Научная статья на тему 'Модель мониторинга функции спроса в условиях гетерогенной полиполии на примере «АСК-Рентген»'

Модель мониторинга функции спроса в условиях гетерогенной полиполии на примере «АСК-Рентген» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ ПРОДАЖ / ФУНКЦИЯ СПРОСА / АНКЕТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ГЕТЕРОГЕННАЯ ПОЛИПОЛИЯ / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL / SHORT-TERM PLANNING / SALES BUDGET / DEMAND FUNCTION / CONSUMER SURVEYS / HETEROGENEOUS POLIPOLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырев Владимир Дмитриевич, Левитан Вадим Германович

Представлена модель мониторинга функции спроса потребителей, необходимая для формирования исходных данных при планировании производственной деятельности предприятия в условиях гетерогенной полиполии. Использование предложенной модели рассмотрено на примере компании «АСКРентген», работающей на рынке с циклическими изменениями спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатырев Владимир Дмитриевич, Левитан Вадим Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF MONITORING THE DEMAND FUNCTION IN THE CONTEXT OF A POLIPOLY WITH THE "ASK-RENTGEN" ENTERPRISE TAKEN AS AN EXAMPLE

The paper presents a model of monitoring the functions of consumer demand required for the generation of baseline data for the planning of production activities of an enterprise in a heterogeneous polipoly. The use of the proposed model is discussed with the "ASK-RENTGEN" enterprise operating in the market with cyclical variations in demand taken as an example.

Текст научной работы на тему «Модель мониторинга функции спроса в условиях гетерогенной полиполии на примере «АСК-Рентген»»

ББК 65.23 УДК 330.322

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИИ СПРОСА В УСЛОВИЯХ ГЕТЕРОГЕННОЙ ПОЛИПОЛИИ НА ПРИМЕРЕ «АСК-РЕНТГЕН»

© 2012 В. Д. Богатырев, В. Г. Левитан

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Представлена модель мониторинга функции спроса потребителей, необходимая для формирования исходных данных при планировании производственной деятельности предприятия в условиях гетерогенной полиполии. Использование предложенной модели рассмотрено на примере компании «АСК-Рентген», работающей на рынке с циклическими изменениями спроса.

Экономико-математическая модель, краткосрочное планирование, бюджет продаж, функция спроса, анкетирование потребителей, гетерогенная полиполия.

Введение. При планировании производственной деятельности предприятий в первую очередь необходимо определить особенности рынка, на котором предприятие реализует продукцию или услуги. В научной литературе рассматривается множество вариантов, которые можно ук-рупнённо свести к трем группам [1]. При совершенной конкуренции цена на продукцию формируется на рынке, предприятие не в состоянии на неё повлиять. В случае монополии цену или объёмы продаж определяет сам производитель, но в модели планирования учитывается зависимость цены от объёма продаж. При олигополии все производители, изменяя цену, изменяют объём продаж [2]. Последний вариант является наиболее сложным и рассматривается в теории игр, особенно сложным является планирование, если система иерархическая и в ней можно образовывать коалиции или менять ее структуру [3]. Разрабатываемая далее модель мониторинга адаптирована для рынка гетерогенной полиполии, представляющей собой один из видов несовершенной конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции называется полиполией, если сбыт продавца товара зависит от его цены, поведения покупателей, а также цен других про-

давцов, но на его собственные действия не следует никакой реакции конкурентов. Такая ситуация на рынке возможна, когда число продавцов велико, но при этом каждый из них имеет относительно рынка малый объём продаж и каждый продавец с помощью особенностей продукции стремится создать «аквизиторный потенциал» (способность «привязать» к себе покупателя), и число покупателей велико. Для описания зависимости объёмов спроса от цены на полиполистическом рынке используется полиполистическая функция сбыта Гуттенберга [4], состоящая из трёх участков - верхнего полиполистического, монополистического и нижнего полипо-листического.

