Научная статья на тему 'Модель методического обеспечения контроля и самоконтроля при выполнении студентами технических расчетов в интерактивной среде'

Модель методического обеспечения контроля и самоконтроля при выполнении студентами технических расчетов в интерактивной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODICAL PROVIDING / КОНТРОЛЬ / CONTROL / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / INTERACTIVE ENVIRONMENT / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ / COMPLEX TASKS / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАЧИ / INTERDISCIPLINARY TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морина О.В.

В статье рассматривается методическое обеспечение контроля и самоконтроля, обеспечивающее работу в интерактивной среде, имеющее определенный состав, структуру и содержание. Состав включает документы и информационные ресурсы, структурно объединенные в подсистемы организации образовательной деятельности преподавателей и студентов. Описано поэтапное освоение и развитие открытой интерактивной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF METHODICAL PROVIDING OF CONTROL AND SELF-CONTROL AT IMPLEMENTATION BY STUDENTS OF TECHNICAL CALCULATIONS IN INTERACTIVE ENVIRONMENT

The methodical providing of control and self-control, providing work in an interactive environment, is offered in the article. The modelled methodical providing has certain composition. Composition includes documents and informative resources structurally incorporated in the subsystems of organization of educational activity of teachers and students. The stage-by-stage mastering and development of open interactive environment is described. On the first stage, mastering and forming of experience is assumed in the interactive environment of control and self-control at the decision of model tasks. On the second the ways of application of interactive environment are mortgaged at the decision of the complex tasks sent to forming of professional competenses. On the third the not described is used before the applied interdisciplinary tasks. Finally, the fourth stage is related to development of the methodical providing within the framework of realization of new functional and calculable diagrams.

Текст научной работы на тему «Модель методического обеспечения контроля и самоконтроля при выполнении студентами технических расчетов в интерактивной среде»

УДК 378.147

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ И

САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ

Морина О.В., Пермский авиационный техникум, канд. пед. наук, г. Пермь,

morina.olya.yandex.ru

В статье рассматривается методическое обеспечение контроля и самоконтроля, обеспечивающее работу в интерактивной среде, имеющее определенный состав, структуру и содержание. Состав включает документы и информационные ресурсы, структурно объединенные в подсистемы организации образовательной деятельности преподавателей и студентов. Описано поэтапное освоение и развитие открытой интерактивной среды.

Ключевые слова: методическое обеспечение, контроль, самоконтроль, интерактивная среда, комплексные задачи, междисциплинарные задачи.

Согласно концепции реформирования профессионального образования приоритетным определяется создание и внедрение новой методологии, ориентированной на широкое использование информационных технологий на основе автоматизированных средств обучения, что особенно актуально для формирования общих и профессиональных компетенций в процессе обучения.

Современные тенденции и закономерности, определяющие профессиональное образование, связаны с изменившемся заказом производства на подготовку специалистов, способных работать в условиях инноваций и с необходимой для реализации этого заказа интеграцией производства, образования и науки. Это, в свою очередь, обосновывает разработку модели формирования профессиональных компетенций в интерактивной среде, направляя актив-

144

ность преподавателей на создание учебно-методических комплексов, обеспечивающих формирование информационно активной личности. Вопросы реформирования профессионального образования рассмотрены в работах Г.И Ибрагимова [ 1], а возможности подготовки кадров и организации их работы в информационной среде в статьях В.К. Власовой [2] и Е.С. Васильевой [ 3].

В данной статье понятие интерактивной среды строится на базе общего понятия информационно-образовательной среды профессиональной школы, раскрытого в работах Г.И. Кириловой [4; 5]. Содержание интерактивной среды рассматривается как упорядоченная, структурированная совокупность информации и ресурсов, представленных как системы, позволяющей осуществить формирование в интерактивной среде опыта самостоятельной, активной, организованной, ответственной личности будущего специалиста. Применение в интерактивной среде специально созданного электронного образовательного ресурса позволяет четко распределить дидактические функции между педагогом и средством обучения. Данная совокупность информационных ресурсов регламентируется принципами интерактивности и средовости, при этом принцип интерактивности заключается в приоритетности диалоговых методов организации и проведения контроля и самоконтроля, а принцип средовости - в ориентации на использование открытой и динамичной информационной среды.

Методическое обеспечение, применяемое для организации контроля и самоконтроля результатов технических расчетов, выполняемых студентами профессиональной школы, по составу включает документы и информационные ресурсы, структурно объединенные в уровневые подсистемы. Последовательное повышение уровня предполагает переход от контроля решения типовых расчётных задач, самоконтроля комплексных задач, к самоуправлению в среде междисциплинарных задач и к реализации новых функционально-вычислительных схем контроля и самоконтроля.

145

При выполнении сложных технических расчётов, результаты которых взаимосвязаны между собой, использование специальной организации контроля и самоконтроля результатов вычислений в интерактивной среде позволяет реализовать личностно -ориентированный подход к обучению студентов и повысить эффективность управления процессом выполнения практических работ профессиональной направленности. При этом существенно облегчается деятельность преподавателя по контролю итоговых результатов вычислений, так как студент самостоятельно проверяет промежуточные результаты. Информационные ресурсы в интерактивной среде выполняют функции пошагового управления ходом вычислений и обеспечивают предотвращение повторных ошибок.

