Научная статья на тему 'Модель компактного транспортного средства “Safecar”'

Модель компактного транспортного средства “Safecar” Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАКТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / ГОРОДСКАЯ ИНДУСТРИЯ / СИСТЕМА УСТОЙЧИВОСТИ / COMPACT VEHICLE / SAFETY / ECOLOGY / URBAN INDUSTRY / SYSTEM STABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Селеменев Дмитрий Алексеевич, Стефанова Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются авторское компактное транспортное средство и его сравнение с аналогами по запасу устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Селеменев Дмитрий Алексеевич, Стефанова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF COMPACT VEHICLES “SAFECAR”

The article describes the author's compact vehicle and provides its comparison with analogues by ‘sustainability’ criterion.

Текст научной работы на тему «Модель компактного транспортного средства “Safecar”»

Инновации в науке № 12 (49). 2015 г

СибАК

www.sibac.info

часто не совпадают с интересами жителей, нарастает разочарование социально-экологическими результатами научно-технического

прогресса [4]. Необходимо менять принципы проектирования, рассматривая территорию города как целостную урбоэкосистему, объединенную единой пространственно-временной функцией, одновременно учась у прежних поколений градостроителей умению находить и сохранять жизнеобеспечивающие территории.

Список литературы:

1. Гордеева Ф.В. Оценка токсичности воды и донных отложений водоемов и почв территории Тюменской области с использованием инфузории Paramecium Caudatum: Автореф. дис. канд. биол. наук. - п. Борок, 2010. - 23 с.

2. Пособие по вопросам изучения загрязненных земель и их санации / Сорокин Н.Д., Королева Е.Б., Лосева Е.В., Осинцева Н.В. - СПб., 2012. -119 с.

3. Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Тетиор. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

4. Экология города: учеб. Пособие / В.В. Денисов и др.; под ред.

В.В. Денисова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 508 с.

5. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. Современные проблемы биосферы. / В.Л. Глазычев. - М.: Изд-во «Наука», 1984. - 178 с.

6. МУ 08-47/152 Почва. Методика выполнения измерений массовых концентраций кадмия, свинца, цинка и меди методом инверсионной вольтамперометрии (взамен МУ 08-47/119). - Томск, 2006. - 63 с.

МОДЕЛЬ КОМПАКТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА “SAFECAR”

Селеменев Дмитрий Алексеевич

студент Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, РФ, г. Самара E-mail: gaz163@mail.ru

Стефанова Ирина Алексеевна

канд. техн. наук, доц. Поволжского государственного университета

телекоммуникаций и информатики, РФ, г. Самара E-mail: aistvt@mail.ru

69

Инновации в науке № 12 (49 2015 г

^СибАК

www.sibac.mfo

MODEL OF COMPACT VEHICLES “SAFECAR”

Dmitry Selemenev

student of Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara

Irina Stefanova

phD (Science), assistant professor of Volga Region State University

of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются авторское компактное транспортное средство и его сравнение с аналогами по запасу устойчивости.

ABSTRACT

The article describes the author's compact vehicle and provides its comparison with analogues by ‘sustainability’ criterion.

Ключевые слова: компактное транспортное средство;

безопасность; экология; городская индустрия; система устойчивости.

Keywords: compact vehicle; safety, ecology; urban industry; system stability.

В наши дни личный автомобиль уже не обеспечивает горожанину необходимую мобильность и скорость передвижения. Бесконечные пробки и поиск места на парковке вынуждают многих выбирать альтернативные способы передвижения. Молодежь все больше предпочитает скутеры, компактные транспортные средства,

велотранспорт.

Из-за загруженности дорог, изобретатели и инженеры стремятся создать максимально компактные, но в то же время удобные транспортные средства (ТС). Специально для этого автором [1] был разработан опытный образец Safecar - небольшое и маневренное транспортное средство для одного, двух или трех человек, в зависимости от комплектации, призванное разгрузить городские дороги. Компактный автомобиль станет королем дороги: он легко просочится в зазор между собратьями по пробке, удобно припаркуется, позволит городу не сносить придорожные дома, чтобы расширить проспекты.

