Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА БЫСТРОМЕНЯЮЩИХСЯ ПАРАМЕТРОВ'

МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА БЫСТРОМЕНЯЮЩИХСЯ ПАРАМЕТРОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ / БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / БЫСТРОМЕНЯЮЩИЕСЯ ПАРАМЕТРЫ / РЕАЛЬНЫЙ МАСШТАБ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Зайцев Дмитрий Олегович, Богорева Людмила Анатольевна

В статье рассмотрена существующая модель контроля технического состояния бортовых систем космических средств, определены ее недостатки и предлагается направление ее совершенствования. Совершенствование существующей модели контроля осуществляется за счет формирования и внедрения новых диагностических признаков, формируемых на основе быстроменяющихся телеметрируемых параметров, которые характеризуют поведение вибрационных процессов ракеты-носителя на всем ее жизненном цикле. Определены основные показатели и критерии для формирования нового дополнительного набора диагностических признаков. Обозначены направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Зайцев Дмитрий Олегович, Богорева Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR MONITORING THE TECHNICAL CONDITION OF ON-BOARD SYSTEMS OF SPACE ASSETS BASED ON ACCOUNTING RAPIDLY CHANGING PARAMETERS

The article considers the existing model for monitoring the technical condition of onboard systems of space assets, identifies its shortcomings and suggests' the direction of its improvement. The improvement of the existing control model is carried out through the formation and introduction of new diagnostic features formed on the basis of rapidly changing telemetry parameters that characterize the behavior of the vibration processes of the launch vehicle throughout its life cycle. The main indicators and criteria for the formation of a new additional set of diagnostic signs are determined. The directions offurther research are indicated.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА БЫСТРОМЕНЯЮЩИХСЯ ПАРАМЕТРОВ»

Глазунов Дмитрий Владимирович, канд. техн. наук, доцент, glazunovdm@yandex.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения

SOFTWARE FOR WORKING SKILLS WITH MODERN SWITCHING DEVICES AND DIGITAL SIGNAL

PROCESSING SYSTEMS

Z.V. Lyashchenko, O.V. Ignatieva, A.M. Lyashchenko, D.V. Glazunov

The article has developed software for developing skills in working with modern switching devices. The initial data for metric calculations are proposed, the values of the software complexity adjustment coefficients are determined. Five main characteristics of the FP metric are identified: internal logical file (ILF, Internal Logical File), external interface file (EIF, External Interface File), external inputs (EI, External Input) and (EO, External Output), external query (EQ, External Inquiry). The general characteristic of the scale factors Wi is determined. Cost generators for the early stage of design are calculated. The developed software is intended for students of educational institutions studying disciplines related to telecommunication systems and networks.

Key words: software, computer simulator, metrics, input, output, digital systems, scaling factors, automation.

Lyashchenko Zoya Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, izv_ui@rgups.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Railway Transport,

Ignatieva Olesya Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, lesjaignateva@rambler.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Railway Transport,

Alexey Mikhailovich Lyashenko, candidate of technical sciences, docent, lam75@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Railway Transport,

Dmitry Vladimirovich Glazunov, candidate of technical sciences, docent, glazunovdm@yandex.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Railway Transport

УДК 629.764

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-5-105-106

МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА БЫСТРОМЕНЯЮЩИХСЯ ПАРАМЕТРОВ

Д.О. Зайцев, Л.А. Богорева

В статье рассмотрена существующая модель контроля технического состояния бортовых систем космических средств, определены ее недостатки и предлагается направление ее совершенствования. Совершенствование существующей модели контроля осуществляется за счет формирования и внедрения новых диагностических признаков, формируемых на основе быстроменяющихся телеметри-руемых параметров, которые характеризуют поведение вибрационных процессов ракеты-носителя на всем ее жизненном цикле. Определены основные показатели и критерии для формирования нового дополнительного набора диагностических признаков. Обозначены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: техническое состояние, модель контроля, бортовые системы космических средств, быстроменяющиеся параметры, реальный масштаб времени.

