Научная статья на тему 'Модель комплексной оценки читабельности тестовых материалов'

Модель комплексной оценки читабельности тестовых материалов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Окладникова Светлана Владимировна

Разработана модель комплексной оценки читабельности тестовых вопросов, основанная на автоматизированном расчете количественных характеристик содержания тестовых вопросов. С учетом конструктивных особенностей тестовых заданий сформирована номенклатура единичных показателей, рассчитаны нормированные значения и весовые коэффициенты, построена шкала диапазонов для определения уровня читабельности, доказана адекватность разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Окладникова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель комплексной оценки читабельности тестовых материалов»

Библиографический список

1. Мировая цифровая библиотека (Ш)Ь). - Режим доступа: http://www.wdl.org/ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

2. Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/met/970/ № 1, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

3. Заиграев, И. Интернет-технологии для дистанционного образования. - Режим доступа: http://cis.rudn.ru/document/show.action?document.id=782, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

4. Князев, Е. А. Анализ российского образовательного рынка для международного сотрудничества / Е. А. Князев, Ю. А. Афанасьев, В. П. Савиных, В. А. Фукин, Н. Н. Машников // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 1.

5. Кривощапова, Т. В. Болонский процесс в Казахстане и России: параллели и парадоксы. -Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/expert/3956, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

7. Сайт сетевого университета СНГ. - Режим доступа: http://imp.rudn.ru/su_sng, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.

УДК 51-7

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЧИТАБЕЛЬНОСТИ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

С. В. Окладникова

Разработана модель комплексной оценки читабельности тестовых вопросов, основанная на автоматизированном расчете количественных характеристик содержания тестовых вопросов. С учетом конструктивных особенностей тестовых заданий сформирована номенклатура единичных показателей, рассчитаны нормированные значения и весовые коэффициенты, построена шкала диапазонов для определения уровня читабельности, доказана адекватность разработанной модели.

Ключевые слова: электронное тестирование, читабельность, комплексный показатель, оценка качества, тестовые материалы, тестовые вопросы.

Key words: electronic testing, readability, composite index, quality assessment, test materials, test questions.

В настоящее время в вузах электронное тестирование как метод оценки уровня знаний учащихся приобретает все большую популярность. Это обусловлено изменением системы высшего образования в рамках реализации основных принципов Болонского процесса, в частности, с появлением новых подходов к оценке качества образовательного процесса в вузе.

В странах, использующих высокоэффективные технологии и методики диагностики качества образования, разработкой, проверкой и тиражированием контрольных тестовых материалов занимаются специальные организации, например, в США - Educational Testing Service ETS (www.ets.org), в Великобритании - The Qualifications and Curriculum Authority QCA (http://www.qca.org.uk), в России - Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru).

Несмотря на развитие государственной системы тестирования, в России на сегодняшний день большую часть используемых в учебном процессе тестовых материалов (ТМ) составляют материалы, разработанные преподавателями учебных заведений в рамках преподаваемых ими дисциплин. Популярность их использования обусловлена, в первую очередь,

адаптивностью по отношению к преподаваемому материалу и ориентацией на педагогические потребности небольшого количества учащихся и т.п. Содержание ТМ формируется авторами вручную и целиком зависит от их индивидуальных особенностей, например, стиля изложения, уровня компьютерной грамотности и т.п.

Отсутствие у многих преподавателей опыта по разработке ТМ и соответствующих знаний в области тестологии приводит к нарушению основных требований, предъявляемых к структуре, содержанию и оформлению тестовых заданий (ТЗ). Результаты исследований, проведенных в области качества ТМ, показали, что в среднем отсеивается 47 % разработанных ТЗ [5]. Исследование, проведенное в Астраханском государственном университете, позволило выявить основные причины, снижающие качество ТМ и разбить их на группы:

• нарушение методических требований, предъявляемых к содержанию ТЗ - 37 %;

• нарушение технологических требований, предъявляемых к форме ТЗ - 32 %;

• нарушение технических тербований оформления ТМ - 16 %;

• нарушение принципов отбора содержания - 9 %;

• наличие грамматических ошибок - 6%.

