Научная статья на тему 'Модель надежности космического аппарата'

Модель надежности космического аппарата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
995
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Максимов Ю. В., Патраев В. Е., Тололо В. А.

Предложена модель для проектной оценки надежности космического аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF RELIABILITY OF THE SATELLITE

The model for a design estimation of reliability of the satellite is offered

Текст научной работы на тему «Модель надежности космического аппарата»

УДК 629.78.0171

Ю. В. Максимов, В. Е. Патраев, В. А. Тололо

МОДЕЛЬ НАДЕЖНОСТИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Предложена модель для проектной оценки надежности космического аппарата.

S (Тас) =

Для космического аппарата (КА) как сложного технического устройства актуальна проблема разработки адекватной математической модели для проектной оценки его надежности. Космический аппарат целесообразно рассматривать как K-компонентную систему с компонентами (бортовыми системами), имеющими структурную избыточность на уровне оборудования бортовых систем.

В контрактных документах для КА задается основной показатель надежности в виде требуемого срока активного существования T , поэтому состояние г-й бортовой системы можно описать бинарной переменной [1], принимающей следующие значения (г = 1, 2, ..., K):

11, если i - я бортовая система сохраняет работоспособность за время Тас,

0 - в противоположном случае.

где Г0 - срок службы г-й бортовой системы. Аналогично для состояния КА в целом можно записать

{1, если КА сохраняет работоспособность за время Гас,

0 - в противоположном случае.

где Tac = (Г®,Tac2), ...,Tacf) - вектор сроков службы К бортовых систем.

Состояние КА в целом может быть представлено выражением

S (L) = y(S (Г«), S (T®), .... S (Г(?-)), (1)

где у - структурная функция системы - функция множества состояний S(Г^) с возможными значениями 0 и 1 для каждого.

Время безотказной работы (ВБР) г-й бортовой системы в течение времени определяется как

P(S(Г«) = 1) = P(T^), i = 1, 2, ..., K, (2)

где P(T^)) - ВБР г-й бортовой системы в течение времени . Аналогично для КА в целом

r P(S (f,c ) = 1) = P(Tae ), ^ (3)

где P(Tac) - ВБР КА в течение времени Tac .

Для проектной оценки надежности КА актуальной является задача определения ВБР P(Tac) космического аппарата по известным ВБР P(Ta(Ci)) бортовых систем КА и структурной функции у.

Поскольку отказ любой бортовой системы из состава КА приводит к невозможности выполнения целевой функции космического аппарата, то ВБР КА в самом общем виде можно представить как

P(fac; 0) = P{X > Tc; 0} =

> T(1) X(2) > T(2) X(К) > T

--- ГЛГ~ 9 --- ОҐ' 9 • • • 9 Of --- 'j

(2)

г(К)

н( К ).

0 }, (4)

где X = (X(1), X(2), ..., X - случайный вектор сроков службы К бортовых систем (К-мерная случайная величина); 0 - параметрический вектор - набор параметров, определяющий вид распределения.

Поставленная задача сводится к исследованию определенной области ^"-мерного пространства, в которой случайный вектор X имеет характерное распределение р{ > Тж; §}.

Для независимых случайных величин X(,) выражение (4) для ВБР КА становится равным

Р(^с;г) = Пр(ГС°; 0), (5)

/=1

где Р(Га(с'); 0) - ВБР г-й бортовой системы.

Если Ак - область множества значений X > Т , то

к ас 7

ВБР КА можно представить как

Р(Тс;0) = Р(3)Тс;0) = Р{(Хе Ак) > Т^с; 0}, (6)

где 5 - индекс, обозначающий структуру с последовательным соединением основных компонентов, характерную для КА в целом.

При анализе ВБР бортовых систем КА рассматриваются системы самонаведения (ССН), образованные из конечного набора последовательных и параллельных ССН путем их соединения в более крупные ССН определенного типа. В этом случае ССН бортовой системы с параллельными структурами зависит от схемы задействования резерва определенного типа.

