С.С. Неустроев, В.А. Зибров, Ю.М. Федорчук
(Москва)
МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
MODEL OF MONITORING DIGITAL COMPETENCES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS HEADS
В статье рассмотрена модель сформированности цифровых компетенций руководителей образовательных организаций. Приведены базовые положения модели. Показано, что структура рассмотренной модели мониторинга сформированности цифровых компетенций руководителя не зависит от образовательной организации. Отличия моделей для разных образовательных организаций заключаются в содержании входящих в них модулей.
Ключевые слова: модель, цифровые компетенции, руководитель, образовательные организации, мониторинг.
The article considers the model of digital competences formation of heads of educational organizations. The basic positions of the model are given. It is shown that the structure of the considered model for monitoring formation of the head's digital competencies does not depend on the educational organization. The differences of models for various educational organizations lie in the content of their modules. Key words: model, digital competencies, head, educational organizations, monitoring.
Владение информационными и коммуникационными технологиями влияет на управленческую деятельность руководителя образовательной организации (00), которая становится более интеллектуальной при составлении отчетности, формировании баз данных, работе с нормативно-правовыми документами, организации учебно-методической работы, договорной деятельности и др.
Образовательная организация, осуществляющая мониторинг своей деятельности, существенно увеличивает поток информации, получаемой участниками образовательного процесса. При этом важными индикаторами эффективности работы ОО стали показатели, связанные с оценкой внутриш-кольной среды, внутришкольного уклада, социального и культурного климатов.
Мониторинг этих показателей и прогнозирование их изменений возможны только на основе непрерывного потока информации о состоянии параметров, которые обеспечивают стабильность показателей, поэтому необходимы не только непрерывная система слежения за состоянием показателей (образовательного и воспитательного процессов и др.), но и эффективная коррек-ционная работа.
Этот процесс требует от руководителя постоянного включения в познание и овладение новыми информационными технологиями с целью повышения инновационного потенциала ОО.
Создание моделей и программного инструментария для оценивания результатов деятельности руководителя ОО невозмож-
Обработка входных данных
Т 1 1 т
/ N Анализ показателей ( ) качества измерительных средств для оценки ЛП / N Анализ показателей ( ) качества — измерительных средств для оценки КП / N Анализ показателей ( ) качества ^^ измерительных средств для оценки ИДП
I
© Расчет сформированности цифровых компетенций
1
© Общая оценка сформированности цифровых компетенций
1
© Определение принадлежности к категории уровня профессиональной цифровой компетентности руководителя ОО
Рис. 1. Структурная схема модели мониторинга сформированности
цифровых компетенций.
но уяснить без анализа понятия, содержания и структуры компетенций.
Содержание понятий «компетенция» и «компетентность» многопланово. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности руководителя (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [3, 4].
От сформированности компетенций зависит способность руководителя ОО продуктивно действовать в ситуации отсутствия
конкретного умения. Компетентность - обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение руководителя ОО к ней и образовательной деятельности.
В общем случае компетенция - некоторое заданное требование к деятельности руководителя ОО, а компетентность - состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и опыт работы в образовательной сфере [1, 2].
Информационные коммуникации предъявляют особые требования к руководителю ОО, его профессиональной компетентности,
одной из важнейших составляющих которой является цифровая компетентность. Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий составляют суть цифровых компетенций руководителя ОО, предусматривающих:
- формирование единого информационного пространства ОО;
- понимание роли и места руководителя в процессе информатизации ОО;
- раскрытие возможности информационных и коммуникационных технологий для оптимизации труда руководителя ОО;
- создание программных продуктов, предназначенных для решения административно-образовательных задач; автоматизированное рабочее место руководителя ОО;
- назначение и функционирование средств обработки информации и компьютерных сетей;
- использование автоматизированного рабочего места руководителя ОО в управленческой деятельности;
- овладение навыками работы с приложениями и электронными образовательными ресурсами, офисными технологиями в управленческой деятельности и подготовке документов;
- владение сервисами и технологиями сети Интернет;
- знание тенденций рынка электронных изданий образовательной деятельности и др.
Рассмотрим модель мониторинга сфор-мированности цифровых компетенций руководителя ОО.
