Научная статья на тему 'Модель методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа'

Модель методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
83
176
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Курбатова Анастасия Владимировна

Приведена модель методической системы направленной на формирование информационной компетентности студентов авиационного колледжа, учитывая специфику их будущей профессиональной деятельности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Курбатова Анастасия Владимировна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модель методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа»

знавательной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.

2. МарковаА.В., Трофимова З.П. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса / А.В. -

Маркова, З.П. Трофимова // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №9 4. - С. 141-155.

3. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под общ. ред. С.Я. Батышева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

УДК 377.5 А.В. КУРБАТОВА МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Приведена модель методической системы направленной на формирование информационной компетентности студентов авиационного колледжа, учитывая специфику их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модель, методическая система, информационная компетентность

Дадим наше видение определения модели методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа.

Моделью методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа будем именовать описанный знаковыми средствами образ процесса обучения студента информатике, отражающий свойства, характеристики и связи организованного нами реально существующего процесса. Моделирование же, во-первых, сводится к самому процессу построения и изучения моделей, реально существующих предметов и явлений, а во-вторых - к методу исследования, предполагающему определение и уточнение характеристик, и рационализацию способов построения вновь конструируемых объектов на основе использования их моделей.

Процесс построения модели в контексте некоторого исследования, как отмечает Я.Г. Неуй-мин, не есть служебная процедура, смысл которой заключается только в формальном описании подлежащих исследованию свойств и характеристик объекта, но, являясь познавательной деятельностью, представляет собой важнейшую составную часть решения задачи в целом. При построении модели исследователь осмысливает и при-

водит в единую систему всю исходную информацию о задаче, объекте и действующих на него факторах, оценивает значимость и характеристики переменных, структурных компонентов и параметров. При необходимости планирует и осуществляет дополнительные исследования системы объект-среда, расширяющие и обогащающие исходные представления [1, с. 129].

Я.Г. Неуймин раскрывает отдельные этапы построения модели, такие как постановка проблемы, формулировка конечной цели или системы целей, постановка задачи и выбор объекта моделирования, формирование критериев качества модели, проведение содержательного анализа системы задача-объект и др. Он указывает на все связи, возможности корреляции, подчеркивает динамику процесса моделирования и предлагает два метода построения моделей: аналитический, «если объект не слишком сложен, достаточно изучен и комплекс подлежащих модельному исследованию свойств и характеристик объекта может быть выявлен на основе теоретических представлений и данных» и на основе идентификации, «т.е. экспериментального определения существенных для решаемой задачи свойств и характеристик объекта специально ради постро-

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

© А.В. Курбатова, 2009

Модель методической системы формирования информационной компетентности студентов ...

ения его модели» (при «сложности, слабой изученности объекта или отсутствии соответствующих теоретических разработок») [4 с. 127].

Выделим дальнейшие этапы, которые необходимо пройти, чтобы обоснованно построить модель методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа. Эти этапы следующие:

- рассмотрение рабочей схемы построения модели;

- выявление на ее основе элементов создаваемой модели;

- построение исследуемой модели;

- установление связей между элементами построенной модели.

Трансформируем предлагаемую Я.Г. Неуй-миным схему построения модели [4, с. 126], ограничиваясь одним классом модели, адекватным

исследуемой нами проблеме.

Построение модели формирования информационной компетентности студентов колледжа основывалось на применении выделенных методологических подходов (деятельностного, системного, интегративного), позволяющих раскрыть целостность исследуемой модели, выявить механизмы, обеспечивающие эту целостность, найти многообразные типы связей и свести их в единую теоретическую картину. На основе анализа научной литературы, учета предшествующего опыта информационной подготовки, современных требований к студенту педагогического колледжа, опираясь на многообразие подходов и принципов в педагогической науке, нами предпринята попытка построения модели формирования информационной компетентности студентов колледжа [2].

Внешние Проектирование методической системы В нутренние

факторы формирования информационной компетентности студентов колледжа факторы

Теоретико-методологические основы

деятельностный сист ем ны й интегративны й

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Дидактические принципы

научности,системности и последовательности,сознательности и активности, доступности,связи теории с практикой,наглядности,прочности

Цели формирования Содержание формирования

информационной компетентности информационной компетентности

У правленч еско -п роцессуальны й компонент

М етоды С редства Ф ормы

Словесные аппаратные К оллективные

(лекция, беседа, программные (кон ференц ии ,

дискуссия и др.) средства, учебно- олимп иады и др.)

Наглядные м е то д и ч е с ки й Групповые

(демонстрация и комплекс и др. (спец кур с,

др.) н аучн ая секц ия и

П рактические др.)

(лабораторная Индивидуальны

работа и др.) е (консультации и

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

др.)

Результат функционирования методической системы: готовность специалиста к информационной деятельности

Рис. 1. Модель методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2009

41

Нам представляется, что приведенная модель, не отрицая традиционных подходов к проектированию и реализации учебного процесса, позволяет наметить пути развития методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа.

Рассмотрим более подробно каждый блок рабочей схемы (см. рис. 1). Я.Г. Неуймин отмечает, что «модельное исследование, как, впрочем, и любой другой вид осознанной целенаправленной деятельности, начинается с возникновения проблемы - потребности изменить в лучшую сторону существующее либо ожидаемое положение вещей в той или иной области» [4, с. 125].

Изучаемая нами проблема - формирование информационной компетентности студентов колледжа, возникает из необходимости разработки курса «Информатика», способного решать комплекс поставленных перед ним задач. Конечная цель - желательный результат будущей деятельности по решению проблемы, которую мы ставим в ходе нашего исследования - построение модели методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа, направленной на готовность выпускника

к информационной деятельности.

Задачи исследования формулируем, сопоставляя первоначально намеченную цель с ресурсными возможностями: уровнем информационной компетентности студентов колледжа к восприятию и усвоению курса информатики, информационно-материальной базой вуза, региональными особенностями.

Библиографический список

1. Бешенков С.А. Информатика и информационные технологии / С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1995. - 143 с.

2. Вартофский М. Модели: репрезентация и научное понимание: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 508 с.

3. Виштынецкий Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий, А.О. Криво-шеев // Информационные технологии, 1998. - №9

2. - С. 32-36.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. - Л.: Наука, 1984. -189 с.

УДК 377 Н.А. ТЕПЛАЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Обучение в высших учебных заведениях специалистов предполагает обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Востребованность специалистов на рынке труда возрастает, если специалист владеет современными информационными технологиями. Задачей любого высшего учебного заведения является формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, позволяющих на высоком уровне и профессионально грамотно использо-

вать информационные технологии в области профессиональной деятельности [1].

Информационная подготовка специалиста включает в себя формирование совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность работы специалиста в современной информационной среде.

Рассмотрим общие подходы к проектированию и диагностике качества профессиональной подготовки. С философско-методологических

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Н.А. Теплая, 2009