Для схем с нагруженным резервом функция ВБР бортовой системы имеет вид Р(Г®; 0) = 1 -Р{тахN (X(,1), X(,'2), ...,X(л°) < Г®; 0}, (7)

где N - количество параллельно соединенных элементов (последовательных цепей) в г-й бортовой системе; X(,у> -случайная величина срока службы j-го элемента г-й бортовой системы (/ = 1, 2, ..., N¡);

тах^ (X(,1), X(,2), ..., X)) - функция, равная максимальному значению из N величин, приведенных в круглых скобках.

Если А(,) - область значений X(,) < Га(с‘), то ВБР КА становится равной

Р(тас); 0) ^ Р(Р)(ГаС); 0) =

= 1 -Р{(тах,,(X(fl),X('■2), ..., X(‘N■))еА(,)) < Г«; 0}, (8)

где Р - индекс, обозначающий структуру с параллельным соединением элементов.

Для бортовой системы, в которой применяется резервирование замещением, ВБР при абсолютной надежности и мгновенной работе переключателей и индикатора отказов составляет

P(P)(TaC); 0) = PjX X(7) > T«);

(9)

В общем случае, если все элементы одинаковы (идентичны) и независимы друг от друга в смысле надежности, то функция ВБР для г-й бортовой системы

р(Га<‘); 0) = [(Г,(0; §)]' ^1+ % [-[Г>; ■ П

, (10)

7=1

где N. - общее количество элементов или цепей (параллельных друг к другу с целью резервирования) в г-й бортовой системе; М1 - количество основных элементов в г-й бортовой системе; (И1 - М1) - количество резервных (нагруженных или ненагруженных) элементов в г-й бортовой системе; Р (Т.; 0) - ВБР элемента г-й бортовой системы в рабочем режиме; Рх (Т(.; 0) - ВБР элемента г-й бортовой системы в режиме хранения; ь = 1и[Рх Т0; 8)].

' 1п[Р, Т°; 8)]

Формула (10) является универсальной, так как по ней можно получить формулу для любого вида резервирования при следующих условиях:

- при Рх (Га(с'); 0) = Р3 (ТС; 0) и М 1 = 1 получается формула для постоянного резервирования;

- при Рх (Га(с'); 0) = 1 и М 1 = 1 - формула для резервирования замещением;

- при Рх (Га(с'); 0) = Рэ (ТаС); 0) - формула для резервирования голосованием по мажоритарной схеме «М. из

N »;

- при М = 1 - формула для резервирования замещением с учетом хранения ненагруженных резервных элементов в г-й бортовой системе.

Приведенные модели надежности КА и бортовых систем являются основой для расчета надежности КА на любом уровне. Они позволяют в рамках определенных допущений выстраивать структурные схемы надежности бортовых систем и оборудования и оценивать надежность с любыми основными вариантами соединения элементов в ССН:

- последовательное соединение п элементов (последовательная цепь);

- параллельное соединение N цепей, обеспечивающее постоянное резервирование (все цепи нагруженные);

- параллельное соединение N цепей, обеспечивающее резервирование замещением (М цепей - основные (нагруженные), остальные (Ж -М) цепей - резервные ненагруженные цепи);

- параллельное соединение двух цепей, обеспечивающее резервирование замещением (одна цепь - основная (нагруженная) и одна цепь - резервная ненагружен-ная, отличающаяся по структуре от основной цепи);

- параллельное соединение N цепей, обеспечивающее резервирование замещением (одна цепь - основная (нагруженная), остальные (Ж -1) цепи - резервные не-нагруженные; учитывается надежность при хранении ненагруженных цепей);

- параллельное соединение цепей, обеспечивающее резервирование голосованием по мажоритарной схеме «М из ^» (все N цепей - нагруженные, любые М из N цепей - основные);

- однофункциональная схема с разветвленной срук-турой и одинаковой надежностью элементов (так называемая мостиковая схема соединения элементов).

Все перечисленые выше основные варианты соединения элементов в ССН приведены в таблице.