Предлагаемая модель интерактивно-средового подхода к организации контроля и самоконтроля промежуточных и итоговых результатов вычислений при выполнении студентами технических расчетов, позволяет:

• при выполнении студентами технических расчетов обеспечить интеграцию трех подходов: компетентностного, системного и деятельностного;

• благодаря принципу открытости интерактивной среды реализовать в профессиональном обучении уровневый процесс формирования компетенций, где 1 уровень - освоение интерактивной среды при решении типовых задач, 2 уровень - решение в интерактивной среде комплексных профессиональных задач, имеющих взаимосвязанные решения и результаты, 3 уровень - применение интерактивной среды для решения прикладных задач по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов, 4 уровень - использование преподавателями методики реализации интерактивной среды в профессиональном образовании; создать условия для перехода от внешнего контроля, выполняемого преподавателем, к контролю, осуществляемому автоматизированными средствами обучения и самоконтролю студентами своей деятель-

146

ности.

Кроме этого, применение автоматизированных средств обучения для создания интерактивной среды выполнения студентами технических расчетов создают условия, позволяющие реализовы-вать индивидуальный подход к обучению студентов; автоматизировать процессы обработки результатов; производить пошаговый контроль и самоконтроль как промежуточных, так и итоговых результатов вычислений; выявлять и анализировать ошибки на ранних этапах выполнения расчетов; создавать интеллектуальное затруднение при анализе результатов вычислений, благодаря отсутствию готового ответа; снижать трудозатраты педагога при проверке выполненных расчетов; экономить время при контроле расчетов студентов, благодаря снижению количества подходов для консультирования.

Выполнение технических расчетов в созданной таким образом интерактивной среде позволяет студентам самостоятельно осуществлять контроль полученных результатов вычислений, обеспечивая следующие аспекты контроля:

• расчетный, правильность выполнения расчетов по полученным результатам;

• технологический, соответствие единиц измерения;

• дидактический, результативность выполнения расчета;

• интерактивный, количество подходов для получения правильного результата;

• психологический, комфортность условий самостоятельной работы;

• педагогический, обеспечение соотношения сложности и доступности в понимании выполняемых действий.

Проведение контроля и самоконтроля промежуточных и итоговых результатов вычислений в интерактивной среде гарантирует точность выполнения технических расчётов в целом и тем самым

147

повышает качество профессионального образования, способствует формированию профессиональных и общих компетенций будущих специалистов в области авиационного двигателестроения. Для создания интерактивной среды контроля и самоконтроля при выполнении студентами технических расчётов применяются автоматизированные средства обучения, что позволяет учесть ряд существенных особенностей выполнения данных расчетов:

• продолжительный характер расчетов (количество вычислений по формулам составляет от 15 до 55);

• высокую вариативность исходных данных и справочных величин;

• взаимосвязь полученных результатов вычислений не только в пределах одной работы, но и между работами;

• возрастающий уровень сложности от работы к работе и разнообразие методов выполнения технических расчетов.

Контроль, осуществляемый автоматизированным средством обучения, рассматривается как средство, позволяющее студентам самостоятельно анализировать результаты вычислений на основе сопоставления с эталонным значением. Последнее производится специально организованной интерактивной средой, а самоконтроль рассматривается как способ саморегуляции деятельности. При такой организации выполнения расчётов студент самостоятельно находит, исправляет и предупреждает ошибки, у него вырабатываются умения анализировать полученные результаты вычисления и быть внимательным при выполнении расчётов, полностью реализуются этапы самостоятельной работы, формирующие компетентного специалиста в результате активного осуществления учебной деятельности.

Интерактивная среда выполнения технических расчётов, ориентированная на установление соответствия процесса и результатов вычислений, реализует контроль и самоконтроль как целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-

148

обучающее и рефлексивное взаимодействие субъектов учебного процесса, выполняя следующие функции контроля: мотивацион-но-ориентирующую, развивающую, воспитывающую, обучающую, корректирующую, контролирующую и диагностическую. Выполнение этих функций при организации самостоятельной работы позволяют управлять обучением как в ходе применения знаний для выполнения расчётов, так и в ходе формирования умений, определяющих общие и профессиональные компетенции. В процессе такой организации учебной деятельности функции контроля, выполняемые преподавателем, переходят на уровень самоконтроля, осуществляемого студентом.