Анализ графика показывает, что 48 % ошибок, допускаемых авторами, вызвано нарушением технологических требований, в частности избыточностью слов в формулировках ТЗ, которая в процессе тестирования значительно снижает уровень понимания у испытуемых поставленного в задании вопроса, и нарушением технических правил оформления ТЗ, существующих в эксплуатируемой автоматизированной системе тестирования (ACT). Трудности, связанные с применением существующих методов оценки качества ТМ в вузе, обусловлены рядом факторов:

• необходимостью наличия большого объема статистической выборки результатов тестирования, достаточного для получения достоверных данных анализа, что для ряда дисциплин в силу небольшого количества часов, отведенных на их изучение, или в силу малочисленности групп учащихся возможно только в течение нескольких семестров;

• длительный период накопления статистических данных может привести к потере актуальности ТМ, так как для некоторых дисциплин (например, юридического, экономического направлений, информационных и телекоммуникационных технологий) характерно быстрое изменение содержания предметной области;

• обработка статистических данных предполагает эмпирическую проверку свойств ТМ на основе сложного математического аппарата, и ее выполнение крайне затруднительно без привлечения специальных программных продуктов;

• в силу специфики представления результатов анализа для их правильной интерпретации преподавателю необходимы дополнительные знания в области тестологии и знание самих методов статистической обработки.

В результате возникает потребность в разработке методов автоматизированной оценки качества ТЗ до начал их практического использования, которые позволили бы повысить как качество самих тестовых заданий, так и эффективность процесса создания ТМ. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является оценка читабельности содержания ТМ, основанная на анализе количественных показателей формулировок ТЗ, характеризующих стиль изложения материала и степень его понимания целевой аудиторией.

Понятие качества тестовых материалов. Качество ТМ - многогранно. Для его описания используют сложную систему комплексных и единичных показателей (рис. 1). Основными являются валидность и надежность [1, 2]. В качестве критериев валидности рассматривают формальные, оценивающие технологичность представления содержания тестовых вопросов, и содержательные, оценивающие правильность отображения в них учебного материала. Надежность является комплексной характеристикой, главным образом зависящей от метрических свойств отдельных ТЗ, значения которых рассчитываются путем статисти-

ческой обработки сырых баллов, полученных по результатам предварительного тестирования испытуемых.

Рис. 1. Структура показателей качества тестовых материалов

Анализ существующих ACT показал, что подсистемы анализа качества ТМ реализованы лишь у 30 % [4]. Большую часть из них составляют подсистемы, основанные на статистической обработке результатов тестирования испытуемых, при этом отсутствует простой и удобный для пользователя интерфейс, позволяющий быстро интерпретировать полученные результаты анализа. Распространенные на российском рынке программы оценки качества ТМ (RUMM 2020, WINSTEPS и др.) ориентированы на пользователей, имеющих навыки вычислительной работы на компьютере и знания в области статистического анализа. В силу своей высокой стоимости эти программы используются в специализированных центрах тестирования.

Существующие методы оценки читабельности текстов. Основным компонентом содержания ТЗ, как правило, является текст. В мировой практике в полиграфии, программировании, лингвистике и Public Relation при оценке качества текста используется понятие readability (в переводе с английского - удобочитаемость, читабельность). При этом под удобочитаемостью рассматривают свойство текста при чтении не вызывать повышенного утомления. В качестве факторов, влияющих на удобочитаемость текста, выделяют тип шрифта, его размер, цвет и т.п. Под читабельностью понимают возможность свободного прочтения текста человеком без чрезмерного напряжения, т.е. используются ли в тексте сложные термины, существует ли перегруженность причастными и деепричастными оборотами и т.п.

Существует целый ряд методов (табл. 1), с помощью которых можно оценить сложность написанного текста, где основными критериями выступают общее количество слов, средняя длина предложений и слов. Эти параметры легко поддаются количественному выражению и пригодны для автоматической оценки.