Если цена на товар находится в верхнем полиполистическом участке, то часть постоянных покупателей покидает продавца с такой ценой, чтобы покупать у конкурентов, так как различие в цене больше не уравновешивается аквизитор-ным потенциалом. Однако для конкурентов увеличение объёма продаж остаётся незаметным, так как ушедшие от продавца с высокой ценой постоянные клиенты распределяются по многочисленным продавцам.

Если цена на товар находится в пределах среднего - монополистического

участка, а конкуренты сохраняют свои старые цены, то продавец не теряет и не приобретает покупателей, они лишь изменяют объем своего спроса в зависимости от цены по закону спроса и предложения так, как если бы продавец был монополистом. Эта особенность поведения постоянных клиентов объясняется аквизитор-ным потенциалом продавца или товара.

Если цена на товар находится в пределах нижнего полиполистического участка, то продавец с такой ценой получает дополнительных клиентов, приходящих от конкурентов, так как цена продавца так низка, что постоянные клиенты конкурентов больше не будут связаны аквизитор-ными потенциалами последних. Однако возможности расширения рыночной доли продавца ограничены его максимальными объемами продаж. При этом для конкурентов уменьшение спроса останется незаметным.

Таким образом, при гетерогенной полиполии поведение каждого продавца как монополиста ограничено определенными рамками. Он должен считаться с возможной текучестью покупателей в обоих направлениях.

Разработка модели мониторинга на рынке гетерогенной полиполии. С учетом того, что ранее была предложена экономико-математическая модель краткосрочного планирования производственной деятельности предприятия на полипо-листическом рынке [5, 6], далее предлагается авторская модель мониторинга функций спроса потребителей и функций предложения поставщиков, позволяющая обеспечить расчёт производственного плана входными данными, представляющими собой зависимости цены от объёмов продаж (рис. 1).

Процесс мониторинга функций спроса потребителей начинается с обработки клиентской базы каждого из дистрибьюторов. В ходе работы осуществляется детализация клиентов по дистрибьюторам. С помощью отчётов о продажах каждого дистрибьютора в предыдущем периоде выявляются основные 20% по-

требителей, которые обеспечивают 80% объёма продаж (так называемое Парето множество). С учётом полученных данных и имеющихся значений себестоимости продукции, рассчитанных в предыдущих периодах, а также принимая во внимание оптимальный уровень рентабельности, определяются области допустимых цен и шаг дискретизации (максимальные и минимальные цены и шаг изменения цен), при которых предприятие сможет утвердить оптимальную ценовую политику и в то же время удовлетворить запросы своих основных потребителей и удержать их у себя, избежав перехода клиентов к конкурентам. Основываясь на расчетных данных, проводится анкетирование основных дистрибьюторов. Исходя из предпочтений потребителей и особенностей сегмента рынка в каждом регионе, дистрибьюторы составляют анкеты с целью определения необходимых объёмов поставок по периодам. Опираясь на данные, полученные из анкет, формируются индивидуальные функции спроса для каждого клиента, зная которые эксперт промышленного предприятия осуществляет расчёт суммарной функции спроса.

Аналогичным образом может быть проведён мониторинг функций предложения поставщиков, которые также необходимы для модели краткосрочного планирования производственной деятельности предприятия. С использованием матричных технологических коэффициентов рассчитывается максимальная и минимальная потребность в комплектующих. Определив требуемый объём комплектующих по каждому клиенту в отдельности, можно сформировать общую заявку на комплектующие и осуществить запрос поставщику. Следует учесть то, что поставщик предоставляет скидки при поставке больших объёмов комплектующих. Исходя из всех полученных данных, формируется функция предложения поставщика, фактически представляющая собой правило, по которому поставщик устанавливает скидки на свою продукцию в зависимости от объёма заказываемой партии.