В настоящее время космическая отрасль характеризуется увеличением объема и скорости обмена информацией между различными потребителями. Это обусловлено сложностью и важностью решаемых стратегических задач [1], что безусловно ведет к усложнению космических средств (КСр) и повышению требований к их надежности на фоне тенденции к микроминиатюризации [2]. Обеспечение надежности КСр становится ещё более актуальной в современных условиях, характеризующихся тем, что сроки восполнения орбитальной группировки (ОГ) космических аппаратов (КА) не удовлетворяют существующим требованиям, не говоря уже о сроках решения задачи наращивания [3]. В связи с этим возникает необходимость проведения целого комплекса мероприятий, направленных на повышение надежности применяемых КСр. Основным из них является анализ технического состояния (ТС) бортовых систем (БС) КСр.

Результатом анализа является принятие решения о ТС КСр по итогам проведенного контроля и диагностирования. Процесс анализа ТС БС КСр принято представлять в виде структурной модели - С-модели [4] (рис. 1), в основе которой лежит теоретико-множественная модель процесса контроля, разработанная в рамках научной школы Дмитриева А.К. С-модель имеет вид Мк = (Т,Х,У,£,Я,\у,$) [5, 6],

где Т - множество моментов времени, в которые наблюдается состояние объекта; Х = |Х- множество состояний объекта; У = |У(()| - множество выходных сигналов; £ = |£ 11 = - множество ТС

объекта; Я = {я. = 1>т| - множество решений о принадлежности наблюдаемого состояния объекта одному из классов £ = \/ = 1,т|. Для наглядности С-модель принятия решения о ТС КСр можно представить на рисунке 1 в виде ориентированного графа.

П ^ '

тхх—^у >■ И

л А 6 - №

Рис. 1. С-модель принятия решения о ТС КСр

Входом является наблюдаемое состояние X в фиксированный момент времени 1еТ, а выходом - решение Я. е Я о фактическом ТС БС КСр, отображения Г, X, п, М, У, С, и £ заданы на соответствующих множествах.

Процесс принятия решения о ТС включает три этапа:

Первый этап - решение задачи наблюдения и выполнение операции Г X ^ У - формирования выходного сигнала как реакции объекта на внутренние и внешние возмущения, т.е. отыскание такого отображения Г, которое при фиксированных значениях времени t е Т и телеметрируемых параметров (ТМП) x(t)е X обеспечивает выполнение условий наблюдаемости объекта. Задача наблюдения

состоит в том, чтобы на основе известного выходного процесса У = |У(t) | определить неизвестные состояния объекта. Полная наблюдаемость достигается соответствующим выбором контрольных точек, в которых должен производиться съем выходных сигналов. Присутствие нештатных ситуаций (НШС), связанных с вибрационными перегрузками, в рамках пусков ракет-носителей позволяет сделать вывод о невыполнении условий наблюдаемости объекта (особенно в реальном масштабе времени) [7, 9].

Второй этап - решение задачи классификации (отнесение наблюдаемого состояния объекта к одному из видов его ТС - ^: У ^ £). Отображение X: У ^ У / Q - факторизация (разбиение множества У на непересекающиеся или частично пересекающиеся классы) множества У на классы по некоторому отношению эквивалентности (толерантности), У^ - фактор-множество выходных сигналов по некоторому отношению Q эквивалентности, элементами которого являются изображения (образы) смежных классов ТС.

Третий этап - выработка решения Я е Я о ТС объекта, которое имеет вид: ^: £ ^ Я. Отображение ^ : Я ^ У/Q представляет собой уточнение условия разбиения множества У на классы, фактор-множества У^ и множества задаваемых ТС - £. Уточнение возможно в том случае, если в общем процессе контроля и диагностирования предусмотрена возможность реализации отображения ^ : Я ^ У / Q, которое по своему смыслу является наложением (сюръекцией) и называется естественным отображением. Отображение ц: У / Q ^ £ - операция, ставящая во взаимно однозначное соответствие фактор-множество У^ и множество ТС £. По существу рассматриваемой задачи необходимо, чтобы множество S видов ТС объекта и фактор-множество У^ находились во взаимно однозначном соответствии, т.е. чтобы отображение ц :£ ^ У / Q было взаимно однозначным.