В таблице использованы следующие обозначения:

- р(х) = е-А‘, откуда Л* = - 1пР(Х) - ВБР последовательной цепи элементов подчиняется экспоненциальному закону;

- t - время эксплуатации;

- п - количество последовательно соединенных элементов разного типа;

- I. - интенсивность отказов при эксплуатации для отдельного элемента г-го типа (г = 1, 2, 3, ..., п);

- k. - количество элементов г-го типа (г = 1, 2, 3, ..., п);

- I. - интенсивность отказов при хранении для отдельного элемента г-го типа (г = 1, 2, 3, ., п);

п

- Л = ^ к ¡к. - суммарная интенсивность отказов при

.=1

эксплуатации для всех элементов последовательной цепи;

п

- Л х =^ к .к х. - суммарная интенсивность отказов

=1

при хранении для всех элементов последовательной цепи;

- Р (*) = е~к'х 1 х - вероятность безотказной работы при эксплуатации для всех элементов г-го типа последовательной цепи;

- Рх. (*) = е~ккхх 1 х - вероятность безотказной работы при хранении для всех элементов г-го типа последовательной цепи;

п

- р(*)=П р. (X) = е Лх - вероятность безотказной ра-

=1

боты при эксплуатации для всех элементов последовательной цепи;

п

- Рх (*) = П Рх‘ (*) = е Лх* - вероятность безотказной

1=1

работы при хранении для всех элементов последовательной цепи;

- Р(^ - ВБР всей резервированной схемы;

- N - количество параллельно соединенных последовательных цепей в схеме;

- М - количество основных цепей, определяющих работоспособность всей схемы, которые резервируются остальными N - М) резервными цепями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-р (0 - вероятность безотказной работы при эксплуатации для ненагруженной резервной цепи, отличающейся от основной (нагруженной) цепи;

ь

- С а =--------, где а < Ь - биноминальный коэффи-

а\ (Ь - а)! циент (а, Ь - целые числа).

Рост требований к таким показателям надежности создаваемых КА, как сроки активного существования и ВБР и эффективности полезной нагрузки. ведет к усложнению схем, увеличению кратности резервирования, необходимости применения различных режимов работы элементов и функциональных устройств. Например, практика показывает, что разработчики некоторых радиоэлектронных систем (РЭС) для перспективных КА длительного функционирования часто испытывают трудности в выборе корректных математических моделей при проведении проектных (априорных) расчетов ВБР радиоэлектронных систем, работающих в сеансном режиме, используя при этом усредненные значения интенсивностей отказов приборов РЭС за время работы и время хранения. Между тем, в практике работы Научно-производственного объединения прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнева в развитие методологии [2] используется апробированный метод точной оценки ВБР РЭС, работающих в сеансном режиме с чередованием времени работы и времени хранения [3].

Варианты соединения основных и резервных элементов в ССН

Соединение элементов в ССН

Графическое изображение

Формула ВБР

Последовательное соединение элементов (последовательная цепь)

р^-|2^-|з^....|^|

Р(х) = П Р] (Х) = е"

1=1

Лх

Параллельное соединение N цепей, обеспечивающее постоянное резервирование (все цепи нагруженные)

2 А

т

Р(х) = 1 - [1 - р(х)];

Параллельное соединение цепей, обеспечивающее резервирование замещением (М цепей основные (нагруженные) цепи, остальные (Ж-М) цепей -резервные ненагруженные цепи)

2 А

ЗА

т

Р(х) = рМ (х)

(-М 1п р(Х))1

Параллельное соединение цепей, обеспечивающее резервирование замещением (одна цепь рабочая и одна ненагруженная цепь, отличающаяся по структуре от рабочей цепи)

— 2В —

Р(х) = Р(х) + [Рн (Х) - Р(Х)]

1п Р(х) Р(х )

Рн (х)

1п

Параллельное соединение цепей, обеспечивающее резервирование замещением (одна цепь рабочая, остальные (Ж-М) цепи - ненагруженные цепи, учитывая надежность при хранении ненагруженных цепей)

2 А

т

Р(х) = р(х)

[1 - Р, (X )]1

X

— С 1п р (х) Л

1п Р х (х)