70

Инновации в науке № 12 (49). 2015 г

СибАК

www.sibac.info

На сегодняшний день создано многообразие концептов компактных транспортных средств и изобретений, но, как правило, они не запускаются в серийное производство. И связано это с тем, что у них технологические и эксплуатационные характеристики не соответствуют требованию времени и научному подходу, а также цена на транспортное средство для потребителя остается высокой. Поэтому автор предлагает свое экономичное, экологически чистое, безопасное ТС [1].

В статье рассматривается концепт, претендующий на то, что его основные показатели, такие как безопасность движения, при прохождении поворотов, маневренность, безопасность при столкновениях, простота эксплуатации, низкая себестоимость, экономичность превосходят все предложенные ранее аналогичные транспортные средства, которые были выявлены автором в процессе работы над проектом ТС.

Сравним две схемы существующего и предлагаемого транспортных средств на устойчивость при прохождении поворотов. Существующие транспортные средства имеют четыре колеса, за счет чего достигается его устойчивость. Автор предлагает альтернативный вариант - трехколесную схему, называемую ромбической [2]. Для увеличения устойчивости трехколесной схемы предлагается снабдить ТС дополнительными четырьмя опорными колесами, размещенными по ромбической схеме, приведенной на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема ТС на устойчивость при прохождении поворотов

Эта схема практически совпадает с расчетной схемой традиционного одноколейного ТС типа велосипеда или мотоцикла.

71

Инновации в науке № 12 (49 2015 г

^СибАК

www.sibac.mfo

Исследуем эту схему на устойчивость предлагаемого ТС при прохождении поворота.

Для этого рассмотрим уравнение равновесия центра масс ТС при его повороте [1]:

mV2

R

hg cos(a) = mghg sin(a)

(1)

где: m - масса ТС, V - его скорость движения, Rn0B - радиус поворота, hg - высота центра масс, g - ускорение свободного падения и a - угол поворота ТС.

На рисунке 2 приведена схема равновесия центра масс, при использовании которой, была получена расчетная формула угла крена.

Преобразуя уравнение (1) относительно угла крена, мы получим:

V2 (2)

a = arctg------ v '

Rnoe.g

Из полученного соотношения (2) видно, что устойчивость такого ТС при движении на повороте при задании соответствующего крена не зависит ни от массы, ни, что очень важно, от высоты центра масс, что особенно ценно, т. к. именно высота центра масс является главным отрицательным фактором, влияющим на устойчивость ТС обычной четырехколесной схемы.

Рисунок 2. Схема равновесия центра масс одноколейного ТС при повороте

Расчет по формуле (1) показывает, что при V=30 км/час и радиусе поворота г =15 м, угол поворота составляет а=25°. Для большинства

72

Инновации в науке № 12 (49). 2015 г

ТС характерен данный показатель. Попытаемся его улучшить путем добавления дополнительных боковых буферов, которые путем наклона кузова уменьшат угол поворота до меньших величин, но это не повлияет на скорость поворота.

В принципе все трехколесные и одноколейные Т С без гироскопов стабилизации устойчивости имеют такую же зависимость (2). Для четырех колесных ТС угол наклона кузова ориентировочно 12° ...18°. Получается, что затраты на устойчивость четырехколесного ТС себя не оправдывают.

Для уменьшения затрат на устойчивость ТС автором предлагается схема, которая приводиться на рисунке 3. Исходя из приведенного рисунка 3, был проведен расчет необходимого угла наклона кузова, предлагаемого ТС.

Уравнение моментов (3) относительно точки контакта внешнего колеса буферной системы можно рассчитать по формуле:

€'

f СнбАК

www.sibac.info

(3)

где: mk - масса кузова, тб - масса буфера, V - скорость ТС, R„oe.-радиус поворота, Н - высота ТС, - высота точки опоры колеса бокового буфера, a - угол наклона кузова, B - ширина ТС, Хбал. -ширина поперечной балки, Хкол. - радиус колеса.