Требования, ожидания, возможности

Заинтересованные стороны: поставщики, потребители, государство, общество в целом, акционеры,

персонал

Отчеты о продажах в пред. периоде

Определение основных 20% потребителей, обеспечивающих 80% объема продаж

Себестоимость в пред. периоде. Уровень рентабельности

Определение области допустимых цен и шага дискретизации

Максимальные и минимальные _ цены, шаг изменения цен

Бланки

анкет

Список основных ~ потребителей предприятия

Анкетирование основных потребителей

Объемы поставок по периодам

Заполненные — анкеты

Формирование индивидуальных функций спроса

Расчет суммарной функции спроса

Анализ сезонности

Суммарная • функция спроса

Коэффициент

сезонности

Матрица технологических коэффициентов

Индивидуальные функции спроса

Запрос поставщику

Расчет макси- Максимальные и Определение ски-

мальной и мини- минимальные док поставщика при

мальной потреб- объёмы комплек- ^ больших объемах

ности в комплек- тующих партий комплек-

тующих тующих

-Условия предоставления скидок

Формирование функций предложения

Функции

предложения

Рис. 1. Модель процесса мониторинга потребителей и поставщиков и формирования функции спроса и предложения

Управление продажами и снабжением

Полученные с использованием данной модели зависимости цен от объёмов продаж являются средними, поэтому при наличии сезонной составляющей они нуждаются в корректировке. Если ввести следующие

Дг (Рг ) =Х ёгп (Рг ).

- количество потребите-номер отдельного потре-

обозначения: ЫС лей, п = 1,...,ЫС

бителя, I - количество ассортиментных позиций готовой продукции, г = 1,...,I - вид готовой продукции, Рг - цена единицы готовой продукции г -го вида, - спрос на г -

й вид продукции со стороны п -го потребителя, то функция рыночного спроса представляет собой сумму функций индивидуального спроса по всем потребителям готовой продукции:

Таблица 1. Анкета потребителя для определения индивидуального спроса

п=1

Если предположить, что цена по каждому из видов продукции изменяется в ограниченном диапазоне - от минимального до максимального значения:

"г = 1,...,I р™ <Рг <рГ\

то с учетом вышеуказанных обозначений данные, необходимые от каждого из потребителей для формирования функции рыночного спроса, можно представить в виде таблицы, используемой как форма для анкетирования (см. табл. 1).

Цена РгШП Рг рГк

Объём спроса *п, (Рг”П) Лгп (Рг ) *п, (РгтЗХ)

Учет повторяющихся колебаний спроса потребителей. При прогнозировании спроса часто приходится пользоваться некоторыми данными, усредненными за несколько предыдущих периодов, даже при анкетировании потребители указывают не точные, а ориентировочные значения своих потребностей. В связи с этим возникает необходимость учета колебаний спроса внутри некоторого промежутка времени [7].

Например, внутри недели - спрос на комплектующие изделия в понедельник и пятницу, как правило, больше, но в середине недели меньше, а спрос на продукты питания и одежду выше в субботу и воскресенье, но в рабочие дни меньше. Можно привести и другие примеры, наиболее известные колебания спроса в течение года получили название сезонных колебаний. Сезонные колебания — повторяющиеся из года в год изменения некоторого показателя в определенные месяцы. Наблюдая их в течение нескольких лет для каждого месяца, можно вычислить соответствующие средние, или медианы, которые принимаются за характеристики сезонных колебаний.

По аналогии с сезонными колебаниями, чтобы учесть повторяющиеся изменения спроса в определенные промежутки време-

ни, предлагается использовать специальный коэффициент х‘, который показывает отношение спроса в текущем периоде к среднему спросу за весь промежуток времени. Вычисление данного коэффициента проводится в три этапа [8]. На первом этапе вычисляется среднее фактическое значение объема спроса на готовую продукцию для каждого из периодов:

д, =

В формуле использованы следующие обозначения: Д*гу - фактическое

значение объёма спроса на г -й вид продукции для г -го периода в у -м наблюдении; Т - число периодов во временном промежутке (дней в неделе, месяцев в году); г = 1,...,Т - текущий период, для которого выявляется наличие повторяемости (день, месяц); У - количество наблюдаемых временных промежутков; у = 1,...,У - текущее наблюдение.

