Научная статья на тему 'Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности'

Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калиничева В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности»

МОДЕЛЬ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ

КАЛИНИЧЕВА В.Г.

В период кардинальных изменений в современной экономике нашей страны, вызванных процессами глобализации и интеграции возникает необходимость в высоко квалифицированных специалистах конкурентоспособных на рынке труда. Расширение контактов с зарубежными партнерами, подготовка России к вступлению в ВТО, осуществление идей провозглашенных в документах копенгагенского процесса требует от системы профессионального образования изменения подхода к организации профессионального обучения. Профессиональное образование должно с одной стороны предоставить отдельной личности свободу выбора образовательных траекторий в соответствии с ее способностями, запросами и возможностями, с другой стороны учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, компетентных, конкурентоспособных специалистов (из основополагающих документов профессионального образования «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в городской целевой программе развития начального и среднего образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы). Существующее положение обязывает образовательные учреждения искать пути выхода из сложившейся ситуации в области подготовки востребованных кадров. Новые подходы существенно усиливают личностно-развивающий аспект образования, предполагают развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей его последующей жизни.

Необходим поиск новых эффективных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса для решения этой задачи. Одним из видов деятельности, гарантирующей качество профессионального образования через развитие профессионально важных качеств (далее ПВК) студентов, могут быть конкурсы. Под конкурсной деятельностью мы понимаем деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса, обеспечивающую целенаправленное, сознательно организуемое развивающееся взаимодействие преподавателей и студентов, решающую необходимые задачи образования, протекающие в самых разнообразных конкурсных формах, где особая роль отводится развитию ПВК и ключевых компетенций студентов.

Такая внеурочная деятельность помогает систематизировать, обобщить полученные на занятиях знания, умения, навыки, развить коммутативные, творческие способности обучающихся, особенно если эта деятельность - организованные совместно с социальными партнерами конкурсы профессионального мастерства.

На современном этапе функционирования колледжей отсутствует система построения конкурсной деятельности в образовательном процессе. Однако колледжами Москвы накоплен большой опыт конкурсной работы, который нуждается в осмыслении, систематизации, определенной логике построения. Мы предлагаем структурно-функциональную модель конкурсной деятельности в ОУ, которая апробирована в работе образовательного учреждения Москвы в течение 7 лет, на примере подготовки студентов колледжа к профессиональной деятельности по специальности 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и профессии 32.23 «Портной».

Реализация предложенной структурно-функциональной модели конкурсной деятельности студентов, ориентируется на уровень обученности студентов; особенности психического склада личности; мотивы, побуждающие студента к получению профессиональных знаний, умений и навыков; организационные формы конкурсов.

Предлагаемая модель является открытой (позволяет каждому студенту двигаться от этапа к этапу с индивидуальной скоростью); имеет цикличный характер (благодаря чему можно постоянно совершенствовать профессиональную компетентность обучающихся); является динамичной (позволяет делать прогноз развития ПВК студентов), конструируется из отдельных элементов, создавая при этом новое качество, т.е. является алгорит-мичной.

Рассматриваемый нами процесс развития ПВК личности студентов - это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути, мы его рассматриваем на протяжении всех лет обучения студентов в колледже (4года или 5 лет в зависимости от организационной формы обучения).

Эмпирическим путем было установленно, что из разнообразия конкурсов проводимых колледжем с целью развития ПВК студентов, целесообразно выделить и регулярно проводить четыре типа конкурсов: информационно-пропедевтический конкурс, конкурс спецдисциплин, конкурс по итогам практики, конкурс проектов. Конкурсы, которые предлаем мы, повторяются на каждом курсе, изменяя содержательные и целеполагающие состовляющие.

Как и развитие общества развитие индивидума проходит по спирали, По спирали развиваются ПВК личности студентов, обучающихся в колледже, по спирали располагаются предложенные нами конкурсы.

Структурно - функциональная модель конкурсной деятельности как формы развития профессиональных

ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

НПО ■----

СПО

----■—

V курс

I курс

IV курс

III курс

II курс

Обозначение конкурсов:

Информационно-пропедевтический конкурс Конкурсы специальных дисциплин Конкурсы п/о или практики (лучший по профессии...)