73

Рисунок 3. Расчетная схема концепта

Предлагаемая схема ТС работает по принципу двух связанных определенным образом систем: первая система это чистое

одноколейное транспортное средство, имеющее собственную массу порядка 70 % от общей массы ТС, остальные 30 % (15 % - левый буфер +15 % - правый буфер) приходятся на боковую (буферную) систему. Буферная система определяет собственно поперечный размер ТС и представляет собой двухколейную транспортную систему с самоориентирующимися колесами. Как было показано выше (рис. 2), она не несет на себе основную массу ТС, но может дополнительно нагружать первую систему.

Взаимное центрирование двух систем осуществляется за счет горизонтального шарнира (рис. 3, Носев.), причем первая система (в чистом виде одноколейное Т С) совершает наклоны по принципу обратного маятника, где осью является точка контакта колеса

74

Инновации в науке № 12 (49). 2015 г

^ СибДК

www.sibac.info

с дорогой, а помогает этому буферная поддерживающая система имеющая связь в виде тяги с рулевым механизмом обычного ТС. По сути, частью рулевого механизма является передняя вилка с рулем и установленным на нем с определенным выносом шарнир, связанный тягой с буферной системой [2]. Буферная система имеет в своем составе самоустанавливающиеся колеса, которые отклоняются в определенной пропорции от угла наклона кузова и высоты расположения горизонтального шарнира.

Для оценки работоспособности схемы в качестве ТС сделаем некоторые преобразования и упрощения уравнения (3). Введем относительные массы частей ТС. В нашем случае центральная часть 0,7m, буферные - 0,15m, где m-масса ТС равная 7 кг. Приведем моменты от центробежных сил буферной части к единому радиусу поворота. Для сравнения существующего и предлагаемого транспортных средств возьмем одни и те же значения скорости, радиуса поворота и угла наклона. При радиусе поворота ТС 15 м, скорости 30 км/час и угле поворота 25 градусов, получим:

0,7mV2 15

0,76cos(a) + 2

0,15mV2 15

0,275 = 0,7mg(0,76 sin(a) + 1,2 - 0,154) + 0,15mg(1,2+0,09)

или 7,98cos(a) = 7,8388+5,214sin(a) (4)

Условие обеспечения безопасного движения ТС при заданных параметрах имеет вид:

ЪМдестаб <^Мстаб , (5)

Сумма факторов, стабилизирующих устойчивость, больше или равна сумме дестабилизирующих факторов. При решении данного неравенства получим запас по устойчивости ТС.

Подставив в уравнение (4) все необходимые для расчета данные получим (для a=25°) 7,58 < 7,839 + 1,61 или 7,58 < 9,45 запас устойчивости равный (9,45 - 7,58) = 1,87. В таблице 1 приведены результаты расчета запаса устойчивости ТС в зависимости от разных значений его угла наклона.

75

Инновации в науке № 12 (49 2015 г

^СибАК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.sibac.mfo

Таблица 1.

Расчет запаса устойчивости ТС

Расчетные показатели Угол поворота a

25° 12° 10° 5°

Условие безопасности; [кг•м2/c2] 7,58 < 9,45 7,8 < 8,922 7,86 < 8,74 7,95 < 8,29

Запас устойчивости; [кг-м2А2] 1,87 1,122 0,88 0,34

Анализируя расчетные данные табл. 1, можно сделать вывод, что запас ТС по устойчивости с добавлением дополнительных боковых буферов, уменьшают угол поворота ТС до величин порядка a=5°, при котором еще имеется запас его устойчивости.

Приведенный расчет показал, что проектируемое ТС будет обладать параметрами устойчивости и маневренности, превосходящими существующие схемы ТС. По сравнению с обычным ТС мы имеет более комфортабельное ТС по его углу наклона не менее чем в пять раз (25°/5°=5). Этот запас можно использовать для увеличения скорости или уменьшения радиуса поворота.

Список литературы:

1. Сайт для общения творческих людей - [Электронный ресурс]: URL http:// samsud.ru/news/yunyi-uchenyi-iz-samary-predstavit-svoe-.html (27.03.2015).

2. Транспортное средство с четырьмя опорными колесами - [Электронный ресурс]: URL http://www.freepatent.ru/patents/2455188 (10.07.2012).

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.