Научная статья на тему 'Модель многомерной конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур в сфере туризма'

Модель многомерной конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / TOURISM / COMPETITIVENESS / ENTERPRISE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме конкурентоспособности малых форм предпринимательства в индустрии туризма. Конкурентоспособность рассматривается в разрезе кризисных тенденций. В статье изложен авторский подход к содержанию понятия конкурентоспособность, акцентируется внимание на его комплексности, на основании чего предложена модель многомерной конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур в туризме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDIMENSIONAL MODEL OF COMPETITIVENESS OF SMALL BUSINESS STRUCTURES IN TOURISM

The article deals with the competitiveness of small businesses in tourism. Competitiveness is considered in the context of the crisis tendencies. The article describes the author’s approach to the content of the concept of competitiveness, focusing on its complexity. This became a basis for a model of a multi-dimensional forms of the competitiveness of small business organizations in tourism

Текст научной работы на тему «Модель многомерной конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур в сфере туризма»

УДК 338.484 © Т. Н. Тарасова

Т. Н. Тарасова

МОДЕЛЬ МНОГОМЕРНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Статья посвящена проблеме конкурентоспособности малых форм предпринимательства в индустрии туризма. Конкурентоспособность рассматривается в разрезе кризисных тенденций. В статье изложен авторский подход к содержанию понятия конкурентоспособность, акцентируется внимание на его комплексности, на основании чего предложена модель многомерной конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур

в туризме.

Ключевые слова: туризм, конкурентоспособность, предпринимательская структура.

~1 оследствия глобального экономического

I I кризиса еще на протяжении ряда лет будут

Ж оказывать влияние на развитие предприятий,

отраслей, комплексов и целых регионов. Наиболее уязвимыми в период кризиса оказались малые предприятия, это обусловлено их организационной и материальной ограниченностью. В данной статье внимание сосредоточено на малых формах предпринимательства, работающих в индустрии туризма, и проблемах управления конкурентоспособностью, с которыми они столкнулись в последние годы.

Отрасль туризма является, своего рода, индикатором экономического благосостояния общества. Ее оборот исчисляется миллиардами, а для ряда стран данная отрасль является системообразующей. При этом в силу ряда причин она редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Исследование отраслевой специфики и существующих на сегодняшний день тенденций развития индустрии туризма в России позволяет прийти к следующим выводам:

1) отрасль находится в состоянии глубокого кризиса, обусловленного неудовлетворительным стратегическим управлением;

2) необходима серьезная комплексная работа по повышению конкурентоспособности предприятий отрасли.

Специфика малого предпринимательства не может не сказаться на содержании самого понятия конкурентоспособности и, как следствие, на процессе ее повышения. Кроме того, необходимо учитывать, что в настоящее время актуально рассматривать конкурентоспособность с позиции кризисного управления. Теория располагает широким перечнем научнопрактических разработок в области исследования конкурентоспособности, при этом малые формы предпринимательства в ситуации системного кризиса оказались практически не исследованными.

Автор статьи считает, что в условиях кризиса конкурентоспособность малых форм предпринимательства в туризме, например, туристического агентства, сводится не столько к удовлетворенности целевого сегмента потребителей, сколько к собственной устойчивости и жизнеспособности, которая является следствием этой удовлетворенности. Неконкурентоспособность предпринимательской структуры приводит не просто к потере доли рынка - в виду незначительности этой доли она становится причиной банкротства. Эго утверждение особенно справедливо для туристических агентств, численность которых, как правило, динамична. Другими словами, только конкурентоспособное туристическое агентство, вызывающее доверие у клиентов, может выжить в ситуации тяжелого экономического кризиса [1].

Основываясь на этом, автор предлагает следующее определение понятию конкурентоспособности предпринимательской структуры в туризме:

структуры в турите - это комплекс характеристик, позволяющих предпринимательской структуре удовлетворять потребности целевого сегмента в качественных туристических услугах и обеспечивающих его экономическую устойчивость в условиях отраслевого и системного кризиса.