Конкурсы проектов (СПО) или квалификационных работ (НПО), дипломных работ (СПО)

Внешние конкурсы

,\\\\\\\\\\\\\

ІІІІІІІІІІІІГ

В данной модели рассматривается система профессиональных конкурсов студентов колледжа 1-5 курсов по рассматриваему направлению обучения (специальность 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и профессии 32.23 «Портной»). Представленное в виде круга поле конкурсной деятельности разбито на пять сегментов, каждый сегмент соответствует определенному курсу обучения студентов колледжа. Каждый сегмент содержит один или несколько модулей - конкурсов.

Первый сегмент модели конкурсной деятеятельности (1 курс обучения) представлен информационно -пропедевтический конкурсом. Фактически это первый полупрофессиональный конкурс для первокурсника, первичное включение в конкурсную деятельность. Этот модуль направлен на формирование элементарного представления студентов об умениях и навыках поиска информации, понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы, понимания постановки задачи. Цель данного модуля-конкурса мотивация творчества и своей профессии. Особенности конкурсной деятельности в данном модуле: отсутствие у студентов профессиональных навыков; приобретение студентами первичных навыков соревновательности (ресурс времени, гласность, осознание себя на фоне других); начало создания портфолио; первое знакомство студентов с возможностью отражения своей деятельности в прессе и на телевидении. В колледже данный конкурс носит название-фестиваль моды «Невозможное возможно». Для него характерно: представление конкурсантами эскиза модели в компьтерном виде; исполнение конечного результата-модели или коллекции моделей из нетрадиционных материалов (бумага, полиэтилен, монеты, пленка, макаронные изделия и многое другое). Созданный тип конкурсных продуктов, призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. Характер координации непосредственный, то есть открытый. Учитель (координатор) участвует в конкурсе в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы конкурса. Конкурс - одноэтапный.

Второй сегмент модели конкурсной деятельности (2 курс обучения студентов) состоит из трёх модулей -конкурсов. Цель данного этапа интеграция мотивации творчества и любви к профессии с интесификацией развития ПВК личности. Особенности конкурсной деятельности в данном сегменте: к повторяющему первому модулю добавляются конкурсы по специальным дисциплинам (материаловедение- конкурс «портфолио предмета», моделирование - конкурс «эскиз-визитная карточка модельера») и конкурс по итогам практики для получения первичных профессиональных навыков в выполнении основных операций технологического процесса изготовления изделий (изготовление изделия по ЛЕКО). Первый модуль - конкурс также видоизменяется: несет другую смысловую и педагогическую нагрузку. Студенты второго курса участвуют в этом конкурсе уже имея определенные профессиональные навыки, в процессе конкурсной деятельности они совершенствуют их, развивают умения и навыки поиска информации, понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы, понимания постановки задачи. Конкурсы спец дисциплин и конкурсов по итогам практики 2 курса кроме развития ранее перечисленных качеств, развивают способность к выражению замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов. На этом этапе продолжается формирование портфолио студента. Форма проведения этих конкурсов специальных дисциплин -на уроках и во внеурочное время.

Третий сегмент модели конкурсной деятельности (3 курс обучения) состоит из четырёх модулей - конкурсов. К предыдущим трём конкурсам добавляется конкурс курсовых проектов студентов (СПО) или квалификационных работ учащихся (НПО). Это этап развития способности студентов к системному действию в профессиональной ситуации. Рассмотрим особенности конкурсной деятельности в данном сегменте. Первый модуль - конкурс изменился по содержанию, студенты создают не единичное изделие, а коллекцию, объединеную одной идеей, представляют концепцию своего проекта из нетрадиционных материалов. У них формируются способности к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, к использованию информационных технологий для решения профессиональных задач, применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности, к проявлению ответственности за выполняемую работу. Второй модуль - конкурс по специальной дисциплине моделирование позволяет кроме ранее перечисленных ПВК наиболее полно проявить способность студентов к выполнению обобщенного алгоритма проектирования, к внесению корректив в ранее принятые решения. Третий модуль данного сегмента представлен конкурсом «Лучший по профессии», это конкурс по итогам практики для получения первичных профессиональных навыков в моделировании, конструировании, раскрое и изготовлении швейных изделий массового производства. Он представляет собой очные соревнования, проводимые в течение одного или двух дней предусматривающие выполнение конкретных заданий с последующей оценкой качества, времени и других критериев. Четвертый модуль данного третьего сегмента - конкурсы курсовых проектов (СПО) или квалификационных работ (НПО). На этом этапе продолжается формирование портфолио и осуществляется первое знакомство обучающихся с работодателями.