хП

т = 0

т + -

//

Параллельное соединение цепей, обеспечивающее резервирование голосованием по мажоритарной схеме «М из Ж» (все N цепей - нагруженные, любые М из N цепей -основные)

2 А

М из N

N

Р(*) = £ с; • р1 (х )[1 - Р(х)]

N - 1

1 = М

т

Однофункциональная схема с разветвленной структурой и одинаковой надежностью элементов (мостиковая схема соединения элементов)

г 1А

5 А

2 А

4 А

Р(х) = р(х )(1 - [1 - р (х )]2 )

+[1 - р(х)]( - [1 - р’-(х)]2)

+

Согласно этому методу априорная оценка ВБР РЭС для каждого промежутка времени с длительностью аТ, в течение которого система работает, для экспоненциального закона распределения времени безотказной работы может быть определена по формуле (10), которая учитывает полную группу работоспособных состояний системы и пригодна для любого вида резервирования:

Р»(аТ) = [ехр(-1 эаТ)] {1 + £[1 - еХр(~Х-аТ)] П( 1 + М|, (П)

где Т- длительность сеанса работы РЭС; а - доля сеанса Т , в течение которого РЭС работает; М - количество ос-

новных комплектов прибора РЭС; К - количество резервных нагруженных или ненагруженных комплектов прибора РЭС; N = К + М - общее количество комплектов прибора РЭС; кэ - интенсивность отказов комплекта прибора при эксплуатации; к х - интенсивность отказов комплекта прибора при хранении; Ь = —.

Формула (11), также как и формула (10), является универсальной, так как по ней можно получить формулу для любого вида резервирования при следующих условиях:

- при кх = кэ и К = 1 получаем формулу для постоянного резервирования;

- при Хх = 0 и K = 1 - формулу для резервирования замещением;

- при кх = кэ - формулу для резервирования голосованием по схеме из Ш (мажоритарная схема);

- при K = 1 - формулу для резервирования замещением с учетом хранения ненагруженных резервных комплектов прибора.

Аналогично априорная оценка ВБР РЭС для каждого промежутка времени с длительностью (1 - а)Т, в течение которого система хранится, для экспоненциального закона распределения времени безотказной работы рассчитывается по формуле (11), учитывающей полную группу работоспособных состояний системы (положив

к э = к,):

РхМК ((1 - а)Т )=[ехр(- к х (1 - а)Т )х

! + £ [1- ехр(- к, (1- а)Г)] П ( + м), (12)

1=1 1 1=0

¥-1,- (М-1 +1)!

где П (1 + М) = ------— .

Д М ' (М -1)!

Отсюда вытекает, что в случае М = 1 можно получить формулу для постоянного резервирования, при М > 1 -

формулу для резервирования голосованием по мажоритарной схеме «К из №>.

Априорная оценка ВБР РЭС для полного времени эксплуатации системы рассчитывается по формуле

Рр,с (х) = [Р,мк (ОТ) • РхМК ((1 - о)Т )]е, (13)

х

гдех - полное время эксплуатации РЭС; £ = — - количество сеансов за время эксплуатации РЭС.

Библиографический список

1. Проектирование надежных спутников связи / под ред. М. Ф. Решетнева. Томск: МГП «РАСКО», 1993. 221 с.

2. Владимирович, Г. И. Теория надежности радиоэлектронной аппаратуры / Г. И. Владимирович, Н. М. Седя-кин; ЛВИКА им. Можайского. Л., 1988. 475 с.

3. Патраев, В. Е. Проектная оценка надежности радиоэлектронных систем, работающих в сеансном режиме / В. Е. Патраев, В. А. Тололо // Решетневские чтения: тез. докл. VIII Всерос. науч. конф. с междунар. участием, по-свящ. 80-летию акад. М. Ф. Решетнева / СибГАУ Красноярск, 2004. С. 25-27.

Ju. V Maksimov, V. E. Patraev, V. A. Tololo

MODEL OF RELIABILITY OF THE SATELLITE

The model for a design estimation of reliability of the satellite is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.