Основные положения модели:
- уровень овладения цифровой компетенцией оценивается на основе показателя личностно-профессионального уровня руководителя ОО и определяется личностным, когнитивным и интегративно-деятельност-ным компонентами цифровой компетенции;
- количественная оценка сформирован-ности каждого компонента цифровой компетенции имеет вероятностный характер и оценивается своей базой данных измерительных средств, качество которых анали-
зируется в процессе обработки входных данных;
- входные данные получены с помощью измерительных средств с применением методов социологических и психологических исследований на основе самооценки, взаимооценки и экспертной оценки;
- обработка входных данных, анализ и интерпретация результатов проводятся с помощью программного обеспечения, работа которого основана на применении теории неявных переменных;
- уровень профессиональной компетентности руководителя ОО оценивается соответствием сформированности цифровых компетенций требованиям, предъявляемым к руководителю ОО [5].
Получение объективной информации о сформированности цифровых компетенций руководителя, необходимых для эффективного управления ОО, обеспечивается с помощью мониторинга. Структурная схема модели мониторинга сформированности цифровых компетенций руководителя ОО приведена на рисунке 1.
Входной информацией (3) для модели мониторинга являются требования учредителя (1) и квалификационные требования Единого квалификационного справочника (ЕКС) работников образования и (или) профессиональных стандартов (2). Анализ квалификационных требований (4) и требований учредителя (5) позволяет выявить особенности оценки сформированности цифровых компетенций и получить информацию о значимости как компонентов компетенции, так и самих компетенций в целом.
В модуле (6) проводится разработка стратегии оценки сформированности цифровых компетенций руководителя ОО, анализ перечня цифровых компетенций по признакам проводится в модуле (7), а объединение цифровых компетенций по признакам - в модуле (8). После чего идет формирование личностного, когнитивного и интегративно-деятельностного признаков (9-11).
Базы данных для оценки этих признаков формируются в модулях (12-14), из которых выбираются входные данные о сформиро-
ванности цифровых компетенций руководителя ОО (15). В модуле (16) проводится анализ входных данных.
Обработка входных данных (17) производится с помощью программных средств с применением методов теории неявных переменных. Наряду с оценками неявных переменных рассчитываются показатели качества измерительных средств (18-20).
В процессе оценки анализируются значения коэффициентов надёжности измерительных средств, дифференциации руководителей образовательных организаций, интеркорреляции индикаторов измерительных средств, адекватность индикаторов и др. Далее проводится расчет уровня сформированности цифровых компетенций (21).
Общая оценка сформированности цифровых компетенций (22) рассчитывается по значениям интегральных показателей уровня сформированности цифровых компетенций. Итогом общей оценки является определение принадлежности к категории уровня профессиональной цифровой компетентности руководителя образовательной организации (23).
Структура рассмотренной модели мониторинга сформированности цифровых
компетенций руководителя не зависит от образовательной организации. Отличия моделей для разных образовательных организаций могут заключаться прежде всего в содержании модулей (9-14). Причем определяющим для всех модулей модели будет набор модулей (7-8).
Таким образом, применение модели мониторинга уровня сформированности цифровых компетенций руководителей образовательных организаций позволяет, с одной стороны, получить объективную информацию об уровне их профессиональной подготовки и оценить его количественно.
На основе полученных данных разрабатываются обоснованные управляющие воздействия, направленные на улучшение профессиональной подготовки. С другой стороны, модель позволяет проверить качество используемых для оценки цифровых компетенций измерительных средств и обеспечить его повышение до требуемого уровня.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на 2018 г. по теме «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования» (№27.9385.2017(БЧ).
Литература
1. Зибров В.А., Суева Ю.В. Применение информационных и коммуникационных технологий для комплексной оценки внутришкольного образования // Управление образованием: теория и практика. - 2017. - №4(28). - С.67-72.
2. Елисеев И.Н. Экспериментальное подтверждение состоятельности оценок трудности заданий теста // Программные продукты и системы. - 2012. -№2. - С. 153-156.
3. Окулич-Казарин В.П. Обработка массивов информации // Ключевые компетенции директора школы - как фактор повышения качества образования: Сборник итоговых материалов Первого Международного научно-практического заочного семинара. - М.: МПГУ, 2012.
4. Лымарева О.А., Ильницкая М.Н. Планирование и мотивация, как функции, влияющие на развитие карьеры в системе государственной службы // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №11. - С.38-44.
5. Неустроев С.С., Зибров В.А., Суева Ю.В. Обработка результатов комплексной оценки показателей качества образовательных организаций // Человек и образование. - 2018. - № 2 (55). - С. 176-181.