Контроль и самоконтроль при рассмотрении обучения в терминах теории управления являются факторами развития профессионально значимых качеств у студента, потому что они, являясь механизмом обнаружения отклонений в учебной деятельности, становятся основой перестройки мышления, деятельности и поведения. Эффективность выполнения контроля и самоконтроля в интерактивной среде определяется следующими дидактическими условиями. Первое условие определяет направленность на достижение цели при совместной с преподавателем практико -ориентированной деятельности. Общее проектирование целей и содержания интерактивного расчета осуществляется преподавателем в профессионально-ориентированной среде СТРАТУМ и уточняется в соответствии с индивидуальными для каждого студента исходными данными. Второе условие раскрывается при использовании информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность процесса обучения за счет активной поисковой деятельности студентов. Это условие реализуется путем последовательного усложнения поставленных перед студентом задач, создания ситуации интеллектуального затруднения, побуждающей к активной поисковой деятельности. Третье условие связано с выбором форм и методов, благодаря которым реализу-

149

ются имеющие интерактивный характер функции управления дидактическим процессом, предполагающие его диалоговую организацию. Четвертое условие направлено на применение информационных ресурсов в качестве средств обучения, учитывающих особенности сложных взаимосвязанных технических расчётов. Выявленные дидактические условия контроля и самоконтроля технических расчётов в интерактивной среде ориентированы на формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов авиационного двигателестроения.

Организация контроля и самоконтроля

„ Автоматизированное сред-

уд ство обучения

Анализ результата вычислений

К \

Анализ результата вычислений (самоконтроль)

Формирование результата вычислений

И Н Т

Е

Р С А Р К Е Т Д И А В Н А Я

Ч

Генерация сигнала оценки результата

Обработка результата вычислений (контроль)

т/

Анализ результата вычислений

Рис. Модель методического обеспечения контроля и самоконтроля при выпол-

150

нении студентами технических расчетов в интерактивной среде

Методическое обеспечение контроля и самоконтроля, обеспечивающее работу в интерактивной среде, имеет определенный состав, структуру и содержание. Состав включает документы и информационные ресурсы, структурно объединенные в подсистемы организации образовательной деятельности преподавателей и студентов. Благодаря открытости интерактивной среды, становится возможным её поэтапное освоение и развитие (см. рис.).

На первом этапе методическое обеспечение позволяет освоить интерактивную среду контроля и самоконтроля при решении типовых задач, а также сформировать опыт работы в ней. На втором этапе методическое обеспечение применяет интерактивную среду для контроля и самоконтроля при решении комплексных задач, направленных на формирование профессиональных компетенций. На третьем этапе методическое обеспечение используется для решения студентами в интерактивной среде новых, не описанных ранее прикладных междисциплинарных задач по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов. Четвертый этап связан с саморазвитием методического обеспечения в рамках применения интерактивной среды для реализации новых функционально-вычислительных схем в творческой образовательной деятельности преподавателей и студентов.

В настоящее время методическое обеспечение контроля и самоконтроля технических расчётов студентов в интерактивной среде апробировано и внедрено в практику подготовки специалистов в области авиационного двигателестроения.

Источники

1. Ибрагимов Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях // Педагогика, 2006. № 6, С. 75-81.

2. Власова В.К. Профессиональная подготовка кадров для регионального рынка труда в современной информационной среде // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 102-104.

151

3. Васильева Е.С. Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям // Казанский педагогический журнал, №7, 2008. С. 97-101.

4. Кирилова Г.И. Вопросы моделирования информационной среды профессионального образования //Казанский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 114-119.

5. Vlasova, V.K., Kirilova, G.I., Sabirova, E.G. Functioning of information educational environment: Meta dynamic approach, 2015, Review of European Studies, 7 (5), pp. 25-30.

References

1. Ibragimov G.I. Kachestvo srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh. Pedagogika, no. 6, pp. 75-81 (2006).

2. Vlasova V.K. Professional'naya podgotovka kadrov dlya regional'nogo rynka truda v sov-remennoi informatsionnoi srede, Informatika i obrazovanie, no.9. pp. 102-104 (2008).

3. Vasil'eva E.S. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty pri podgotovke spetsialistov po informatsionno-orientirovannym spetsial'nostyam, Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, no. 7, pp. 97-101 (2008).

4. Kirilova G.I. Voprosy modelirovaniya informatsionnoi sredy professional'nogo obrazovaniya, Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, no. 2. pp. 114-119 (2011).

5. Vlasova, V.K., Kirilova, G.I., Sabirova, E.G. Functioning of information educational environment: Meta dynamic approach, 2015, Review of European Studies, 7 (5), pp. 25-30.

Information

Morina O.V.

MODEL OF METHODICAL PROVIDING OF CONTROL AND SELF-CONTROL AT IMPLEMENTATION BY STUDENTS OF TECHNICAL CALCULATIONS IN INTERACTIVE ENVIRONMENT

The methodical providing of control and self-control, providing work in an interactive environment, is offered in the article. The modelled methodical providing has certain composition. Composition includes documents and informative resources structurally incorporated in the subsystems of organization of educational activity of teachers and students. The stage-by-stage mastering and development of open interactive environment is described. On the first stage, mastering and forming of experience is assumed in the interactive environment of control and self-control at the decision of model tasks. On the second - the ways of application of interactive environment are mortgaged at the decision of the complex tasks sent to forming ofprofessional competenses. On the third - the not described is used before the applied interdisciplinary tasks. Finally, the fourth stage is related to development of the methodical providing within the framework of realization of new functional and calculable diagrams.

Keywords: methodical providing, control, self-control, interactive environment, complex tasks, interdisciplinary tasks.

Дата поступления 11.01.2015.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.