Представленная С-модель отражает соответствующие этапы обработки телеметрической информации (ТМИ) КСр. Первым этапом при определении ТС РН является контроль ТС, который является решением задачи наблюдения. Эта задача решается на этапе разработки объекта, и результаты ее решения используются при определении мест установки датчиков для получения информации при контроле и диагностировании. Эти места выбираются на этапе разработки КСр, но обрабатываться значения всех ТМП не могут в связи с ограничениями вычислительных средств. Поэтому обработка телеметрической информации подразделяется на три этапа: оперативная обработка (в реальном масштабе времени обрабатывается около 10% всех ТМП), экспресс обработка (спустя 3 часа после пуска обрабатывается около 40% всех ТМП) и полная обработка (обрабатываются все ТМП через 10 суток, после формирования еди-

ного носителя ТМИ) [ШВВ, ТВВ]. Это характерно для ракет-носителей потому, что не все ТМП подлежат контролю на экспресс и оперативном этапах обработки ТМИ. Все ТМП РН контролируются только на этапе полной обработки ТМИ. Тем самым, существенно снижается вероятность получения достоверного результата при контроле ТС БС.

Конечной целью контроля ТС РН является определение текущего ТС, в котором находится объект. Далее необходимо соотнести наблюдаемое текущее состояние объекта с одним из видов ТС. Задача отнесения наблюдаемого состояния РН к одному из видов его ТС называется задачей классификации и решается на втором этапе анализа ТС РН - диагностике. Решение заключается в отыскании отображения ^: У ^ £, где £ - множество видов ТС БС РН.

По результатам классификации вырабатывается окончательное решение о принадлежности состояния объекта одному из видов ТС (третий этап определения ТС). Процесс выработки решения

Я = \, = 1, т |, заключается в реализации отображения с: £ ^ Я, которое определенному виду ТС

объекта ставит в соответствие вполне конкретное решение о его истинном ТС с учетом вероятностных характеристик возможных ошибок при диагностировании, в частности, ошибок первого и второго рода, погрешностей выполняемых измерений и помех. После выработки решения о ТС объекта могут быть уточнены условия разбиения множества У на классы, фактор-множество У^, а, значит, и множество £, задаваемых ТС.

Данная модель не позволяет учитывать быстроменяющиеся параметры в масштабе времени близкому к реальному для контроля ТС БС РН, что снижает вероятность правильности принятия решения [8] и, тем самым, снижает оперативность решения задач восполнения и наращивания ОГ. Поэтому предлагается новая модель контроля ТС КСр (рис. 2), которая, в отличии от существующей модели, учитывает возможность обработки быстроменяющихся параметров (БМП) на оперативном этапе и имеет вид

м* = (т,хХ,и*Х,я',чг', с*).

7х Х-Чг У рУмМП

V

>4 в

У

бмп

7

Рис. 2. Предлагаемая С-модель контроля ТС КСр

В предлагаемой модели предусмотрены аналитические выражения, которые характеризуют учет обработки БМП на оперативном этапе, что позволит выявлять НШС, связанные с вибрационными процессами в реальном масштабе времени (РМВ). В предлагаемую модель введено отображение р, которое формирует множества Ушш и УБМШ - множества измеряемых медленноменяющихся параметров (ММП) и БМП. Множество У* представляет собой объединение указанных множеств.