Рассмотренные модели ориентированы на оценку читабельности англоязычных текстов. Основные параметры русских и английских текстов не совпадают. Средняя длина слова английского словаря составляет 2,77 слога, а русского 3,03. Предложение, написанное на английском языке, в среднем в 1,43 раза больше, чем на русском. С учетом этого в исследовании, проведенном И.В. Оборневой [3], формула Флэша была скорректирована для оценки читабельности русскоязычных учебных текстов. Однако существует ряд факторов, которые делают невозможным применение данной модели для оценки читабельности ТМ. Во-первых, при расчете коэффициента читабельности объем анализируемой выборки текста должен быть не менее 100 слов, тогда как средняя длина формулировки отдельного ТЗ в среднем в 4 раза меньше. Во-вторых, структура ТЗ конструктивно отличается от структуры обычного текста наличием инструкции, вопроса и набора ответов.

Таблица 1

Существующие методы оценки читабельности текстов

Название метода Используемые параметры текста Математическая модель Практическая применимость

Индекс туманности Г ан-нинга Общее количество слов в тексте к; количество предложений в тексте в; средняя длина предложения \у; среднее количество многосложных слов (более трех слогов) 1 Роипшщ, = ¿~ + 0,4¿~ = w + 0,4/ ,=1 5 ,=1 W, Определение возраста целевой аудитории

Формула Флэша (тест FRES) Общее количество слов в тексте к; количество предложений в тексте в; общее количество слогов в тексте Г: средняя длина предложения \у; средняя длина слова р (в слогах) ^Fiesch = 206,835-(—-1,015 +-у--84,6) = s к = 206,835 - О • 1,015 + р • 84,6). Оценка читабельности текстов страховых договоров в США

Формула Флэша -Кинкэйда Средняя длина предложения \у; средняя длина слова р F = Flesch-Kincaid grade = w ■ 0,39 + р ■ 11,8-15,59. ^Flesch-Kincaid_age = W ‘ 0,39 + /7 • 1 1,8 - 1 0,59 Определение уровня образования целевой аудитории в библиотеках при выборе книг и учебников

Индекс Колемана - Лиау Общее количество символов в тексте х; общее количество слов в тексте к; количество предложений в тексте в; средняя длина предложения \у; средняя длина слова Р (в символах) ^Coleman-Liau = 5,89 • j + 30 • j ~ 15,8 к к Оценка читабельности текстов

Формула Пауэрса -Самнера -Кеарла Общее количество слогов в тексте Г: общее количество слов в тексте к; количество предложений в тексте в; средняя длина предложения \у; средняя длина слова р (в слогах) F Powers-Sumner-Kearl grade = w • 0,0778 + / • 0,0455 - 2,2029. rr Powers-Sumner-Kearl age = w • 0,0778 + / • 0,0455 - 2,7971. Оценка читабельности текстов, предназначенных для детей

Формула Маклаули- на «SMOG» Объем текста - 30 предложений, общее количество слов в тексте к; количество многосложных слов в тексте Ь; среднее количество многосложных слов в тексте 1 FSMOG grade = ^ + ^ FSMOG age = ® Прогнозирование 100 % понимания текста

Формула FORCAST Общее количество слов в тексте к; количество односложных слов в тексте Ь FFORCAST _ grade = 20 - fc • 0,0667 • Ъ FFORCAST _age = 25 - k - 0,0667 • Ъ Оценка понятности технической документации в армии США, ориентирована только на взрослых читателей

Таким образом, применение существующих моделей при оценке читабельности ТМ возможно только в случае их модификации с учетом конструктивных отличий ТЗ от текста, наполнения содержания ТЗ различными компонентами (формулы, графики и т.п.) и ориентацией на их использование русскоговорящей аудиторией.