На втором этапе вычисляется среднее фактическое значение объёма

спроса на готовую продукцию по всем периодам:

TY

ytd:*

Di

i

t=І y=І

Y • T

На третьем этапе рассчитывается сам коэффициент в виде отношения среднего объема спроса для каждого из периодов к среднему объёму спроса по всем периодам:

t D*

Х г =^*Г •

! D*

С учётом рассчитанного таким образом коэффициента в каждый из периодов можно провести корректировку объёмов спроса:

t D (Рг) = Dt (рг) • х‘ •

В предположении, что весь спрос потребителей должен быть удовлетворён, объём продаж организации равен объёму спроса, зависит от цены на готовую продукцию и скорректирован в случае необходимости с учётом повторяющихся колебаний. Тогда зависимость объёма реализованной продукции г -го вида в t -м периоде от установленной цены будет равна [9]:

Ч\ (Рг ) ° D (Рг )

или при отсутствии повторяющихся колебаний:

(Рг ) = 4i (Рг ) = ЧТг (Рг ) ° Di (Рг ) •

Выручка предприятия от реализации г -го вида готовой продукции в t -м периоде рассчитывается как произведение объёма продаж на цену:

R! (Рг ) = q (Рг ) • Рг •

Реализация модели мониторинга на примере компании «АСК-Рентген». Компания «АСК-Рентген» (г. Санкт-Петербург) была основана в 1991 году, в настоящее время она является официальным представителем компании General Electric Inspection Technologies в России. Основным видом деятельности компании является производство, реализация, пусконаладка и обслуживание промышленного рентгеновского оборудования, рентгенотелевизионных аналоговых и цифровых систем для автоматизированного рентгеноскопического контроля,

а также систем рентгенотелевидения на территории России. Также компания «АСК-Рентген» занимается производством программных комплексов архивирования и улучшения рентгеновских изображений «Видеорен», негатоскопов и денситометров.

Потребителями оборудования и рентгеновских пленок компании «АСК-Рентген» являются крупнейшие предприятия России и СНГ, например, АВТОВАЗ, КАМАЗ, Заволжский моторный завод, Калининградский, Выборгский, Херсонский судостроительные заводы, Ижорский металлический завод и Ленинградский металлический завод, ГАЗПРОМ и его региональные отделения и др.

Потребителей можно определить как совокупность предприятий и фирм, использующих рентгеновский неразрушающий контроль для проверки качества своей продукции или в своей профессиональной деятельности (т.е. потребители не обязательно являются производителями каких-либо изделий и могут оказывать услуги, например, по диагностике нефтепроводов).

На предприятиях - потребителях решение о покупке принимается обычно лицом, возглавляющим лабораторию дефектоскопии или соответствующее подразделение на предприятии. Спрос носит циклично-периодический характер - предприятия данного профиля нуждаются в периодических и ритмичных поставках, предпочитая работать с постоянным поставщиком. Преимущественно осуществляется связь «производитель - дистрибьютор - потребитель». Потребители довольно пристальное внимание уделяют ценовым характеристикам. Для более активной работы на местах, приближенных к конечному потребителю, компания «АСК-Рентген» использует сеть региональных представителей в форме представительств, дилеров и агентов. Представители работают только на закреплённой территории либо с закреплёнными клиентами.

25І

Рис. 2. Материальные, финансовые и информационные потоки при выполнении заказа

Основными компаниями, потенциально имеющими возможность конкурировать на российском рынке промышленных рентгеновских плёнок и сопутствующих услуг, являются представительства следующих иностранных фирм (наименования конкретных представительств в России не указываются в связи с их частой сменой): ТАСМА (Россия), FOMA (Чехия), FUJI (Япония), KODAK (США), AGFA (Г ермания).

Таким образом, с учётом вышесказанного можно сделать вывод, что рынок, на котором реализует свою продукцию компания «АСК-Рентген», является поли-полистическим. На нём существует большое количество потребителей и большое количество конкурентов, аквизиторный потенциал определяется привязанностью к конкретной рентгеновской плёнке и соответствующему оборудованию, потребители меняют свой спрос в первую очередь в зависимости от цен на предлагаемую продукцию, и рынок подвержен циклическим колебаниям спроса. То есть компания «АСК-Рентген» является тем объектом, на примере которого возможно применение разработанной модели мониторинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 2 показано движение материальных, финансовых и информационных потоков при выполнении заказа в компании «АСК-Рентген». Все потоки, исходящие и приходящие к дистрибьютору, оказывают непосредственное воздействие на формируемые компанией бюджеты. Рядом со стрелками, обозначающими направление движения перечисленных потоков, указаны действия, осуществляемые на том или ином этапе выполнения заказа.