Отображение 5 :УБМШ ^Л - оператор формирования множества всех альтернатив Д такое, что

Д = {и и 2\\\и 2 е {0,1)% е1,аъ еЛ), где:

- I = {% \, = 1,Ь) - множество характеристик БМП, например, максимальное значение амплитуды вибраций параметра в полосе частот от 10 до 50 Гц, в полосе частот от 50 до 200 Гц и т.д.;

- Л = М х О х £ х К = {а\2 = ^ х е х й х I) - множество вариантов оценивания каждой характеристик % БМП;

- и = ||и,2|| \ и 2 е {0,1) - матрица бинарных значений и ^, определяющих какие характеристики % е I по каким вариантам а1 е Л оцениваются в данной альтернативе. Размер матрицы по

строкам определяется количеством характеристик, по столбцам - вариантов.

Каждый из вариантов оценивания а1 е Л формируется сочетанием одного из методов

М = = 1,к) с одной из оконных функций О = {ge\e = 1,к) с одним шагом £ = (8а\й = 1,к) и

шириной К = {к1 \1 = 1,Н), где кеН- множество индексов.

Оператор гр: Д ^Д формирует область допустимых решений Д путем применения к Л ограничения г2р, где гр • V1 и t > t . Т = {I \ % е 1,а е Л) - точность варианта оценивания характе-

2 ^^^^ зад

а2еЛ

ристики БМП, t - минимально необходимая точность вычисления характеристики БМП.

Отображения ¥(и), г1р формируют область недоминируемых альтернатив Д^ путем приме-

означает, что вы-

нения к Др критерия F1(U) и ограничения ^. Критерий F(U) = ^ ^ li b.

р

► от/и '

li^1 az eA

бирается альтернатива с минимальным временем b/z вычисления. Ограничение гр ■ ^ Uz < 1 означает,

azeA

что любая характеристика БМП оценивается не более, чем одним вариантом.

Критерий F2 (U): A"pd ^ U* - отображение поиска подмножества U* диагностических признаков для использования при контроле ТС БС РН на основе обработки БМП на оперативном этапе. Подмножество U * представляет собой такой набор, где каждая из характеристик БМП оценивается наилучшим по оперативности и удовлетворяющем по точности вариантом оценивания и имеет вид

U* = argmin(card(U)).

U£{arg(F2 (U )>0,85 )}

Отображения q, ц, X, у - аналогичны отображениям традиционной модели.

Таким образом, предложенная С-модель позволяет учитывать быстроменяющиеся телеметри-руемые параметры при анализе ТС БС ракет-носителей в РМВ. Осуществлять выбор БМП на основе вклада в показатель полноты контроля ТС БС РН [10]. Модель позволяет установить необходимые ограничения и критерии на показатели точности и оперативности варианта оценивания характеристики БМП, которые будут соответствовать возможностям вычислительной техники.

Практическая апробация методики. Практическая апробация представлена ограниченным набором исходных данных для ракеты-носителя «сСоюз-2»: 2 быстроменяющихся параметр - «вибрация рулевого двигателя второй ступени», «вибрация маршевого двигателя третьей ступени» и их 10 характеристик:

11 - максимальное значение амплитудно-частотного спектра виброперегрузки рулевого двигателя второй ступени в диапазоне частот от 1,5 до 64 Гц;

12 - максимальное значение амплитудно-частотного спектра виброперегрузки маршевого двигателя третьей ступени в диапазоне частот от 1,5 до 64 Гц;

13 - максимальное значение амплитудно-частотного спектра виброперегрузки рулевого двигателя второй ступени в диапазоне частот от 64 до 200 Гц;

14 - максимальное значение амплитудно-частотного спектра виброперегрузки рулевого двигателя второй ступени в диапазоне частот от 200 до 2000 Гц;

15 - максимальное значение спектральной плотности виброускорений рулевого двигателя во второй плоскости второй ступени в диапазоне частот от 1,5 до 50 Гц;

/6 - максимальное значение спектральной плотности виброускорений рулевого двигателя в третьей плоскости второй ступени в диапазоне частот от 1,5 до 50 Гц;

17 - максимальное значение спектральной плотности виброускорений маршевого двигателя в первой плоскости третьей ступени в диапазоне частот от 20 до 50 Гц;

18 - максимальное значение спектральной плотности виброускорений маршевого двигателя во второй плоскости третьей ступени в диапазоне частот от 20 до 50 Гц;

19 - максимальное значение спектральной плотности виброускорений маршевого двигателя в третьей плоскости третьей ступени в диапазоне частот от 64 до 200 Гц;

i10 - максимальное значение амплитудно-частотного спектра виброперегрузки маршевого двигателя третьей ступени в диапазоне частот от 600 до 2000 Гц.