Важно учитывать, что не только в условиях кризиса, но и в благоприятные экономические периоды малые формы предпринимательства являются очень восприимчивыми к факторам внешней среды, формирующим их конкурентоспособность, изменить которые они не в состоянии. В этой связи предлагается модель конкурентоспособности малых форм предпринимательства в туризме, которую можно считать многомерной (см. рис. 1).

Рассмотрим приведенную модель подробнее.

Внешние независящие от предпринимателя факторы формируют среду бизнеса, и их влияние

на предпринимательскую структуру происходит в одностороннем порядке. К ним, в первую очередь, относятся:

- конкурентоспособность страны в целом — имеется в виду не только имидж туристического центра, важный для развития въездного туризма, но и инвестиционный климат, репутация страны как региона с созданными условиями для цивилизованного ведения бизнеса;

- конкурентоспособность отрасли — качественное правовое регулирование отрасли, наличие необходимой инфраструктуры и проч.;

- культура ведения бизнеса — соблюдение законодательства, уважение прав конкурентов, партнеров и потребителей;

- культура потребления туристического продукта — понимание особенностей туристического продукта, его ценообразования, уважение интересов продавцов продукта;

- направленность экономической политики

— в настоящее время государство делает ставку на поддержку и развитие крупного предпринимательства, проблемы же малого и среднего остаются второстепенными.

Если рассматривать данные факторы внешней среды с точки зрения содержания проблемных полей, то можно отметить, что угрозы отмечаются во всех секторах стратегического анализа: экономической, по литию-правовом, социальном и социокультурном. Возможностей же отмечается значительно меньше. Предприниматели, работающие в индустрии туризма, должны принимать во внимание подобные особенности внешней среды. Данные факторы оказывают значительное влияние на возможности по-

вышения конкурентоспособности малых форм предпринимательства в туризме. Трансформация данных факторов из категории угроз в категорию возможностей может происходить на протяжении длительного периода времени, при этом они находятся вне сферы влияния предпринимателя.

Внутренние факторы конкурентоспособности характеризуются тем, что предприниматель в состоянии оказывать на них влияние, управляя тем самым конкурентоспособностью своей структуры. К важнейшим из них следует отнести:

- конкурентоспособность менеджмента предпринимательской структуры — знание конъюнктуры и особенностей рынка, способность мыслить стратегически и проч.;

Для туризма данный фактор особенно актуален, поскольку в настоящее время вход в отрасль открыт, в том числе, непрофессионалам.

- конкурентоспособность персонала предпринимательской структуры — роль менеджеров-про-фессионалов в туризме является определяющей;

- конкурентоспособность туристической услуги

— одна и та же туристическая услуга, но предложенная разными операторами, будет иметь разное качество, поэтому для повышения конкурентоспособности важно выбирать надежных операторов.

В конечном итоге внутренние и внешние факторы формируют некие условия конкурентоспособности, в результате чего предпринимательская структура приобретает определенный имидж в глазах контактных аудиторий, которые и будут оценивать ее конкурентоспособность. Как правило, это потребители, партнеры и банки.

Основываясь на вышесказанном, можно предло-

Независящие от ПС факторы конкурентоспособности

внешни

і і

Конкурентоспособность страны в целом -1

Конкурентоспособность

отрасли

Культура ведения бизнеса

Культура потребления туристического продукта

Направленность экономической политики

Конкурентоспособность малых ПС в туризме .

внутренние

\ /

Конкурентоспособность с позиции потребителя

1

Конкурентоспособность с позиции партнёра

1

Конкурентоспособность с позиции банка

Зависящие от ПС факторы конкурентоспособности

Конкурентоспособность менеджмента ПС

Конкурентоспособность персонала ПС

Конкурентоспособность туристической услуги

и проч.

Рис. 1. Модель конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур в туризме

жить следующую структуру конкурентоспособности малой предпринимательской структуры в туризме (см. рис. 2):

Как видно из рисунка 2, система конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур в туризме имеет 3 составляющие, имеющие неравное значение:

1. Конкурентоспособность с позиции потребителя.