На рис. 3 продемонстрирован алгоритм выполнения заказа в компании «АСК-Рентген», на котором чётко определены специалисты с закреплёнными за ними конкретными задачами, и действия, которые эти специалисты должны совершать при исполнении каждого заказа. Ис-

пользование этого алгоритма существенно упрощает и ускоряет работу как отдельных сотрудников компании, так и компании «АСК-Рентген» в целом.

При моделировании бюджетов продаж используется вышеприведенный алгоритм выполнения заказа, принятый в компании «АСК-Рентген», соответствующий «вытягивающей» стратегии продаж. Поэтому составление бюджетов должно начинаться с формирования таблиц спроса и предложения, которые определяют бюджеты продаж, закупок пленки, закупок для производства, запасов, трудовых затрат, накладных и коммерческих расходов, себестоимости реализованной продукции, прибыли от реализации продукции, а также бюджет денежных средств.

Все нижеприведенные таблицы и бюджеты компании «АСК-Рентген» составлены с использованием Microsoft EXCEL. Они являются взаимосвязанными и автоматически перерассчитываются при изменении входных данных.

Для составления таблиц спроса на техническую рентгеновскую пленку и аппараты, производимые и реализуемые компанией «АСК-Рентген», предлагается в соответствии с приведённой ранее в статье моделью мониторинга и разработанной формой анкет проводить опрос сети представительств, дилеров и агентов. Используя полученные в результате опроса данные, составляется таблица спроса.

Для примера, рис. 4 показывает квартальный спрос на техническую рентгеновскую пленку AGFA D5 Nif 30см*40см, который был получен в результате опроса дилеров.

На приведенном рисунке показан объём закупок пленки дилерами в квартал у компании «АСК-Рентген» в зависимости от изменения цены за одну пачку. Там же указана текущая цена предлагаемой пленки и текущий спрос на неё, которые используются для составления всех бюджетов.

Клиент

Менеджер РП Поговорил

1 Найдена тема

г

Задача Клиента

Менеджер РП Обсудил*

2 Понята

Г

Запрос в ГК (с ТЗ, или ОЛ)

Менеджер РП Создал

3 Послан

Запрос

Менеджер Получил

4 Обсудил*

5 Сделано ТКП

ТКП

Менеджер РП Получил

6 Понято

ТКП

Менеджер РП Понял

7 Передано Клиенту

ТКП

Менеджер РП Обсудил

8 В работу/ отклонено

Договор

Менеджер РП Создал

9 Составлен

Договор / схема

Региональный директор Получил

12 Согласовал

10 Правка

, г

Договор

Менеджер РП Получил

11 Исправлен и согласован

Договор

Коммерческий директор Получил

13 Утвердил

1

Договор / схема

Бухгалтер Получил

14 К оплате

17 Оплачено

Счет

Менеджер Создал

15 К оплате

Авто Оплачено

Платеж

Бухгалтер Создал

16 Принял

Договор

Коммерческий директор Получил

18 Открыт

Договор

Технический директор Получил

19 Открыт

Техническое задание

Технический директор Создал

20 В работе

Конструкторская документация

Главный конструктор Создал

21 Исполнена*

Заявка на закупку

Диспетчер по производству Создал

22 Оформлена

Заявка на закупку *

Отдел импорта Получил

23 Исполнена*

Комплектация*

Диспетчер по производству Получил

22 Исполнена*

Наряд на производство

Диспетчер по производству Создал

23 Оформлен

Наряд на производство

Мастер Получил

24 Исполнен*

Наряд на доставку

Диспетчер Создал

25 Оформлен

Наряд на доставку

Логистик Получил

26 Отгружен

Наряд на монтаж

Диспетчер Создал

27 Оформлен

Наряд на монтаж

Директор по сервису Получил

28 Выполнен

Акт

Директор по сервису Создал

29 Оформлен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Договор

Региональный директор Получил

30 Закрыт*

Рис. 3. Алгоритм выполнения заказа

I у] J ^ - Бюджет-АСК-Рентген [Режим совместимости] - Microsoft Excel Главная Вставка Разметка страницы Формулы Данные Рецензирование Вид V Q сэ |§1 S3