В качестве вариантов обработки представлены наиболее часто употребляемые из инструкции по обработке ТМИ РН «Союз-2» исходные данные, на основе которых математическую задачу представим в следующем виде: дано:

I = {1.1' = 1,10} - множество характеристик БМП;

M = {mw | w = 1,3} - множество методов обработки высокочастотных сигналов (т1 - БПФ, т2 - вейвлет-преобразование, отз - преобразование Фурье);

G = {ge le = 1,5} - множество оконных функций (g1 - прямоугольное окно, g2 - окно Блэкма-на, g3 - окно Ханнинга, g4 - окно Кайзера, g5 - окно Flat-top);

S = {sd Id = 1,5} - множество шагов оконной функции (s1 - 0,1 с, s2 - 0,2 с, s3 - 0,3 с, s4 - 0,4 с,

ss - 0,5 с);

K = {kt II = 1,5} - множество вариантов ширины оконной функции (к - 1 с, k2 - 2 с, k3 - 3 с, k4 - 4 с, кз - 5 с);

тогда A = M х G х S х K = {az | z = 1,375} - множество вариантов оценивания каждой характеристик i БМП (декартово произведение множеств M, G, S, K);

р

Т = | е 1,а2 е А}- показатель точности варианта оценивания характеристик; В = {ЬI % е 1,а2 е А} - показатель оперативности варианта оценивания характеристик; Д = {и = ||м12|| | е {0,1}% е1,аг еА} - множество альтернатив, где строка - характеристика БМП, столбец - вариант ее оценивания;

¥х(и) - критерий оперативности варианта оценивания характеристик БМП;

р (и) - критерий полноты контроля ТС БС РН. Ограничения: 1.

антом; БМП;

1Р ' ^и ■ — 1 ■ е I - любая характеристика БМП оценивается не более, чем одним вари-

z=1

2. 4ад=0,95 - заданное значение показателя точности варианта оценивания характеристики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Р2(и)пор = 0,85 - пороговое значение показателя полноты контроля ТС БС РН по и*.

Требуется найти:

1. Область допустимых решений Д^;

2. Область недоминируемых альтернатив Д^.

3. Такой набор характеристик БМП и*, который обеспечит требуемое значение показателя полноты контроля ТС БС РН, при минимальном количестве характеристик.

В представленном примере 10 характеристик и 375 вариантов оценивания каждой из них, однако необходимо выбрать оптимальный набор характеристик БМП, что значительно увеличивает количество альтернатив, поскольку число перестановок из 10 характеристик без повторений составляет 10! (3628800), а для всех характеристик РН «Союз-2» 369!. Таким образом, для примера из 10 характеристик и 375 вариантов оценивания необходимо рассмотреть 1360800000 альтернатив. Современными средствами обработки ТМИ не представляется возможным решить эту задачу в таком виде в приемлемые сроки. Поэтому далее в модели предусмотрено сокращение альтернатив по различным показателям. Первым из них точность.

Расчет значения показателя точности каждой альтернативы осуществляется в соответствии с выражением (1), которое имеет вид

/ =—^г1-,у.е 1,а е А

" / +1 2 (1) N /

где / - частота дискретизации сигнала, которая для БМП РН «Союз-2» составляет 4000 Гц; N - число отчетов, попавших в оконную функцию, количество которых зависит от ширины оконной функции и частоты дискретизации; в - коэффициент когерентного усиления оконной функции, характеризующий увеличение ширины полосы для выбранного окна. Для прямоугольного окна /=1, для окна Ханнинга -0,5, для треугольного окна - 0,5, для окна Блэкмана - 0,36. А/ТР - требуемое разрешение алгоритма, т.е. 10% от частотного интервала контроля летно-технической характеристики, вычисляется по формуле Д/р = 0,1(/2 — /) , где/1, /2 - границы полосы частот, на которой оценивается характеристика БМП.