Данная составляющая является основой конкурентоспособности всей предпринимательской структуры, она является, одновременно и целью, и результатом ее менеджмента. Именно оценка потребителем качества работы турагентства, доверия к нему, выражается в денежных знаках, потому что, как известно, потребитель голосует своими деньгами. Поэтому высокая оценка турагентства потребителем позволяет ему зарабатывать и, как следствие, существовать на рынке.

2. Конкурентоспособность с позиции партнера.

Позиция партнеров, в частности, туроператоров важна постольку, поскольку ее следствием является пакет условий, на которых функционирует турагентство:

- величина комиссионного вознаграждения;

- готовность идти на уступки в конфликтных ситуациях и т.п.

Другими словами, речь идет о том, что является конкурентными преимуществами одного агентства перед другими. Доверие оператора особенно важно в ситуации кризиса.

3. Конкурентоспособность с позиции банка.

Данный пункт является несколько неоднозначным, однако его выделение в кризисных условиях представляется оправданным. Как правило, несмотря на наличие программ кредитования малого и среднего предпринимательства, в реальности банки крайне неохотно кредитуют малый бизнес, или делают это по овердрафту. Причиной является высокий уровень риска невозврата средств. В условиях стабильного рынка подобная ситуация не имеет существенного значения — успешное туристическое агентство

обычно самоокупаемо и нуждается в дополнительных средствах только при реализации программ расширения бизнеса. В условиях же кризиса возможна ситуация, когда агентству требуются денежные средства для погашения задолженностей перед сотрудниками или потребителями. При этом важно, что факторы конкурентоспособности предпринимательской структуры туризма с позиции потребителя, партнера и банка будут различаться.

Таким образом, представляется правомерным говорить о многомерной конкурентоспособности предпринимательской структуры в туризме.

Основываясь на реальной ситуации, автор статьи предлагает следующее определение данного понятия.

нимательской структуры - это комплексная характеристика конкурентоспособности предпринимательской структуры, включающая оценку качества ее работы с позиции различных контактных аудиторий, прямо или косвенно определяющих устойчивость структуры в условиях кризиса.

Определение содержит следующие важные моменты:

1) подчеркивает комплексный характер конкурентоспособности;

2) определяет зависимость устойчивости предпринимательской структуры от ее конкурентоспособности;

3) указывает на неравноценное влияние различных контактных аудиторий на устойчивость предпринимательской структуры.

Основываясь на определении, можно спроектировать систему управления многомерной конкурентоспособности предпринимательской структуры туризма. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что она будет жизнеспособна только в том случае, если будет отвечать возможностям малой формы предпринимательской структуры - быть максимально простой и мобильной.

Система управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры - это совокупность принципов, методов, средств, форм и процессов управления теми факторами конкурентоспособности, которые определяют привлекательность

Конкурентоспособность малой ПС туризма

Конкурентоспособность с позиции банка

Конкурентоспособность с позиции партнёра

Конкурентоспособность с позиции потребителя

Рис. 2. Конкурентоспособность малой предпринимательской структуры в туризме

предпринимательской структуры как поставщика торы ее определяющие заслуживают системного

услуг и как делового партнера. изучения, а значит исследование многомерной кон-

Система управления конкурентоспособностью курентоспособности перспективно и актуально для

предпринимательской структуры в туризме и фак- развития индустрии туризма в России.

Библиографический список

1. Тарасова, Т. Н. Проблема управления конкурентоспособностью микропредприятия туризма [Текст] / Т. Н. Тарасова // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - № 6. - С. 53-57.

MULTIDIMENSIONAL MODEL OF COMPETITIVENESS OF SMALL BUSINESS STRUCTURES IN TOURISM

Tatyana JN. Tarasova,

senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies.

Abstract. The article deals with the competitiveness of small businesses in tourism. Competitiveness is considered in the context of the crisis tendencies. The article describes the author’s approach to the content of the concept of competitiveness, focusing on its complexity. This became a basis for a model of a multi-dimensional forms of the competitiveness of small business organizations in tourism.

Key words: tourism, competitiveness, enterprise structure.

Тарасова Татьяна Николаевна - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: tnt555@rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 01.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.