Разработка модели оценки читабельности тестовых материалов. В результате опроса ведущих преподавателей Астраханского государственного университета и специалистов регионального ресурсного Центра дистанционного обучения методом комиссии была сформирована номенклатура, состоящая из 10 единичных показателей качества (ЕПК): Ci - общее количество вариантов ответов, С2~ количество дистракторов, Сз- общее количество слов, С4 - средняя длина слова, С5 - количество предлогов, союзов, частиц, С6 - количество знаков препинания, С7- количество иностранных символов (англ., греч. и т.п.), С§- количество математических символов, С9- количество цифр, Сю - количество формул [6].

Трудность в определении нормированных значений показателей (Cj)N вызвана отсутствием в настоящее время их стандартизованного или нормативного перечня. Наиболее приемлемым представляется подход, при котором значения нормирующих показателей (Cj)N определяются на основе вероятностного метода, предполагающего проведение статистической оценки выборочных значений Cj с учетом генеральной совокупности. Для решения задачи нормирования ЕПК в качестве опытных образцов были взяты тесты по различным дисциплинам, прошедшие статистический анализ качества и имеющие значение основного показателя качества - надежность, равное р > 0,7, что является допустимым для экзаменационных тестов. Средний объем накопленных статистических данных составил 310 человеко/тестирований. При расчете показателя надежности (р) в качестве метода оценки надежности теста использовался метод расщепления, коэффициент надежности определялся по формуле Спирмена - Брауна [9].

В ходе предварительного анализа опытные тесты (Ts) были разделены на 2 группы. В первую группу вошли тесты, составленные по гуманитарным дисциплинам, в которых значения показателей С8 и С10 равны 0. Во вторую группу вошли тесты, составленные по естественнонаучным и инженерно-техническим дисциплинам, в которых значения показателей Cs и С10 не равны 0. Значения нормированных ЕПК были рассчитаны для каждой группы опытных тестов с погрешностью, не превышающей 3,68 %.

Определение весовых коэффициентов выполнялось на основе экспертного метода непосредственной численной оценки [8]. Цель экспертизы - численно определить, какой из ЕПК Cj при увеличении своего значения усложняет восприятие формулировок ТМ и с какой степенью. Для проведения экспертизы была предложена абсолютная шкала определения степени влияния ЕПК Cj на читабельность ТМ, позволяющая однозначно провести оценку объектов в баллах: 0 - не усложняет; 1 - усложняет очень слабо; 2 - усложняет слабо;

3 - усложняет средне; 4 - усложняет сильно; 5 - усложняет очень сильно. По результатам экспертизы были построены две матрицы: Ki = {Км | i = 1... 12, j = 1....8} и К2 = {Км | i = 1... 12, j = 1.... 10}, в которых элементы Кu принимали значения 0 < К,, < 5. Обработка мнений экспертов позволила выделить существенно значимые показатели (С¡, С2, С3, С4, С7> С10), для которых выполняется условие: Kj > 1/т. С учетом рассчитанных нормированных значений ЕПК были сформированы новые наборы: 0\ = ¡Ch С2, С3, С4, С7}, 02 = {Сь С2, С3, С4}, Q3 = ¡Ch С2, С3, С4, С7' Сц,} и Q4 = (Ch С2, С3, С4, С10}, значения весовых коэффициентов для которых представлены в табл. 2. Согласованность мнений экспертов оценивалась на основе коэффициентов конкордации: Wj = 0,8, W2 = 0,7.

Таблица 2

Нормированные значения единичных показателей качества

тестовых материалов и значения их весовых коэффициентов____________

Наборы ЕПК Значения (С;)н и (К,) для ЕПК С

Сі с2 С3 с4 с5 с6 с7 с8 с9 с«.