В20 f- | V

A |B|C|D|E]F|G ТЁ]

Спрос на пленку A (D5 Nif 30см’40см) ш

Цена менее или равна (руб.) 6 600р. 6 870р. 7 040 р. 7 200р. 7 250р. 7 300р.

Обьем спроса за квартап(пачек) 700 680 650 620 600 580

4 Текущая цена 7 ЗООр

5 Текущий спрос 580

6

7 3 Э

Спрос на пленку В (D7 Nif 30см*40см) і

Цена менее или равна (руб.) 6 899р. 7 282р. 7 665р 8 048р. 8 432р. 9 ОООр

10 11 Обьем спроса за квартал(пачек) 1 450 1 384 1 318 1 252 1 186 1 167

Текущая цена 9 ОООр

12 13 Текущий спрос 1 167

14 15 16 17 18

Спрос на пленку С (F8 Nif 30см*40см) 1

Цена менее или равна (руб.) 8 450р. 8 650р. 8 850р. 9 ОООр 9 150р 9 200р

Обьем спроса за квартал(пачек) 760 680 600 580 540 500

Текущая цена 9 200р

19 Текущий спрос 500

20

21

22 23 24 2 і Спрос на пленку D (D7 pb Roll 70мм*90м) I

Цена менее или равна (руб.) 8 568р. 9 044р. 9 520р. 9 996р. 10 472р. 11 000р.

Обьем спроса за квартал (рулон) 524 500 477 453 429 429

Текущая цена 11 ОООр

26 Текущий спрос 429

1 7

И І ► и | Спрос , Предложение , БПродаж , Бюджет закупокдля пленки , Бюджет закупок для произвоЛ А ► [Г| |

' Готово 1 На И 100% 0 Г) 1 +

Рис. 4. Спрос на рентгеновскую плёнку на российском рынке

После принятия промышленным предприятием управленческого решения по установке отпускной цены на производимые и реализуемые товары по таблицам спроса определяется объём, который необходимо поставить дилерам. Зная объём спроса на определенный вид пленки либо комплектующих, производится заказ на заводах производителях. В зависимости от объёма заказа меняется отпускная цена, так как при больших объёмах поставщики предоставляют скидку.

Зависимость цен поставщиков на пленку и комплектующие от объёмов закупки далее в работе отображены в таблицах предложения. Например, показана зависимость цены пленки ЛОБЛ Б5 №Г 30см*40см от заказываемых объёмов (рис. 5). Цены в таблице указаны как в рублях, так и в евро, так как закупка пленки за рубежом производится в евро, а продажа на территории России осуществ-

ляется в рублях относительно курса евро, установленного в компании в течение года. На рисунке также представлены объёмы закупок пленки и цены закупок с разбивкой по месяцам в течение квартала.

В табл. 2 объединяются квартальные бюджеты продаж технической рентгеновской пленки и аппаратов с разбивкой по месяцам, а также сводный бюджет продаж по всем видам продукции компании «АСК-Рентген» за квартал. В этих бюджетах показаны объёмы продаж по каждому из видов продукции, выручка от продаж каждого вида в отдельности и общая выручка от продаж за квартал.

®1 А f) т Бюджет-АСК-Рентген [Режим совместимости] - Microsoft Excel Главная Вставка Разметка страницы Формулы Данные Рецензирование Вид V Q сэ ^ 23

А2 ▼ fx Предложение пленки A (D5 Nif 30см*40см) V

А В С D Е F G bJ ж

1 Курс евро 40,00р.