Расчет показателя точности каждой альтернативы и выбор тех из них, значение показателя точности которых не ниже 0,95, позволили сократить количество альтернатив до 250. Далее применяется ограничение по оперативности.

Показатель оперативности варианта оценивания характеристик БМП характеризуется алгоритмической сложностью О(п), которая отражает скорость возрастания количества элементарных операций с ростом обрабатываемых значений.

Поскольку при решении задачи необходимо выбрать среди алгоритмов самый быстрый для обработки характеристики БМП, то приведем алгоритмическую сложность для некоторых из них:

— быстрое преобразование Фурье - O(Nlog(n))■;

— преобразования Фурье и вейвлет - О(п2);

— линейные методы выявления скрытых периодичностей - О(п).

Кроме того, количество элементарных операций зависит от числа отсчетов N, попавших в оконную функцию, ширины оконной функции К и шага оконной функции & Таким образом, выражение для вычисления алгоритмической сложности примет вид:

В = О(п) = О ^ Щт). (2)

Поскольку показатель оперативности имеет вид (2), то критерий на его основе примет вид

р1(и)=^ Ь ■ (3)

При помощи критерия (3) из 25 альтернатив выбраны 10, т.е. единственный вариант обработки для каждой характеристики БМП.

Дальнейшие расчеты связаны с вычислением показателя полноты контроля, и выбора такого набор характеристик БМП, который обеспечит требуемое значение показателя полноты контроля ТС БС РН, при минимальном количестве характеристик БМП. Для этого набора задача решена в [10] методом прямого перебора и выбран набор из 8 характеристик БМП ^2С^2(1,2,3,4,5,6,7,8))=0,8535), каждая из которых обрабатывается вариантом оценивания, состоящим из БПФ, оконной функции Блэкмана, шага оконной функции 0,5 секунды и ширины оконной функции 5 секунд. Результаты решения представлены в виде графика на рисунке 3. Все сочетания наборов характеристик БМП приводить нецелесообразно, но приведем основные интересующие наборы характеристик: Рг(и1(1,2,4,5,6,7,8))=0,7623 ^2((иД1,2,3,4,5,6,7,8))=0,8535; ^2((^з(1,2,3,4,5,6,7,8,9))=0,9289; ^г((и4(1,2,3,4,5,6,7,8,9Д0))=0,9998; ^2((и^(1,2,3,4,5,6,7,10))=0,7932; ^2((ие(1,2,4,5,6,7,8,9))=0,8332; ^2((и7(1,2,4,5,6,7,8Д0))=0,8231; ^2((Ц(1,2,3,4Д6,7,9Д0))=0/7032.

рг(и)

U4

U3

U ,

Ui

U5 U8

U

Рис. 3. Результаты расчета показателя полноты контроля ТС БС

На рисунке 3 представлен график зависимости значения показателя полноты контроля (ось ординат) от количества характеристик в наборе (ось абсцисс). Из графика видно, что искомым решением является 2й набор характеристик, который обеспечивает требуемое значение показателя полноты при минимальном их количестве.

Таким образом, в рамках теоретико-множественного подхода разработана модель оперативного контроля ТС БС РН на активном участке траектории (в РМВ) на основе комплексной организации обработки БМП, которая дополняет известную модель контроля и диагностирования ТС новым порядком оценивания характеристик вибрационных процессов на основе показателей точности, оперативности и полноты контроля. Модель отражает предложение новой (комплексной) организации обработки БМП в РМВ.

Дальнейшие исследования предполагается проводить в следующих направлениях:

- разработка специального программного обеспечения для контроля и диагностики ТС БС РН на основе предложенной модели;

- разработка классификатора для определения вида ТС БС РН на основе БМП.

