этап I. Здесь она обсуждается всеми студентами, анализируется и принимаются оптимальные значения основных конструктивных и технологических параметров машины и ее ходового оборудования. На основании результатов обсуждения принимается решение о разработке конкретной конструкции машины, которое утверждается в качестве исходного задания еще для одного студента. Далее разработку машины ведет усиленная команда, но для каждого студента остается обязательным выполнение всех этапов, предусмотренных программой научно-учебнометодического направления развития интеллекта студентов.

Результат выполнения работ II этапа для всех студентов - свой вариант эскизного проекта разрабатываемой машины. Все варианты эскизных проектов проходят доработку с использованием модели II этапа процесса развития индивидуальных способностей студентов, включающей НОСТМ и алгоритмы уточненных расчетов. Каждый студент анализирует условия работы разрабатываемой машины с учетом созданного эскизного проекта, задается основными ее рабочими положениями (этап III) и выбирает алгоритм уточненного расчета (этап IV). Проводит расчеты и анализ уточненных значений основных конструктивных и технологических параметров своей машины (этап

V). После этого включая в работу модель III этапа процесса развития индивидуальных способностей студентов, являющегося основной частью НОСТМ и содержащего программу создания машин. На основании положений модели III этапа и результатов уточненных расчетов компонуется машина и разрабатываются эскизные проекты (этап VI) по всем вариантам разрабатываемой машины. Для созданных компоновок проводятся, если это необходимо, патентные и экспериментальные исследования.

Заканчивается самостоятельная работа студентов составлением заявок (этап VII) на оформление патента «Промышленный образец...» (для всех разработанных вариантов рассматриваемой машины). Составление заявки для каждого студента обязательно, чтобы приучить и научить будущего специалиста (к рыночным отношениям) защищать свою интеллектуальную собственность.

Таким образом, в процессе выполнения проекта вся задействованная группа студентов будет знать несколько вариантов разрабатываемой ими машины (это безусловно скажется на их общей подготовке), они научатся работать в коллективе и освоят процесс творческой деятельности. К тому же, осуществляется проверка общей подготовленности студентов и, главное, потенциальных интеллектуальных их возможностей и создаются условия для реализации процесса развития индивидуальных способностей, создаются условия для самоутверждения личности - становление квалифицированного специалиста. При этом происходит плодотворный процесс обучения - изучения и усвоения машин для земляных работ с использованием специальной технической литературы, натурных образцов, стендов, моделей, макетов и плакатов, позволяющих выполнить проектно-конструкторские работы и в последующем грамотную эксплуатацию и ремонт этих машин.

— Коротко об авторах -----------------------------------------

Блохин Владимир Спиридонович — профессор, доктор технических наук, Малич Николай Григорьевич - доцент, кандидат технических наук, Национальная металлургическая академия Украины, г. Днепропетровск.

© О.В. Замыцкий, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.