2 Предложение пленки A (D5 Nif 30см*40см) I

3 4 Обьем закупок в месяц менее (пачек) 195 200 210 220 260 более 290

Цена закупки (евро) 138.00 € 136.00 € 133 00 € 132,00 € 131,00 € 131.00 €

5 е Цена закупки (руб.) Ё 520р. 5 440р. 5 320р 5 280р 5 240р 5 240р.

Объем закупки 1-й месяц (пачек) 250

7 8 Цена закупки 1-й месяц (руб.) 5 240р

Объем закупки 2-й месяц (пачек) 170

9 Цена закупки 2-й месяц (руб.) 5 520р.

10 Объем закупки 3-й месяц (пачек) 300 I 1

11 Цена закупки 3-й месяц (руб.) 5 240р.

12 13

Предложение пленки В (D7 Nif 30см*40см)

14 15 16 17 Обьем закупок в месяц менее (пачек) 350 400 450 500 550 более 550

Цена закупки (евро) 164.00 € 156,00 € 146.00 Є 137,00 € 131.00 € 128.00 €

Цена закупки (руб.) 6 560р 6 240р. 5 840р. 5 480р. 5 240р. 5 120р.

Объем закупки 1-й месяц (пачек) 500

18 Цена закупки 1-й месяц (руб.) 5 240р.

19 Объем закупки 2-й месяц (пачек) 310

20 Цена закупки 2-й месяц (руб.) 6 560р.

21 Объем закупки 3-й месяц (пачек) 550

22 Цена закупки 3-й месяц (руб.) 5 120р

тз

!<<►►! Спрос Предложение БПродзж Бюджет закупокдля пленки , Бюджет закупок |Г| А ► |ї|

ГОТОВО ІДда ioo% и <+)

Рис. 5. Предложение рентгеновской плёнки иностранными производителями

В каждом из трёх месяцев квартала объёмы продаж по всем видам продукции неравномерны. Это связано с сезонностью работ, осуществляемых заказчиками данной продукции. Каждый клиент заранее планирует объём предстоящих для выполнения работ и производит заказ определённого

объёма рентгеновской плёнки, а компания «АСК-Рентген» суммирует запрошенные объёмы от всех клиентов и составляет один общий заказ по всем видам продукции на заводы - производители.

Таблица 2. Бюджет продаж рентгеновской плёнки компании «АСК-Рентген»

Бюджет продаж пленки за квартал

Вид Объем за 1-й мес. Объем за 2-й мес. Объем за 3-й мес. Выручка

А (пленка D5 Nif 30см*40см) 233 163 255 4 576 000р.

B (пленка D7 Nif 30см*40см) 472 330 516 10 102 470р.

C (пленка F8 Nif 30см*40см) 215 150 235 5 310 000р.

D (пленка D7pb Roll 70мм*90м) 171 119 187 4 541 040р.

ИТОГО выручка 8 789 741р. 6 132 378р. 9 607 391р. 24 529 510р.

Окончание табл. 2

Бюджет продаж аппаратов за ква ртал

Вид Объем за 1-й мес. Объем за 2-й мес. Объем за 3-й мес. Выручка

Негатоскоп 90 110 70 6 480 000р.

Денситометр 120 90 110 3 200 000р.

ИТОГО выручка 3 360 000р. 3 540 000р. 2 780 000р. 9 680 000р.

Продажи по всем видам продукции

Вид Выручка за 1-й мес. Выручка за 2-й мес. Выручка за 3-й мес. Выручка за квартал

Пленка 8789741р. 6 132 378р. 9 607 391р. 24 529 510р.

Аппараты 3 360 000р. 3 540 000р. 2 780 000р. 9 680 000р.

ИТОГО выручка 12 149 741р. 9 672 378р. 12 387 391р. 34 209 510р.

Выводы. В статье разработана модель мониторинга функций спроса на рынке гетерогенной полиполии, которая включает в себя формулы, необходимые для внесения поправок в бюджет продаж в связи с необходимостью учёта циклических колебаний спроса.