Список литературы

1. Романов А.А. Перспективы развития космических войск Российской Федерации в условиях современных тенденций военно-космической деятельности / А.А. Романов, С.В. Черкас // Военная мысль. 2020. № 9. С. 35-44.

2. Гансвинд И.Н. Малые космические аппараты - новое направление космической деятельности / И.Н. Гансвинд // Международный научно-исследовательский журнал // Екатеринбург: ИП Соколова, 2018. С 84-91. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.78.12.053

эо

80

50

40

20

3. Банкожитенко Е.В. Анализ современного состояния объектов наземной космической инфраструктуры // Инновации и инвестиции. 2020. № 1. С. 105-108.

4. Микони С.В., Соколов Б.В. Юсупов Р.М. Квалиметрия моделей и полимодельных комплексов: монография. М.: РАН, 2018. 314 с.

5. Майданович О.В., Каргин В.А., Мышко В.В., Охтилев М.Ю. Соколов Б.В. Теория и практика построения автоматизированных систем мониторинга технического состояния космических средств. Под ред. Майдановича О.В. Монография. СПб: ВКА имени А.Ф. Можайского, 2011. 219 с.

6. Мышко В.В. Теоретические основы и методы оптимизации анализа технического состояния сложных систем: монография / В.В. Мышко, А.Н. Кравцов, Е.В. Копкин, В.А Чикуров. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского, 2013. 303 с.

7. Зайцев Д.О. Методика контроля технического состояния бортовых систем ракет-носителей на основе обработки быстроменяющихся параметров / Д.О. Зайцев, Д.А. Павлов, Е.А. Нестечук // Сборник МАИ. М.: Труды МАИ, 2021. № 121. С. 1-26.

8. Зайцев Д.О. Алгоритм выбора характеристик БМП на основе их вклада в показатель полноты контроля ТС БС РКН // Авиакосмическое приборостроение. М.: Издательство Научтехлитиздат, 2022. № 3. С. 42-50.

9. Rumer B. The early history of real-time telemetry processing and display / B. Rumer, M. Rice // IEEE Aerospace and electronic systems magazine. 2022. Volume 37 Number 5, Part 1. P. 40-51.

10. Зайцев Д.О. Методика оценивания полноты автоматизированного контроля технического состояния ракет-носителей «Союз-2» / Д.О. Зайцев, Д.А. Павлов, В.В. Шмелев // Авиакосмическое приборостроение. М.: Издательство Научтехлитиздат, 2020. № 8. С. 28-36.

Зайцев Дмитрий Олегович, начальник лаборатории отдела научно-исследовательского, vka@mil.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского,

Богорева Людмила Анатольевна, научный сотрудник отдела научно-исследовательского, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. Ф.Можайского

A MODEL FOR MONITORING THE TECHNICAL CONDITION OF ON-BOARD SYSTEMS OF SPACE ASSETS BASED ON ACCOUNTING RAPIDLY CHANGING PARAMETERS

D.O. Zaitsev, L.A. Bogoreva

The article considers the existing model for monitoring the technical condition of onboard systems of space assets, identifies its shortcomings and suggests the direction of its improvement. The improvement of the existing control model is carried out through the formation and introduction of new diagnostic features formed on the basis of rapidly changing telemetry parameters that characterize the behavior of the vibration processes of the launch vehicle throughout its life cycle. The main indicators and criteria for the formation of a new additional set of diagnostic signs are determined. The directions offurther research are indicated.

Key words: technical condition, control model, onboard systems of space facilities, rapidly changing parameters, real time scale.

Zaitsev Dmitry Olegovich, head of the research laboratory, vka@mil.ru, Russia, St. Petersburg, Military Space Academy named after A.F.Mozhaisky,

Ludmila Anatol 'evna Bogoreva, researcher of the research laboratory, head of the research laboratory, Russia, St. Petersburg, Military Space Academy named after A.F.Mozhaisky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.