Научная статья на тему 'Модель модульно-компетентностного подхода в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации'

Модель модульно-компетентностного подхода в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кива Александр Алексеевич, Василькова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель модульно-компетентностного подхода в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации»

МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

А. А. Кива, Т. А. Василькова

Посткризисная экономика стимулирует внимание работодателей и образовательных учреждений к качественным характеристикам квалифицированного персонала. От многопрофильных многоуровневых учреждений профобразования требуется адекватность содержания и технологий образовательного процесса специфике взрослых обучающихся, обладающих определенным опытом, собственным мнением и мотивацией.

Переподготовка взрослых проводится по профессиям начальной квалификации, входящим в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее -Общероссийский классификатор). Профессии начального профессионального образования включают в среднем 3-4 профессии Общероссийский классификатор. При этом часть профессий Общероссийского классификатора являются родственными и имеют общие (инвариантные) профессиональные знания и умения. Это позволяет задать алгоритм проектирования программ по родственным профессиям, выделив их инвариантную часть. Особенно успешно это реализуется на мо-дульно-компетентностной основе мобильного и не формализованного обучения, основанного на компетенциях.

Для получения какой-либо профессии Общероссийского классификатора (например, профессии-1) необходимо освоить набор профессиональных модулей, а чтобы пройти переподготовку по родственной профессии Общероссийского классификатора следует освоить, кроме изученной инвариантной части (включающей инвариантные модули), еще набор профессиональных модулей, необходимых конкретному обучающемуся. Освоив несколько профессий Общероссийского классификатора, обучающийся может получить профессию начального профессионального образования, а далее -специальность среднего профессионального образования, дополнительно усвоив некоторые дисциплины согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального профессионального образования (среднего специального образования).

268

Согласно модели профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения по модульным программам (рис. 2) обучение на первоначальный разряд может быть завершено трудоустройством, а также продолжено путем повышения квалификации на следующий разряд или за счет освоения одно-го/нескольких модулей (или модульных программ) повышения компетенции.

Рис. 1. Модель переподготовки взрослого населения по родственным профессиям Общероссийского классификатора и профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего специального образования.

Представленная на рис. 3 модель модульно-компетентностного подхода в реализации программах профессиональной переподготовки взрослого населения предусматривает два варианта разработки учебно-педагогическая документация (далее - УПД) для обучения по профессиям Общероссийского классификатора. Во-первых, возможность

269

разработки УПД исходя из требований профессиональных стандартов (если таковые имеются); во-вторых, при отсутствии профессиональных стандартов, разработки УПД исходя из требований работодателей, (Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) и Должностных инструкций. Так или иначе, но в результате мы получаем виды профессиональной деятельности, которые дают возможность сформулировать компетенции, освоение которых позволяет освоить ту или иную профессию.

Представленные модели реализации модульно-компетентностного подхода в программах профессиональной переподготовки взрослого населения в многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждениях г. Москвы позволяют реализовать в максимальной степени принцип вариативности и индивидуального подхода в профессиональной переподготовке, что особенно актуально для взрослого контингента.

Рис. 2. Модель профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения по модульным программам

270

Профессиональные

стандарты

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМПЕТЕНЦИИ

Общие компетенции ОК

Профессиональные компетенции ПК

Профессиональный модуль ПМ1

ПМ2

тт

ПМ3

ПМ n

ОБШЕДИСЦИПЛИНАРНЫИ КУРС ОШ

ПРОФЕССИЯ

Рис. 3. Модель модульно-компетентностного подхода в реализации программах профессиональной переподготовки взрослого населения

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.