вся 5,7 3.99 24,18 3,28 2,5 2,51 3,68 - 5,54 -

<їі 0,261 0,148 0,264 0,186 - - 0,141 - - -

02 0,304 0,172 0,307 0,217 - - - - - -

(Сік 6,59 4,86 27,5 3,51 3,13 2,49 3,64 8,24 9,1 3,4

Оз 0,187 0,175 0,180 0,137 - - 0,126 - - 0,195

04 0,214 0,200 0,206 0,157 - - - - - 0,223

Сформированная номенклатура характеризуется большим числом разнородных ЕПК, что обусловливает определенные трудности в нахождении их функциональной зависимости. Увеличение значения каждого из показателей С) ухудшает качество формулировок ТЗ, т.е. делая их менее читабельными. Поэтому уравнение модели комплексной оценки читабельности ТМ было разработано на основе принципа среднего геометрического, а значение относительного единичного показателя рассчитывалось по формуле:

(( • 'л

%

Комплексный показатель качества признается состоятельным, если его значения монотонно возрастают (или убывают) при улучшении качества продукции. Если в ТЗ значения показателей С) = (С)х. то значение комплексного показателя 0 = 1, что соответствует его «идеальному» значению. Увеличение натуральных значений С] повышает читабельность ТЗ, т.е. его содержание становится более трудным для восприятия, при этом значение комплексного показателя 0«1. Уменьшение натуральных значений С] наоборот делает содержание ТЗ более легким, а значение комплексного показателя 0»1. С учетом этого для определения уровня читабельности ТЗ были определены следующие границы диапазонов комплексного показателя.

1. Читабельность ТМ соответствует установленному показателю качества и считается нормальной при выполнении условия:

(і)

м

2. При ограничении уровня читабельности сверху шкала градации определяется при выполнении условия:

йшах=П^Ф%’если УС* (2)

м

Уровень читабельности устанавливается легкий.

3. При ограничении уровня читабельности снизу шкала градации определяется при выполнении условия:

ей ’ если + (3)

м

Уровень читабельности устанавливается сложный.

4. Читабельность ТМ признается не соответствующей установленному показателю качества при условии:

[УС, е,<((С^)А (4)

\ycJ С, ((С ). ),._

0 = 0, если

В формулах (1) - (4) д_ - допустимое отклонение единичного показателя от норми-

рованного значения. Рассчитанные на основе (1)-(4) значения границ диапазонов для каждого набора показателей представлены в табл. 3.

Таблица 3

Границы диапазонов комплексного показателя читабельности__________________

Наборы ЕПК Градация оценки

<2і 02 (¿4

[0,6 : 0,96] [0,62 : 0,96] [0,65 : 0,97] [0,65 : 0,97] Сложный

[0,95 : 1,06] [0,95 : 1,06] [0,96 : 1,08] [0,96 : 1,08] Нормальный

[1,07 : 2,62] [1,07 : 2,47] [1,09 : 3,73] [1,09 : 3,33] Легкий

Достоверность всех полученных в ходе исследования статистических данных была подтверждена соответствующими критериями.

Оценка адекватности предложенной модели. В качестве основных требований, предъявляемых к математическим моделям, являются требования точности и адекватности. Анализ точности модели комплексной оценки читабельности (1)-(4) проведен путем сравнения результатов, полученных в ходе моделирования, и оценок экспертов, которые были приняты в качестве истинных. При планировании эксперимента в качестве опытных образцов были использованы ТЗ различного уровня трудности по различным дисциплинам. В роли экспертов выступили преподаватели, которым было предложено определить читабельность ТЗ по категориям: 1 - легкое, 2 - нормальное, 3 - трудное. Обработка результатов проведения эксперимента заключалась в подсчете количества ТЗ, отнесенных экспертами и моделью в разные группы уровней читабельности ТМ. По результатам проведенных исследований были сделаны выводы:

1) относительная максимальная погрешность изменяется в диапазоне 2,86 <Ет < 7,81 %;

2) наибольшей точностью оценки читабельности ТМ обладает модель (22, у которой максимальная относительная погрешность составляет Ет = 4,55 %, а наименьшей - модель

О4 с погрешностью Ет = 7,81 %;

3) разработанные модели оценивают ТМ, имеющие уровень читабельности:

• легкий - с погрешностью 2,86 <Ет< 6,25 %;

• нормальный - с погрешностью 4,23 < Ет < 7,81 %;

• трудный - с погрешностью 4,55 < Ет < 7,69 %•

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка адекватности выполнялась на основе критериев Стьюдента (/) и Фишера (Т7), табличные значения которых были определены при доверительной вероятности Р = 0,95. В результате анализа было установлено, что фактические значения по обоим критериям удовлетворяют условиям достоверности < ґ < /Л/). следовательно, гипотеза о случайном расхождении средних значений и дисперсий в исследуемых выборках подтверждается, и полученные модели адекватны.