Предлагаемая модель обладает следующими особенностями:

1) предназначена для определения функций спроса в краткосрочном периоде при известном множестве покупателей и объёмов их потребления;

2) позволяет сформировать исходные данные, которые необходимы для определения оптимальных цен на реализуемую продукцию для рынка гетерогенной полиполии.

Практическая значимость заключается в разработке форм анкет для опроса потребителей, а также методики их использования при формировании функций спроса путём демонстрации на практическом примере компании «АСК-Рентген».

Библиографический список

1. Друри, К. Управленческий учёт для бизнес-решений [Текст] / К. Друри. -М.: Юнити, 2003.

2. Богатырёв, В. Д. Экономическая теория для бакалавров менеджмента [Текст] / В. Д. Богатырёв, А. Ю. Ситникова. - Самара: СГАУ, 2008.

3. Богатырёв, В. Д. Управление сбытом продукции на примере ОАО «АВТОВАЗ» [Текст] / В. Д. Богатырёв // Управление большими системами. - 2005. - №10. -С. 26-34.

4. Шмален, Г. Основы и проблемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономики предприятия [Текст] / Г. Шмален: пер. с нем.; под ред. проф.

A. Г. Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 1996.

5. Богатырёв, В. Д. Модель и алгоритм краткосрочного планирования производственной деятельности предприятия в условиях гетерогенной полиполии [Текст] / В. Д. Богатырёв, В. Г. Левитан // Вестн. Самар. гос. аэрокосм. ун-та. - 2011. - №4. - С. 15-25.

6. Богатырёв, В. Д. Модель планирования ассортимента продуктов питания и заказа сырья [Текст] / В. Д. Богатырёв, И. А. Хасаншин // Управление большими системами. - 2006. - №12-13.

- С. 24-31.

7. Богатырёв, В. Д. Моделирование финансовых потоков предприятия с сезонным характером спроса [Текст] /

B.Д. Богатырев, А. В. Иванычев, С. С. Корнилов // Управление большими системами. - 2003. - №5. - С. 5-10.

8. Есипова, О. В. Экономикоматематическая модель управления себестоимостью произведённой и реализованной продукции с учётом сезонных колебаний спроса [Текст] / О. В. Есипова // Вестн. Самар. гос. аэрокосм. ун-та.

- 2010. - №3. - С. 45-53.

9. Богатырёв, В. Д. Оптимизационная модель выбора цен на реализуемую продукцию промышленного предприятия [Текст] / В. Д. Богатырев, О. В. Есипова // Экономические науки. -2010. - №11. - С. 261-266.

A MODEL OF MONITORING THE DEMAND FUNCTION IN THE CONTEXT OF A POLIPOLY

WITH THE "ASK-RENTGEN" ENTERPRISE TAKEN AS AN EXAMPLE

© 2012 V. D. Bogatyrev, V. G. Levitan

Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov (National Research University)

The paper presents a model of monitoring the functions of consumer demand required for the generation of baseline data for the planning of production activities of an enterprise in a heterogeneous polipoly. The use of the proposed model is discussed with the "ASK-RENTGEN" enterprise operating in the market with cyclical variations in demand taken as an example.

Economic-mathematical model, short-term planning, sales budget, demand function, consumer surveys, heterogeneous polipoly.

Информация об авторах

Богатырёв Владимир Дмитриевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, проректор по образовательной и международной деятельности, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва. E-mail: [email protected]. Область научных интересов: промышленные комплексы, экономико-математические модели, согласование взаимодействия.

Левитан Вадим Г ерманович, кандидат экономических наук, ассистент кафедры финансы и кредит, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва. Область научных интересов: финансовый менеджмент, экономико-математические модели.

Bogatyrev Vladimir Dmitrievitch, doctor of economic science, professor, vice-rector, Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov (National Research University). E-mail: [email protected]. Area of research: industrial complexes, economic-mathematical models, coordinated interaction.

Levitan Vadim Hermanovich,candidate of economic science, assistant of the department of finance and credit, Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov (National Research University). Area of research: finance management, economic-mathematical models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.