Четвертый сегмент модели конкурсной деятельности (4 курс обучения) состоит из пяти модулей - конкурсов. К ранее указанным конкурсам добавляются внешние конкурсы (это конкурсы между образовательными учреждениями внутри региона, страны). Цель этого этапа - позитивное взаимодействие и сотрудничество с будущими коллегами - специалистами индустрии моды и с работодателями. Особенности конкурсной деятельности в данном сегменте. В первом конкурсе студентам кроме вышеизложнного необходимо предоставить электронную презентацию коллекции, которая донесет творческое начало до коллег, учителей, работодателей и будущих клиентов. Остальные модули не изменяя структуру предыдущих соответствующих конкурсов, меняют содержательную часть. Победители внутренних конкурсов представляют колледж на внешних конкурсах (региональная олимпиада по

конструированию, «Экзерсис», и т.д.). Это фактически первые знакомства студетов с работодателями, первые общения со специалистами индустрии моды в качестве коллег. Это итоговый этап завершение создания портфолио студента колледжа ( для обучающихся по специальности со сроком обучения - 4 года).

Пятый сегмент модели конкурсной деятельности состоит из пяти модулей - конкурсов. Модули - конкурсы данного сегмента полностью совпадают с модулями четвертого сегмента. Особенность модулей - конкурсов: хронометраж выполнения конкурсных заданий резко сокращается (студенты обучающиеся на 5 курсе учатся по траектории «3+2», получая первоначально профессию портной, затем по сокращенной программе-специальность модельер-конструктор, поэтому скоростные навыки резко увеличиваются). Предусматривается постоянная обратная связь (мониторинг ПВК) и коррекция форм и методов конкурсов в зависимости от достигнутых образовательных результатов. Поскольку обучающиеся продвигаются по индивидуальным маршрутам конкурсной деятельности, для выявления результативности их продвижений мы используем способ создания портфолио студентов (портфель личных достижений). Яркой линией на модели конкурсной деятельности выделена возможная максимальная траектория создания портфолио.

Организационная структура всех конкурсов ОУ инвариантна. Она включает в себя:

а) единообразный механизм внешней и внутренней мотивации (заблаговременно оглашаются призовой фонд и социальные выгоды для победителей конкурса);

б) все конкурсы ОУ характеризуются схожим соотношением прикладного и теоретического знания и творческой составляющей;

в) конкурсы ОУ предполагают определённые сроки и сложность возможных конкурсных заданий и проектов;

г) условия функционирования конкурса (нормативно-документальные, материально-технические, финансовые, организационные, рекламные).

Практика показала, что при выполнении определённых организационно-педагогических условий реализации модели конкурсной деятельности учащихся и студентов колледжа, конкурсы становятся вспомогательной формой постоянного действия и оказывают положительное влияние на развитие ПВК студентов колледжа. В результате проведенной работы по организации конкурсной деятельности в колледже вырос интерес студентов к выбранной профессии, выработалось умение анализировать собственную деятельность в целом, сформировалось стремление молодого специалиста к участию в конкурсной деятельности, появилась возможность реализации творческого потенциала студентов.

Таблица. Участие студентов в конкурсах

год Конкурсы

Внутренние (% кол-во студентов, участвующих в профессиональных конкурсах к общему контингенту студентов) Внешние (% кол-во студентов, участвующих в профессиональных конкурсах к общему контингенту студентов)

1998 5% 3%

1999 7% 3%

2000 9% 3%

2001 12% 5%

2002 19% 11%

2003 23% 16%

2004 35% 17%

2005 38% 18%

2006 39% 19%

2007 41% 19%

Вовлечение всех учащихся и студентов колледжа в системно спроектированную и системно реализованную инновационную образовательную среду, в которой конкурсная деятельность интегрируется с учебной, способствует подготовке качественно нового типа специалиста востребованного современным производством. Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация в измененных социально - экономических условиях страны и общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.