Практическое использование модели оценки читабельности тестовых материалов. На основе предложенной модели была разработана автоматизированная система тестирования АСТ-ДО [7]. Анализ эффективности от внедрения АСТ-ДО выполнялся в отношении числа отбракованных ТЗ и ошибок, допускаемых авторами при подготовке ТМ (рис. 2, 3).

60 -50 -40 -30-20 -10 -о -

49

24

доля отбракованных ТЗ □ до □ после

тежолотческие

И

э до в недр. □ после в недр.

Рис. 2. Анализ эффективности процесса разработки Рис. 3. Анализ эффективности процесса разработ-

и оценки качества ТМ с использованием ACT-ДО в кии оценки качества ТМ с использованием АСТ-

отношении числа отбракованных ТЗ ДО в отношении ошибок, допускаемых авторами

Анализ эффективности в отношении числа отбракованных ТЗ показал, что в среднем их число сократилось в 2 раза. Анализ эффективности в отношении числа ошибок, допускаемых авторами, показал, что использование ACT-ДО при подготовке ТМ позволило сократить в среднем число технологических ошибок в 1,33 раза, грамматических - в 1,5 раза, методических - в 1,48 раза и исключить технические ошибки.

В целом, предложенные модели комплексной оценки читабельности, реализованные в ACT-ДО, позволяют повысить эффективность процесса разработки и оценки качества ТМ до начала их практического использования в результате обеспечения автора автоматизированной поддержкой в отношении контроля качества содержания ТМ в процессе их разработки.

Библиографический список

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / Анна Анастази, Сьюзен Урбина ; пер. с англ. под ред. А. А. Алексеева. - Изд. 7-е, перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 102 с.

2. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. -М. : Прогресс, 1976. - 496 с.

3. Оборнева, И. В. Математическая модель оценки учебных текстов / И. В. Оборнева // Вестник МГЛУ - М. : МШУ, 2005. - № 1 (4). - С. 141-147 - (Сер. Информатика и информатизация образования).

4. Окладникова, С. В. Автоматизированная система тестирования, расширенная подсистемой оценки качества объектов тестового материала до начала их практического использования / С. В. Окладникова // Образовательные технологии. - Воронеж : ВГПУ, 2007. - № 2. - С. 78-81.

5. Окладникова, С. В. Анализ ошибок формирования содержательной части тестовых заданий / С. В. Окладникова // Проблемы информатизации образования: региональный аспект : мат-лы Все-рос. НИК (27-29 апреля 2006 г.). - Чебоксары : Изд-во Л. А. Наумова, 2006. - С. 243-246.

6. Окладникова, С. В. Количественная оценка содержания тестового заданий для компьютерного тестирования / С. В. Окладникова // Изв. ВолгГТУ. - Волгоград : Изд-во ВолгГТУ, 2007. - № 9 (35), вып. 3. - С. 88-90. - (Сер. Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах).

7. Окладникова, С. В. Свидетельство № 2007611447. «Автоматизированная система тестирования для дистанционного обучения на основе алгоритмов адаптивного управления АСТ ДО» / С. В. Окладникова, М. В. Таюшев. - Заявл. 12.02.07 ; зарег. 06.04.07. - М. : Федер. ин-т промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), 2007.

8. Окладникова, С. В. Формирование системы весовых коэффициентов интегрального критерия, оценивающего фактическую сложность формулировок тестовых заданий / С. В. Окладникова // Вестник компьютерных и информационных технологий. - М.: Машиностроение, 2009. - № 6. - С. 46-50.

9. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пос. для вузов / М. Б. Челышкова. - М. : Логос-М, 2002. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.